Научная статья на тему 'Подготовка учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы'

Подготовка учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИДЕИ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко М. В.

В результате проведенного исследования обоснована необходимость подготовки учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе, разработаны группы профессионально-педагогических задач, решение которых позволит учителю начальных классов реализовывать идеи безопасности личности в воспитательном процессе. Поскольку проблема безопасности личности в настоящий момент очень актуальна, разработанная программа подготовки учителей может быть использована во всех образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы»

М В. Гордиенко

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа представлена кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Н. А. Дука

44

В результате проведенного исследования обоснована необходимость подготовки учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе, разработаны группы профессионально-педагогических задач, решение которых позволит учителю начальных классов реализовывать идеи безопасности личности в воспитательном процессе. Поскольку проблема безопасности личности в настоящий момент очень актуальна, разработанная программа подготовки учителей может быть использована во всех образовательных учреждениях.

Ключевые слова: безопасность личности, идеи безопасности, готовность педагогов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе, компетентность педагогов.

The paper proves the necessity of primary school teachers' training aimed at implementation of individual safety ideas in their educational activities: the groups of professional-pedagogical problems, whose solution would allow a primary school teacher to implement the ideas of individual safety in the educational process, have been developed. Since the problem of individual safety is vital at the moment, the developed programme of teachers' training can be used in all educational institutions.

Key words. individual safety, ideas of safety, readiness of teachers for implementation of individual safety ideas in the educational process, competence of teachers.

В современном мире, характеризующемся постоянно возрастающим потенциалом различных опасностей (природных, техногенных, социальных, межличностных), безопасность становится одним из самых актуальных вопросов, решаемых на всех уровнях - и государственном, и общественном, и личностном. Об актуальности изучения вопросов, связанных с проблемой безопасности человека, по нашему мнению, свидетельствуют и те тенденции, которые выделил В. Кузнецов в результате анализа основных документов по безопасности России, США, Китая, стран Европы, среди которых:

• безопасность человека становится всеохватывающим условием, связывающим воедино тенденции развития человека, личной безопасности, его прав и свобод;

• безопасность человека начинается с понимания исходного факта - сам человек активный участник обеспечения своей безопасности и безопасности других людей [7, с. 174].

Функция движения человеческой мысли и, как следствие, деятельности в направлении обеспечения безопасности принадлежит идеям безопасности, специфика которых выражается в органич-

ном единстве отражения объективной реальности и постановки практической цели перед человеком.

Воплощение этих идей безопасности в воспитательном процессе образовательного учреждения, как отмечают исследователи (И. А. Баева, Е. В. Бонда-ревская, А. В. Кравцова, С. В. Кульневич, Л. А. Михайлов, Н. Г. Рассоха), является одним из приоритетных направлений в решении проблемы безопасности личности [2, 11, 6, 8, 10].

Поскольку функция организации воспитательного процесса в начальной школе принадлежит учителю начальных классов, то изучение готовности педагогов начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе стало одной из задач нашего исследования.

С позиций компетентностного подхода готовность педагога выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами определяется как «компетентность».

Осмысление компетентности специалиста XXI в., по мнению многих ученых, должно основываться на развитии его интегративных и аналитических спо-

собностей. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

В основе компетентностного подхода лежат понятия «компетентность» и «компетенция».

С. А. Писарева, анализируя современные научные исследования по вопросу соотношения понятий «компетенция» и «компетентность», считает, что термин «компетентность» обозначает способность личности осуществлять сложные культуро -сообразные виды действий [9, с. 184]. Кроме того, как утверждает автор, термины «компетентность» и «компетенция» хотя и близки, но не одинаковы по своей сути. Компетенция характеризует процесс, а компетентность - результат.

А. В. Хуторской разделяет понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом: компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и к предмету деятельности [12, с. 61].

Как отмечают ученые, в науке нет единства по вопросу понимания содержания данных понятий.

По материалам анализа, проведенного С. А. Писаревой, в современных педагогических исследованиях компетентность определяется с двух позиций:

1. Как личностное качество, способность и готовность личности, некое свойство личности.

2. Как осведомленность, совокупность знаний, умений и способностей (или личностных качеств), уровень образованности [9, с. 187].

В ходе исследования ученые (В. А. Козырев, Н. Ф. Радионаова, А. П. Тря-пицына, И. С. Батракова и др.) установили сущностные признаки компетентности, которые обусловлены постоянными изменениями, происходящими в мире и определяют требования к «успешному взрослому»:

1. Компетентность имеет деятель-ностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.

2. Компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации [5, с. 9].

О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына в своем исследовании определяют следующие характеристики компетентности:

• компетентность - это деятельно-стная категория, т. е. проявляется только в определенной деятельности;

• компетентность не сводится к знаниям или навыкам, но включает их в себя;

• для определения компетентности большое значение имеет контекст, т. е. человек, компетентный в одном виде деятельности, может быть некомпетентным в другом;

• значительную роль в проявлении компетентности играет конкретная ситуация, в одной и той же сфере деятельности, но в разных обстоятельствах человек может проявить (или не проявить) свою компетентность;

• для проявления компетентности большую роль играет значимость (субъективная ценность) для индивида поставленных задач, его заинтересованность в решении проблемы;

• значимым фактором формирования компетентности является обучение [1, с. 41-42].

Профессиональная компетентность представляет собой стержневой показатель деятельности современного специалиста, связанный с высоким уровнем его квалификации и профессионализма.

Под профессиональной компетентностью учителя исследователи РГПУ им. А. И. Герцена (О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына и др.) понимают интегральную характеристику, определяющую способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [1, с. 40]. «Способность», в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т. е. «умеет делать». Способности -индивидуально-психологические особенности-свойства-качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.

На сегодняшний день нет единой классификации компетентностей, так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетентностей должно быть сформировано у человека.

Учеными РГПУ им. А. И. Герцена в процессе исследования было уточнено понимание профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей, которые взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и в конечном итоге обеспечивает становление профессиональной компетентности [5, с. 10].

Ключевые, базовые и специальные компетентности, взаимодействуя друг с другом, проявляются в процессе решения жизненных профессиональных задач разного уровня сложности в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства. При этом

B. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тря-пицына, О. А. Акулова, Е. В. Пискунова,

C. А. Писарева и др. выделяют пять основных групп профессионально-педагогических задач, которые отражают базовую компетентность современного учителя: видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе; строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы; создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство школы); проектировать и осуществлять профессиональное самообразование [5, с. 10].

На основе данных групп профессионально-педагогических задач, а также с учетом сущности реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе мы разработали группы профессионально-педагогических задач, решение которых, по нашему мнению, позволит учителю начальных классов реализо-вывать идеи безопасности личности в воспитательном процессе.

На наш взгляд, содержательный компонент процесса реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы может быть представлен следующими группами профессионально-педагогических задач:

1. Изучать (диагностировать) личность младшего школьника в аспекте выявления качеств личности безопасного типа поведения. Данная группа задач связывается с необходимостью профессионального внимания начальной школы к

младшим школьникам, изучения их личности в аспекте выявления качеств личности безопасного типа поведения, оценкой динамики развития данных качеств в процессе воспитания. Диагностирование личности младшего школьника в аспекте выявления качеств личности безопасного типа поведения рассматривается как органическая часть деятельности педагога, становится резервом, который позволит грамотно решать вопросы реализации идей безопасности в воспитательном процессе.

2. Проектировать воспитательный процесс с учетом идей безопасности личности. Группа задач предполагает реализацию идей безопасности личности во внеурочной деятельности. Проектирование воспитательного процесса с учетом идей безопасности личности затрагивает вопросы целей, содержания, технологий, форм, методов, средств и результатов данного процесса. Решение педагогом основной школы этой группы задач органично связано с его повседневной работой, требует обогащения содержания деятельности специфическими способами, а также вызывает необходимость системного рассмотрения всей деятельности педагога с учетом особенностей реализации идей безопасности личности.

3. Использовать возможности среды начальной школы в воспитании у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения. Группа задач, ориентирующая учителя начальных классов на учет и использование возможностей среды начальной школы при проектировании воспитательного процесса, реализующего идеи безопасности личности. Реализация данной группы задач направлена на использование информационных ресурсов по вопросу воспитания у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения, установление доброжелательных отношений со

всеми субъектами среды (сверстники, педагоги, родители), поддержание хорошего морально-психологического климата в среде, а также поддержание диалогично-сти межсубъектных отношений в среде начальной школы.

4. Проектировать взаимодействие с социальными субъектами освоенной внешней среды начальной школы. Группа задач, ориентирующая педагога начальной школы на включение в процесс воспитания субъектов, заинтересованных в реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы. Решение данной группы задач предполагает использование различных форм и технологий при проектировании взаимодействия с социальными субъектами среды.

В рамках каждой группы задач были выделены знания и умения, которые, по нашему мнению, наиболее значимы для реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе.

В качестве критериев оценки компетентности педагогов в вопросе реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы нами были определены три критерия: «когнитивный», «деятельностный» и «профессионально-личностный». Названные критерии оценки уровня компетентности педагогов в реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе наиболее полно, по нашему мнению, отражают всю сложность и многокомпо-нентность исследуемого нами качества и используются как мерило для оценки компетентности. Каждому критерию определен свой набор показателей.

Когнитивный критерий характеризуется совокупностью знаний, которыми должен овладеть педагог, и представлен знаниями об: основных идеях безопасности личности, актуальности их реализации в воспитательном процессе, особен-

ностях развития современного младшего школьника, психолого-педагогических требованиях к современному младшему школьнику как личности безопасного типа поведения, современных воспитательных технологиях. Деятельностный критерий тесно связан с когнитивным и представлен педагогическими умениями диагностики особенностей младшего школьника как личности безопасного типа поведения, выбора и применения современных образовательных технологий, на основе определения их возможностей в воспитании личности безопасного типа поведения, проектирования воспитательного процесса на основе идей безопасности личности. Профессионально-личностный критерий определяется стремлением педагогов к саморазвитию, отношением к преподавательской деятельности, педагогическим нововведениям и нереализованным профессиональным возможностям.

На основании выделенных критериев и показателей был проведен подбор комплекса методов и методик, позволяющих получить необходимый объем эмпирической информации для определения исходного состояния компетентности педагогов начальных классов в вопросе реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе. При этом объектом диагностики выступала готовность педагогов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе. Процедура диагностирования состояла в выявлении актуального состояния признаков компетентности педагогов, анализе явлений, установлении закономерных связей, раскрытии их проявления в конкретных условиях воспитательного процесса начальной школы.

Осознание сложности компетентности как интегративного психолого-педагогического образования и учет необходимости комплексного изучения этого

явления привели к построению особой логики экспериментального исследования. Диагностические процедуры осуществлялись двумя способами: инвариантным и вариативным. Инвариантная часть включала в себя следующие методики: «Профиль самооценки знаний и умений педагогов по реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе» и тест Л. Н. Бережновой «Рефлексия на саморазвитие», ориентированной на изучение мнений педагогов о проблеме реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе [3, с. 412]. К вариативной части диагностики нами отнесена анкета для изучения готовности педагогов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы и фокус-групповые исследования.

Исследование компетентности педагогов в вопросе реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе проводилось нами в МОУ «Гимназия № 159» и МОУ СОШ № 82 г. Омска. При этом были задействованы учителя начальных классов со стажем работы от 1 до 41 года, всего 19 человек.

Анализ данных диагностики позволил выявить следующие проблемы по вопросу готовности учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе:

• педагоги имеют лишь общее представление об основных идеях безопасности личности; чаще данные идеи наполняются другим содержанием («необходимость обеспечения защиты от опасностей», «устранение возникающих опасностей» и др.) либо встречают непонимание со стороны педагогов;

• педагоги затрудняются в определении особенностей развития современного младшего школьника, которые могли бы способствовать воспитанию у него качеств личности безопасного типа поведе-

ния; недостаточно ориентированы по вопросу диагностики особенностей развития младшего школьника как личности безопасного типа поведения;

• учителя начальных классов испытывают сложности в определении тех изменений, которые необходимо внести в воспитательный процесс в рамках реализации идей безопасности личности;

• большинство педагогов затрудняются в определении возможностей современных образовательных технологий в воспитании у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения;

• значительные затруднения вызывает у многих педагогов определение возможностей учреждений дополнительного образования, социально-психологических служб, учреждений здравоохранения, службы пожарной безопасности и т. д. в вопросе реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы, а также определение способов взаимодействия с ними.

Таким образом, анализ состояния компетентности педагогов в вопросе реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе позволил констатировать недостаточный уровень данной готовности. В связи с этим возникла необходимость в специальной внутри-школьной подготовке учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе.

При этом необходимо отметить, что уровень готовности педагогов к принятию проблемы реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе выше среднего. Предпосылками принятия данной проблемы служат достаточно высокий уровень рефлексии на саморазвитие педагогов школы и положительный настрой коллектива на работу по реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы. Исходя из обозначенных предпосылок,

был сделан прогноз о том, что подготовка педагогов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе пройдет успешно.

На основании выявленных проблем учителей начальных классов в вопросе реализации идей безопасности личности, а также с учетом выделенных профессионально-педагогических задач нами была разработана образовательная программа «Подготовка учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе».

Настоящая программа, ее содержание и структура ориентированы на одну из стратегических целей системы образования - обеспечение безопасности личности.

Программа рассчитана на учителей начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. В программе предусматривается ознакомление в общем виде с основными понятиями и идеями безопасности и способами их реализации в воспитательном процессе начальной школы. Особое внимание в программе уделено современным воспитательным технологиям, обеспечивающим присвоение опыта безопасного поведения младшим школьником. Планируемые виды деятельности в комплексе должны обеспечить подготовку учителей начальных классов к реализации идей безопасности в педагогической деятельности.

Программа курса рассчитана на 20 часов и предполагает использование двух педагогических форм организации занятий - лекция-дискуссия и проектировочный семинар. На лекционно-дискус-сионные занятия выносятся наиболее общие теоретические вопросы, обеспечивающие целостность понимания проблемы безопасности личности, основных идей безопасности и их реализации через все компоненты воспитательного процесса. Как отмечает А. К. Колеченко, выбор

данной формы занятия обеспечивает не только глубокое понимание изучаемого материала, но и развитие критического мышления, а также активизацию процесса принятия материала [4, с. 215]. Особенность организации лекционно-дискус-сионных занятий в том, что между изложением логических разделов лекции или в конце занятия по всему содержанию лекции организуется дискуссия - обмен мнениями. Проектировочный семинар как педагогическая технология развития профессиональной компетентности, предполагающая использование активных методов обучения, представляет собой групповое обсуждение на основе актуализации имеющихся знаний и опыта каждого из участников и разработку проекта как группового способа решения конкретных профессиональных проблем или затруднений. Проектировочный семинар также предусматривает продолжение дискуссии, открытой на лекции, способствующей осмыслению основных идей безопасности, формированию педагогических умений на основе анализа разных концепций и т. д. Цель программы: подготовка учителей начальных классов к организации воспитательного процесса в младшей школе с учетом идей безопасности личности.

Задачи программы:

• обогащение представлений учителей начальных классов об основных понятиях и идеях безопасности личности (человека);

• углубление и расширение знаний об особенностях развития современного младшего школьника;

• развитие умения проектировать воспитательный процесс на основе идей безопасности личности;

• развитие умения использовать возможности образовательной среды начальной школы в воспитании у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения;

• развитие умения проектировать взаимодействие с социальными субъектами внешней освоенной среды начальной школы.

Основанием для разработки содержания программы подготовки учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе явились выделенные нами группы профессионально-педагогических задач. Нами были выделены следующие разделы программы:

1. Обобщенные идеи безопасности личности. Понятие «безопасность личности» и сопряженные с ней понятия - «защищенность», «вызов», «риск», «опасность», «угроза». Личность безопасного типа поведения: определение, качества. Безопасная среда: определение, компоненты безопасной среды.

2. Изучение личности младшего школьника в аспекте выявления качеств личности безопасного типа поведения. Принцип возрастосообразности в воспитании. Место социальных факторов в жизни современного младшего школьника. Особенности развития современного младшего школьника. Выявление возрастных особенностей современного младшего школьника, являющихся основанием для воспитания качеств личности безопасного типа поведения. Методы и методики диагностики современного младшего школьника в аспекте выявления качеств личности безопасного типа поведения.

3. Проектирование воспитательного процесса с учетом идей безопасности личности: цель - воспитание личности безопасного типа поведения; принципы -принцип безопасности, возрастосообраз-ности, витагенности. Дополнение содержания воспитания личностно-значимыми ситуациями, направленными на становление у младшего школьника опыта безопасного поведения. Использование современных воспитательных технологий,

способствующих воспитанию у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения, присвоению опыта безопасного поведения, поведения в опасных ситуациях: диалог, технология анализа кон -кретных ситуация, сказкотерапия, метод проектов, консультирование, тренинги.

4. Использование возможностей образовательной среды начальной школы в воспитании у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения. Возможности образовательной среды начальной школы в воспитании у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения. Способы насыщения информационных ресурсов внутренней освоенной среды начальной школы по вопросу воспитания у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения.

5. Проектирование взаимодействия с социальными субъектами освоенной внешней среды начальной школы. Потенциальные субъекты, заинтересованные в реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы. Формы и технологии взаимодействия с социальными субъектами освоенной внешней среды начальной школы.

6. Подведение итогов: учителя начальных классов выбирают форму образовательного продукта освоения программы в соответствии со своими профессиональными интересами и проблемами и разрабатывают, а затем защищают проекты, планы воспитательной работы, отражающие идеи безопасности личности, кейсы опасных ситуаций, пакеты терапевтических сказок.

В качестве результатов проведенной работы мы отмечаем изменения в знаниях и умениях учителей начальных классах. Так, у педагогов после обучения по данной программе выявляются знание основных понятий и идей безопасности личности, понимание актуальности их

реализации в воспитательном процессе (89% педагогов); знание особенностей развития современного младшего школьника (100%); методов и диагностических методик изучения личности младшего школьника в аспекте выявления качеств личности безопасного типа поведения (79%); возможностей современных образовательных технологий в воспитании у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения (79%); возможностей образовательной среды начальной школы в воспитании у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения (84%); способов насыщения информационных ресурсов внутренней освоенной среды начальной школы по вопросу воспитания у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения (74%); форм и технологий взаимодействия с социальными субъектами сети по вопросу воспитания у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения (74%).

Кроме того, в качестве результатов обучения отмечается овладение большинством педагогов диагностическими методиками изучения особенностей младшего школьника в аспекте выявления качеств личности безопасного типа поведения, а также умение использовать данные диагностики в процессе проектирования дальнейшей работы (79%); ставить цели и отбирать содержание воспитания, способствующего становлению у младшего школьника субъектного опыта безопасного поведения (74%); выбирать современные образовательные технологии (проекты, ситуации, сказкатерапия), определяя их возможности в воспитании качеств личности безопасного типа поведения (84%); использовать информационные ресурсы (масс-медиа, Интернет и др.) начальной школы по вопросу воспитания у ребенка качеств личности безопасного типа поведения, ориентированные на де-

тей данной возрастной группы (89%); проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с социальными субъектами сети для решения проблемы реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы (74%); использовать информационные ресурсы учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, учреждений здравоохранения и т. д. по вопросу воспитания у ребенка качеств личности безопасного типа поведения (84%).

Таким образом, анализ литературы, а также результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что для успешной реализации идей безопасности в вос-

питательном процессе необходима специальная подготовка учителей, которая заключается в развитии их профессиональной компетентности как способности решать профессионально-педагогические задачи, предполагающие изучение личности младшего школьника в аспекте выявления качеств личности безопасного типа поведения, проектирование воспитательного процесса с учетом идей безопасности личности, использование возможностей образовательной среды начальной школы в воспитании у младшего школьника качеств личности безопасного типа поведения, проектирование взаимодействия с социальными субъектами освоенной внешней среды начальной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: 2002.

152 с.

2. Иванова Л. Ф. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка: Инте-гративный подход // Интеграция образования. 2003. № 3. С. 90-97.

3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001 368 с.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.

5. Кравцова А. В. Концепция развития качеств личности безопасного типа повдедения в средствах массовой коммуникации: Дис. .. .канд. пед. наук. СПб., 2006. 165 с.

6. Михайлов Л. А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2003.340 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Рассоха Н. Г. Представления о психологической безопасности среды школы и типы межличностных отношений ее участников. Дис. ... канд. псих. наук. 19.00.07., СПб., 2005. 157 с.

8. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2002. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.