Научная статья на тему 'Подготовка государственных гражданских служащих в России: требования службы и обучение в вузе'

Подготовка государственных гражданских служащих в России: требования службы и обучение в вузе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ / ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Знаменский Дмитрий Юрьевич, Филимонов Дмитрий Александрович

В статье рассмотрены ключевые противоречия в подготовке кадров для государственной гражданской службы в России. Проанализированы требования, которые предъявляют к государственным служащим органы государственной власти в сопоставлении с формируемыми высшими учебными заведениями компетенциями. Отмечены как позитивные, так и негативные моменты в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Знаменский Дмитрий Юрьевич, Филимонов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF THE CIVIL SERVANTS IN RUSSIA: REQUIREMENTS OF SERVICE AND TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article key contradictions in training for the public civil service in Russia are considered. Requirements which show to civil servants public authorities in comparison to formed higher educational institutions competences are analyzed. Are noted both positive, and the negative moments in this area.

Текст научной работы на тему «Подготовка государственных гражданских служащих в России: требования службы и обучение в вузе»

РАЗДЕЛ V. ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ. ИННОВАЦИИ И ВУЗЫ

Д.Ю. Знаменский Д.А. Филимонов

Dmitriy Znamenskiy Dmitriy Filimonov

УДК 378.147

ПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ: ТРЕБОВАНИЯ СЛУЖБЫ И ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые противоречия в подготовке кадров для государственной гражданской службы в России. Проанализированы требования, которые предъявляют к государственным служащим органы государственной власти в сопоставлении с формируемыми высшими учебными заведениями компетенциями. Отмечены как позитивные, так и негативные моменты в этой области.

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, должности государственной гражданской службы, должностной регламент, органы государственной власти, компетенции, высшее образование, государственное и муниципальное управление.

TRAINING OF THE CIVIL SERVANTS IN RUSSIA: REQUIREMENTS OF SERVICE AND TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. In article key contradictions in training for the public civil service in Russia are considered. Requirements which show to civil servants public authorities in comparison to formed higher educational institutions competences are analyzed. Are noted both positive, and the negative moments in this area.

Keywords: Public service, public civil service, positions of the public civil service, official regulations, public authorities, competences, the higher education, public and municipal administration.

Как известно, в соответствии с действующим федеральным законодательством государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Думается, что именно в этом (т.е. в функции обеспечения деятельности органов власти) заключается специфика государственной гражданской службы, определяющая особенности требований, предъявляемых в настоящее время к лицам, претендующим на замещение соответствующих должностей [1].

Несмотря на наметившуюся в последние десятилетия тенденцию распространения так называемого «бизнес-подхода» к государственной службе, представляется очевидным, что государственный гражданский служащий обладает правовым статусом, который, как по своей структуре, так и по содержанию, существенно отличается от правового статуса любого другого работника. Это отличие заключается в том, что государственный гражданский служащий является субъектом именно административно-правовых (или, по-другому, административно-служебных), а не трудовых отношений [2].

Не секрет, что административно-правовые отношения всегда носят заведомо неравный характер, поскольку одной из сторон в них всегда выступает властный субъект: государственный орган или должностное лицо. Трудовые же отношения, будучи по своей сути частноправовыми, предполагают равенство сторон. Поступая на государственную службу, гражданин добровольно ограничивает свои права и свободы, берет на себя дополнительные обязательства. Таким образом, фактически, на данную категорию лиц распространяется не общепризнанных принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом», а прямо противоположный: «запрещено все, что прямо не разрешено».

© Знаменский Д.Ю., Филимонов Д.А., 2014

Этим обстоятельством, а также спецификой государственной службы как вида профессиональной деятельности (высокая с тепень регламентации всех процедур, жесткая иерархия, подзаконный характер деятельности и др.), и, наконец, самим содержанием работы государственного аппарата, его обособленностью в процессе осуществления публичной власти и управлении общественными процессами и определяется набор требований, предъявляемых к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы [4].

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и указами Президента Российской Федерации устанавливаются общие квалификационные требования к лицам, претендующим на замещение государственных должностей государственной службы. Речь идет о таких требованиях, как уровень профессионального образования и стаж гражданской службы (или государственной службы других видов) или стаж работы по специальности. Указанные требования различны для каждой группы должностей. Так, для замещения младшей группы должностей необходимо и достаточно иметь среднее профессиональное образование по специальности работы государственного органа без предъявления требований к стажу. Для замещения старшей группы должностей необходимо иметь высшее профессиональное образование по специальности работы органа государственной власти, а также стаж работы по специальности 3 года. Для замещения ведущей группы должностей необходимо также иметь высшее профессиональное образование по специальности работы органа государственной власти или по специальности «государственное и муниципальное управление». Требования к стажу государственной службы следующие: либо 4 года общего стажа, либо 2 года стажа государственной службы. Для замещения главной группы должностей одного высшего образования недостаточно. Необходимо иметь два высших образования: по специальности работы органа государственной власти и по специальности «государственное и муниципальное управление». Требования к стажу государственной службы также дифференцированы: либо 6 лет общего стажа, либо 5 лет стажа государственной службы. И, наконец, для высшей группы должностей установлены следующие квалификационные требования. Требования к уровню профессионального образования - такие же, как для главной группы должностей. Требования к стажу - 7 лет общего стажа либо 6 лет стажа государственной службы. При этом с 1 января 2014 года закон устанавливает, что для должностей младшей, старшей и ведущей групп достаточно наличия образовательной степени «бакалавр», в то время как для должностей главной и высшей групп требуется степень магистра.

Помимо указанных общих требований для каждой должности должностным регламентом устанавливается ряд специальных требований, которые можно условно разделить на три группы:

- требования к знанию законодательства и навыкам его применения;

- требования общепрофессионального характера (владение устным и письменным русским языком, навыки ведения деловой переписки и переговоров, владение основными пакетами прикладных программ, навыки работы с оргтехникой и т.д.);

- требования к личностным качествам (стрессоустойчивость, способность работать в условиях режима ограниченного времени, способность рационально организовывать рабочее время, дисциплинированность, инициативность, ответственность и т.д.).

Наиболее часто при приеме на государственную гражданскую службу представители нанимателя интересуются знанием Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности, конституцию (устав) и законы субъекта федерации применительно к исполнению своих должностных обязанностей (для государственной гражданской службы субъекта федерации), прав и ответственности, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Знание данные нормативов востребовано не только как знание и понимание основных формулировок, но и на уровне осознанного поведения в соответствии с ними, умения применить их в служебной деятельности, то есть понимание правоприменения. Помимо этого от служащих требуются компетенции работы с людьми, владения деловым этикетом, понимание правила внутреннего служебного распорядка, порядок работы со служебной информацией, ведения деловые переговоры; владения приемами межличностных отношений, стимулирования достижения результатов; управления временем, контроля и анализа; владения конструктивной критикой; владения красноречием; владения способностями подготовки делового письма; эффективной

Вестник Университета № 7, 2014

организации работы по взаимосвязям с другими ведомствами, организациями, госорганами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, государственными и муниципальными служащими, населением.

Кроме того, должностные регламенты, как правило, уточняют общие квалификационные требования в части той или иной специальности, стажа работы в конкретной сфере, наличие дополнительного профессионального образования и др. Здесь могут быть востребованы компетенции умения создавать эффективные взаимоотношения в коллективе подчинять тактические цели стратегическим, разрабатывать план конкретных действий, оперативно принимать и реализовать решения, адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем. Государственный гражданский служащий должен знать правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также исполнять основные обязанности, установленные в статье 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ключевой проблемой является то, что содержание должностных регламентов, как правило, не корреспондируется с содержанием федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а те, в свою очередь, не учитывают требования практики.

Стандарты специальности «Государственное и муниципальное управление» и одноименного направления подготовки бакалавров и магистров выделяют несколько иные приоритеты. Вместе с общими образовательными и профессиональными дисциплинами, обязательными для любого специалиста независимо от профиля подготовки, специальные дисциплины предполагают, прежде всего, менеджерские компетенции. Слабо охвачены образовательным процессом «бюрократические» компетенции, связанные с делопроизводством, документооборотом. Недостаточна как юридическая, так и социально-психологическая подготовка будущих служащих. Зачастую будущий служащий не видит четкой разницы между отношениями на службе и отношениями при работе по найму. Не всегда студенты даже старших курсов четко осознают специфику статуса государственного гражданского служащего. В правовой подготовке студентов недостаточно делается акцента на нормы, наиболее часто востребованные в деятельности гражданских служащих.

Практически отсутствует (за некоторыми исключениями) взаимосвязь между вузами и органами государственной власти (кроме программ дополнительного образования). Это ведет к слабому восприятию учебных заведений как кузниц кадров по конкретному профилю. Как следствие, органы государственной власти часто отдают предпочтение специалистам по профилю регулируемой деятельности, нежели чем специалистам и бакалаврам с дипломами по государственному и муниципальному управлению. Зачастую отсутствует систематический спрос на молодых специалистов. Недостаточно развит целевой прием. Вместе с тем, проблема формирования необходимых компетенций, исходя из конкретных полномочий служащих, уже затрагивалась как применительно к государственной, так и к муниципальной службе [3].

К числу позитивных тенденций следует отнести корректировку квалификационных требований к должностям гражданской службы, учитывающую двухуровневую систему высшего профессионального образования, а также участие представителей государственных органов в итоговой аттестации выпускников. Вместе с тем, следует учитывать неопределенность, возникающую в процессе перестройки системы высшего профессионального образования, требующую применения стратегического подхода [5]. Характер же принятий решений в подобных ситуациях требует глубокой междисциплинарной проработки [6].

Перспективными направлениями расширения взаимодействия вузов с органами государственной власти являются: привлечение представителей этих органов к чтению проблемных лекций студентам (в основном для студентов магистратуры); организация ознакомительной практики или стажировок студентов бакалавриата.

Библиографический список

1. ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004.

2. Знаменский Д.Ю. Кадровая политика и кадровый аудит организации: учебник для магистров / под общей ред. Н.А. Омельченко. - М.: Издательство Юрайт, 2013.

3. Мусинова Н.Н., Сираждинов Р.Ж. О компетентностном подходе в организации местного самоуправления в России // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №20/2013. - С.86-91.

4. Омельченко Н.А. О понятии «государственность», традиционных основах, условиях и факторах формирования российской государственности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №20/2013. - С.55-61.

5. Соколов Н.Н. Стратегические управленческие решения в контексте современного управления и планирования // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №20/2013. - С.171-177.

6. Туровский А.А. Стратегическое управление в системе общенаучного понятия: междисциплинарный подход // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №20/2013 - С.61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.