Научная статья на тему 'Формирование картины межнационального мироустройства у ребенка в условиях арт-педагогического кабинета'

Формирование картины межнационального мироустройства у ребенка в условиях арт-педагогического кабинета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ / КАРТИНА МИРОУСТРОЙСТВА / ДОШКОЛЬНИК / АРТ-ТЕРАПИЯ / ИННОВАЦИОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна

В условиях многонационального региона воспитание культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей в настоящее время становится проблемой, решать которую необходимо с дошкольного детства доступными для этого возраста средствами. Одним из таких средств и является арт-педагогический кабинет. Так как данный возраст является сензитивным (чувственным) для развития, то арт-педагогический кабинет (сенсорная комната) выступает ведущим средством, в условиях которого у ребенка можно сформировать картину межнационального мироустройства в условиях арт-педагогического кабинета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование картины межнационального мироустройства у ребенка в условиях арт-педагогического кабинета»

ной детали текста восьмиклассникам необходимо ознакомиться с теорией. Им будет интересно узнать, что эпиграф берет своё начало в античной литературе. В древнейшие времена на надгробных плитах, зданиях, памятниках высекали надписи, возвеличивающие умерших или обращения к Богу. Первые назывались эпитафиями, вторые - эпиграммами. Надписи делались и на книгах, где они предшествовали основному тексту, и представляли собой афоризм, взятый из литературного или фольклорного источника. Они стали называться эпиграфами (в переводе с греческого «надпись»). В литературе эпиграфы появились в XV веке во Франции, насколько известно, впервые - в «<Хрониках» Ж. Фруассара. С тех пор они входили в моду, становясь литературной манерой, то выходили из употребления. В пушкинскую эпоху эпиграфирование было в моде - сказывалось влияние романов В. Скотта и романтических поэм Д. Байрона. Ключевые слова: эпиграф, эпиграмма, авторская мысль, античная литература.

Категория (Г) - другие работники органов образования

Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна,

ведущий специалист отдела стратегии развития педагогического образования педагогического института ФГАО ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь arimle.ru@mail.ru

Формирование картины межнационального мироустройства у ребенка в условиях арт-педагогического кабинета Аннотация. В условиях многонационального региона воспитание культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей в настоящее время становится проблемой, решать которую необходимо с дошкольного детства доступными для этого возраста средствами. Одним из таких средств и является арт-педагогический кабинет. Так как данный возраст является сензитивным (чувственным) для развития, то арт-педагогический кабинет (сенсорная комната) выступает ведущим средством, в условиях которого у ребенка можно сформировать картину межнационального мироустройства в условиях арт-педагогического кабинета. Ключевые слова: арт-педагогический кабинет, картина мироустройства, дошкольник, арт-терапия, инновационность.

В условиях многонационального региона воспитание культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей в настоящее время становится проблемой, решать которую необходимо с дошкольного детства доступными для этого возраста средствами. Одним из таких средств и является арт-педагогический кабинет. Так как данный возраст является сензитивным (чувственным) для развития, то арт-педагогический кабинет (сенсорная комната) выступает ведущим средством, в условиях которого у ребенка можно сформировать картину межнационального мироустройства в условиях арт-педагогического кабинета.

Арт-педагогический кабинет является инновационной формой творческого развития дошкольников и выступает как условие становления креативных способностей детей и формирования межнациональной картины мира.

Инновационное содержание проекта позволяет формировать у дошкольников философские представления о мироустройстве, которое может стать основой их мировоззрения.

Изменяется роль педагога выступающего как соавтор, непосредственно сопровождающего и помогающего ребенку в познании мира, региона и творческом развитии.

Результатом внедрения арт-педагогического кабинета в дошкольные образовательные учреждения является развитие личности ребенка на основе креативных представлений структуры Мира и места человека в нем.

Проект «Формирование картины межнационального мироустройства у ребенка в условиях арт-педагогического кабинета» представлен программой из 10 тематических занятий, реализуемых арт-терапевтическими технологиями в игровой форме, направленных на формирование картины мироустройства по модели ситуаций сказок. Каждое из занятий длится от 20-45 минут.

Форма работы: групповая, с использованием элементов индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Программа имеет блочную структуру. Первый блок «Космос - колыбель мира!» посвящен формированию у детей представления о Космосе.

Дети слушают «Черную сказку» И. Зиедониса. Так же в этом блоке дети прослушивают сказки народов всего мира. У детей формируется представление о бесконечности космического пространства, красоте звездного неба. О цветах звездного пространства. Основными технологиями выступают: стимулирование фантазии и воображения, импровизация под музыку, рисование в различных техниках. Из подручных материалов детьми конструируется модель Космоса или Вселенной, используя разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания, различные виды мозаики, конструкторов, пазлы. Данные материалы позволяют визуализировать фантастические или воображае-

мые представления детей о Космосе, а также развить креативный потенциал дошкольника, связанный с конструированием различными материалами.

Второй блок «Земля - планета людей!» посвящен формированию представления о Земле у детей. Дети слушают «Желтую сказку» И. Зиедониса и сказки народов своего региона. В процессе прослушивания у детей возникают представления о Земле как пространстве для людей и окружающих их предметов. Данное занятие проводится как визуальная презентация. Во время прочтения сказки, детям предлагается просмотр видеоряда из картинок, с преобладающим желтым цветом, на которых изображены известные им объекты (подсолнухи, цыплята, солнце, цветы и т. д.) и у них создается ощущение, присутствия в земном «желтом» пространстве. Планета Земля предстает перед детьми как колыбель человека: разноцветная, добрая, разная, необходимая, независимая, красивая. Дети конструируют модель Земли. Развитие творческого представления об окружающем мире осуществляется с помощью декоративной скульптуры из глины и пластилина. О своих моделях Земли дети сочиняют творческие рассказы и представляют их в рамках творческих презентаций другими участниками детского проектирования и взрослыми. В творческих рассказах могут присутствовать стихотворные экспромты, импровизации песен, пантомимика. Задачей второго блока является сформировать представление о разнообразии Живого мира на Земле, его изменчивости, красоте, неразрывной связи с человеком, о человеке как гаранте сохранении жизни на Земле. Основными технологиями выступают: творческие исследования, эксперимент, игровое инсценирование, импровизация.

Третий блок «Подземелье» включает представления о Подземелье, как части Мироустройства. Дети прослушивают «Коричневую сказку» И. Зиедониса и сказки своей малой Родины.

Неотъемлемой частью мироустройства является Подземный мир как пространство Земли (неживой природы), животный (живой природы) и техники.

Наряду с реальными представлениями у детей формируется сказочное фантастическое представление о Подземелье. Детям предлагается конструирование модели Подземелья и направлено на развитие тактильно-двигательного восприятия. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие формированию целостного представления о Подземелье: - лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластили-ном);конструирование из бумаги (оригами); и т. д. Дети из этих материалов конструируют элементы подземельного мира: технику, животных, сказочных существ и др. В третьем итоговом блоке обобщались художественные представления о Подземелье. Детям предлагалось творческое сочинение сказок, историй, фантастических приключений.

В обобщающем заключительном занятии детям предлагается представить Образ Мира. Дети сами выбирают вид презентации проекта «Образ мира», что способствует индивидуальному раскрытию творческих способностей ребенка и выявлению представлений мироустройства у детей. Дети могут использовать рисование, конструирование, инсценирование, моделирование и т. д. Занятие проводится с помощью аудиовизуального сопровождения. Дети используют художественные предметы, которыми оборудован арт-педагогический кабинет.

Заключительное занятие предполагает выставку моделей Мира, выполненные детьми, представленные в художественно-выставочной зоне с последующим обсуждением детьми и педагогами.

Арт-педагогический кабинет состоит из четырех основных зон:

- диагностическая зона;

- сенсорная зона;

- зона художественной творческой деятельности;

- выставочная зона.

Диагностическая зона. Начинается работа с первичного обращения родителей к педагогу-психологу. Для того, чтобы понять проблему ребенка и причины ее возникновения, проводится диагностика. Для исследования используются методика Роршаха, тест Люшера, экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова. С помощью этих методик составляется оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований - вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.

После выявления проблемы предлагаются определенные коррекционные мероприятия. Это может быть работа с логопедом, дефектологом, психологом, арт-педагогом. Учитывая сложность проблемы и личностные особенности детей, определяется форма организации занятия: индивидуальная или групповая. Для коррекции эмоционально-аффективной сферы целесообразно использовать арт-терапевтические занятия. Занятия в таких кабинетах проводятся специалистами самого разного профиля, работающими в медицинских и социальных учреждениях: психологами, психотерапевтами, невропатологами, неонатологами, логопедами, педагогами-психологами, арт-терапевтами.

Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Поощряется присутствие на занятии близкого ребёнку человека (мамы) - это снижает тревожность малыша.

Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций.

Сенсорная зона. Основа арт-педагогических кабинетов - свет, так как более 90% информации человек получает через глаза. Именно состав и местоположение световых приборов в помещении определяет расположение и остальных элементов сенсорной комнаты.

Арт-педагогические кабинеты являются мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного, познавательного и творческого развития, проведения психологических консультаций, особенно для детей дошкольного возраста.

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние детей: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому арт-педагогические кабинеты не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

- стимулирует все сенсорные процессы;

- создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;

- возбуждает интерес к исследовательской деятельности;

- корректирует нарушенные высшие корковые функции;

- развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Занятия в арт-педагогических кабинетах помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы - психоэмоциональная сфера ребенка начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций.

Развитие познавательной деятельности, координации движений, общей и мелкой моторики, яркие цветные образы - вот, что является тем минимумом, который формируется у детей дошкольного возраста, в условиях арт-педагогического кабинета.

Зона хуждожественного творчества и выставочная зона. Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Детские рисунки, лепка, аппликация часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых художников. Они восхищаются детским творчеством, считают его своеобразным искусством.

Мышление ребенка по преимуществу образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс «сцепления» ассоциаций. Наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка. Возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему эстетическое удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что способствует возникновению ассоциативных связей.

Изобразительная деятельность создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.

Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

- воспитательную: взаимодействие с искусством строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми, что способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом;

- коррекционную: достаточно успешно корректируется образ "Я", который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности;

- психотерапевтическую: «лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эм-патичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций;

- диагностическую: арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное

своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет плюс внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам;

- развивающую: благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Результами деятельности арт-педагогического кабинета являются развитие следующих компонентов:

- личностный: творческое развитие личности ребенка и формирование его мировоззрения, межнациональной картины мироустройства;

- культурно-социальный: в игровой художественно-творческой деятельности у дошкольника формируются первые философские представления о структуре мира и места человека в нем;

- психолого-коррекционный эффект: игровая творческая деятельность позволяет преодолевать различные эмоциональные отклонения у ребенка (страх, тревожность) и развить чувство гармонии с окружающим миром и т. д.

Кузнецова Валентина Сергеевна

аспирантка Педагогического института ФГАО ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь valentina-0689@yandex.ru

Формирование общекультурных компетенций студентов в процессе изучения теории государства и права средствами инновационных психолого-педагогических технологий Аннотация. В статье анализируется понятие общекультурной компетенции в рамках федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и представлен пример реализации компетентностного подхода в процессе изучения теории государства и права с использованием инновационных образовательных технологий.

Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурные компетенции, теория государства и права, инновационные технологии.

В настоящее время в условиях модернизации российского образования и реализации в нашей стране Болонской декларации интегральным показателем качества образования становится компетентность специалиста.

С первого сентября 2011 года все вузы перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, основой которого является компетентностный подход.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях [1]. В настоящее время проблемой компетентностного подхода в России занимаются многие исследователи: В. И. Байденко [2], В. А. Болотов [3], И. А. Зимняя [4], Ю. Г Татур [5], А. Ю. Петров [6], С. Б. Серякова [7] и др. Почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [8].

К базовым компетентностям относится общекультурная компетентность специалиста.

Общекультурная компетентность - готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника [9].

Общекультурная компетентность определяется как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера [10].

Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.

По А. В. Хуторскому общекультурная компетенция определяется как «круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.