Научная статья на тему 'Поддержка позитивной социализации развития детей дошкольного возраста на основе использования развивающей среды Сенсорной комнаты'

Поддержка позитивной социализации развития детей дошкольного возраста на основе использования развивающей среды Сенсорной комнаты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1470
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / САМООЦЕНКА / РЕЛАКСАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ольга Евгеньевна, Титова Сильвия Дмитриевна

В данной статье содержатся методические рекомендации по использованию развивающей предметно-образовательной среды Сенсорной комнаты в целях позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено здоровьесберегающим технологиям, которые могут быть применены в работе с детьми общих и логопедических групп. Социализация это процесс развития и становления ребёнка, как личности. Смысл социализации раскрывается через процессы интеграции, саморазвития и самореализации. Что, как не пространство тёмной Сенсорной комнаты может выступать в качестве развивающей предметно-образовательной среды, трансформирующейся, полифункциональной, доступной и безопасной, насыщенной для каждого возраста, оснащённой техническими средствами. Именно здесь обеспечивается игровая, познавательная, двигательная активность, общение и возможность уединения. Где, если не здесь, происходит комфортная и быстрая адаптация детей разных возрастных групп. Специально для успешной социализации и индивидуализации детей нами разработан и апробирован «Тренинг взаимодействия», который проводится в Сенсорной комнате с детьми всех возрастных групп. Основная цель тренинга через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребёнка, тем самым повышать его уровень социально-психического развития. Это, прежде всего, развитие ребёнка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям. Содержание тренинга строится на идеях развивающего обучения Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Ведущей в данной работе является идея некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребёнка (К.Роджерс). Принцип личностно-ориентированного подходапредлагает выбор и построение материала, исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Принцип творческой активности.Постоянно вовлекать детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организовывать ситуацию общения таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними. Принцип исследовательской позиции.В процессе работы в группе создаются такие ситуации, в которых детям самим необходимо найти приемлемое для данной ситуации решение проблемы. Принцип партнёрского общения.Работая в группе, учить детей признавать ценность другого, его мнение, интересы. Учить все решения принимать с учётом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих собственных целей. Принцип объективизации поведения.Поведение детей постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим объективизировать (осознавать) своё поведение, является обратная связь. Педагог-психолог должен организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди. Вступающие с ним в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять своё поведение. Принцип оздоровительной направленности.Означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития. Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Акцентирует внимание на повышение роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья дошкольное учреждение», взаимодополнении усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот. Принцип профессионального сотрудничества.Означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, медицинского работника, воспитателя, музыкального руководителя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей. Взаимосвязь всех названных принципов необходимое условие, определяющее принцип целостности и системности знаний. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Занятия в тёмной Сенсорной комнате способствуют сокращению адаптационного периода к условиям детского сада, развивают личностные качества ребёнка, служат профилактическим средством отклоняющегося поведения детей. Они представляют собой современные технологии воспитания дошкольников в условиях ДОУ. На них детей обучают различным приёмам саморегуляции, что помогает преодолевать эмоциональное напряжение, барьеры в общении, лучше понимать себя и других, даёт возможность выразить своё «Я». Тренинг основывается на использовании приёмов работы таких психотерапевтических методов как игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия. Это даёт возможность расширить комплекс мер по профилактике психического здоровья детей и определить те или иные проблемы в формировании эмоционально-волевой сферы, которая является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации детей, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных сферах профессиональной и социальной деятельности. До проведения занятий в тёмной Сенсорной комнате педагог-психолог должен иметь диагностические сведения об особенностях каждого ребёнка, а также его медицинских показаниях и противопоказаниях. Такие сведения можно получить с помощью разных методов: наблюдения, проективных методик, социометрической пробы, педагогического мониторинга и т.д. Полученные данные позволят определить результативность занятий, а также спрогнозировать дальнейшую работу с детьми. «Тренинг взаимодействия» состоит из трёх частей, каждая из которых решает свои задачи: «Комната сказки». «Диалог» и «Растишка». «Комната сказки» это комплекс психолого-педагогических занятий, способствующих постепенному вхождению ребёнка в детский сад, комфортной его адаптации, формированию чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру у детей младшего дошкольного возраста. Что, как ни «волшебство» Сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнительной, с чудесами и фантастическими образами?! Магическое воздействие интерактивной среды создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает потенциал процесса воспитания, развивает творческое мышление и умение удивляться, способствует формированию патриотических чувств на фоне русских народных сказок. В качестве музыкального сопровождения можно использовать классическую музыку для регуляции эмоционального состояния (для снижения чувства тревоги и неуверенности: Ф.Шопен «Мазурка»; для уменьшения раздражительности: Л.Бетховен «Лунная соната» (ч.1); для общего успокоения: И.Брамс «Колыбельная»). «Диалог» позволяет расширить комплекс мер по профилактике нарушения психического здоровья детей дошкольного возраста. Занятия организованы в форме «взаимного» диалога между взрослым и ребёнком, направленного на позитивное восприятие последним окружающего мира, что естественным образом отражается на развитии психических процессов в целом. Основная форма занятий проигрывание сказочного, придуманного сюжета с использованием полифункционального, интерактивного оборудования тёмной Сенсорной комнаты. Занятия построены по принципу ритмического рисунка, используемому в традиционных тренингах. В начале дети и педагог-психолог садятся по кругу так, чтобы видеть глаза каждого. Основная часть занятия повествование сказочной истории. Необходимо отметить, что история не должна зачитываться педагогом. В данной ситуации очень важно «общение глаз». Затем история «оживает», и все дети становятся её действующими лицами. Заканчивается занятие традиционным прощанием, форму которого можно выбрать на свой вкус. «Растишка» занятия по развитию коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Используются методы антистрессового дыхания, музыкотерапии, традиционного тренинга личностного роста, адаптированного для детей дошкольного возраста, а также релаксационные упражнения. Первый блок занятий направлен на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей. Второй на повышение самооценки и уверенности в себе, осознание своей индивидуальности. Третий на развитие коммуникативных способностей, позитивную социализацию. «Ребёнку, который не пережил радости разделять понимание с другим, будет труднее развить интерес к самостоятельным исследованиям. Именно с помощью направленного, полного энтузиазма диалога с заинтересованным взрослым, у ребёнка развивается интерес и заинтересованность исследовать и понять своё окружение» (Клейн, 1990).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка позитивной социализации развития детей дошкольного возраста на основе использования развивающей среды Сенсорной комнаты»

Поддержка позитивной социализации развития детей дошкольного возраста на основе использования развивающей среды сенсорной комнаты

Винникова Ольга Евгеньевна, Титова Сильвия Дмитриевна

ГБДОУ ЦРР-детский сад №68 Красносельского района Санкт-Петнрбурга "Росток", г. Санкт-

Петербург

Ключевые слова:

Социализация, адаптация, самооценка, релаксация, здоровьесберегающие технологии

Аннотация: в данной статье содержатся методические рекомендации по использованию развивающей предметно-образовательной среды Сенсорной комнаты в целях позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено здоровьесберегающим технологиям, которые могут быть применены в работе с детьми общих

и логопедических групп.

Социализация - это процесс развития и становления ребёнка, как личности. Смысл социализации раскрывается через процессы интеграции, саморазвития и самореализации.

Что, как не пространство тёмной Сенсорной комнаты может выступать в качестве развивающей предметно-образовательной среды, трансформирующейся, полифункциональной, доступной и безопасной, насыщенной для каждого возраста, оснащённой техническими средствами. Именно здесь обеспечивается игровая, познавательная, двигательная активность, общение и возможность уединения. Где, если не здесь, происходит комфортная и быстрая адаптация детей разных возрастных групп.

Специально для успешной социализации и индивидуализации детей нами разработан и апробирован «Тренинг взаимодействия», который проводится в Сенсорной комнате с детьми всех возрастных групп. Основная цель тренинга - через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребёнка, тем самым повышать его уровень социально-психического развития. Это, прежде всего, развитие ребёнка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям.

Содержание тренинга строится на идеях развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Ведущей в данной работе является идея некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребёнка (К.Роджерс).

Принцип личностно-ориентированного подходапредлагает выбор и построение материала, исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Принцип творческой активности. Постоянно вовлекать детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организовывать ситуацию общения таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.

Принцип исследовательской позиции.В процессе работы в группе создаются такие ситуации, в

которых детям самим необходимо найти приемлемое для данной ситуации решение проблемы.

Принцип партнёрского общения. Работая в группе, учить детей признавать ценность другого, его мнение, интересы. Учить все решения принимать с учётом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих собственных целей.

Принцип объективизации поведения. Поведение детей постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим объективизировать (осознавать) своё поведение, является обратная связь. Педагог-психолог должен организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди. Вступающие с ним в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять своё поведение.

Принцип оздоровительной направленности. Означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Акцентирует внимание на повышение роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья - дошкольное учреждение», взаимодополнении усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.

Принцип профессионального сотрудничества.Означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, медицинского работника, воспитателя, музыкального руководителя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

Взаимосвязь всех названных принципов - необходимое условие, определяющее принцип целостности и системности знаний.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

Занятия в тёмной Сенсорной комнате способствуют сокращению адаптационного периода к условиям детского сада, развивают личностные качества ребёнка, служат профилактическим средством отклоняющегося поведения детей. Они представляют собой современные технологии воспитания дошкольников в условиях ДОУ. На них детей обучают различным приёмам саморегуляции, что помогает преодолевать эмоциональное напряжение, барьеры в общении, лучше понимать себя и других, даёт возможность выразить своё «Я».

Тренинг основывается на использовании приёмов работы таких психотерапевтических методов как игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия. Это даёт возможность расширить комплекс мер по профилактике психического здоровья детей и определить те или иные проблемы в формировании эмоционально-волевой сферы, которая является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации детей, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных сферах профессиональной и социальной деятельности.

До проведения занятий в тёмной Сенсорной комнате педагог-психолог должен иметь диагностические сведения об особенностях каждого ребёнка, а также его медицинских показаниях и противопоказаниях. Такие сведения можно получить с помощью разных методов: наблюдения, проективных методик, социометрической пробы, педагогического мониторинга и т.д. Полученные данные позволят определить результативность занятий, а также спрогнозировать дальнейшую работу с детьми.

«Тренинг взаимодействия» состоит из трёх частей, каждая из которых решает свои задачи: «Комната сказки». «Диалог» и «Растишка».

«Комната сказки» - это комплекс психолого-педагогических занятий, способствующих постепенному вхождению ребёнка в детский сад, комфортной его адаптации, формированию

чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру у детей младшего дошкольного возраста. Что, как ни «волшебство» Сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнительной, с чудесами и фантастическими образами?! Магическое воздействие интерактивной среды создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает потенциал процесса воспитания, развивает творческое мышление и умение удивляться, способствует формированию патриотических чувств на фоне русских народных сказок.

В качестве музыкального сопровождения можно использовать классическую музыку для регуляции эмоционального состояния (для снижения чувства тревоги и неуверенности: Ф.Шопен «Мазурка»; для уменьшения раздражительности: Л.Бетховен «Лунная соната» (ч.1); для общего успокоения: И.Брамс «Колыбельная»).

«Диалог» - позволяет расширить комплекс мер по профилактике нарушения психического здоровья детей дошкольного возраста. Занятия организованы в форме «взаимного» диалога между взрослым и ребёнком, направленного на позитивное восприятие последним окружающего мира, что естественным образом отражается на развитии психических процессов в целом. Основная форма занятий - проигрывание сказочного, придуманного сюжета с использованием полифункционального, интерактивного оборудования тёмной Сенсорной комнаты.

Занятия построены по принципу ритмического рисунка, используемому в традиционных тренингах. В начале - дети и педагог-психолог садятся по кругу так, чтобы видеть глаза каждого. Основная часть занятия - повествование сказочной истории. Необходимо отметить, что история не должна зачитываться педагогом. В данной ситуации очень важно «общение глаз». Затем история «оживает», и все дети становятся её действующими лицами. Заканчивается занятие традиционным прощанием, форму которого можно выбрать на свой вкус.

«Растишка» - занятия по развитию коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Используются методы антистрессового дыхания, музыкотерапии, традиционного тренинга личностного роста, адаптированного для детей дошкольного возраста, а также релаксационные упражнения. Первый блок занятий направлен на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей. Второй - на повышение самооценки и уверенности в себе, осознание своей индивидуальности. Третий - на развитие коммуникативных способностей, позитивную социализацию.

«Ребёнку, который не пережил радости разделять понимание с другим, будет труднее развить интерес к самостоятельным исследованиям. Именно с помощью направленного, полного энтузиазма диалога с заинтересованным взрослым, у ребёнка развивается интерес и заинтересованность исследовать и понять своё окружение» (Клейн, 1990).

Список литературы:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. 1998.Путь к волшебству. СПб.

2.Латохина Л.И. 1997. Творим здоровье души и тела. СПб.

3.Лебедева А.Н. 2002. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. Москва.

4.Короткова Л.Д. 2004. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.