Научная статья на тему 'Проблемы регулирования профессиональной государственной службы'

Проблемы регулирования профессиональной государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбанова Асият Сафаудиновна

Статья посвящена некоторым недостаткам существующим в государственной службе. Исследуется значимость профессионализма государственных служащих для реализации задач и функций правового государства. В связи с быстрыми темпами развития общественных отношений и с последними административными реформами, ощущается недостаток определённых профессий в некоторых сферах. Рассматривается многообразие сфер государственной службы. Предлагается внести определённые коррективы в организацию и правовую основу государственной службы для улучшения ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION PROBLEMS OF PROFESSIONAL PUBLIC SERVICE

This article is devoted to some shortcomings in the public service. It investigates the importance of professionalism of civil servants to implement the objectives and functions of legal state. Due to the rapid development of social relations and with the recent administrative reforms are lacking in certain professions of some areas. It is viewed as a variety of spheres in public services. It offers to make certain adjustments to the organization and the legal framework for public service improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования профессиональной государственной службы»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Курбанова А.С.

1.3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Курбанова Асият Сафаудиновна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Государственный университет управления. Подразделение: Институт государственного управления и права, кафедра правового обеспечения управления. E-mail: Kurbanova27@rambler.ru

Аннотация: Статья посвящена некоторым недостаткам существующим в государственной службе. Исследуется значимость профессионализма государственных служащих для реализации задач и функций правового государства. В связи с быстрыми темпами развития общественных отношений и с последними административными реформами, ощущается недостаток определённых профессий в некоторых сферах. Рассматривается многообразие сфер государственной службы. Предлагается внести определённые коррективы в организацию и правовую основу государственной службы для улучшения ситуации.

Ключевые слова: государственная служба,

профессионализм, сфера деятельности, органы государственной власти.

Kurbanova Aseeyat Safaudeenovna, PhD at law. Position: Associate Professor. Place of employment: State University of Management. Department: Institute of Public Administration and Law, Legal Support Management chair. E-mail: Kurbanova27@rambler.ru

Annotation: This article is devoted to some shortcomings in the public service. It investigates the importance of professionalism of civil servants to implement the objectives and functions of legal state. Due to the rapid development of social relations and with the recent administrative reforms are lacking in certain professions of some areas. It is viewed as a variety of spheres in public services. It offers to make certain adjustments to the organization and the legal framework for public service improvement. Keywords: public service, professionalism, sphere of activity, the public authorities.

Последнее время в нашей стране остро стоит вопрос профессионализма государственных служащих. Требования профессионализма и компетентности государственных служащих вытекает из существа государственной службы, как особого вида профессиональной деятельности. При оперативных темпах развития общественных отношений и при всем их разнообразии на каждый из них государство пытается найти методы регулирования, предусмотреть управление ими посредством права и соответствующих государственных органов, которые являются составной частью механизма государства. Но не всегда механизм управления успевает за темпами развития общественных отношений, которые, в свою очередь, достаточно динамичны. Важным фактором неурегулированности данного вопроса можно назвать и недостаточно четкую урегули-рованность общественных отношений; не точное определение компетенции государственного органа, круга обязанностей должностных лиц, которые в связи с последними административными реформами меняют-

ся и перерождаются, а также отсутствием некоторых специалистов сугубо узкой направленности.

Обеспечение исполнения полномочий государственных органов призвана осуществлять государственная служба. Государственная служба, таким образом, обеспечивая реализацию функций государства, выступает одним из его главных элементов в государственном механизме. Государственного гражданского служащего, можно охарактеризовать, как лицо, осуществляющее задачи и функции государства в соответствующих органах государственной власти. Между государственным служащим и государством через государственные органы возникает конкретное государственно-служебное правоотношение, характеризующееся наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности и других принадлежностей правового статуса.

Одним из важных принципов государственной службы является стабильность, которая одновременно является и гарантией со стороны государства. Государство, представляющее интересы гражданского общества должно защищать его интересы. Однако граждане не доверяют органам государственной власти, а, следовательно, государственным служащим в связи с тем, что последние часто неспособны решать оперативно, последовательно сложные проблемы, в некоторых случаях не способны анализировать и использовать имеющейся информацию, и на ее основе принимать обоснованные решения. Отсюда не достаточно реализуется другой важный принцип государственной службы - взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Используя в качестве одного из критериев классификации конституционно-правовой принцип разделения властей, можно выделить следующие виды федеральной государственной службы:

- служба в органах законодательной власти;

-служба в органах судебной власти

- служба в органах исполнительной власти

- служба в органах государственной власти, которые не относятся ни к одной ветви власти (в аппаратах Счётной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, в прокуратуре).

Каждый из указанных разновидностей государственной службы, осуществляющий одну из представленных функций государственной власти, взаимодействует с органами государственной власти и должностными лицами, и при этом компенсируют друг друга. Тем самым обеспечивается принцип единства системы государственной власти.

Существуют различные основания классификации государственной службы. По роду своей профессиональной работы и сферам деятельности все служащие делятся на занятых в сфере экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности. К государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и т.д.

Гражданскую службу можно классифицировать, так же, на общефункциональную — это осуществление стандартизованной для всякой сферы деятельности функция, не выделяющаяся отраслевой спецификой, и специальную — это реализация особо установленных полномочий в законодательстве для государственных служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих акцентированную отраслевую ком-

21

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

петенцию, которая оказывает воздействие на практическую деятельность служащего. Гражданская служба может включать в себя различные подвиды служб, которые объективно необходимы для управления особой внутриотраслевой компетенции, и необходимы для реализации специальных функций управления.

Политика правового регулирования рассчитывает на выработку таких норм, решений и координации их исполнения органами государственной власти, которые бы гарантировали кардинальное повышение эффективности государственной службы. Одной из главных проблем, можно назвать, развитие государственной службы на каждом поприще.

Резко ощущается недостаток квалифицированных юристов, экономистов, специалистов в области государственного управления, что обусловливает необходимость в развертывании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Способно ли дать необходимый результат использование научного и образовательного потенциала современная система ВУЗов?

Необходимо создавать условие для подготовки профессиональных кадров в каждой сфере. Так, Указ Президента РФ от 21 декабря 2009 г. № 1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение» регулирует отношения между государственным органом и гражданином, где последний, в соответствии договором на обучение обязуется проходить гражданскую службу в данном государственном органе после получения им документа государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании. Однако и это нормативно-правовое регулирование не разрешит проблему до конца, в связи с большими финансовыми затратами, с одной стороны, время меняет приоритеты, с другой стороны. Интерес к данной службе, может исчезнуть в силу различных факторов. В соответствии с трудовым законодательством одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается «свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности».

В соответствии законодательством государственному служащему гарантируются переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения, но и данное урегулирование не разрешает вопрос полностью. Служащий, и без того, обязан развивать в себе способность к систематическому обучению, быть профессионалом, и обучающимся и одновременно. Для достаточного уровня профессионализма государственных служащих и их профессиональноквалификационного развития необходимо создание соответствующих организационно-технических условий.

Развитие нашего государства возможно, если управлять им будут способные граждане. В связи с этим, на всех уровнях власти проводятся мероприятия по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров. Однако в связи с развитием социальноэкономических, информационно - технологических отношений уровень персонала в частных предприятиях выше, чем в государственных органах. Руководитель частной организации не заинтересован брать неквалифицированных и слабо обученных работников. При-

нятие новых и современных решений требует привлечения к работе высококвалифицированных специалистов. Автор полагает, что является принципиально важным законодательно классифицировать профессии государственных гражданских служащих.

Современный этап государственного развития и формирования правового государства в нашей стране прямолинейно связан с урегулированием стратегических вопросов организации и правового обеспечения государственной службы. В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В связи с тем, что возникали и продолжают возникать вопросы управленческих кадров, профессионализма, навыков, квалификации специалистов в определенной отрасли, современная государственная служба должна осуществляться с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Государственный механизм представляет собой систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций. На взгляд автора, имеется возможность внести в законодательство изменения и рассматривать в единстве квалификацию или уровень знаний, опыт управления, в частности, приравнивать стаж государственной службы к стажу работы на государственных (муниципальных) унитарных предприятиях и в государственных (муниципальных)учреждениях.

Исходя из вышесказанного, следовало бы изменить законодательное определение понятия государственной службы, сформулировав его в следующей редакции: «государственный гражданский служащий - это гражданин, профессионально участвующий в реализации задач и функций государства посредством исполнения государственной должности государственной службы, учрежденной в государственном органе или на государственных предприятиях и учреждениях».

В специальной литературе выделяют следующие виды служебной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы:

- служащие государственных органов;

- служащие государственных учреждений, предприятий, организаций;

- муниципальные служащие;

- служащие негосударственных организаций и др1.;

Если последних мы не сможем законодательно отнести к государственным служащим, по ряду причин, то вторую группу отнести, на взгляд автора необходимо. Так, согласно статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": « Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию».

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

принимает решение о создании унитарного предприятия, назначает на должность руководителя унитарно-

1 Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М., 1993. С99-100.

22

РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Курбанова А.С.

го предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора.

Автор предлагает приравнять всех руководителей государственных компаний, ГУПов и МУПов, а также акционерных обществ с контрольным государственным пакетом к статусу должностных лиц т.е. к государственным служащим. Разрешение этого вопроса требует глубокой проработки нормативно-правового характера, в том числе, создания и принятия Правительством РФ ряда нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления взаимодействия государственных (муниципальных) органов с государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями определенного профиля, а также наделению работников содействующих государственным органам статуса служащих.

Система государственного управления, как известно, — это совокупность взаимодействующих государственных органов и должностных лиц государственного управления и управляемых объектов, подвергаемых управляющему воздействию. Прогрессирование системы управления государственной гражданской службы будут плодотворны и приведут к подъему, если будут согласованы с другими направлениями ее совершенствования.

Систему управления нельзя обособлять от совокупности мер, связанных с обеспечением недвусмысленности, открытости в государственном управлении, процессом укоренения требований этического поведения, реализацией государственной антикоррупционной политики. Обратное говорит лишь о низком уровне управленческой культуры. Профессиональная компетентность определяется не только компетенцией, но и деловыми и личностными качествами. Смыслом и содержанием государственной службы должно быть служение государству, укрепление государственности, развитие общества.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст.445.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ, «О системе государственной службы Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22, ст. 2063.

4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

5. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»// «Собрание законодательства РФ», 02.12.2002, N 48, ст. 4746.

6. Указ Президента РФ от 21.12.2009, № 1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение»// «Собрание законодательства РФ», 28.12.2009, № 52 (1 ч.), ст. 6533.

7. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих М., 1999, с.83.

8. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право, 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008.

9. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М., 1993.

10.Чаннов С.Е. Государственная служба как институт формирования правового государства // Вестник Саратов-кой государственной юридической академии, 2008, №4, с. 29-34.

11. Масленникова Е.В. О классификации видов деятельности в органах власти// Власть, 2009, №13. с. 35-38.

12. Курбанова А.С. Правовое обеспечение управления в информационной сфере // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6

13. Маюров Н.П., Константинов Г.Л. Правовое регулирование прекращения государственной службы в органах внутренних дел: теоретико-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №1

Рецензия

на статью «Проблемы регулирования профессиональной государственной службы» Курбановой Асият Сафау-диновны, к.ю.н., доцент кафедры правового обеспечения управления Института государственного управления и права ГУУ.

Статья посвящена некоторым недостаткам, существующим в государственной службе. Одной из главных проблем, можно назвать, развитие государственной службы на каждом поприще. Существуют различные основания классификации государственной службы. Требования профессионализма и компетентности государственных служащих вытекает из существа государственной службы, как особого вида профессиональной деятельности. Автор называет несколько причин неурегулированности данного вопроса. Во-первых, недостаточно четкую урегулированность общественных отношений; не точное определение компетенции государственного органа, круга обязанностей должностных лиц, которые в связи с последними административными реформами меняются и перерождаются, а также отсутствием некоторых специалистов сугубо узкой направленности. Во-вторых, для достаточного уровня профессионализма государственных служащих и их профессионально-квалификационного развития необходимо создание соответствующих организационно-технических условий.

Исследуется значимость профессионализма государственных служащих для реализации задач и функций правового государства. На взгляд автора, имеется возможность внести в законодательство изменения и рассматривать в единстве квалификацию или уровень знаний, опыт управления, в частности, приравнивать стаж государственной службы к стажу работы на государственных (муниципальных) унитарных предприятиях и в государственных (муниципальных) учреждениях.

Автор предлагает внести изменение в законодательное определение понятия государственной службы, сформулировав его в следующей редакции: «государственный гражданский служащий - это гражданин, профессионально участвующий в реализации задач и функций государства посредством исполнения государственной должности государственной службы, учрежденной в государственном органе или на государственных предприятиях и учреждениях».

В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной проблеме и содержит авторские выводы и предложения.

Старший преподаватель кафедры правового обеспечения управления ИГУиП ГУУ А.С.Кулагин

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.