Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей средствами командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад'

Подготовка будущих учителей средствами командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДНЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОЛИМПИАДЫ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / COMMAND DISTANCE PROFESSIONAL-ORIENTATED OLYMPIADS / COMPONENTS OF PROFESSIONAL PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова О. Н.

В статье рассмотрен вопрос о роли командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад в совершенствовании профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей. Описывается опытно-экспериментальная работа по изучению влияния командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад среди студентов педагогического вуза на формирование компонентов профессиональной подготовки будущих учителей в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS BY MEANS OF COMMAND DISTANCE PROFESSIONAL-ORIENTATED OLYMPIADS

In the article consider a question of the role of command distance professional-orientated olympiads in the development of professional preparation of the students of pedagogical specialties. There description of the experimental work about study of influence of commands distance professional-orientated olympiads amongst students of pedagogical high school for forming components of professional preparation of the future teachers in educational environment.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей средствами командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад»

Объективно последняя представляет собой образ “ставшей”, определившейся педагогической культуры, которая одна на всех (базовые категории педагогики, принципы, методы, технологии) и может тиражироваться. В основе индивидуального образа мира лежит субъективный социокультурный опыт учителя, являющийся интегратором взаимодействия его с действительностью. Профессиональный образ мира всегда эмоционально наполнен, всегда уникален, неповторим, поскольку принадлежит конкретному человеку, его создавшему. Для его создания одного стремления учителя недостаточно. Необходим переход от знаниевой педагогики к смысловой: от предмета к человеку, от человека образованного к человеку культуры. В соответствии с этим становление личности учителя как субъекта культуры рассматриваются самоопределение в культуре, т.е. интериоризация общечеловеческих духовных и нравственных ценностей, и готовность к реализации своей культурной миссии - к введению ребенка в культуру не только через систему знаний, но и через воспитание.

Субъектность учителя воплощается в отношении к учащимуся, степени целостности его восприятия, понимания и принятия [2, с. 55]. Как и ученики обладают ожидаемыми от них свойствами воспитуемости, отзывчивости, исполнительности чаще всего именно в той степени, в какой их наличие предполагает сам учитель. Важным моментом в проявлении субъектности педагога является его отношение к тому виду опыта, который он передает ученикам. Если предметный материал интересен самому учителю, то его искренняя заинтересованность передается учащимся. Если речь идет о формировании личностных качеств, то учитель сам должен обладать ими и демонстрировать способ реализации

определенного жизненного смысла, который он сам постиг, а не внешнюю манеру поведения, не подкрепленную внутренним содержанием.

Педагогический процесс представляет собой вид человеческой деятельности, без которого невозможны преемственность поколений и, следовательно, существование и развитие общества. Известно, что выполнение тех или иных профессиональных задач, в том числе и учительских, требует от человека не любых, а лишь определенных нравственнопсихологических качеств, поступков и включения его в определенные нравственные отношения.

Профессиональная субъектность будущего учителя отражает достигаемый им уровень продуктивности и успешности выполняемой педагогической деятельности, научной работы, коммуникативного общения с учащимися и коллегами, который характеризует его возможности по достижению поставленных целей и решению конкретных задач. В личностном плане ощущение субъектности заключается в понимании собственной роли в достижении успеха. Будущему учителю сегодня явно недостаточно глубоко владеть и умело передавать знания учащимся. Актуальным становиться профессиональный, интеллектуальный, духовно-нравственный потенциал его личности. Структура педагогической культуры учителя включает гуманистическую педагогическую позицию, высокие личностные качества педагога, теоретические знания и творческое мышление, культуру профессионального поведения и опыт творческой деятельности.

Таким образом, делаем вывод о том, что педагогическая культура является основой становления профессиональной субъектности будущего учителя.

Библиографический список

1. Серегина И.А. Педагогическая структура субъектности как личностного свойства педагога: дис. канд. психол. наук/ И.А. Серегиной; Российская академия образования псхологический институт. - Москва, 1999.

2. Сериков, В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. -Москва. - 2005. - № 10. - С. 53-61.

Bibliography

1. Seregina I.A. The Pedagogical structure of the subjectnost as a larval characteristic of the teacher: dis. kand. psychol. sciences/ I.A. Sereginoy; The Russian academy of the education the psychologycal institute. - Moscow, 1999.

2. Serikov, V.V. The subjective reality of the teacher // Pedagogika. -Moskva. - 2005. - 10. - S. 53-61.

Article Submitted 10.02.11

УДК 37.036.5

О.Н. Макарова, соискатель ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: mak.on@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ КОМАНДНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОЛИМПИАД

В статье рассмотрен вопрос о роли командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад в совершенствовании профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей. Описывается опытно-экспериментальная работа по изучению влияния командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад среди студентов педагогического вуза на формирование компонентов профессиональной подготовки будущих учителей в образовательной среде.

Ключевые слова: командные дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады, компоненты профессиональной подготовки будущих учителей.

Целью, которую преследует автор, является рассмотрение вопроса о роли профессионально-ориентированных олимпиад в становлении специалиста. Статья отражает ход проведенного педагогического исследования по исследованию проблемы совершенствования подготовки студентов педагогических специальностей средствами командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад. Актуальность исследования обусловлена противоречием между высоким потенциалом олимпиадного движения для профессионального развития будущих учителей и недостаточной проработанностью этого вопроса в теории и практике образовательного процесса педагогического вуза.

Среди многообразия факторов, влияющих на профессиональную подготовку, выделяются средства олимпиадного движения. Участие студенческих команд в олимпиадах формирует основу для последующей реализации олимпиад будущими учителями в своей профессиональной практике, работе с учащимися. На данный момент вузы активно используют в своей деятельности дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады и конкурсы для студентов [1; 2]. Среди таких конкурсов нами рассматривались командные олимпиады, и была выдвинута гипотеза о том, что эффективность процесса подготовки будущих учителей повысится, если разработать и системно применять в образовательном процессе технологию организации

олимпиадного движения в педагогическом вузе для совершенствования профессиональной подготовки, основанную на массовом участии студентов, информационной поддержке, рефлексии результатов. Основными целями педагогического эксперимента являлись: апробация разработанной технологии организации подготовки студентов к участию в командных дистанционных профессионально-ориентированных

олимпиадах, проверка гипотезы исследования, оценка разработанной технологии в условиях участия студентов контрольной и экспериментальной групп в олимпиаде.

Организация педагогического эксперимента строилась согласно следующим задачам:

дать определение профессионально-ориентированным олимпиадам;

выявить компетенции подготовки будущих учителей в условиях участия студентов в командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах;

разработать и описать технологию подготовки и участия студентов в командных дистанционных профессиональноориентированных олимпиадах, способствующей

совершенствованию качества обучения будущих учителей;

выявить уровень развития профессионально значимых компонентов профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, формируемых посредством олимпиадного движения.

Предметные олимпиады представляют собой форму внеучебной работы учащихся в виде соревнований по предметам, способствующих повышению интереса к изучению дисциплин, выявлению талантливых студентов [3, с. 384]. Профессионально-ориентированные олимпиады понимаются нами как класс олимпиад, цель которых состоит в выявлении и обобщении знаний, умений и навыков в предметных областях, соответствующих специальностям участников, и в развитии профессионально-значимых качеств студентов, в организации условий для применения знаний из разных областей наук к

решению профессионально-педагогических задач, в выработке понимания социальной значимости выбранной профессии. Таким образом, на основании данного рабочего определения можно выделить функции профессионально-ориентированных олимпиад в процессе профессионального становления будущих учителей:

обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков студентов по предметным областям согласно специальностям участников соревнования;

формирование профессионально-педагогических качеств будущих педагогов;

развитие у участников навыков работы в условиях конкурентной среды;

совершенствование психолого-педагогической культуры студентов;

приобщение студентов к научному творчеству; повышение готовности студенчества к инновациям в сфере образования;

пропаганда среди молодежи общественной роли профессии учителя;

реализация системности и интегративности в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности;

проектирование индивидуальной и командной профессиональной деятельности;

стимулирование применения информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе.

А.И. Поповым отмечается особая роль олимпиадного движения в процессе профессиональной подготовки специалиста в виду реализации трех основных функций обучения: ориентационной, теоретико-методологической и

деятельностно-практической [4, с. 23]. Мы согласны с этой позицией. Развивая данную мысль, мы конкретизируем классификацию функций олимпиад и представим ее на Рисунке

1.

Орнент авдонная функция

I

формирование пр о ф е с снона льно -педагогическия качеств будущих

пропаганда общественной роли учителя

проектирование индивидуальной и командной профессиональной

Функции професснонально-ориентнр о ванных олимпиад

Теоретикометодологическая функция

оооощенне и систематизация знаний, умений и навыков по предметным областям

прноощение студентов к научному поиску

с оверш е НС тво ва нне ПСИХ ОЛ ОГО -

педагогической культуры

Деятельностнопрактическая функция

стимул нр ованне применения нкт в решении педагогических задач

развитие навыков раооты в конкурентной среде

Повышение готовности студентов к инновация:.! в образовании

реализация системности и ннтегратнвностн в подготовке к профессиональной деятельности

Рис. 1. Функции профессионально-ориентированных олимпиад в подготовке студентов педагогических вузов

Успешное выступление будущего участника олимпиады обусловливается организационной подготовкой, процесс которой включает несколько этапов. Нами выделяются такие этапы, как подготовительный, этап командной подготовки и завершающий. В соответствии с данными этапами нами и разрабатывалась и реализовывалась технология подготовки студентов к олимпиадам, подробное изложение которой не входит в цели данной стать. Важным для нас являлась гласность и широкое освещение на факультете хода подготовки к олимпиадам и итоговых результатов олимпиад. Остановимся на ходе и результатах педагогического эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния средств командных дистанционных профессиональноориентированных олимпиад на профессиональную готовность будущих учителей проводилась со студентами пятого курса физико-математического факультета на базе ГОУВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина» в 2010 году. В процессе реализации эксперимента нами было проведено сравнение профессиональной подготовки двух студенческих команд, участвовавших в дистанционной профессиональноориентированной олимпиаде. Обе группы были сформированы из студентов одного потока, обучающихся по одной специальности. Состав команд был однородным. Экспериментальная группа, в отличие от контрольной, принимала участие в олимпиаде с применением разработанной технологии подготовки и участия студентов к олимпиаде. Важным было установить также, как участие команд студентов в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах может повлиять на качество подготовки сокурсников - пассивных участников олимпиады, задействованных в поддержке участников, в обсуждении промежуточных результатов конкурсов. Нами проводилось сравнение формирования компонентов профессиональной

подготовки не только среди участников соревновании, но и внутри потока студентов, где обучаются участники. Изучение динамики профессиональных качеств проводилось с участниками до начала интеллектуальных соревновании и после завершения олимпиад. Нами использовались содержательные методы педагогического исследования: собеседование, интервьюирование, опрос, анкетирование, тестирование (тесты креативности Д. Гилфорда, Е.П. Торренса, С. Медника; психологический тест своИств личности взрослых Кеттелла, тест исследования самооценки творческого

потенциала личности и другие). Результаты исследования показывают положительную динамику формирования компонентов профессиональной подготовки учителя. На Рисунке 2 представлены результаты изменения творческого потенциала участников дистанционной профессиональноориентированной олимпиады на 1 этапе - начальном и 2 этапе -конечном. Исходные данные, измеренные на начало

эксперимента, были взяты за 100%. Результаты показали, что в экспериментальной группе прирост исследуемого показателя составил на 2% больше. Рисунок 2. Результаты

экспериментальной работы по изучению формирования творческого потенциала средствами командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад.

Таким образом, проведенный эксперимент по использованию разработанной технологии подготовки

студентов к участию в профессионально-ориентированных олимпиадах, выявил, что данная технология позволяет совершенствовать подготовку будущих учителей.

Экспериментальная работа продолжается с командой студентов Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. В настоящее время разработаны

методические рекомендации по подготовке студентов к участию в командных дистанционных профессиональноориентированных олимпиадах.

Библиографический список

1. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Попов, А.И. Формирование творческой компетентности специалиста в условиях олимпиадного движения // Открытое образование, 2005. - № 6.

Bibliography

1. Polat, E.S. The distance teaching: textbook / Edited by E.S. Polat/ - M.: VLADOS, 1998.

2. Polat, E.S. The new pedagogical and informative technologies are in the system of education: textbook / E.S. Polat, M.Y. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; Edited by E.S. Polat - M.: Academy, 2002.

3. Pedagogics: textbook for the students of pedagogical institutes and pedagogical colleges / Edited by P.I. Pidkasistogo. - M.: Pedagogical society of Russia, 2004.

4. Popov, A.I. Forming of creative competence of specialist in the conditions of olympiad motion // Open education, 2005. - № 6.

Article Submitted 10.02.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.