Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения'

Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PERSONALITY OF THE SAFE TYPE OF BEHAVIOR / IN-SERVICE TRAINING PROGRAM / QUALITY MONITORING OF IN-SERVICE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякишева Мария Владимировна

В статье рассматриваются особенности разработки и реализации программы повышения квалификации педагогических работников в области воспитания личности ребенка безопасного типа поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мякишева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ training in education of the child personality of the safe type of behavior

The article refers to the aspects of development and realization of teachers’ in-service training program in the field of education of the child personality with the safe type of behavior

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения»

М. В. Мякишева

(Омск)

Подготовка педагогов к воспитанию личности

РЕБЕНКА БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности разработки и реализации программы повышения квалификации педагогических работников в области воспитания личности ребенка безопасного типа поведения

Желание взрослых обеспечить ребенку безопасность имеет под собой сегодня очень реальные основания. Возникновение современного комплекса проблем безопасности, ослабление роли государства, падение общественной морали нарушили традиционный образ жизни и жизнедеятельности.

Пожелания родителей в отношении своих детей во все времена касались их жизни -здоровой, счастливой, безопасной, поскольку беззащитность детей всегда вселяет страх в сердца всех родителей.

Результаты опроса, проведенного среди родителей детей дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста и педагогов, показали, что в отношении требований, предъявляемых родителями к образовательному учреждению, наиболее часто назывались: профессионализм педагогов, материально-техническое оснащение ОУ, престиж ОУ и др. Однако в ответах всех респондентов обязательно среди самых важных требований присутствует безопасность. При этом в понятие «безопасность» родители и педагоги вкладывают очень разное содержание - это и психологическая безопасность, комфорт ребенка в школе, и безопасная дорога в школу, и «безопасное» расположение школы в районе, хорошее питание, способность школы обеспечить физическую безопасность ребенка.

По данным Следственного комитета России, за 2011 год в отношении детей было совершено более двух тысяч тяжких преступлений. В своем докладе Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета России, отмечал, что в 2011 году «был зафиксирован 1241 случай сексуального насилия в отношении детей. При этом 160 детей погибли, а более 450 получили тяжкие увечья. В стране отмечается увеличение убийств детей и подрост-

ков в 30-40 раз. Было 4-5 в год, стало - 160. За год с собой покончили 1,5 тысячи детей, в розыске на сегодняшний день находятся 20 тысяч» [8]. Сегодня вопросы необходимости обеспечения безопасности ребенка активно поднимаются и обсуждаются на разных уровнях. При этом наблюдается своеобразное единство в понимании ведущей роли образования в достижении этой цели.

Так, И. А. Баева отмечает, что одним из приоритетных направлений в решении проблемы безопасности личности является организация воспитательного процесса образовательного учреждения на основе идей безопасности личности [2, с. 132].

Сложившаяся ситуация требует от педагогов высокого уровня компетентности в решении вопроса обеспечения безопасности ребенка в образовательном процессе, формировании у него качеств личности безопасного типа поведения и опыта такового поведения.

Однако согласно проведенному диагностическому исследованию среди педагогов дошкольного образования и педагогов основной школы наблюдается недостаточный уровень их готовности к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения на каждой ступени образования.

Так, результаты диагностики показали, что педагоги имеют лишь общее представление об опасности и безопасности, видах опасности, опасных факторах, имеющихся в образовательном процессе; затрудняются в определении психолого-педагогических особенностей развития современного ребенка дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста, которые могли бы способствовать воспитанию качеств личности безопасного типа поведения; «испытывают сложности в определении тех изменений, которые необходимо внести в вос-

питательный процесс; затрудняются в определении возможностей современных образовательных технологий в воспитании ребенка; в определении возможностей учреждений дополнительного образования, социально-психологических служб, учреждений здравоохранения, службы пожарной безопасности и др.» в организации воспитания личности ребенка безопасного типа поведения, а также определении способов взаимодействия с ними [4].

Выявленные проблемы привели к необходимости разработки и реализации дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации педагогических работников «Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения».

Программа рассчитана на педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных, средних, старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. В программе предусматривается ознакомление в общем виде с основными понятиями и идеями безопасности, с особенностями организации процесса воспитания личности ребенка безопасного типа поведения.

Особое внимание в программе уделено современным воспитательным технологиям, обеспечивающим присвоение опыта безопасного поведения ребенком дошкольного и школьного возраста.

Планируемые виды деятельности в комплексе должны обеспечить подготовку педагогов к реализации идей безопасности в педагогической деятельности.

Целью данной программы повышения квалификации педагогических работников является содействие овладению слушателем компетенциями в области проектирования и осуществления воспитательного процесса в образовательном учреждении на основе обобщенных идей безопасности личности для успешного решения профессиональных задач, связанных с воспитанием личности ребенка безопасного типа поведения.

Предполагаемым результатом освоения программы является готовность педагогов к воспитанию личности ребенка. При этом готовность проявляется в трех аспектах: личностном, теоретическом и практическом. Поэтому освоение дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации педагогических работников «Подготовка педагогов к воспитанию лично-

сти безопасного типа поведения» направлено на формирование у педагогов следующих компетенций:

1. Личностная готовность педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения характеризуется следующими показателями: способен использовать индивидуальные креативные способности для организации воспитания личности ребенка безопасного типа поведения; способен анализировать и оценивать себя как субъекта процесса организации воспитания личности ребенка безопасного типа поведения, организовывать его рефлексию; способен преодолевать внешние и внутренние психологические антиинновационные барьеры, мешающие организовывать и осуществлять воспитание личности ребенка безопасного типа поведения.

2. Теоретическая готовность педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения предполагает наличие у педагогов следующих способностей: использовать современную научную терминологию, концепции и подходы для организации и осуществления воспитания личности ребенка дошкольного (младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного] возраста безопасного типа поведения; использовать знание законодательных и нормативно-методических материалов по организации и осуществлению воспитания личности ребенка, теоретически обосновывать процесс организации и осуществления воспитания личности ребенка.

3. Практическая готовность педагога к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения характеризуется показателями: способен разрабатывать проекты, программы, направленные на воспитание личности ребенка безопасного типа поведения; способен сотрудничать в творческих, рабочих группах по разработке и внедрению проектов и проведению экспериментов, направленных на воспитание личности ребенка дошкольного (младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного] возраста безопасного типа поведения; способен использовать инструментарий (методы, технологии, способы], способствующие воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения.

Особое место в программе занимает мониторинг качества повышения квалификации как механизм управления качеством образо-

вательного процесса в системе повышения квалификации педагогов, а также как средство установления степени соотношения между требованиями обучающихся и возможностями их удовлетворения, предоставляемыми учреждениями дополнительного профессионального образования.

Для оценки сформированности компетентности педагогов была разработана характеристика уровней готовности педагогов к воспитанию личности ребенка дошкольного (младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного] возраста безопасного типа поведения:

Низкий, приемлемый уровень - отсутствие готовности - в своей педагогической деятельности педагог не использует методы, приемы, технологии воспитания личности ребенка безопасного типа поведения, обладает слабой, «отрицательной» компетенцией в решении проблемы воспитании личности ребенка безопасного типа поведения.

Средний уровень - начальная готовность -педагог имеет представления, однако в своей педагогической деятельности целенаправленно не использует имеющиеся возможности в воспитании личности ребенка безопасного типа поведения, обладает неэффективной компетенцией в проектировании и реализации процесса воспитания личности ребенка безопасного типа поведения.

Хороший уровень - исполнительский - в своей педагогической деятельности педагог целенаправленно использует отдельные методы, технологии, способы, имеющиеся возможности в воспитании личности ребенка безопасного типа поведения, обладает компетенцией в проектировании и реализации процесса воспитания личности ребенка безопасного типа поведения.

Высокий уровень - инициативный - педагог целенаправленно использует разнообразные технологии, имеющиеся возможности в воспитании личности ребенка безопасного типа поведения, обладает высокой компетенцией в проектировании и реализации процесса воспитания личности ребенка безопасного типа поведения.

Одним из инструментов мониторинга явился «Профиль оценки готовности педагогов к воспитанию личности ребенка дошкольного (младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного] возраста безопасного типа поведения». Он включает в

себя перечень показателей (показатели компетенции] и шкалу оценки, предполагающую три варианта оценки готовности педагога к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения («самостоятельно», «с помощью», «не способен, испытывает значительные затруднения»]. Данный профиль может использоваться и для самооценки, и для оценки экспертами и позволяет оценить умения и способности в динамике профессионального развития педагогов при осуществлении ими реальных действий.

Кроме того, выделенные критерии и показатели оценки готовности педагога позволяют применять различные оценочные средства, причем наиболее значимыми из них выступают продукты образовательной деятельности слушателей курсов повышения квалификации (интеллектуальные, творческие, исследовательские и др.]. Совокупность данных продуктов является результатом повышения квалификации, подтверждающим приобретенную компетенцию - готовность к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения:

1] эссе на тему: «Проблема воспитания личности ребенка как личности безопасного типа поведения в современной научной и публицистической литературе»;

2] психолого-педагогический портрет-характеристика современного ребенка дошкольного (младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного] возраста;

3] эссе на тему «Возрастные особенности современного ребенка, являющиеся основанием для воспитания качеств личности безопасного типа поведения»;

4] пакет методов и методик диагностики современного ребенка дошкольного (младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного] возраста в аспекте выявления качеств личности безопасного типа поведения;

5] экспертное заключение о возможностях каждого компонента образовательной среды конкретного ОУ в воспитании личности безопасного типа поведения;

6] проект безопасной среды конкретного ОУ, способствующей воспитанию у ребенка качеств личности безопасного типа поведения;

7] эссе на тему «Возможности современных образовательных технологий в воспитании у детей дошкольного (младшего школь-

ного, среднего школьного, старшего школьного] возраста качеств личности безопасного типа поведения»;

8] комплекс занятий (мероприятий] с использованием современных технологий, имеющих возможности в воспитании качеств личности безопасного типа поведения (трех на выбор]: диалог, метод проектов, технология кейсов, сказкотерапия, игровая технология, технология тренингов, психолого-педа-гогическое консультирование;

9] пакет кейсов, терапевтических сказок, комплекс проектов, игр, тренингов (на выбор], направленных на развитие качеств личности безопасного типа поведения;

10] проект сетевой модели взаимодействия субъектов внешней освоенной среды ОУ, заинтересованных в воспитании личности младшего школьника безопасного типа поведения.

Большинство из выделенных продуктов деятельности педагогов-слушателей одновременно является решением различных профессиональных задач. Как отмечают исследователи, задача выступает и средством интеграции отдельных компонентов готовности (личностного, теоретического и практического], и средством ее оценки как интегративного критерия качества повышения квалификации педагогических кадров [5, с. 72]. Это дает основания для применения за-дачного подхода к оценке готовности педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения.

Выделенные группы профессионально-педагогических задач (О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына] явились основанием не только для оценки готовности педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения, но и для разработки содержания данной программы повышения квалификации педагогических работников [1, с. 5].

Содержание программы «Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения» представлено четырьмя модулями, каждый из которых имеет информационный блок (теоретический материал], операционный блок (средства освоения и присвоения теоретического материала] и оценочный блок (средство оценки освоения данного модуля].

Модуль 1. «Обобщенные идеи безопасности личности». Цель модуля: формирование

представлений о современной научной терминологии, концепциях и подходах, о законодательных и нормативно-методических материалах по организации и осуществлению воспитания личности ребенка дошкольного (младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного] возраста безопасного типа поведения; формирование способности теоретически обосновывать процесс организации и осуществления воспитания личности ребенка безопасного типа поведения.

Модуль 2. «Изучение личности ребенка дошкольного (младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного) возраста как личности безопасного типа поведения». Цель модуля: формирование представлений о психолого-педагогических особенностях развития современного ребенка, о способах выявления уровня развития у ребенка качеств личности безопасного типа поведения.

Модуль 3. «Проектирование процесса воспитания ребенка дошкольного (младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного) возраста безопасного типа поведения на основе идей безопасности личности». Цель модуля: формирование представлений об особенностях проектирования процесса воспитания личности ребенка безопасного типа поведения; формирование способности разрабатывать проекты, программы, направленные на воспитание личности ребенка безопасного типа поведения.

Модуль 4. «Использование возможностей образовательной среды образовательного учреждения в воспитании у ребенка дошкольного (младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного) возраста качеств личности безопасного типа поведения». Цель модуля: формирование представлений о возможностях среды образовательного учреждения в воспитании у ребенка качеств личности безопасного типа поведения; формирование способности проектировать безопасную среду образовательного учреждения.

Таким образом, разработанная дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических работников «Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения» не только направлена на формирование готовности педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения, но и призвана обеспечить: развитие ценностей профессии, возможно-

стей обеспечения безопасности ребенка в образовательном процессе, профессиональную поддержку воспитателей и учителей со стороны более квалифицированных и опытных педагогов, осознание необходимости в полу-

чении новых знаний, умений, компетенций в области воспитания личности ребенка безопасного типа поведения, повышения качества дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература

1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации : кн. для учителя / под общ. ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 290 с.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : моногр. - СПб., 2002. - 152 с.

3. Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете. Методологические характеристики : моногр. - СПб., 2000. - 376 с.

4. Гордиенко М. В. Подготовка учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. - № 38 (82) : Аспирантские тетради. Ч. II. (Педагогика, психология, теория и методика обучения) : научный журнал. - С. 44-53.

5. Оценка качества повышения квалификации педагогических кадров в инновационном образовании : моногр. / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 130 с.

6. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: методич. рекомендации / под ред. проф. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РгПУ им. А. И. Герцена, 2008. -183 с.

7. Татур Ю. Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 22-32.

8. http://www.interfax.ru/russia/309196. - 28 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.