Научная статья на тему 'Изучение проблемы гражданской ответственности студентов вузов как фактора становления личности будущего специалиста'

Изучение проблемы гражданской ответственности студентов вузов как фактора становления личности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / SELF-REGULATION / SOCIALIZATION / CIVIC RESPONSIBILITY / SOCIAL ACTIVITY / PROFESSIONAL FORMATION / PERSONAL PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Анна Григорьевна, Бубнова Ирина Сергеевна

В современных условиях особую значимость приобретает формирование оптимальных условий для реализации социально-политического и культурного потенциала молодежи. Обеспечение личностного и профессионального роста, социальной активности должны стать целью личностно ориентированного обучения в системе высшего образования. Подготовка социально активного специалиста требует формирования гражданской ответственности студентов, поскольку от этого зависит освоение ценностей и идеалов, освоение социальных ролей, развитие эффективных форм поведения. В статье представлены результаты проведенного социально-психологического исследования по изучению социальной активности и гражданской ответственности студентов. Обосновывается необходимость решения проблемы построения такой модели учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности развития гражданской ответственности как важнейшего фактора становления личности профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Терещенко Анна Григорьевна, Бубнова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PROBLEM OF UNIVERSITY STUDENTS’ CIVIC RESPONSIBILITY AS A FACTOR OF FUTURE SPECIALISTS’ PERSONALITY FORMATION

In the modern situation it is extremely important to create optimal conditions for realization of social, political and cultural potential of young people. Ensuring personal and professional development and social activity should become the purpose of personality-oriented learning in the system of higher education. Training socially active specialists requires forming students’ civic responsibility since it has influence on mastering values, ideals and social roles and development of efficient forms of behavior. The article offers the results of a social and psychological research on students’ social activity and civic responsibility. The author substantiates the necessity of working out a model of education process which would take into account peculiarities and patterns of developing civic responsibility as an extremely important factor of professional’s personality formation.

Текст научной работы на тему «Изучение проблемы гражданской ответственности студентов вузов как фактора становления личности будущего специалиста»

УДК 159.9

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ФАКТОРА СТАНОВЛЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

А.Г. Терещенко, И.С. Бубнова

Аннотация. В современных условиях особую значимость приобретает формирование оптимальных условий для реализации социально-политического и культурного потенциала молодежи. Обеспечение личностного и профессионального роста, социальной активности должны стать целью личностно ориентированного обучения в системе высшего образования. Подготовка социально активного специалиста требует формирования гражданской ответственности студентов, поскольку от этого зависит освоение ценностей и идеалов, освоение социальных ролей, развитие эффективных форм поведения.

В статье представлены результаты проведенного социально-психологического исследования по изучению социальной активности и гражданской ответственности студентов. Обосновывается необходимость решения проблемы построения такой модели учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности развития гражданской ответственности как важнейшего фактора становления личности профессионала.

Ключевые слова: саморегуляция, социализация, гражданская ответственность, социальная активность, профессиональное становление, профессионализм личности.

THE STUDY OF THE PROBLEM OF UNIVERSITY

STUDENTS' CIVIC RESPONSIBILITY AS A FACTOR

OF FUTURE SPECIALISTS' PERSONALITY FORMATION

А. Tereshchenko, I. Bubnova

Abstract. In the modern situation it is extremely important to create optimal conditions for realization of social, political and cultural potential of young people. Ensuring personal and professional development and social activity should become the purpose of personality-oriented learning in the system of higher education. Training socially active specialists requires forming students' civic responsibility since it has influence on mastering values, ideals and social roles and development of efficient forms of behavior.

The article offers the results of a social and psychological research on students' social activity and civic responsibility. The author substantiates the necessity of working out a model of education process which would take into account peculiarities and patterns of developing civic responsibility as an extremely important factor of professional's personality formation.

Keywords: self-regulation, socialization, civic responsibility, social activity, professional formation, personal professionalism.

Современное образование ориентировано на становление личности и выполняет важнейшие функции профессионализации и социализации человека. Современное образование - это не только процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, но и необходимое условие для подготовки молодого человека к жизни.

В вузах молодые люди проходят важнейший этап социализации, в ходе которого происходит осознание общественно-значимых ценностей, формирование нравственного самосознания и ценностного отношения к собственной жизни, ориентация на культурные ценности, обычаи и традиции своего народа, формирование общечеловеческих ценностей. В процессе приобретения знаний и навыков происходит становление личностных качеств. Отношение к учебе, ее мотивация, успешность являются важнейшими показателями социальной зрелости личности.

Кризисное состояние общества привело к появлению в среде молодежи юношей и девушек с потребительской психологией, кризису их нравственных идеалов, бездуховности, появлению в данной среде лиц с девиантным поведением. Исследователи отмечают следующие особенности современной молодежи: индивидуализм, склонность к риску, престиж работы в негосударственных, коммерческих учреждениях, рыночный карьеризм, доминирование материальных ценностей, профессиональный статус, качественное образование, материальное благополучие [1;2;4].

Проблеме формирования гражданской ответственности молодежи посвящены исследования ряда психологов, социологов, педагогов [1;3;5]. Особенно возрастает актуальность этой проблемы в условиях нестабильности социально-экономических и

политических отношений в нашей стране; наметившихся в молодежной среде различных негативных тенденций. Средства массовой информации зачастую негативно воздействуют на психику молодого человека, пропагандируя индивидуализм, призывая жить только сегодняшним днем, используя любые средства для достижения своих целей.

Понятие «гражданская ответственность» включает в себя такую характеристику личности, которая отражает гражданскую, патриотическую позицию человека, его ценностные ориентации, политическую активность, направленную на

усовершенствование развития своей страны, сопричастность с судьбой своей Родины. Исследователи выделяют следующие компоненты гражданской ответственности: политическая и правовая компетентность, нравственные качества специалиста, социальная активность, сформированность ценностных ориентаций [2].

В данной статье приведены результаты, полученные в ходе изучения особенностей формирования гражданской ответственности и уровня социальной активности студентов. Настоящее исследование было проведено на базе Иркутского института (ф) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА МЮ РФ); обследованием было охвачено 260 человек.

Основными методами исследования были: анкетирование; методика диагностики личности на мотивацию успеха Т. Элерса; методика диагностики социально -психологической

адаптации К. Роджерса и Р. Даймона (ДПА); опросник «Изучение уровня удовлетворенности различными сторонами жизни и деятельности»; опросник «Изучение общественной активности»; методы математической статистики.

В результате опроса были получены следующие данные. В целом, большинство респондентов удовлетворены личной жизнью. Удовлетворены реализацией своих жизненных планов 21% опрошенных; не

удовлетворены - 34% (на старших курсах) и 23% (на младших курсах). В результате проведенного нами опроса 56% студентов не довольны политической обстановкой;

72% - экономической ситуацией; 78% - своим материальным положением; 87% - готовы защищать свою страну правовыми средствами; 65% - не намерены покидать страну; 62% считают, что «главное в жизни - это друзья»; 47% считают, что «счастье - в деньгах».

Анализ данных о преобладающих мировоззренческих установках респондентов

показал, что большинство из них в качестве основных движущих мотивов видят «желание устроить личное, семейное счастье» и «добиться высокой материальной обеспеченности». Значительная часть опрошенных студентов считают значимыми «желание завоевать уважение и любовь у окружающих» и «стремление работать творчески, интерес к работе», то есть наблюдается стремление испытуемых к удовлетворению не только личных, но и социальных потребностей.

По данным опроса наметились следующие тенденции. Только 24% студентов считают значимым мотив «чувство долга». Респонденты считают важным мотивационным фактором «честолюбие, карьеризм», «стремление работать творчески». Исходя из этого, можно предположить наличие у студентов явно выраженных прагматических тенденций.

На вопрос: «Что вы считаете главным для счастья?» подавляющее большинство респондентов отметили: «устроенность личной жизни»; «хорошие отношения в семье»; «возможность проявить свои лучшие личностные качества»; «материальную обеспеченность». Большинство респондентов не рассматривают в качестве значимого для счастья такой фактор как «возможность весело и беззаботно проводить свободное время».

У молодых людей был отмечен оптимизм в отношении надежд на осуществление жизненных планов. По данным опроса значительная часть студентов (93%) ориентирована на то, что в современных условиях необходимо получать высшее образование.

На вопрос об эмоциональном настрое респондентов незначительно выражены негативные эмоции: сомнение,

неудовлетворенность, страх, тревога, обида, вызванная ощущением несправедливости, усталость, неуверенность. В большей степени выражены такие эмоции, как надежды на перемены к лучшему, свобода, раскованность. То есть у значительной части молодых людей взгляды оптимистичны, хотя мало кто из опрошенных отметил наличие у себя проявление «ощущения счастья», «полноты жизни», «спокойствия», «независимости».

В ответе на вопрос: «От кого зависит улучшение Вашей жизни?», большинство респондентов отметили, что это зависит только от самого себя.

Данные по методике диагностики социально-психологической адаптации (ДПА) показали, что большинство респондентов в достаточной степени психологически адаптированы к

существующим условиям, принимают их такими, какие они есть, готовы и дальше в этих условиях существовать (хотя на субъективном уровне могут это отрицать).

По показателям «Принятие себя», «Принятие других», «Интернальность» значимых различий также не выявляется. Это указывает на то, что в большинстве своем молодые люди достаточно позитивно воспринимают себя, свои способности, качества, действия, способны адекватно и позитивно воспринимать других, готовы брать на себя ответственность, отвечать за свои поступки, то есть действовать адекватно в различных ситуациях и при взаимодействии с разными людьми.

Показатель «Стремление к доминированию» выражен довольно ярко у большинства респондентов. Это указывает на наличие большей амбициозности, карьерных ориентаций у опрошенных студентов.

Показатель «Эмоциональная комфортность» выражен в несколько меньшей степени. Это указывает на то, что для молодых людей характерен широкий диапазон эмоциональных переживаний и эскапизм (бегство от проблем).

Следует отметить, что за последние несколько лет возросла социальная и политическая активность молодежи. Наметилась положительная тенденция: в студенческой среде политическое участие стало принимать все более высокоразвитые и активные формы. Молодежь довольно активно участвует особенно в политических предвыборных кампаниях. Подростки и молодые люди не только стали обращать внимание на сферу политической жизни, но и принимать активное участие как в единичных политических акциях, так и в постоянной работе политических движений и организаций.

Специалисты по предвыборным

технологиям широко используют техники влияния на молодежь и, соответственно, пытаются задействовать механизмы

политической социализации. Ярким примером могут быть акции, организованные некоторыми общественными деятелями. С одной стороны, подростков «вслепую» используют для провокационных действий, а, с другой стороны, участвуя в подобных акциях, подростки в доступной форме получают информацию о политическом устройстве страны, об оппозиции, о разделении ветвей власти, о политических партиях и течениях, о политических интригах и другую информацию, необходимую для социализации.

Избирательные кампании стали фактором, влияющим на формирование социальной

активности человека. Однако, итогом воздействия деструктивных технологий нередко становятся разочарование и утрата доверия политическим и властным институтам; нарастает уровень социальной апатии и пессимизма; поднимается уровень тревожности, ригидности и защитной агрессии, что подтверждено проведенными нами экспериментальными исследованиями и опросами.

В настоящее время значительно вырос интерес к политической жизни нашей страны. Исследователи проводят множество опросов, направленных на изучение электорального поведения накануне очередных президентских выборов. Однако мало внимания уделяется анализу и интерпретации полученных данных.

Отсутствие глубокого анализа не позволяет понять психологические детерминанты социально-политической активности молодежи и выделить факторы, определяющие эту активность. Вот почему эти предпосылки побудили нас к разработке схемы проведения глубокого аналитического исследования и его реализации на территории Иркутской области.

Корреляционный анализ между социально-демографическими характеристиками

респондентов и параметрами социально-политической активности дал следующие результаты [5].

Фактор «возраст» оказывает влияние на такие параметры, как «осведомленность в области политического устройства России»; «осведомленность в сфере основных политических событий, происходящих в стране»; «личная потребность опрошенных в знаниях в области политики»; «интерес к политической информации, публикуемой в СМИ». Полученные данные показывают, что студенты старших курсов лучше осведомлены в области политического устройства страны, в происходящих политических процессах в стране; выше также интерес к политической информации.

Фактор «образование» положительно коррелирует с такими параметрами как «вовлеченность респондентов в деятельность общественных или политических организаций», «потребность в участии в таких организациях»; «субъективное мнение респондентов

относительно степени политической активности молодежи», «уровень личной активности опрошенных».

Полученные данные показали, что с ростом образовательного уровня растут и осведомленность, и вовлеченность, и потребность в участии в деятельности

общественных объединений, потребность в знаниях политического характера.

Полученные данные позволили выявить взаимосвязи по следующим параметрам. Параметр «структура распределения свободного времени респондентов» не имеет никаких корреляционных взаимозависимостей с параметрами социально-политической

активности.

Параметр «вовлеченность респондентов в деятельность общественных или политических организаций» показывает, что уровень вовлеченности зависит от осведомленности, от уровня общей активности респондентов. С повышением вовлеченности растет и уровень уверенности опрошенных, и потребность обладать такими знаниями.

Параметр «уровень общей активности» связан с параметрами социально-политической активности и характеризует личную активность респондента: лица с высокой активностью имеют очень широкое и разнообразное социальное поле, стремятся вобрать в свое социальное пространство как можно больше элементов, позволяющих расширять знания и контакты в любой из областей человеческой деятельности, в том числе и политической.

Параметр «осведомленность в области политического устройства России» зависит от общей активности, уровня знаний, влияет на электоральное поведение.

Параметр «осведомленность в сфере основных политических событий страны» зависит от общей активности, общей осведомленности и наличия специальных знаний.

Параметр «структура интереса к политической информации, публикуемой в СМИ», позволяет констатировать, что молодые люди с низкой общей активностью не имеют сформированной доминанты на пополнение знаний в области политики.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

- такие социально-демографические характеристики как образовательный ценз и возраст оказывают существенное влияние на структуру социально-политической активности субъектов; большинство выделенных нами параметров социально-политической активности взаимосвязаны и взаимозависят друг от друга;

- наибольшее влияние на уровень социальной и политической активности оказывает фактор общей личной активности субъекта;

- уровень политических знаний, приобретенных в школьные и студенческие годы, является стимулятором дальнейшего повышения уровня осведомленности их в этой области;

- уровень социально-политической активности связан со структурой электорального поведения и зависит от нее.

Механизм формирования политической культуры (политического сознания) сложен, он включает в себя механизмы освоения знаний о политике и механизмы регуляции политического поведения, механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и государства.

Социально-политическая апатия,

распространенная в молодежной среде, является прямым следствием несформированности в структуре личности ценностно-смысловых ориентаций и отсутствием политического сознания. В связи с этим необходима срочная реанимация общественных институтов, ответственных за повышение уровня социальной вовлеченности молодежи и подростков и создание программ полноценной грамотной социализации (в том числе и политической).

Результаты исследований свидетельствуют о склонности молодежи к участию в разовых формах активности, носящих характер акций.

Выявленные в ходе исследования факторы, влияющие на социально-политическую активность молодежи, должны обязательно учитываться при разработке программ формирования гражданского самосознания студентов.

Воспитание гражданской ответственности является важным условием становления личности профессионала, предполагает формирование следующих морально-психологических качеств личности: активной гражданской позиции, высокого уровня самосознания, внутренней убежденности, умения отстаивать свою точку зрения, уважительно и толерантно относиться к другим. Кроме этого необходимы такие профессиональные умения, как

самостоятельность при принятии решений, возможность прогнозировать последствия, ориентироваться в изменяющихся условиях. Все это требует построения такой модели учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности развития гражданской ответственности как важнейшего фактора становления личности профессионала.

Литература:

1. Бубнова И.С. К вопросу о социально-педагогической виктимности современных подростков / И.С. Бубнова // ГлаголЪ правосудия. -Иркутск. - 2016. - № 2(12). - С. 21-27.

2. Костко Н.А. Опыт исследования социальной активности молодежных общественных объединений и молодежных сообществ / Н.А. Костко. - Тюмень: Печатник. - 2012. - 167 с.

3. Лисовский В.Г, Дмитриев А.В. Личность студента / В.Г. Лисовский, А.В. Дмитриев. - Л.: ЛГУ,

1975. - 159 с.

4. Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности / В.П. Прядеин. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. - 291 с.

5. Терещенко А.Г. Особенности адаптации студентов-юристов к учебно-воспитательному процессу вуза / А.Г. Терещенко // Пролог: журнал о праве. - Иркутск: РПА МЮ РФ. - 2014. - Т. 2. - № 3. -С. 41-50.

Сведения об авторах:

Терещенко Анна Григорьевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Иркутский институт (ф) ВГУЮ (РПА Министерства юстиции РФ), e-mail: 79025119540@yandex.ru

Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», email: irinaz-bubnova@yandex.ru

Data about the authors:

А. Tereshchenko (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk Institute (f) UGUU (RPA of the Ministry of justice of the Russian Federation), e-mail: 79025119540@yandex.ru

I. Bubnova (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk State University, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.