Научная статья на тему 'Подготовка студентов к формированию социальной ответственности у школьников'

Подготовка студентов к формированию социальной ответственности у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО СТУДЕНТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Олеся Алексеевна

В данной статье рассматривается проблема подготовки студентов к формированию социальной ответственности у школьников. Отмечается, что формирование социальной ответственности в школьном возрасте существенно зависит от готовности и компетентности педагога. У студентов первого-второго курсов подготовка осуществляется, прежде всего, в процессе воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к формированию социальной ответственности у школьников»

УДК 378+37.0+316.7

Лаврентьева Олеся Алексеевна

Аспирант кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУВПО «НГПУ», loa23@mail.ru, Новосибирск

подготовка студентов к формированию социальной ответственности у школьников*

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема подготовки студентов к формированию социальной ответственности у школьников. Отмечается, что формирование социальной ответственности в школьном возрасте существенно зависит от готовности и компетентности педагога. У студентов первого-второго курсов подготовка осуществляется, прежде всего, в процессе воспитательной деятельности.

Ключевые слова: социальная ответственность, профессиональная готовность, компетентность, воспитательная деятельность со студентами.

Lavrentieva Olesya Alekseevna

Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of the Institute of History, Humanities and Social Education at the Novosibirsk state Pedagogical university, loa23@mail.ru, Novosibirsk

preparing students for social responsibility students**

Abstract. This article discusses the problem of training students for social responsibility in students. It is noted that the formation of social responsibility at school significantly depends on the readiness and competence of the teacher. The students of the first or second courses training is carried out primarily in the process of educational activity/

Keywords: social responsibility, professional readiness, competence, educational activities with students.

В связи с переходом школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усилением внимания к воспитанию подрастающего поколения перед педагогическим сообществом ставится задача формирования у современных учащихся общественной активности и социальной зрелости. Фундаментальной основой развития данных социально значимых качеств выступает ответственность личности. Ответственность обеспечивает уважения к человеку, способствует его карьерному росту, позволяет устанавливать партнерские взаимоотношения. Ответственность дает уверенность в себе и своих силах, повышает самооценку и самоуважение, повышает возможности для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией.

Особую значимость ответственность приобретает тогда, когда она охватывает не только интересы самого человека, но и интересы других людей, т.е. социальная ответственность - качество личности, включающее в себя осознанное отношение к своим решениям, действиям и поступкам и глубокую уверенность в том, что эти решения, действия и поступки принесут пользу себе и другим людям [4]. Формирование социальной ответственности в школьном возрасте существенно зависит от готовности и компетентности педагога к данному виду деятельности.

По мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Кан-дыбович, состояние готовности имеет сложную динамическую структуру и включает следующие компоненты: мотивационный (отношение, интерес к предмету, а также

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 13-06-00078а.

** This article was prepared with the support of the Russian humanitarian science Foundation, project No. 13-06-00078a.

другие устойчивые мотивы); ориентацион-ный (знания и представления об особенностях будущей специальности); операционный (знания, умения, навыки, владение процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения); волевой (самоконтроль, умение управлять собственными действиями); оценочный (самооценка своей подготовленности).

По определению О. В. Царьковой готовность - интегральное качество личности, которое характеризуется определенным уровнем ее развития и определяет возможность личности участвовать в каком-либо процессе; это умение мобилизовать необходимые физические и психологические ресурсы для реализации деятельности. Готовность выступает в форме психического, активно-действенного состояния личности, как сложное ее качество, система интегрированных свойств [7]. Одновременно личностная готовность - это регулятор деятельности, условие ее эффективности.

Педагогическая готовность представляет собой особое профессиональное состояние, которое предусматривает наличие мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии (В. А. Сласте-нин). Готовность педагога к формированию социальной ответственности у школьников обеспечивается единством профессионального, гражданского и личностного характера [8]. Только социально ответственный педагог, сочетающий в себе высокую гражданскую позицию и личностную ответственность, способен вовлечь ребенка в ситуацию социальной ответственности.

Как отмечают ученые и практики, сложность современной школы требует не просто готовности, а способности (компетентности) педагогов формировать социальную ответственность школьников. В. А. Сластенин, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др. определяют компетентность как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению [2]. По их мнению, компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям; она рассматривается как возможность установления связей между знаниями и ситуацией. Компетентность

формирования социальной ответственности, следовательно, представляет собой способность педагога обогащать опыт социальной ответственности школьников.

Достичь высокой степени вовлеченности школьников в разнообразные ситуации социальной ответственности и расширить у них опыт социально ответственного поведения педагог может при условии, если он уже на студенческой скамье развивает способности и осваивает компетентности по формирования социальной ответственности. Процесс развития способностей и усвоения компе-тентностей студентов по формированию социальной ответственности у школьников состоит из следующих составляющих:

- мотивирование студентов к необходимости целенаправленной деятельности по формированию у школьников социальной ответственности;

- погружение студентов в познания сущности, функций и основных закономерностей социальной ответственности;

- тренировка у студентов навыков и технологий вовлечения детей в ситуации социальной ответственности и накопления опыта социально ответственного поведения;

- осуществление профессиональных проб по формированию социальной ответственности у школьников в процессе производственных и педагогических практик;

- оценка студентами собственного уровня готовности и компетентности по формированию социальной ответственности у школьников;

- организация рефлексивной деятельности по реализации профессиональных проб, авторских студенческих программ, школьных мероприятий, направленных на формирование социальной ответственности школьников;

- создание образовательных ситуаций, при которых студентам необходимо проявить собственную готовность и способность к социально ответственному поведению.

Сферами развития готовности и компетентности студентов формировать социальную ответственность у школьников, выступают: учеба, воспитательная работа, общественная деятельность. Обучение становится сферой развития у студентов готовности и компетентности формировать социальную ответственность у школьников, если

в основные дисциплины психолого-педагогического цикла вводятся разделы, посвященные изучению процессов становления и развития личностной и социальной ответственности; разрабатываются спецкурсы (напр.: «Режиссура ответственного поведения», «Методика и технология развития социальной ответственности»); используются интерактивные формы практических занятий (имитационные игры, тренинги, кейс-технологии, разработка социальных проектов и т.п.).

Несмотря на то, что ведущее значение в вузе в развитии готовности студентов к работе с детьми в вузе уделяется когнитивному компоненту, без включения студентов в активную общественную и воспитательную деятельность добиться высоких результатов непросто. Воспитательная сфера развития готовности формировать у детей социальную ответственность должна быть специальным образом организована и иметь достаточно широкий диапазон. К таким условиям организации воспитательной деятельности со студентами следует отнести: ответственность за сохранение и развитие студенческих традиций; совместная деятельность в студенческо-преподавательских сообществах [3], организующих и изучающих практику ответственного поведения; формирования опыта решений профессиональных и личностных проблем, требующих усилий в социально ответственном поведении.

Сфера общественной деятельности представляет собой внешнюю площадку социально ответственного поведения студентов. Она организуется по средствам таких форм, как: волонтёрство, социальное проектирование, проведение акций в защиту детства, организация сборов активов школьного самоуправления, проведение для школьников мастер-классов, творческих площадок, дискуссий, направленных на понимание важности социальной ответственности в современном мире. Воспитательная площадка вуза представляет собой, по мнению Н. Н. Киселева и Н. П. Аникеевой «неформальное образование» студентов [1, с. 93-97].

Стратегией вовлечения студентов в воспитательное пространство вуза и общественную деятельность выступает социальное воспитание. Подчеркивая эту теоретическую мысль, Т. А. Ромм утверждает, что вуз

является воспитательной организацией, которая разрабатывает специфические в отличие от других видов воспитания (семейного, религиозного) цели и задачи, обеспечивающие освоение социальных компетенций, необходимых человеку для жизни в обществе [5, с. 23]. Среди таких компетенций присутствует компетенция социально-ответственного поведения.

В качестве критериев сформированно-сти у студентов готовности и способности вести работу по социально ответственному поведению у детей, можно выделить: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. К допустимому уровню готовности относятся те студенты, у которых ценностно-мотиваци-онный компонент сформирован нормативно; они обладают минимальной базой знаний о педагогической сущности и функциях ответственности; не переживают неудачи в нарушении собственного социально ответственного поведения и безответственного поведения других; ситуативно проявляют социально ответственное поведение и не требуют обязательного соблюдения социальной ответственности у детей.

Смысло-ориентированного уровня готовности к формированию у детей социальной ответственности достигают те студенты, которые признают в качестве приоритета личности ценность ответственного поведения; имеют когнитивно-праксиологический характер знаний об ответственности; эмоционально переживают ситуации безответственного поведения; целенаправленно контролируют свое поведение и поведение детей.

На инициативно-рефлексивный уровень поднимаются те студенты, для которых социальная ответственность является смыс-лообразующей ценностью жизнедеятельности; знания систематизированы; обострено чувство ответственности; проявляют креативность в разрешении ситуаций ответственного поведения и творчески организуют социальное поведение школьников.

В течение двух лет (2011-2013) со студентами ИИГСО НГПУ (психолого-педагогическое направление, профиль «Психология и социальная педагогика») проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию готовности у будущих социаль-

ных педагогов к работе по социально ответственному поведению школьников. На диагностическом этапе с помощью стандартизированного анкетирования были получены следующие результаты.

Первый уровень обнаружился у 52% студентов 1 курса. Это объясняется тем, что у них еще не произошла переориентация с личностной на профессиональную ответственность; у них недостаточно опыта проявления социально ответственного профессионального поведении; они редко находились в ситуации ответственности за других людей; не имели опыта рефлексии социально ответственного поведения. У 34% выявился смысло-ориентирован-ный уровень. Данные студенты имели опыт участия в социальных акциях, выполняли поручения в школе и классе, но не имели оценок со стороны других людей о качестве проявления социальной ответственности. У 18% студентов проявился творческо-реф-лексивныйуровень.Студенты данногоуровня участвовали в общественных организаторах и были лидерами в классе, принимали участие в публичных социальных акциях и проектах.

Со студентами 1 курса работа велась в сфере воспитательной деятельности. Уже во время адаптационного сбора, который является традиционным для студентов нашего института, студенты ставились в ситуации социально ответственного поведения: создавались инициативные группы, отвечающие за творческую визитку своего отряда; с помощью психологических упражнений на доверие и веревочного курса проверялась степень ответственности за других; была поддержана инициатива по создания редколлегии студенческой газеты и т.д.

В течение всего учебного года проводилось донорские акции, праздники для детей из детских домов, городские мероприятия, где студенты являлись волонтерами-организаторами, вожатский клуб и т.д. Особое место занимала еженедельная непрерывная педагогическая практика во втором семестре 1 курса. Во время таких практик студенты у школьного социального педагога разрабатывали профилактические стенды для учащихся, вместе с учащимися оформляли на территории школы площадку по безопасности дорожного движения; оказывали содей-

ствие в организации социальных акций. Все это позволяло не только узнавать, что такое ответственность, проявлять ее на практике в воспитательном пространстве вуза и школы.

На втором курсе при развитии готовности к формированию ответственности у школьников было акцентировано внимание на подготовку к летней педагогической практике. Для того чтобы студенты могли организовать деятельность детей в лагере, они «проигрывали» основные формы работы в процессе воспитательной деятельности в вузе; студенты готовили творческое начало ежегодных «Открытых студенческих педагогических чтений»; отвечали за дни открытых дверей для школьников; участвовали в благотворительных акциях Фонда Володи Женова.

Итак, на первых двух курсах формирование готовности студентов к профессионально ответственному поведению и развитию знаний и умений, направленных на развитие социальной ответственности у школьников, происходило в процессе воспитательной деятельности. На третьем-чет-вертом курсах главное внимание будет уделено профессиональной рефлексии социально ответственного поведения человека. Она будет осуществляться на курсах по выбору и в процессе анализа микроисследований, которые студенты обязаны проводить во время профессиональных педагогических практик.

Резюмируя теоретические положения и первичные результаты опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что формированию готовности студентов к профессиональной деятельности по развитию социальной ответственности у школьников может быть обеспечено организацией воспитательной работы в вузе.

Библиографический список

1. Аникеева Н. П., Киселев Н. Н. Неформальное образование в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. - С. 93-97.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

3. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции // Сибирский педагогический журнал. -2014. - №2. - С. 28-32.

4. Лаврентьева О. А. Воспитательный потенциал тьюторского сопровождения магистрантов // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№6. - С.171-174.

5. Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2009. - № 14. - С. 17-26.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс] URL: http://eidos.ru/joumal/2002/0423.htm (дата обращения 15.08.2014).

7. Царькова О. В. Теоретический анализ по-

нятия «профессиональная готовность» // Журнал «Социосфера». - 2011. - №4. - С. 24-29.

8. Щелина Т. Т. Социально-педагогическое обеспечение личностного и профессионального развития студентов// Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные проблемы: материалы меж-дунар. науч. конф. - Москва: Нестор-История, 2014. - С. 113 - 127.

9. Driver R., Bell B. Students thinking and the learning of science: A constructivist view // Science in science education. - Vol.13. - P. 445 - as quot. in:Kreitzberg P. Op. cit., 2003.

10. Matlin M. W. Psichology. Second. Florida, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.