ПОДГОТОВКА КРУПНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОПЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ
РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Писчикова Наталья Петровна
канд. ист. наук, доцент кафедры истории России Рязанского государственного
университета имени СЛ. Есенина, РФ, г. Рязань E-mail: [email protected]
PREPARATION OF LARGE FINANCIAL OPERATION OF INTERNATIONAL CHARACTER BY FINANCIAL MINISTERY IN THE
BEGINNING OF XX CENTURY
Natalia Pischikova
candidate of historical sciences, associate professor of Ryazan State University,
Russia, Ryazan
АННОТАЦИЯ
Цель: рассмотреть вопросы получения Россией денежных средств на ведение войны. Использовался сравнительно-исторический метод. Россия вела с США переговоры о получении денежных средств в 1904—1905 гг. Но переговоры в октябре 1905 года никаких практических результатов не принесли, а в ноябре не состоялись.
ABSTRACT
Background: consider questions of receiving money means on Russian-Japanese war. Make use of comparative and historical method. Russia negotiated with the USA on receiving money means in 1904—1905. But the negotiations didn't give practical results of October 1905, and they didn't take place in November.
Ключевые слова: финансы; банк; рынок; денежные средства.
Keywords: finances; bank; market; money means.
Русско-японская война, начавшаяся в феврале 1904 года, потребовала напряжения всех финансовых ресурсов России. Исследовав сложившуюся финансовую ситуацию в стране, министр финансов России предоставил царю Николаю II доклад по данной проблеме. Как показывает анализ документа, министр финансов Коковцов, рассматривая перспективы войны в 1905 года
надеялся на внешние рынки. В поисках новых денежных средств на ведение войны он обращает внимание на финансовые рынки США. Банк Моргана и Нью-Йоркский Национальный банк оказались единственными крупными финансовыми учреждениями США, которые во время русско-японской войны поддержали Россию, тогда как большинство других заняли благожелательную позицию по отношению к Японии. На июль 1905 года намечалась поездка статс-секретаря С.Ю. Витте в Портсмут для начала переговоров с Японией о мире. Министерство финансов совместно с Министерством иностранных дел и правительство решили воспользоваться поездкой для налаживания контактов с американскими банкирами, с целью получения займа для России.
Перед отъездом в Портсмут, министр финансов В.Н. Коковцов дал поручение С.Ю. Витте «позондировать» в Америке почву относительно большого займа. В США Витте возобновил прерванные после 1902 года переговоры с крупным представителем финансовых кругов США Дж.П. Морганом об открытии для России американского денежного рынка; помимо этого Витте не прочь был придать предстоящей операции международный характер [5, с. 575—577].
Витте беседовал 22 июля с прибывшими к нему в Нью-Йорк по вопросу о займе вице-президентом «Нэшнел сити бэнк оф Нью-Йорк» Ф. Вандерлипом и с «компаньоном» Моргана Дж. Перкинсом. Витте преследовал цель узнать о возможности размещения большого займа в США. Однако, как писал в своем дневнике секретарь Витте Коростовец, по признанию Витте, возможности для этого были небольшими. Кроме того, политика японских представителей на Портсмутской мирной конференции была недвусмысленной. Они всячески заявляли, что в случае перехода к Японии южной части КВЖД по мирному договору с Россией, Япония отдаст в аренду США эту ветвь дороги и удовлетворит другие «экономические интересы США в Маньчжурии» [4, с. 38].
Надежды, что Витте сможет договориться о займе в США, не было. Министерство финансов, имея в виду то, что с американскими банкирами не удастся договориться, решили искать другие возможности для заключения
займа для России. Поэтому, как только С.Ю. Витте прибыл в США, его настигла телеграмма Коковцова с напоминанием о том, что после окончания переговоров он должен сделать все возможное для заключения займа во Франции: «Усерднейше прошу Вас, на обратном пути настаивать в Париже на необходимости займа как единственном способе не толкать нас на финансовые безрассудства» [6, с. 201]. Витте понимал ситуацию, так как ни по дороге в Портсмут, ни в ходе мирной конференции он не упускал из виду вопрос о предстоящем займе.
Прибыв в Портсмут, Витте сумел привлечь на свою сторону часть представителей американской прессы и широко использовал это для немедленного возобновления или установления заново отношений с американскими финансовыми кругами. Витте вел переговоры о размещении русского займа в США с Дж. Морганом, «Нэшнл сити бэнк» и др. на протяжении всей конференции. Однако если Витте преследовал цель спасти финансовое положение России от краха, то Дж.П. Морган и другие представители бизнес кругов США путем переговоров намеревались воспользоваться сложнейшим положением России, в котором царь пойдет на любые уступки, и получить как можно больше экономических уступок (выгодных концессий, льгот для американской торговли и т. д.). Журнал "Russian Review" называл эти переговоры попыткой «вложить сколько-нибудь американских денег, чтобы подпереть падающий трон царя» [8, с. 1].
В это же время поступило ряд настойчивых предложений от представителей американских бизнес кругов об участии в железнодорожном строительстве и использовании природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Эти предложения пользовались поддержкой у царской семьи и приближенных ей людей. Однако ни эти предложения, ни вопрос о займе не получили практических последствий. Только Витте смог использовать момент переговоров с американскими финансовыми кругами в деле ведения разговоров с японской стороной об условиях мира, но конкретных финансовых результатов они не давали. Как и в предыдущих случаях, у российской стороны не
получалось договориться о займе. А Япония, в то время когда России не удавалось наладить отношения с США, на тех же условиях, что и в трех первых случаях с займами, выпустила свой 4-й займ, причем в распространении этого займа наравне с Великобританией и США приняла участие и Германия. Кроме того, практически в 4 раза превысила первоначально установленную сумму займа подписка, организованная в США все тем же синдикатом.
Таким образом, в период русско-японской войны США совместно с Великобританией (а последний четвертый июль 1905 года с Германией) выпускает четыре крупных японских займа на неплохих условиях, которые дают наглядное представление о том, какое большое значение они имели в деле финансирования военных усилий Японии.
Еще одна попытка заключения займа в США была предпринята сразу после окончания переговоров на Портсмутской конференции. Однако на этот раз инициатором выступила американская сторона в лице Ф. Вандерлипа, который прибыл 18 августа говорить о займе на случай мира. С целью дать ответ, Витте запросил Коковцова о главных условиях предполагаемого займа со стороны России [3, с. 42—43]. Однако чем закончились переговоры, мы не можем сказать — материалов рассматривающих этот вопрос не найдено. Но, скорее всего, они также не дали результатов, потому что в дело переговоров стал вмешиваться президент США Т. Рузвельт. Он стремился использовать Японию для более удобного подступа к русским тихоокеанским рубежам. Кроме того, в России началась революция, монархия находилась в неустойчивом положении. Поэтому после Портсмута Рузвельт заявил, что ради самосохранения царское самодержавие должно сделать кое-какие шаги навстречу либеральной оппозиции, подчеркнув при этом: «безразлично, как коротки они будут» [8, с. 22].
Помимо президента США, сочувствие либеральной оппозиции — кадетской партии — было характерно для значительной части финансовых и деловых кругов США. Рузвельт неоднократно высказывал Николаю II пожелания сделать шаги навстречу русским либералам. Но Николай II не был
готов к таким шагам. Поэтому дело о заключении займа дальше разговоров пока не шло.
На 25 августа 1905 года была назначена очередная встреча С.Ю. Витте с Дж.П. Морганом, на которой было решено уделить особое внимание вопросу займа. Витте поднял вопрос о размещение займа в 400 млн. долларов на американском рынке для России в разговоре с Морганом. Однако Морган ответил отказом на размещении всего займа в США, заявив, что он должен иметь международный характер. Морган предложил Витте, что доля США в займе будет от 50 млн. долларов до 100 млн. долларов. Остальную сумму, рассчитывая на давние и прочные связи с лондонскими банками, он пообещал помочь разместить на английской земле. Вместе с тем, Морган выдвинул и ряд оговорок. Во-первых, не привлекать других американских банкиров, а во-вторых, потребовал взамен дать при первой операции «специальные выгоды американскому рынку» [2, с. 167—168]. Кроме того, он переносил переговоры в Европу, где начать их должен был его помощник Перкинс. Но Морган давал согласие на то, что в случае затруднений он приезжает сам, а также предлагал начать «предварительные переговоры» с Коковцовым [3, с. 46—47].
Витте направил данные условия займа в Петербург Коковцову, ознакомившись с основными условиями участия кампании Моргана в предполагаемом займе, Коковцов направил ему 3 сентября 1905 года свой ответ. Коковцов дал положительный ответ на предложение Моргана условием принять участие в займе лишь совместно с европейскими банкирами. В заключение Коковцов спросил Моргана о форме участия в займе. Кроме того, Коковцов писал, что переговоры о займе для России будут происходить, скорее всего, в октябре в Париже. Он пригласил лично Моргана или уполномоченное им лицо.
Однако министр финансов России Коковцов в октябре 1905 года не смог приехать в Париж для переговоров. Кроме того, премьер и министр финансов Франции Рувье не соглашался на участие в международном займе для России, США и Германии. Это, конечно, учитывал Коковцов и поэтому пригласил
банкиров в Петербург. Морган ответил согласием и собирался приехать в Петербург сам. Коковцов решил назначить время встречи, которое было бы удобно для американской стороны [6, с. 215—217; 225]. Дата и время встречи были обговорены и назначены. Однако Морган в последний момент отказался приехать сам, объясняя свой поступок тем, что слишком «короткий срок». Морган предложил отложить собрание банкиров до того момента, когда в Петербург приедет его помощник Перкинс, его прибытие планировалось на конец октября. В сложившейся ситуации Министерство финансов совместно с Министерством иностранных дел России решили запросить русского посла в Вашингтоне барона Розена об обстановке в финансовых кругах США и о визите Перкинса. В ответ Розен в особо секретных телеграммах сообщил о положении дел с прибытием Перкинса и просил МИД оказать ему теплый прием. Розен подчеркивал, что «дом, который он представляет, и сам он лично, являются величинами первостепенной важности в финансовом мире и прилагали постоянные усилия, выступая против антирусских тенденций, которые превалировали здесь в течение войны» [1, с. 502; 531]. Вследствие этого, было принято решение ждать приезда Перкинса, но параллельно вести переговоры о займе с французскими финансовыми кругами.
По прибытию в Петербург посланец Моргана Перкинс и Коковцов провели несколько встреч. В ходе «продолжительного обмена мнениями» с Коковцовым Перкинс вручил ему особое письмо, в котором вопрос о займе тесно связывался с предоставлением американской промышленности русских заказов. Однако условий было слишком много, и они были чрезмерными, так как Россия должна была гарантировать Моргану «особые привилегии во всех закупках России за границей» [9, с. 53].
В то время когда переговоры с американской стороной не давали практических результатов, в Париже были близки к благоприятному завершению переговоры о большом займе. Вследствие этого, Коковцов принял решение в вежливой форме ответить отказом на чрезмерные требования Моргана: «Я признаю все значение и всю выдающуюся цену установления
возможно близких торговых отношений между Россией и Америкой. К этому я стремился всеми зависящими от меня способами, но я не могу не удостоверить, что промышленность России достаточно развита, чтобы позволить стремиться удовлетворить все наши потребности дома» [6, с. 303].
Таким образом, на условия по заключению займа Коковцов ответил отрицательно. Получив письмо, в котором говорилось о невозможности получения русских «промышленных заказов», Морган охладел к идее предоставления займа России. Для всех сторон, было ясно, что Россия не придет с американскими банкирами к соглашению.
В итоге переговоры в октябре 1905 года никаких практических результатов не принесли, а в ноябре и вовсе не состоялись. Причины к недоговоренности с представителями бизнес-кругов США были различные. Во-первых, на протяжении русско-японской войны США не гласно поддерживали Японию, а не Россию. Во-вторых, причины не последовавших практических результатов в ходе переговоров, проходивших после заключения Портсмутского мира, были во внутреннем положении России, которое было неспокойным, а последствия русско-японской войны отягощались начавшейся революцией. Нараставшая революция помешала осуществлению во многих отношениях уже подготовленной Министерством финансов России крупной финансовой операции международного характера.
Список литературы:
1. АВПРИ. Ф. Канцелярия МИД. Оп. 470. 1905. Д. 121. Т. 2. ЛЛ. 502, 531.
2. Коростовец И.Я. Мирные переговоры в Портсмуте 1905 г. // Былое, 1918. № 1.
3. «Красный архив». 1924. Т. 6.
4. Кутаков Л.Н. Портсмутский мирный договор (Из истории отношений Японии с Россией и СССР. 1905—1945 гг.). М., 1961.
5. Романов Б.А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895—1907. 2-е изд., испр. и доп. М., 1958.
6. Русские финансы и европейская биржа в 1904—1906 гг. М.: Изд. Центрархива, 1926.
7. Roosevelt Th. The Letters of Theodore Roosevelt. — Vol. 4. — P. 1134; — Vol. 5. — P. 22.
8. Russian Review, 1905. November. Vol. 1. № 5.
9. Williams W.A. American-Russian Relations 1781—1947. New York-Toronto, 1952.