Научная статья на тему 'Подготовка офицеров для военно-морского флота в Новороссийском крае конца XVIII - начала XX века'

Подготовка офицеров для военно-морского флота в Новороссийском крае конца XVIII - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
536
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / NAVAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / КОМАНДНЫЙ СОСТАВ / COMMANDMENT STAFF / НОВОРОССИЙСКИЙ КРАЙ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / OFFICER TRAINING / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / NOVOROSSIYA AREA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барская Ольга Владимировна

Перечислены военно-морские учебные заведения, которые функционировали в Новороссийском крае конца XVIII начала XX века и имели целью подготовку командных кадров для Черноморского военно-морского флота Российской империи, представлена общая характеристика их деятельности. Приведены исторические предпосылки возникновения, реорганизации и ликвидации описываемых учебных заведений. В работе указаны сроки обучения в учебно-воспитательных учреждениях по подготовке офицерского состава, перечислены предметы учебной программы, описан контингент поступающих на учебу и перспективы дальнейшей службы воспитанников. Даны имена некоторых наиболее выдающихся выпускников, а в отдельных случаях имена представителей профессорско-преподавательского состава военно-морских учебных заведений. Рассмотрены способы проведения практических занятий и учебных плаваний, их место в учебном процессе. Все вышеперечисленные данные представлены на основе ретроспективного анализа статей и монографий по заданной теме, оригинальной документации XVIII, XIX вв., которая включает в себя указы, положения, уставы, распоряжения, циркуляры, отчеты управляющих Черноморских рот, ведомости успеваемости, «Общий морской список». Приняв во внимание протяженность рассматриваемого периода (конец XVIII начало XX вв.), автор проследил трансформацию принципов военно-морского образования Российской империи на примере учебных заведений морского профиля Новороссийского края. Выявлена тенденция к сокращению сроков подготовки командного состава для военно-морского флота, усилению роли учебных походов, практических занятий и предметов специализации за счет сокращения объемов общеобразовательного цикла обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF OFFICERS FOR HIGHER NAVAL SCHOOLS IN NOVOROSSIYA AREA IN THE LATE XVIII - EARLY XX CENTURY

In the article the naval schools that operated in Novorossiya area in late XVIII early XX century and were aimed at training personnel for the Black Sea Navy of the Russian Empire are listed and a general description of their activities is provided. The historical background of the emergence, reorganization and liquidation of the educational institutions described is given. In this paper, the course terms in educational institutions for officer training are mentioned, curriculum subjects are enumerated, contingent entering the study is characterized and the prospects for cadets’ further service are highlighted. The article lists the names of some of the most outstanding graduates, and in some cases gives the names of the faculty representatives. The ways to conduct practical studies and training cruises are discussed and their place in the learning process is defined. All the above data are based on a retrospective analysis of articles and books on the given topic, the original documentation of the XVIII, XIX century, which includes decrees, regulations, statutes, orders, circulars, reports by the Black Sea Navy company commanders, statements of progress, "General Maritime List." Taking into account the length of the period under review (end of XVIII beginning of XX century), the author of the article traced the naval education principles transformation in the Russian Empire taking educational naval institutions of Novorossiya area as an example. A tendency to reduce the period of training for officers of the Navy, to strengthen the role of training cruises, and subjects of specialization at the expense of general education learning cycle reduction is revealed.

Текст научной работы на тему «Подготовка офицеров для военно-морского флота в Новороссийском крае конца XVIII - начала XX века»

УДК 37.013

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В НОВОРОССИЙСКОМ КРАЕ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА

О.В. Барская

Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П. С. Нахимова 299028, г. Севастополь, ул. Дыбенко, 1а E-mail: olyabarska@yahoo.com

Перечислены военно-морские учебные заведения, которые функционировали в Новороссийском крае конца XVIII - начала XX века и имели целью подготовку командных кадров для Черноморского военно-морского флота Российской империи, представлена общая характеристика их деятельности. Приведены исторические предпосылки возникновения, реорганизации и ликвидации описываемых учебных заведений. В работе указаны сроки обучения в учебно-воспитательных учреждениях по подготовке офицерского состава, перечислены предметы учебной программы, описан контингент поступающих на учебу и перспективы дальнейшей службы воспитанников. Даны имена некоторых наиболее выдающихся выпускников, а в отдельных случаях - имена представителей профессорско-преподавательского состава военно-морских учебных заведений. Рассмотрены способы проведения практических занятий и учебных плаваний, их место в учебном процессе. Все вышеперечисленные данные представлены на основе ретроспективного анализа статей и монографий по заданной теме, оригинальной документации XVIII, XIX вв., которая включает в себя указы, положения, уставы, распоряжения, циркуляры, отчеты управляющих Черноморских рот, ведомости успеваемости, «Общий морской список». Приняв во внимание протяженность рассматриваемого периода (конец XVIII - начало XX вв.), автор проследил трансформацию принципов военно-морского образования Российской империи на примере учебных заведений морского профиля Новороссийского края. Выявлена тенденция к сокращению сроков подготовки командного состава для военно-морского флота, усилению роли учебных походов, практических занятий и предметов специализации за счет сокращения объемов общеобразовательного цикла обучения.

Ключевые слова: военно-морские учебные заведения, командный состав, Новороссийский край, подготовка офицерских кадров, содержание обучения.

Предметом исследования является подготовка военно-морских офицеров на территории Новороссийского края в конце XVIII - начале XX века как историко-педагогическое явление.

Цель исследования - дать общую характеристику военно-морских учебных заведений и раскрыть специфику, содержание, формы и исторические условия подготовки офицеров в системе военно-морского образования Новороссийского края конца XVIII - начала XX вв.

Методологической основой исследования являются: цивилизационный подход к рассмотрению становления и развития военно-морского образования во взаимодействии с геополитической и социально-экономической сферами жизни общества; системный подход к изучению педагогических явлений в их последовательности.

Методы исследования: для изучения педагогической, научно-методической, исторической литературы и архивных документов использовались конкретно-поисковый метод, логико-исторический анализ, общенаучные методы синтеза, сравнения, интерпретации и обобщения изученных материалов и формулирования выво-

Ольга Владимировна Барская, старший преподаватель кафедры иностранных языков.

дов; для установления временных границ научного исследования применялся хронологический метод.

Источниковую базу исследования составляют: документально-фактологические материалы из фондов Российского государственного архива Военно-морского флота (г. Санкт-Петербург), Государственного архива Николаевской области, научных библиотек Севастополя, Херсона, Николаева; историко-педагогические источники в виде монографий; периодические издания («Морской сборник»); справочная литература.

Научная новизна и теоретическое значение полученных результатов заключаются в том, что впервые в отечественной педагогике на конкретном историко-педагогическом материале раскрыта роль военно-морских учебных заведений Ново-россии конца ХУШ - начала XX века в подготовке будущих офицеров флота; осуществлен целостный анализ специфики, содержания, форм и условий этой подготовки; введены в научный оборот неизвестные и малоизвестные документы и факты о деятельности военно-морских учебных заведений на территории юга России. Практическое значение исследования заключается в том, что положения и выводы, которые были сформулированы в результате научного поиска, предоставляют фактический материал для подготовки новых научных работ, учебников и лекций по педагогике, истории Отечества, военно-морской истории, истории педагогики и военной педагогике; способствуют обогащению историко-педагогического знания, осознанию роли процесса образования и воспитания будущих военно-морских офицеров в Новороссийском крае в конце ХУШ - начале XX века в полном и целостном воссоздании истории развития системы военного образования страны.

Вопрос военного образования и воспитания имеет особо актуальное звучание именно в России. Это обусловлено тем, что на долю нашего Отечества за его многовековую историю выпало немало тяжких испытаний. Еще в IX веке в древнем памятнике русской истории «Велесовой книге» написано: «трижды Русь погибающая вставала». Это иллюстрирует тот факт, что «на протяжении столетий проблема защиты рубежей страны имела решающее значение. Поэтому из века в век сменявшие друг друга несчетные поколения воспитывали своих патриотов, давали им военную подготовку, готовили армию защитников Отечества для расширения и укрепления его границ, что не было самоцелью, но было, по сути, средством выживания народов, населявших беззащитное евроазиатское пространство России» [1]. В данной статье рассмотрим опыт военного образования царской России и обратимся к учебным заведениям, после окончания которых их воспитанникам могли присвоить звание мичмана или гардемарина. «Мичман - первый обер-офицерский чин в русском флоте, соответствующий чину поручика сухопутных войск или X классу «Табели о рангах» [2]». Другими словами, мичманское звание в царской России до 1860 г. являлось самым низшим из офицерских чинов. С 1860 по 1882 гг. было введено офицерское звание, предшествовавшее мичману, - гардемарин, а с 1906 по 1907 гг. - корабельный гардемарин [3, с. 285].

В Новороссийском крае необходимость в учебных заведениях по подготовке офицеров появляется в конце XVШ в. Это связано со стремительным развитием причерноморских портов, ростом масштабов кораблестроения и интенсивным процессом становления Черноморского военно-морского флота. В силу этих обстоятельств 31 января 1783 г. Екатерина II издает указ о создании Херсонского морского кадетского корпуса, куда переводят из Санкт-Петербурга учащихся Гимназии чужестранных единоверцев. Гимназия эта была основана в 1775 г. и рассчитана на 200 юношей возрастом от 12 до 16 лет, выходцев из Греции, Италии, Польши. Минимальный курс обучения составлял четыре года и включал изучение арифметики, алгебры, геомет-

рии, истории, политической географии. Эстетически кадеты развивались на занятиях по танцам и рисованию, физически - по фехтованию и искусству стрельбы, духовно - при изучении Закона Божьего, благочестия, догм христианской веры, евангельского учения. Каждый должен был владеть минимум двумя иностранными языками: греческим, итальянским, немецким, русским, турецким, французским. После сдачи экзамена за четырехлетний курс выпускники получали звание прапорщика или подпрапорщика и несли службу в армии в течение 1 года. После этого те, кто желал продолжить учебу и поступить на флот, могли стать морскими офицерами или артиллеристами, окончив годичные высшие классы при гимназии [4].

Херсонский кадетский корпус функционировал на тех же условиях, что и Гимназия чужестранных единоверцев, и по аналогичной учебной программе. Отличие заключалось в том, что Херсоне высшие классы отсутствовали, поэтому по окончании 4 лет обучения выпускники получали штурманскую специальность и отправлялись служить на флот в звании мичманов и гардемарин. В корпус зачисляли не только кадет из Петербурга, но и молодых людей из Воронежа, Казани, Кременчуга, Симбирска [5, с. 14-15].

За 15 лет своего существования Херсонский кадетский корпус подготовил более 220 офицеров военно-морского флота. О результатах их духовно-нравственного и патриотического воспитания можно судить хотя бы по тому факту, что около 50 выпускникам корпуса впоследствии была вручена одна из самых высоких государственных наград того времени - орден Святого Владимира IV степени. Известны фамилии бывших херсонских кадет, которые проявили себя в сражении при Калиак-рии (31 июля 1791 г.), - И. Пилипенко, А. Письменный. Многие дослужились до самых высоких званий и должностей. Так, в «Общем морском списке» находим вице-адмиралов Е. Панаегорова и И. Сулима, контр-адмирала И. Свинкина, командующего Керченской транспортной флотилией капитана II ранга А. Пасхали [6, с. 529]. Эти имена украсили ряды самых достойных кадров, прошедших подготовку в первом крупномасштабном военно-морском учебном заведении Новороссийского края -Херсонском морском кадетском корпусе.

В 1798 г., после смерти Екатерины II, когда Новороссийский край потерял приоритетность развития, петербуржская Адмиралтейств-Коллегия постановила, что кадетский корпус в Херсоне следует расформировать, а вместо него открыть в Николаеве два училища - штурманское на 271 слушателя и 13 преподавателей и корабельной архитектуры на 50 слушателей и 4 преподавателя. Оба училища начали работу в августе 1798 г.

В Черноморское училище корабельной архитектуры принимали мальчиков с 9 лет из семей военнослужащих дворян и разночинцев. Курс обучения длился 8 лет и включал в себя алгебру, арифметику, геометрию, тригонометрию, высшую математику, черчение, гидравлику, механику, теорию судостроения, правописание, английский язык. За время учебы воспитанники трижды должны были проходить практику в морских походах и при адмиралтейских верфях и мастерских. Сначала им предоставлялась возможность принять участие во всех этапах постройки корабля, а потом изучить его технические характеристики в плавании. Училище готовило корабельных инженеров, мастеров, подмастерьев, столяров, плотников, судовых механиков. Для получения квалификации к моменту экзаменов необходимо было представить на суд комиссии действующую модель парусника. Наиболее талантливых учеников отправляли совершенствовать свое мастерство в Англию или Францию [7].

Преподавали в училище корабельной архитектуры бывшие учителя математики и морского дела из Херсонского кадетского корпуса майор Жданов и капитан Бори-

сов; физику вел майор Рубан; английский язык - лейтенант Юферов; русский - подпоручик Луценко; талантливый ученый в области математики и языкознания, выпускник Оксфордского университета Прохор Суворов читал математику и латынь; возглавлял училище вице-адмирал М. Войнович.

В 1803 г. Черноморское училище корабельной архитектуры ликвидировали. Причиной этого послужил недостаток финансирования и невозможность отправлять учащихся приобретать опыт за границей. Однако начальник и преподаватели учебного заведения продолжали работать в Черноморском штурманском училище.

Черноморское штурманское училище было открыто в один год и в одном помещении с училищем корабельной архитектуры, поэтому руководство и учительский состав были общими. Условия приема и длительность обучения тоже были идентичны. Будущим штурманам предписывали следующие предметы программы: арифметику, геометрию, тригонометрию, черчение планов, правописание, английский язык, рисование; по штурманской специализации изучали навигацию, астрономию, морскую тактику, геодезию, применение карт и навигационных инструментов [8]. Во время морской практики гардемарины под присмотром офицеров выполняли обязанности корабельного штурмана согласно флотскому уставу. Практиканты вели учетные книги и гидрометеорологические журналы, работали с измерительными приборами и картами.

Черноморское штурманское училище прославили его выпускники, среди которых числится командир брига «Меркурий» капитан-лейтенант А. Казарский. В 1829 г. в двадцативосьмилетнем возрасте, командуя бригом, он отличился в неравном бою. Казарский потопил два линейных турецких корабля, имея 20 пушек против 184. Десять лет спустя в Севастополе в честь капитан-лейтенанта Казарского открыли первый в городе памятник. Другой выпускник штурманского училища (1813 г.) Н. Чи-жов вместе с Ф. Литке в 1821 г. совершил экспедицию в Арктику и первым провел научное описание берегов Новой Земли. Ставший генерал-майором воспитанник описываемого училища Е. Манганари тесно сотрудничал с Одесским товариществом истории и древностей и принимал участие в составлении «Полного географического атласа Азовского и Черного морей».

4 июня 1826 г. издан императорский указ о реорганизации Черноморского штурманского училища в Черноморскую штурманскую роту. С этого момента учебное заведение стало готовить специалистов исключительно для Корпуса флотских штурманов, который производил контроль над процессом обучения и распределял выпускников на военные корабли. Получить звание мичмана учащиеся роты теперь могли только после прохождения обучения фронтовой службе в Петербурге. Изменение статуса учреждения повлекло за собой еще и изменения правил приема. К рассмотрению теперь принимали документы только детей дворян 10-16 лет, которых делили на три группы: дети военно-морских офицеров, дети чиновников Морского ведомства и все остальные. После подачи документов ждать освобождения вакансий приходилось 2-3 года. Предпочтение отдавали тем, кто владел русской грамматикой, знал историю, географию, математику и Закон Божий. Курс обучения длился 8 лет. Большое значение придавалось практическим упражнениям в наблюдении за небесными телами в обсерватории, навигационным вычислениям, изготовлению моделей кораблей, черчению карт, проведению физических опытов, поэзии и письменным переводам с иностранных языков [9, с. 449-450]. Летом практические занятия продолжались во время учебных плаваний.

Учебники, по которым занимались воспитанники Черноморской штурманской роты, были утверждены комиссией при командующем Черноморским флотом. Они

были доступны в библиотеке штурманской роты, которая насчитывала почти 5700 томов на разных языках [9, с. 452].

Ведомость успеваемости воспитанников, окончивших Черноморскую штурманскую роту в 1855 г., свидетельствует о том, что средний балл, выставленный по итогам года, составил 9,1 из 12 [9, с. 456], что говорит о высоком качестве подготовки. О качестве свидетельствуют и имена выпускников роты: командующий Черноморского флота и портов адмирал Н. Аркас, участник обороны Севастополя, командующий II Черноморского экипажа вице-адмирал М. Селистранов, начальник типографии Морского министерства генерал-майор С. Неделькович.

В 1862 г. Черноморская штурманская рота была упразднена приказом императора Александра II по причине реорганизации флота после Крымской войны.

В то время, когда штурманская рота еще функционировала, 16 апреля 1852 г. открылась школа флотских юнкеров в Николаеве со штатом в 70 человек. Эта школа стала первым учебным заведением по подготовке высшего командного состава в Новороссийском крае, где была осуществлена попытка реформы военно-морского образования. По статусу и программе обучения школа приравнивалась к столичному Морскому кадетскому корпусу, однако в некоторых аспектах имела существенные отличия. Например, на учебу хотя и принимали только дворян, достигших 16 лет, но зачисление происходило по результатам вступительных экзаменов, что в то время было новаторством. Обучение проходило на коммерческой основе и длилось всего один год. Значительное сокращение срока обучение происходило за счет упразднения некоторых общеобразовательных предметов. По сравнению с другими военно-морскими учебными заведениями, действовавшими в этот период, количество дисциплин сократилось примерно с 27 до 17 [10, с. 49]. Оставшиеся предметы составляли специализированные курсы астрономии, теории и практики артиллерии, механики, навигации, кораблестроения, тактики и фортификации. Что касается предметов общеобразовательного цикла, то сохранены были только самые необходимые, например география, английский язык, Закон Божий. Для их преподавания приглашали гражданских специалистов, что тоже было нововведением. После годичного курса обучения для получения звания мичмана необходимо было два года нарабатывать плавательную практику. Во время морских походов воспитанники школы постигали тонкости прицельной стрельбы из корабельных орудий, изучали порядок действий в случае неравного сражения в море, занимались такелажными работами, осваивали навыки маневрирования среди рифов и мелей. Ежегодно школа флотских юнкеров выпускала на флот 17 офицеров.

За время своего существования школа флотских юнкеров переименовывалась дважды. Первый раз - в конце Крымской войны, в августе 1855 г., когда школа стала называться Черноморской гардемаринской ротой, при поступлении в которую стали отдавать предпочтение детям погибших, раненых, контуженных или особо отличившихся во время боевых действий военнослужащих. В 1860 г. учебное заведение переименовали в Черноморскую роту флотских кадет, которая просуществовала 2 года и была упразднена ввиду значительного сокращения Черноморского флота в связи с ограничительными условиями Парижского мирного договора [11, с. 46].

Подготовка высшего командного состава в Новороссийском крае была возобновлена только через 10 лет, после подписания Лондонской конвенции, восстанавливающей право России на Черноморский военно-морской флот. В 1871 г. в Николаеве открываются Морские юнкерские классы, рассчитанные на 60 юнкеров - юношей из дворян, из семей офицеров штаба, чиновников и почетных граждан Новороссийского края. Обучение производилось на бюджетной основе. Учебная программа реализовывалась за 3 года

и была аналогична программе Петербуржского морского училища. Общеобразовательный курс включал алгебру, аналитическую геометрию, физику, плоскостную и пространственную тригонометрию, дифференциальные и интегральные уравнения, черчение, русский и английский языки (другие иностранные языки - факультативно), правоведение (международное морское право, военно-морское и российское государственное законодательство), географию, Закон Божий, военно-морскую историю. Более значимыми считались предметы специализации: теоретическая и практическая пароходная механика, теория и практика судостроения, навигация, метеорология, методика проведения измерений в море, астрономия, фортификация, порядок действий в условиях экстремальных ситуаций, десантных операций, морская артиллерия. Теоретические знания превращались в умения и навыки во время летних учебных походов, которые длились примерно 4 месяца и подразумевали, что учащиеся классов выступят и в роли командиров артиллеристской боевой части корабля во время стрельб, и в роли командиров всего корабля во время шторма или снятия с мели. Однако получить звание гардемарина можно было только после сдачи выпускного экзамена в Петербурге при бывшем Морском кадетском корпусе, а с 1867 г. - училище. Это организационно и финансово осложняло подготовку специалистов высшего командного состава для Черноморского флота и, возможно, послужило одной из причин упразднения николаевских Морских юнкерских классов в 1882 г. [12].

В начале XX в. Российская империя принимала участие в таких значимых военных кампаниях, как война с Японией и I Мировая война. Беря во внимание сложившуюся ситуацию, правительство осуществляет последнюю акцию в деле подготовки высшего командного состава в Новороссийском крае. В 1913 г. в Севастополе начинают действовать гардемаринские классы, которые с осени 1916 г. функционируют в статусе Морского кадетского корпуса. К сожалению, в связи с октябрьскими событиями 1917 г. следующий прием в корпус уже не состоялся [13].

Учитывая все вышесказанное, обобщим, что на территории новороссийского края в рассматриваемый период флотских офицеров готовили Херсонский морской кадетский корпус, Черноморское училище корабельной архитектуры, Штурманское училище, Черноморская штурманская рота, Школа флотских юнкеров (Черноморская гардемаринская рота, Черноморская рота флотских кадет), Морские юнкерские классы, Гардемаринские классы и Морской кадетский корпус в Севастополе. Характерными чертами работы этих учебных заведений является то, что они были ориентированы на формирование всесторонне развитых и профессионально подготовленных военнослужащих, что позволило Черноморскому флоту иметь независимость в вопросах кадровой политики. Вместе с тем необходимо учесть, что обучение командного состава происходило с учетом опыта других регионов Российской империи и при непосредственном участии представителей, в первую очередь из Санкт-Петербурга. Важная роль при подготовке офицеров отдавалась плавательной практике и боевым учениям. С середины XIX в. наблюдалась тенденция к уменьшению срока обучения комсостава, сокращению общеобразовательного цикла и углублению цикла предметов специализации.

Результаты данного исследования способствуют реализации одной из важнейших тенденций в военно-морском образовании - его гуманизации и гуманитаризации. В высших военно-учебных заведениях обязательными являются дисциплины с педагогическим и историческим содержанием [14, с. 9]. Положения и выводы этого научного изыскания апробированы и получили практическое применение в курсе лекций по военно-морской истории (раздел «Основание Черноморского флота»), истории Отечества и психологии и педагогики для курсантов Черноморского высшего

военно-морского училища им. П. С. Нахимова (г. Севастополь), а также используются кафедрой педагогики и управления учебными заведениями Крымского гуманитарного университета (г. Ялта) при чтении лекций по истории педагогики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самарец Г.А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 225 л.

2. Ливенцев Д.В. Краткий словарь чинов и званий государственной службы Московского государства и Российской империи в XV - начале XX вв. - Воронеж: РАГС при Президенте РФ, Воронежский филиал, 2006. - 35 с.

3. Манвелов Н. Обычаи и традиции Российского императорского флота. - М.: Яуза, Эксмо, 2008. - 384 с.

4. Положение об окончании курса наук кадетами из иностранных единоверцев в Гимназии при Артиллерийском и Инженерном кадетских корпусах и о выпуске их в военную и гвардейскую службу // ПСЗРИ. - СПб., 1830. - Собр. I. - Т. ХХ. - № 14 830. - 781 с.

5. БогумилА. К истории управления Новороссии князем Г.А. Потемкиным. - Вып. 1. - Ордера 1790-1791 гг. - Екатеринослав: Тип. губерн. земства, 1905. - 140 с.

6. Общий морской список. - СПб.: Тип. В. Демакова, 1890. - Т. IV - 708 с.

7. Утвержденный устав училища корабельной архитектуры // ПСЗРИ. - СПб., 1830. -Т. XXVII. - № 20 651. - 490 с.

8. Об учреждении корабельных и штурманских училищ для Балтийского и Черноморского флотов с приложением штатов оных училищ // ПСЗРИ. - СПб., 1830. - Т. XXV. - № 18 634. - 350 с.

9. Извлечения из отчета управляющего Черноморскою штурманскою ротою полковника Манганари за 1855 г. // Морской сборник. - 1856. - № 5. - С. 438-463.

10. Отчет управляющего Черноморской штурманской ротой контр-адмирала Манганари за 1859 г. // Морской сборник. - 1860. - № 7. - С. 39-62.

11. Приказ управляющего Морским министерством от 12 июля 1861 г. // Морской сборник. -1861. - № 8. - С. 46-48.

12. Положение о морских юнкерских классах в Николаеве // Морской сборник. - 1872. - № 7. - С. 12-24.

13. Бойко В. Севастопольский морской кадетский корпус. Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. - Севастополь, 2011. - 430 с.

14. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. - СПб.: Питер, 2008. - 638 с.

Поступила в редакцию 26.08.2014; в окончательном варианте 02.10.2014

UDC 37.013

TRAINING OF OFFICERS FOR HIGHER NAVAL SCHOOLS IN NOVOROSSIYA AREA IN THE LATE XVIII - EARLY XX CENTURY

O. V. Barskaya

Black Sea Higher Naval School after Pavel Nakhimov 1a Dybenko str., Sevastopol, 299028 E-mail: olyabarska@yahoo.com

In the article the naval schools that operated in Novorossiya area in late XVIII - early XX century and were aimed at training personnel for the Black Sea Navy of the Russian Empire are listed and a general description of their activities is provided. The historical background of the emergence, reorganization and liquidation of the educational institutions described is given. In this paper, the course terms in educational institutions for officer training are mentioned, curriculum subjects are enumerated, contingent entering the study is characterized and the prospects for cadets ' further service are highlighted. The article lists the names of some of the

most outstanding graduates, and in some cases gives the names of the faculty representatives. The ways to conduct practical studies and training cruises are discussed and their place in the learning process is defined. All the above data are based on a retrospective analysis of articles and books on the given topic, the original documentation of the XVIII, XIX century, which includes decrees, regulations, statutes, orders, circulars, reports by the Black Sea Navy company commanders, statements ofprogress, "General Maritime List." Taking into account the length of the period under review (end of XVIII - beginning of XX century), the author of the article traced the naval education principles transformation in the Russian Empire taking educational naval institutions of Novorossiya area as an example. A tendency to reduce the period of training for officers of the Navy, to strengthen the role of training cruises, and subjects of specialization at the expense of general education learning cycle reduction is revealed. Key words: naval educational institutions, commandment staff, Novorossiya area, officer training, content of education.

Original article submitted 26.08.2014;

revision submitted 02.10.2014

Olga V. Barskaya, Senior lecturer, Foreign Languages Department. УДК 378.02

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ДИСПЕТЧЕРСКОГО АППАРАТА И ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

И.А. Васельцова

Самарский государственный университет путей сообщения 443066, г. Самара, 1-й Безымянный пер., 18 E-mail: samgups_fis@mail.ru

Анализируются методологические подходы к обоснованию профессионально важных качеств специалистов и разработке различного рода моделей специалиста, предназначенных для наглядного и адекватного представления его будущей профессиональной деятельности. Конкретизируются профессиографические особенности инженерно-технической деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта в аспекте психофизической надежности специалистов. Приводятся результаты срезового эксперимента, направленного на выявление исходного уровня сформированности качеств внимания (концентрации, объема, переключения внимания), показателей, характеризующих психологическую устойчивость, и сохранение данных характеристик в условиях сбивающих факторов и физического утомления.

Ключевые слова: профессионально важные качества, инженерно-техническая деятельность на транспорте, надежность, средства формирования.

В современных условиях быстро меняющегося профессионального мира наметилась тенденция к разработке различного рода моделей специалиста, предназначенных для наглядного и адекватного представления его будущей профессиональной деятельности, эффективной к ней подготовке. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «в деятельности, осуществляя которую человек совершает свой жизненный путь, все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются» [2]. В

Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.