Научная статья на тему 'Подходы к формированию классификатора видов разрешенного использования в российских мегаполисах'

Подходы к формированию классификатора видов разрешенного использования в российских мегаполисах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ "КАТЕГОРИЯ ЗЕМЕЛЬ" / КАТЕГОРИЯ "РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ" / КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДЕЛЬНЫМ РАЗМЕРАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ПЕРЕДВИЖНОЕ ЖИЛЬЕ / INSTITUTE "CATEGORY OF LAND" / THE CATEGORY OF "PERMITTED USE" CLASSIFICATION OF PERMITTED USE / THE REQUIREMENTS FOR LIMITING THE SIZE OF LAND PLOTS / MOBILE HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кителева Александра Глебовна

Рассмотрены подходы к формированию перечней видов разрешенного использования в крупных городах России. С учетом особенностей российской правоприменительной практики определены перспективы адаптации существующих градостроительных регламентов для жилых зон к новому классификатору, принятому в сентябре 2014 года. Выявлены основные проблемы, возникающие при применении классификатора, и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO FORMATION CLASSIFIER OF PERMITTED USE

The approaches to the formation of lists of permitted use in the large cities of Russia. Given the characteristics of Russian law enforcement identified prospects adaptation of existing town planning regulations for residential areas to a new classifier, adopted in September, 2014. The main problems arising from the application of the classifier, and the ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию классификатора видов разрешенного использования в российских мегаполисах»

 Подходы к формированию классификатора видов разрешенного использования в российских мегаполисах

А.Г. Кителева ассистент кафедры «Государственное управление и история» Пермского национального исследовательского политехнического университета, магистр 2-го года обучения Пермского национального исследовательского политехнического университета (г. Пермь)

Александра Глебовна Кителева, [email protected]

Проблемы совершенствования земельного и градостроительного законодательства являются наиболее актуальными для органов местного самоуправления. С одной стороны, эффективная муниципальная земельная политика будет способствовать росту доходной базы местного бюджета, с другой - принятая в городе концепция градостроительного развития, формируемая генеральным планом и правилами землепользования и застройки, окажет влияние на все сферы социально-экономического развития города. Именно поиск баланса между краткосрочным и долгосрочным экономическим эффектом от использования земельных участков должен стать приоритетной задачей муниципалитетов.

Важной операционной категорией в процессе реализации муниципальной земельной политики является «разрешенное использование земельного участка», интерпретация которого в законодательстве отсутствует, а в научном сообществе неоднозначна.

Так, А.А. Высоковский считал, что категория «разрешенное использование» определяет виды деятельности, которые закреплены в соответствующей статье правил землепользования и застройки применительно к конкретной территориальной зоне и при этом не противоречат иным законодательным, техническим требованиям и сер-витутам [1, с. 68]. Вместе с тем современное законодательство устанавливает виды

разрешенного использования на федеральном уровне, что делает более актуальным определение, предложенное А.П. Анисимо-вым, в котором разрешенное использование земельного участка рассматривается как совокупность параметров и видов допустимого использования полезных свойств земельного участка и расположенных на нем природных ресурсов, а также объектов недвижимости в хозяйственных или потребительских целях в соответствии с регламентом либо в ином порядке, предусмотренном законодательством [2, с. 33].

Определив категориальную значимость понятия, обозначим основные проблемы его правоприменения, которые должны были исчезнуть с принятием нового классификатора видов разрешенного использования.

Многообразие подходов к классификации видов разрешенного использования приводило к разночтениям в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах и, как следствие, к отказу в постановке на кадастровый учет соответствующих земельных участков (см. [3, с. 70]). Практика также выявила разногласия норм Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) и Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4696-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных

участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (далее - Закон № 4696-1). Так, в Законе № 4696-1 установлены виды разрешенного использования для земельных участков без учета требований к предельным размерам таких участков, то есть граждане имеют право на приобретение участка любой площади. Вместе с тем в Законе № 221-ФЗ установлено, что необходимой характеристикой земельного участка является вид разрешенного использования, которому соответствуют предельные параметры, установленные в правилах землепользования и застройки. Таким образом, с гражданско-правовой точки зрения нарушаются права граждан на владение земельным участком большей площади, установленные в Законе № 4696-1 (см. [3, с. 69]) (подробнее см. [3, с. 69]).

Указанные правовые проблемы обусловили необходимость разработки классификатора видов разрешенного использования [11] (далее - Классификатор), утверждаемого федеральными органами исполнительной власти. По мнению А.А. Борисова, Классификатор - это абстрактный реестр видов разрешенного использования, который не привязан ни к территориальным зонам, ни тем более к конкретным земельным участкам [4, с. 97], что приводит к возникновению проблемы толкования его юридической значимости при разработке правил землепользования и застройки (далее также - Правила).

Вместе с тем Правила разрабатываются муниципалитетами в целях создания условий для устойчивого развития территорий, сохранения культурного наследия, обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования [5, ст. 30]. Ограничение свободы муниципалитетов в формировании перечня видов разрешенного использования, а также в решении иных вопросов, связанных

с зонированием, может привести, по мнению Д.А. Ламерта, к потере органами местного самоуправления контроля над формированием налоговой базы муниципального образования [6, с. 109]. Отчасти это является причиной того, что в большей части муниципальных образований правила землепользования и застройки не утверждены, а в отсутствие Правил решение об изменении видов разрешенного использования принимается постановлением главы администрации, что существенно упрощает эту процедуру, сохраняя самостоятельность органов местного самоуправления в распоряжении земельными участками. Таким образом, мнения исследователей расходятся не только в отношении правового статуса Классификатора, но и в отношении необходимости его введения.

Автор настоящей статьи придерживается мнения о том, что вопросы управления недвижимостью должны решаться децентрализовано, и с осторожностью относится к идее единого Классификатора, однако здесь можно согласиться с позицией Е.Л. Мининой [7, с. 66] - при введении в действие подобного документа требуется пересмотреть порядок изменения видов разрешенного использования, в частности, упростить его на определенный срок.

Так, для внесения изменений в перечень условно разрешенных видов использования земельного участка, которые при определенном подходе к формированию их перечня наиболее интересны инвесторам (по такому принципу построены, например, градостроительные регламенты в городе Санкт-Петербурге), требуется проведение публичных слушаний. Но вместе с тем отсутствует требование о получении согласия правообладателя, что может создать возможность для нарушения прав собственников земельного участка.

Каким может быть подход к формированию Классификатора? Этот вопрос, помимо всего прочего, связан с еще одной проблемой, обсуждаемой исследователями, а именно как соотносятся между собой ин-

ституты «категория земель» и «разрешенное использование земельного участка»?

По мнению Е.Л. Мининой [7, с. 66], здесь возможны несколько вариантов:

1) виды разрешенного использования могут стать институтом, применяемым только по отношению к земельным участкам под перспективную застройку;

2) виды разрешенного использования могут служить инструментом уточнения понятия «категория земель», не вступая в явное противоречие с ним;

3) категории земель могут быть заменены видами разрешенного использования.

В этой части автор настоящей статьи согласен с законодателем, который при разработке Классификатора занял позицию сохранения и категорий земель, и видов разрешенного использования. Отметим, что новый Классификатор активно обсуждался как в научном сообществе, так и застройщиками, высказывались и критические замечания.

Соотнесем принципы, заложенные при формировании разделов Классификатора с подходами к формированию перечня видов разрешенного использования, закрепленными в правилах землепользования и застройки крупных российских городов в настоящее время.

По мнению М.В. Бочарова [8], принципами формирования классификатора стали:

1) юридическая значимость, определяемая в зависимости от ограничений оборота земель и некоторых особенностей предоставления земельных участков;

2) значимость раздела Классификатора в налоговом и имущественном значении;

3) соответствие установленным категориям земель;

4) преемственность с ранее используемыми классификаторами;

5) пригодность классификатора для различных целей.

Сквозной нитью через предлагаемые критерии проходит принцип удобства Классификатора для целей расчета налогооблагаемой базы. В частности, в уточнение

второго принципа пояснено, что разграничение разделов основано на различиях ставок налогообложения, принятых льготных режимов, а также на учете особого регулирования по арендным ставкам для некоторых видов деятельности. В комментариях к четвертому и пятому принципам сказано, что основные цели Классификатора - упрощение оценки кадастровой стоимости и ведения кадастрового учета. Но нигде не раскрывается принцип устойчивого развития территорий муниципальных образований, являющийся принципом градостроительного законодательства, лейтмотивом правил землепользования и застройки, о чем мы уже упоминали. Таким образом, ориентация исключительно на совершенствование процесса налогообложения является одним из основных недостатков Классификатора.

Существующие перечни видов разрешенного использования, закрепленные в градостроительных регламентах крупных городов, в большей мере отражают парадигму устойчивого развития, чем предлагаемый Классификатор. Этот тезис четко прослеживается при критическом анализе видов разрешенного использования, установленных для жилых зон.

Так, в большинстве случаев принципом разграничения видов разрешенного использования является не функциональное назначение жилых домов, предлагаемое Классификатором, а этажность зданий в пределах территориальной зоны. Подобный подход реализован в градостроительных регламентах Воронежа, Екатеринбурга, Самары и других крупных городов. Причем в своих перечнях города ориентируется не только на существующую, но и на перспективную застройку. Например, в Правилах землепользования и застройки города Новосибирска указан такой вид разрешенного использования, как «26-50 этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения и автостоянками», хотя подобных жилых домов в городе единицы. Предлагаемая Классификатором категория «многоэтажная жилая застройка» без

ограничения ее верхнего предела фактически не даст муниципалитетам возможность регулировать этажность в пределах одной территориальной зоны и сохранить ориентацию на центр города с мало- и сред-неэтажной застройкой и многоэтажную периферию, как это делается, например, в Ростове-на-Дону.

Другая проблема, возникающая, например, при адаптации к новому Классификатору перечня видов разрешенного использования города Уфы, - невозможность дифференцировать требования о нахождении земельного участка в историческом центре или вне его пределов. Фактически такие виды разрешенного использования, как «многоквартирные дома выше 6-ти этажей за пределами исторической части города», «многоквартирные дома 2-9 этажей в пределах исторической части города», «многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города» сложно отнести к какой-либо из предлагаемых Классификатором категорий.

Не оправдан, с точки зрения автора настоящей статьи, вводимый Классификатором раздел «передвижное жилье». Во-первых, из всего многообразия существующих видов разрешенного использования в этот раздел попадают только кемпинги, во-вторых, это не самый востребованный вид использования 1.

Примечательно, что для всех видов разрешенного использования в Классификаторе установлена возможность строительства линейных объектов, инженерных и защитных сооружений, в то время как в перечнях видов разрешенного использования таких городов, как Ростов-на-Дону, Уфа, Санкт-Петербург, каждый вид инженерного сооружения является отдельным видом разрешенного использования. Подход Классификатора с позиции разграничения прав собственности на подобные объекты непрактичен. По мнению М.В. Бочарова [8],

это упростит структуру градостроительных регламентов правил землепользования и застройки. Однако, на наш взгляд фактическая польза этого нововведения в большей степени заключается в снижении нагрузки органов кадастрового учета по обработке заявлений на смену видов разрешенного использования в связи со строительством линейного объекта.

Следует отдельно рассмотреть вопрос о введении такого вида разрешенного использования, как «садоводство», и соотнести его с видом «малоэтажная жилая застройка». Например, в перечне видов разрешенного использования в Перми вид «садоводство» также подразумевает строительство на участке дачного домика и иных хозяйственных построек без возможности прописки в таких домах, за исключением случаев дачной амнистии. Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации № Д23и-3029 любой садовый участок, на котором находится дачный дом, будет относиться к виду разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка» [12]. Таким образом, режим налогообложения на большинстве дачных участков при адаптации перечней к новому Классификатору изменится, что увеличит налоговую нагрузку на жителей города.

В заключение отметим, что основным недостатком подхода, использованного при разработке нового Классификатора, является ориентация на упрощение налогообложения. Этим недостатком обусловлен и ряд сложностей, которые возникнут при адаптации существующих правил землепользования и застройки к Классификатору, часть из которых выявлена автором настоящей статьи. Диктуемая градостроительным законодательством парадигма устойчивого развития, которая присутствует на уровне идеологии формирования перечней видов разрешенного использования в российских городах, позволяет каждому городу фор-

1 Автором настоящей статьи были проанализированы перечни видов разрешенного использования восьми крупных городов России, однако в связи с ограниченностью объема статьи в ней представлены не все выводы.

мировать перечень, который максимально будет удовлетворять потребностям его социально-экономического развития. Таким образом, для придания Классификатору реальной практической значимости необходимо либо расширить перечень видов разрешенного использования, руководствуясь практикой российских мегаполисов, либо более четко определить особенности его правоприменения в некоторых случаях. Положения проекта изменений в Классификатор, пока не утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации, свидетельствуют о намерениях органов власти пойти по первому пути, то есть уточнить и расширить предлагаемый перечень видов разрешенного использования.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Высоковский А. А. Правила землепользования и застройки: руководство по разработке. Опыт введения правового зонирования в Кыргызстане. Бишкек : Ега-Басма, 2005.

2. Анисимов А. П. Разрешенное использование земельных участков: вопросы теории // Гражданское право. 2006. № 4.

3. Федоренко Ю. В. Разрешенное использование земельного участка: понятие, содержание, проблемы // Сибирский юридический вестник. 2010. № 4 (51).

4. Борисов А. А. Новеллы градостроительного зонирования // Журнал российского права. 2011. 7 (175).

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации. М. : Проспект, КноРус, 2014.

6. Ламерт Д. А. Почему муниципалитеты

неохотно осуществляют разработку Правил землепользования и застройки // ИнтерЭкспо Гео-Сибирь. 2012. № 1. Т. 3.

7. Минина Е. Л. Разрешенное использование земельных участков: вопросы установления и изменения // Журнал российского права. 2012. № 1.

8. О классификаторе видов разрешенного использования земельных участков / Интервью с заместителем директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации М.В. Бочаровым. и^: http://www. gisa.ru/107016.html

9. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства : Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4696-1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июня 2015 года № Д23и-3029. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.