Научная статья на тему 'Поддержка молодежных инициатив как фактор формирования гражданской позиции студентов'

Поддержка молодежных инициатив как фактор формирования гражданской позиции студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2501
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ИНИЦИАТИВА / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ МОЛОДЕЖИ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЕ / YOUTH INITIATIVE / A CIVIL STAND OF YOUTH / STUDENTS / A SOCIAL PROJECT / INNOVATION IN YOUTH WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочаров Олег Евгеньевич

Статья посвящена одной из актуальных для современной педагогической теории и практики проблем проблеме формирования гражданской позиции студенческой молодежи. В статье теоретические рассуждения сопровождаются реальными примерами поддержки молодежных инициатив из деятельности ГУ Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы «Гражданская смена».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF YOUTH INITIATIVES AS THE FACTOR OF FORMATION OF A CIVIL STAND OF STUDENTS

The article is devoted to one of actual problems for modern pedagogical theory and practice a problem of formation of a civil stand of student's youth. In the article theoretical reasonings are accompanied by real examples of support of youth initiatives from activity of State Administration of Department of a family and youth policy of Moscow "Civil change".

Текст научной работы на тему «Поддержка молодежных инициатив как фактор формирования гражданской позиции студентов»

ПЕДАГОГИКА

О. Е. Бочаров

ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена одной из актуальных для современной педагогической теории и практики проблем - проблеме формирования гражданской позиции студенческой молодежи. В статье теоретические рассуждения сопровождаются реальными примерами поддержки молодежных инициатив из деятельности ГУ Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы «Гражданская смена».

Ключевые слова: молодежная инициатива, гражданская позиция молодежи, студенты, социальный проект, инновации в молодежной работе.

О. Е. Bocharov

SUPPORT OF YOUTH INITIATIVES AS THE FACTOR OF FORMATION OF A CIVIL

STAND OF STUDENTS

The article is devoted to one of actual problems for modern pedagogical theory and practice - a problem of formation of a civil stand of student's youth. In the article theoretical reasonings are accompanied by real examples of support of youth initiatives from activity of State Administration of Department of a family and youth policy of Moscow "Civil change".

Key words: youth initiative, a civil stand of youth, students, a social project, innovation in youth work.

Создание условий для становления гражданской позиции студентов в настоящее время рассматривается в качестве приоритетного направления работы с молодежью.

Слово «гражданин» имеет лексический аналог во многих языках мира (греч. «polities», лат. «civis», англ. «citizen») и понимается как «лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и исполнять обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». Следовательно, гражданин - это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться с ними в определенной оппозиции; это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы [8].

В научном языке существует несколько толкований дефиниции «позиция личности», которые в своей совокупности раскрывают ее сущность и идеологию:

- положение личности в статусно-ролевой структуре (Л.В. Мардаханов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский);

- система отношений, установок и мотивов, целей и ценностей в контексте роли и соци-

альной ситуации развития (В. А. Болотов, В.И. Слободчиков, др.);

- устойчивая система отношений к действительности, проявляющаяся в поведении и поступках (К.А. Альбуханова-Славская, В Н. Белоногова, Е.И. Исаев, А.Ю. Код-жаспиров, Г.М. Коджаспирова, Г.И. Корчагина, Т.Н. Мальковская, А.В. Петровский, В.М. Полонский, др.);

- системообразующая характеристика образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности (В.А. Болотов, С.Ю. Головин, Е.И. Исаев);

- рефлексивное отношение человека к занимаемому им месту (В .П. Бедерханова, В.Н. Белоногова, С.И. Краснов) [4].

На основании анализа терминов «гражданин» и «позиция», а также в контексте рефлексивно-деятельностного подхода к воспитанию мы сформулировали понятие «гражданская позиция молодежи» как рефлексивно-ценностное отношение молодых людей к себе, своим действиям и поступкам, проявляющееся и формирующееся в социально значимой деятельности.

В настоящее время в молодежной среде нарастает тенденция необходимости понимания своей гражданской роли и желания принимать деятельностное участие в системе общественных отношений. Стремление к новому - одна

из специфических черт молодого человека, поэтому значительное место в работе с молодежью должна занимать инновационная деятельность.

Инновации в молодежной работе - это мероприятия, стимулирующие инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающие в качестве активного отклика на появление проблемных ситуаций как перед отдельным человеком, так и перед обществом. Инновации являются фактором, оказывающим существенное влияние на удовлетворение потребностей и интересов молодежи, развитие социального творчества и реализацию комплекса воспитательных задач.

Инновационная деятельность включает комплекс принимаемых мер по обеспечению внедрения новшеств в работу с молодежью, направленную, прежде всего, на развитие социальной активности молодых людей. Новшества в молодежной работе представляют собой творческую проработку новых идей, принципов, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения.

В молодежной работе различают два типа инновационных феноменов:

— новшества в работе, организуемой для молодежи;

- новшества, создаваемые самими молодыми людьми в процессе реализации социальной активности.

Если инноватика первого типа связана с перестройкой и модификацией, усовершенствованием, изменением системы молодежной работы или ее отдельных сторон, свойств и аспектов (создание новых законодательных актов, новых структур, моделей и концепций организации работы с молодежью, форм интеграционных связей и т. д.), то инновационная деятельность самих молодых людей определяется как особый тип служения обществу, проявление заботы о его развитии и процветании [3].

Одним из важнейших средств зарождения и реализации инноваций в молодежной среде является социальное проектирование, стимулирующее осознание молодыми людьми потребности в решении той или иной социальной проблемы.

В широком смысле социальный проект -это модель самой человеческой деятельности, направленной на изменение социальной ситуации.

Социальный проект - это «цель проектной деятельности как вида социального творчества. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организованных коллективных отношений с опытом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп» [1].

Социальный проект существует в двух формах:

- как составная часть программы, представляющей собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

- как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованной конкретной аудитории [9].

Потребность в нем, по мнению В.И. Курбатова, возникает при совпадении трех условий: наличие сложной социальной проблемы; необходимость предварительного моделирования способов ее решения; наличие в распоряжении частичных ресурсов (средств) для решения социальной проблемы.

В нашем случае социальный проект рассматривается как продукт инновационного проектирования в молодежной среде, направленный на решение какой-либо конкретной задачи, на выявление социальных факторов, на применение в региональной молодежной политике новых технологий, модернизирующих разнообразные формы молодежной деятельности.

Проектировать в молодежной работе -значит на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального действия молодых людей должно способствовать достижению поставленной цели, обеспечивая при этом развитие всех участников социальной деятельности.

Проектирование всегда связано с созданием условий для оптимального взаимодействия молодежи в решении общественно значимых проблем. Молодежное проектирование определяет лишь параметры общественно значимой деятельности.

Реализация проекта существенно зависит от многих субъективных факторов: интересов определенной молодежной группы, индивидуального стиля лидера, специфики отношений в социуме и т. п.

Практический интерес представляют принципы молодежного проектирования, разработанные М.И. Рожковым [6].

Ученый полагает, что организатор, готовясь к проектной деятельности, всегда должен предвидеть ее результаты, выражающиеся в изменениях, которые произойдут как в молодежной группе, так и в каждом молодом человеке.

В связи с этим необходимо руководствоваться принципом прогнозирования последствий реализации проекта.

Прогноз (предвидение), как правило, базируется на анализе данных о молодых людях и отношениях, складывающихся в группе, отношениях между группами и других данных о факторах, влияющих на организацию их деятельности. Однако в прогнозировании большое значение имеет не только анализ, но и интуиция организатора, основой которой является инте-риоризированный опыт молодежной работы.

Социальная интуиция - это способность предчувствовать последствия реализации педагогических действий.

Этот принцип состоит в выполнении следующих правил:

— определяя цель, необходимо представлять те изменения, которые должны произойти в результате ее достижения; любой социальный проект должен быть гуманистичен и безопасен для окружающих;

— при прогнозировании результатов нужно ориентироваться как на близкие, так и на дальние перспективы в социально-педагогической деятельности;

— создавая проект, важно опираться на уже достигнутый результат, чтобы реализация каждого проекта приводила к постановке новых целей;

— интуитивные предположения необходимо подтверждать материалами анализа объективных данных.

Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций основан на необходимости создания их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Создать очень точный проект практически невозможно. Жестко созданный проект почти всегда ведет к насилию над его участниками. Если участники сопротивляются внедрению проекта, то спроектированное не выполняется или осуществляется плохо.

Принцип саморазвития реализуется посредством выполнения следующих правил:

— модели, проекты, конструкты разрабатываются таким образом, чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, подвергались модернизации, корректировались;

— планы, программы, сценарии составляются с учетом того, чтобы их можно было многократно использовать, приспосабливая к изменяющимся условиям;

— не следует останавливаться на одном проекте, важно иметь в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.

Принцип мотивационного обеспечения реализации проекта предполагает ориентацию на положительное, заинтересованное отношение как молодых людей, так и их организаторов к осуществляемому проекту. Этот принцип означает ориентацию на актуальные интересы молодежи, на формирование этих интересов.

Принцип мотивационного обеспечения состоит в выполнении следующих правил:

— проектируемые подсистемы, процессы, ситуации отражают реальные потребности, интересы и возможности молодежной группы;

— организаторы не навязывают молодым людям выполнение своих проектов, конструктов, умеют отступать, готовы заменить их другими;

— проект не является жестким и детальным, остается возможность для импровизации участникам его реализации.

Принцип технологичности проекта позволяет определить алгоритм действий организатора работы с молодежью, обеспечивающий решение социально-педагогической задачи.

Это означает, что в процессе проектирования осуществляется выбор технологии социально-педагогической деятельности, которая в ближайшей перспективе станет основой для взаимодействия участников реализации проекта. Овладение проектированием поможет организаторам работы с молодежью не только изменить устаревшую технологию, но и, возможно, создать свою, новаторскую. В то же время включение в разработку социальных проектов молодых людей пробуждает их инициативу и общественную активность.

Этот принцип предполагает реализацию следующих правил:

— в проекте должны предусматриваться методы и приемы, реализация которых обеспечивает оптимальность достижения целей;

— составляя проект, необходимо продумывать совокупность непротиворечивых действий;

— проектирование предполагает возможность осуществления проекта в различных социально-педагогических условиях.

Принцип опоры на опыт при проектировании подразумевает учет того, что любая проблема в какой-то степени уже решалась на практике. Этот принцип отражается в следующих правилах:

— учитывается как позитивный, так и неудачный опыт решения аналогичных педагогических задач;

— при анализе своего опыта и опыта других субъектов организации работы с молодежью выделяется главное и второстепенное;

— имеющийся опыт решения аналогичных задач не должен мешать поиску нового пути их решения.

Реализация совокупности перечисленных принципов может обеспечить успешность процесса социального проектирования.

Проект Правительства г. Москвы «Гражданская смена», инициатором и организатором которого является автор статьи, предусматривает вовлечение студенческой молодежи в проекты разного уровня, первый из которых - молодежные инициативы по выявлению и решению проблем в студенческой среде [5].

Молодежные инициативы - это вид проектов, направленных на достижение социально значимой для целей рассматриваемой категории молодежи и локализованных по месту, времени и ресурсам.

Их участники должны инициировать социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в молодежной среде определенных терминальных и/или инструментальных ценностей, способностей и компетентностей; объединять вокруг себя единомышленников, предоставив им статус социальных партнеров.

Под социальным партнерством в этом случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности ее организаторов, различных общественных и государственных структур, в том числе граждан, рассматриваемых в качестве объекта социального воздействия. Отсюда следует, что основным принципом взаимодействия субъектов

и объектов молодежных инициатив является принцип «равный-равному» [10], который подразумевает активную социально полезную деятельность с целью формирования у сверстников определенных установок, навыков ответственного поведения и активной гражданской позиции.

В современной педагогической литературе использование воспитательного потенциала ровесников в вопросах социального воспитания рассматривается в нескольких аспектах:

— как социально-педагогический подход, направленный на формирование у молодого человека нравственных идеалов через получение превентивных знаний, привычек, умений, психологических качеств и установок на ответственное социальное поведение;

— как вид общественно полезной деятельности молодежи, которая состоит в распространении жизненно важных знаний, умений и навыков, оказывает содействие минимизации отрицательных социальных явлений;

— как технология, предусматривающая последовательную систему активных действий, способствующих становлению субъектной позиции личности в ситуации экзистенциального выбора через распространение достоверной информации и образцов проявления собственной жизненной позиции;

— как образовательный метод, направленный на приобретение знаний и обмен знаниями и социальным опытом участниками социального взаимодействия;

— как педагогический приём, предотвращающий отрицательное социальное поведение в структуре превентивной деятельности.

Из сказанного следует, что в основу разработки и реализации студенческих проектов, кроме традиционных, положены следующие специфические принципы:

1. Принцип солидарности подразумевает ответственность всех членов студенческого проекта за достижение поставленных целей.

2. Принцип сотрудничества включает в себя возможность установления отношений с различными социальными партнерами, прямо или косвенно занимающимися проблемами молодежи.

3. Принцип конвергенции (общности целей) определяет согласование деятельности уча-

стников молодежных инициатив с деятельностью специалистов разных ведомств, участвующих в решении молодежных проблем.

4. Принцип дополнительности (вспомога-тельности) подразумевает, что участники студенческих проектов не заменяют специалистов, по долгу службы занимающихся социальной работой, а дополняют их.

5. Принцип ответственности предполагает, что организаторы молодежных проектов несут ответственность за деятельность, которую они взялись осуществлять, принимая во внимание возникшие со стороны студенческого сообщества ожидания.

6. Принцип безвозмездности подразумевает, что волонтеры не получают никакого материального вознаграждения за свой труд.

7. Принцип долгосрочности и непрерывности предполагает, что ни одна программа не будет эффективной, если свести ее к ряду мероприятий, поэтому не соединенные воедино мероприятия, скорее всего, не принесут сколько-нибудь ощутимого отсроченного социального эффекта, а дадут лишь сиюминутный результат.

8. Принцип адресности предусматривает установление соответствия между целью, содержанием и формами реализации проекта и конкретной социальной проблемой определенной группы молодежи.

9. Принцип доступности предполагает, во-первых, подачу материала с учетом возможностей и особенностей восприятия целевой группы (если речь идет о студенческой молодежи, необходимо учитывать особенности ее субкультуры), а во-вторых, - организацию доступа к информации и услугам, которые предлагаются в рамках проектной деятельности.

Очевидно, что социально-педагогический потенциал молодежных инициатив состоит в том, что они создают благоприятные условия для социализации всех категорий участников (организаторов и организуемых), их осознанной адаптации к существующим условиям, выбору социальной роли и способов ее исполнения, становления индивидуальности.

Молодежные инициативы формируют у молодых людей способности продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и, решая свои индивидуальные проблемы, что является показателем демократизации.

В зависимости от оснований различают несколько типологий молодежных инициатив [11]:

1. По составу и структуре проекта и его предметной области (монопроекты, мультипро-екты, мегапроекты):

— монопроекты - это отдельные проекты различного типа, вида, масштаба;

— мультипроекты - комплексные проекты, состоящие из ряда монопроектов и требующие многопроектного управления;

— мегапроекты - целевые программы, включающие в себя ряд моно- и мультипроектов.

2. По продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до месяца), среднесрочные (несколько месяцев), долгосрочные (до года).

3. По характеру предметной области (учебно-образовательный, научно-исследовательский, социально-педагогический, социально-экономический, профориентационный проект).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. По количеству участников проекта и степени влияния на студенческое сообщество (городской, окружной, районный, проект отдельного вуза).

В поле молодежных инициатив попадают объекты самой различной природы:

— поддающиеся организованному воздействию элементы материальной и духовной культуры студенческой среды;

— конкретные представители молодежной субкультуры как субъекты социальных отношений, со своими потребностями, интересами, ценностями, установками, притязаниями и жизненными планами;

— различные общественные отношения молодежи (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);

— элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни).

Молодежным инициативам как разновидности инновационной деятельности в молодежном социуме присущи следующие характеристики:

1. Новизна: наличие новых концептуальных идей, форм и методов организации. Виды новизны: абсолютная (не имеет аналогов); относительная новизна, в которой выделяют местную новизну (то есть нововведение уже использовалось в других регионах, но на

конкретной территории рассматривается впервые) и частную новизну (нововведение предполагает изменение одного элемента социально-педагогической системы, ее обновление), а также условную новизну (нововведение само по себе не ново, но не характерно для представительной конкретной социальной группы молодежи, на которую оно направлено).

2. Совместимость с традиционным (существующим) состоянием: проект, предполагая ту или иную инновацию, учитывает социально-экономические, социокультурные и прочие факторы, которые рассматриваются как постоянные и неизменные условия в момент его внедрения.

3. Простота апробации: идея, заложенная в основу проекта, способы и средства ее реализации должны соответствовать реальным возможностям организаторов и участников проекта.

4. Коммуникативность инноваций - возможность ее пропаганды, распространения по различным каналам общения, в том числе и не формального.

Молодежные инициативы как социальные проекты отличаются по инновационному потенциалу нововведения:

1. Модификационные инновации предполагают усовершенствование, видоизменение, модернизацию того, что имеет аналог и прототип (программы, методики, другие проекты).

2. Комбинаторные инновации направлены на новое, конструктивное соединение ранее известных приемов, которые в подобном сочетании еще не использовались.

3. Радикальные инновации содержат мощный инновационный потенциал для развития студенческой молодежи.

По отношению к прежним условиям молодежные инициативы классифицируются следующим образом:

1. Замещающие инициативы, направленные на исключение старых и введение новых элементов социально-педагогической деятельности в молодежной среде: целей, содержания, средств и форм ее организации.

2. Отменяющие - прекращают существование ранее существующих элементов социально-педагогической деятельности после доказательства их несостоятельности.

3. Открывающие - инновации, несопоставимые со своими функциональными предшественниками ни по назначению, ни по способу использования, ни по имеющейся социальной ситуации.

4. Ретронововведения - молодежные инициативы, направленные на возрождение традиций работы с молодежью предыдущих исторических периодов, актуальных для современной социальной ситуации [11].

Рассматриваемые молодежные проекты носят локальный характер и представляют собой в основном репродуктивную проектировочную деятельность молодых людей.

Молодежная инициатива выражается, прежде всего, в добровольной деятельности в интересах общества и отдельной личности, в творческом отношении к любому общественно полезному производительному умственному (интеллектуальному) труду, к сложившимся или принятым в обществе нормам поведения. Она оценивает достижения человека, его потенциальные возможности, готовность включения в многообразные социальные связи и отношения, способность к самостоятельным активным действиям.

Наконец, молодежная инициатива - форма личного примера молодого человека, его общественной и политической активности, признания ценностью его разносторонних проявлений в различных видах и формах деятельности. Она предполагает предприимчивость, в моральном смысле характеризуется тем, что человек берет на себя большую ответственность, чем того требует простое соблюдение общепринятых норм в обществе.

Исходя из понимания сущности молодежной инициативы, жизнь ее начинается с осознания молодым человеком потребности в изменении системы актуальных для него социальных отношений. Эта потребность должная быть сформулирована, вербализована, заявлена. Чаще всего она формулируется на уровне «мне в данный момент не нравится...» и «мне хотелось бы...». Говоря о молодежной инициативе, мы упомянули, что она может принадлежать не только отдельному субъекту, но и группе людей. Однако на первоначальном этапе потребность все же формулируется каждым молодым человеком. Затем, при эволюции осознания потребности в стадию осознания необходимости ее удовлетворения, происходит группировка и в дальнейшем, возможно, институализация.

Этапом эволюции гражданской инициативы является осознание необходимости удовлетворения потребности в изменении социальных отношений.

Каждый субъект молодежной инициативы на данном этапе начинает осознавать и выбирает для себя стратегию ее реализации: персональные действия, групповые действия (создание группы), примыкание к существующим группам, решающим сходные проблемы, и т. д. Траектория развития инициативы на этом этапе сильно разветвляется.

Однако классический вариант развития молодежной инициативы (если она не погибает на предыдущих этапах, что также возможно) подразумевает групповую работу. В данном случае срабатывает вполне естественное соображение, что «вместе проблему решить легче».

После этапа формирования группы необходима институализация инициативы. С точки зрения законодательства, группа из трех человек, решающая общие проблемы, является общественным объединением, то есть институтом. Однако группа, удовлетворяя совместно ту или иную потребность, может и не пытаться осознать себя командой, неким институтом. Вполне достаточно спонтанных партнерских

отношений, нет необходимости в выявлении лидера и наделении его полномочиями и ответственностью, нет потребности в четком распределении функционала и т. д.

Следующим этапом развития инициативы молодежи является поиск подходящего инструментария. В более узком понимании - это поиск и привлечение ресурсов, методик, алгоритмов, технологий, позволяющих удовлетворить потребность в изменении тех или иных социальных отношений.

В целом, эволюция молодежной инициативы циклична. Последний этап в линейном восприятии - оценка степени желаемого изменения в системе социальных отношений индивидуума или группы - является первым этапом для нового витка эволюции гражданской инициативы, и алгоритм повторяется вновь.

Таким образом, молодежные инициативы как вид социальных проектов, реализуемых ГУ Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы «Гражданская смена», создают условия для проявления рефлексивно-ценностного отношения молодых людей к себе, своим действиям и поступкам в социально значимой деятельности, формированию гражданской позиции.

Библиографический список

1. Антонюк, Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологический аспект [Текст] / науч. ред. Р. В. Гребенников. - Минск, 1986. - 203 с.

2. Дубровицкий, В. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования [Текст] / В. Дуб-ровицкий, П. Щедровицкий. - М., 1991.

3. Князев, А. М. Воспитание гражданственности в системе современного российского образования как проблема педагогики и акмеологии [Текст] / А. М. Князев // Акмеология. - 2008. - № 1.

4. Методические занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание [Текст] / сост. В. Ю. Розка. - Волгоград: Учитель, 2007. - 102 с.

5. Постановление правительства Москвы «О мерах в области молодежной политики по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде города Москвы» № 549-ПП от 26 июля 2005 года.

6. Рожков, М. И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью [Текст] : учебно-методическое пособие / М. И. Рожков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. - С. 133-138.

7. Розин, В. М. Проектирование как объект философско-методологического исследования [Текст] / В. М. Розин // Вопросы философии. - 1984. - № 10. - С. 100-114.

8. Руководителям детских общественных объединений [Текст] : методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Сапожникова; под науч. ред. М. И. Рожкова. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2008. - 192 с.

9. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры [Текст] / В. Ф. Сидоренко // Вопросы философии. - 1984. - № 10. - С. 87-99.

10. Сирота, Н. А. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи [Текст] / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 158 с.

11. Управление проектами [Текст] : учеб. пособие для студентов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольде-рогге; под общей ред. И. И. Мазура. - М. : Омега-Л, 2007. - 664 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.