Научная статья на тему 'Подготовка студенческих команд в педагогическом вузе к участию в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах'

Подготовка студенческих команд в педагогическом вузе к участию в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / олимпиада / проектное обучение / distance teaching / olympiad / project teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ольга Николаевна

В статье рассматривается вопрос о подготовке студенческих команд к участию в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах. Применение дистанционных олимпиад помогает студентам педагогического вуза ориентироваться в информационном пространстве, усваивать новые виды деятельности, развивать коммуникативные способности, осваивать активные методы обучения учит действовать, исходя из опыта при решении профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participating in the distance Olympiads helps students of pedagogical HEIs to find orientations in the information space, to master new forms of activities, to develop communicative skills, to mastered active methods of teaching, to act on the basis of experience while solving professional problems. The issue of training student teams for participating in distance professionally oriented Olympiads is regarded.

Текст научной работы на тему «Подготовка студенческих команд в педагогическом вузе к участию в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах»

О. Н. Макарова

ПОДГОТОВКА СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ К УЧАСТИЮ В ДИСТАНЦИОННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОЛИМПИАДАХ

В статье рассматривается вопрос о подготовке студенческих команд к участию в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах. Применение дистанционных олимпиад помогает студентам педагогического вуза ориентироваться в информационном пространстве, усваивать новые виды деятельности, развивать коммуникативные способности, осваивать активные методы обучения; учит действовать, исходя из опыта при решении профессиональных задач.

Ключевые слова: дистанционное обучение, олимпиада, проектное обучение.

O. Makarova

TRAINING STUDENT TEAMS AT PEDAGOGICAL HEIS FOR PARTICIPATING IN THE DISTANCE PROFESSIONALLY-ORIENTED OLYMPIADS

Participating in the distance olympiads helps students of pedagogical HEIs to find orientations in the information space, to master new forms of activities, to develop communicative skills, to mastered active methods of teaching, to act on the basis of experience while solving professional problems. The issue of training student teams for participating in distance professionally oriented Olympiads is regarded.

Keywords: distance teaching, olympiad, project teaching.

Информатизация образования обеспечивает условия для развития новых форм получения образования. Задачей педагогического вуза становится подготовка специалиста, отвечающего требованиям, которые предъявляет общество к уровню конкурентоспособности выпускников. В условиях смены парадигм образования идет интенсивный поиск новых подходов к разработке гибкой, доступной системы образования, учитывающей индивидуальные потребности человека, к построению учебно-исследовательского процесса в вузе. В свя-

зи с этим мы обращаем внимание на дистанционное образование.

Вопросами теории и практики дистанционного обучения занимаются отечественные ученые: А. А. Андреев, М. Ю. Бу-харкина, А. Ж. Жафяров, И. Г. Захарова, И. М. Ибрагимов, А. А. Кузнецова, Е. С. По-лат, А. В. Хуторской и другие. Дистанционное образование включает не только проведение телеконференций, веб-семинаров, дистанционных уроков, но и дистанционных олимпиад и конкурсов, которые сегодня активно проводятся для студентов

[1, 2 и др.]. Основными особенностями этих олимпиад являются исключительно дистанционный формат участия и активное использование мультимедиа на протяжении соревнования. Олимпиады обычно включают в себя последовательные этапы и длятся несколько месяцев. Задания в дистанционных олимпиадах открытые, без заранее известных ответов. Для выполнения заданий требуется проявить индивидуальность. Жюри оценивает оригинальность, аргументированность, глубину гипотез.

Важность изучения вопросов, связанных с организацией дистанционных олимпиад, подтверждает противоречие, вызванное необходимостью использования дистанционных олимпиад в условиях внедрения в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий и недостаточной обоснованностью организационно-педагогических условий успешности участия студенческих команд в дистанционных олимпиадах.

Особое значение имеет участие в профессионально-ориентированных олимпиадах студентов педагогических вузов, поскольку оно является частью их профессиональной подготовки. Профессионально-ориентированные олимпиады играют роль интегративного средства подготовки студента к профессиональной деятельности, так как выявляют и формируют личностные качества, обобщают знания, опыт, развивают способность мобильно адаптироваться в новой среде, создают условия для развития коммуникативных навыков, способствуют формированию критического мышления. Современный учитель должен быть готовым к проведению региональных, международных конкурсов и проектов. Дистанционный формат олимпиад помогает будущим учителям овладеть приемами организации сетевых соревнований.

На протяжении 2008-2009 годов в Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина студенты

второго, третьего курсов филологического и студенты четвертого, пятого курсов физико-математического факультетов участвовали в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах. Важнейшим условием успешного выступления студенческой команды в рамках олимпиады оказалась не только предметная, но и организационная подготовка, которая включала следующие организационно-педагогические условия.

На стадии формирования команды принимались во внимание индивидуальные особенности студентов. Командная подготовка начиналась с обзора опыта проведения разных олимпиад. Студенты, принимавшие участие в аналогичных конкурсах, рассказывали о своем опыте участия. Участники текущей олимпиады знакомились с тем, какие бывают олимпиады, в чем их особенности и отличия друг от друга.

Организовывалась последовательная работа над заданиями, включающая инструктивный, исследовательский, критериальный, деятельностный, корректирующий, результирующий и рефлексивный этапы. Каждый этап характеризовался определенной деятельностью участников. Распределение обязанностей в группе, обсуждение целей и правил соревнования, установление договоренности о способах и формах передачи информации, выделение основных стадий решения задания осуществлялись на инструктивном этапе. Погружение студентов в проблематику задания, поиск, отбор и систематизация информации реализовывались на исследовательском этапе. Выработка командой критериев оценивания происходила на критериальном этапе, который сменялся деятельно-стным, где выполнялись задания. Промежуточные результаты обсуждались на корректирующем этапе. Обмен работами между участниками и представление конечного продукта осуществлялись на результирующем этапе. Завершение каждого конкурса сопровождалось рефлексией.

Мы не рассматривали олимпиады исключительно как форму работы с одаренными студентами. Описанный нами подход подразумевал активное участие студентов, по каким-либо причинам не попавших в состав команды. Особенностью этапа командной подготовки являлось формирование группы поддержки участников среди сокурсников, которые оказывали помощь, подбадривали олимпийцев, обсуждали вопросы, возникавшие в результате выполнения заданий. Студенты обменивались контактами, договаривались о времени для установления связи с поправкой на местное время. Группа поддержки вела переписку с участниками, формируя дневник олимпийцев.

Мы анализировали деятельность руководителя в ходе олимпиады. Нами были задействованы очная и дистанционная формы взаимодействия между руководителем команды и участниками. Преподаватель консультировал учащихся, направлял их, оказывал им поддержку. На этапе командной подготовки он добивался установления стойкой внутренней мотивации студентов: стремления к личностному росту, к самообразованию. Регулярные консультации руководителя облегчали выполнение заданий. Олимпиады погружали студентов в непривычные условия, и преподаватель, работающий с участниками, разъяснял студентам, насколько важно уметь концентрироваться, сосредоточиваться на главном, планировать свою деятельность. Руководитель учитывал, что участники являлись студентами разных групп и курсов, поэтому в преддверии испытаний студентам приходилось налаживать взаимоотношения внутри команды. Преподаватель устанавливал положительный микроклимат внутри команды, пояснял значимость коллективной работы студентов, объединенных одними задачами. Сетевой формат взаимодействия требовал от преподавателя организации условий для быстрой адаптации студентов к письменному диалогу с

другими участниками. Преподаватель ориентировал студентов на ситуацию успеха. В случае неудачи руководитель не вступал в процесс выполнения заданий, давал возможность участникам оценить проблему, сделать выводы и исправить ситуацию.

Удаленность участников требовала собранности и соблюдения регламента конкурсов. Оказалось важным владение обучаемыми приемами организации самостоятельной работы. Организация самоконтроля оказывала влияние на успешность выполнения заданий командой. Проводилась индивидуальная, парная и групповая самостоятельная работа.

Для оценки деятельности студентов применялись методы, описанные Е. С. По-лат [1, с. 85-86]: написание отчета о плане работы; самооценка; оценка другого участника группы; референтная оценка результатов работы других команд, выполнявших задания; написание отчета о проделанной работе.

На заключительном этапе нами проводилось анкетирование участников. Анализ результатов анкетирования показал, что студентам удобно работать в дистанционной форме, они могут в любое время обмениваться промежуточными результатами работы. По завершении соревнований у участников был отмечен более высокий уровень сформированности умения планировать свою деятельность, организаторских навыков, способности критически мыслить, применять самооценку. Подробное изложение экспериментальных результатов выходит за пределы данной статьи и будет впоследствии опубликовано.

Итак, для успешного участия студенческих команд в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах требуются следующие организационно-педагогические условия, выявленные опытным путем:

- учет индивидуальных особенностей участников команды на этапе ее формирования;

- организация поэтапной работы над заданиями;

- привлечение к участию в олимпиаде группы поддержки;

- использование регулярной очной и дистанционной формы взаимодействия между руководителем и участниками команды;

- достаточная подготовка участников в области информационных и коммуникационных технологий;

- установление внутренней мотивации студентов;

- действия руководителя по адаптации студентов к особенностям дистанционного взаимодействия;

- самостоятельное выполнение заданий и исправление ошибок студентами;

- использование разных видов самостоятельной работы;

- продуктивная система оценки деятельности участников;

- сплоченный коллектив команды;

- ориентация участников на ситуацию успеха.

Описанный подход к подготовке студенческих команд к участию в дистанционном олимпиадном движении позволил учащимся занять первые места в олимпиадах. В дальнейшем, с учетом полученных данных планируется разработать модель дистанционного обучения, основанного на сотрудничестве нескольких учебных заведений, которая важна при организации сборной команды, включающей студентов разных педагогических вузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

REFERENCES

1. Distancionnoe obuchenie: Ucheb. posobie / Pod red. E. S. Polat. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1998.

2. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: Ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov / E. S. Polat, M. Ju. Buharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov; Pod red. E. S. Polat. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.