Научная статья на тему 'Почему ребенку нужна большая семья'

Почему ребенку нужна большая семья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
340
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОМЕОСТАТИКА / КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / СЕМЬЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / FAMILY / FINAL RESULT / FUNCTIONAL SYSTEM / HOMEOSTATICS / SYSTEM PRINCIPAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Медведовская Валентина Фёдоровна, Разумов Владимир Ильич

Обсуждаются возможности системного подхода в анализе семьи. Приводятся некоторые результаты по изучению роли семьи в гомеостазе популяции, полученные в ветви кибернетики гомеостатике. Эффективность большой семьи объясняется с системных позиций, а особый акцент сделан на представлении семьи как функциональной системы, нацеленной на конечный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Why a child needs a large family

The possibilities of the system approach are discussed for family's analysis. Some results are received in the branch cybernetics-homeostatics by looking into the question of the family role in the population homeostasis. Large family efficiency is explained from the system positions and a special accent is made on the family presentation as a functional system aimed to the final result.

Текст научной работы на тему «Почему ребенку нужна большая семья»

6. Сэндел, М. Дж. Либерализм и пределы справедливости : пер. с англ. / М. Дж. Сэндел // Современный либерализм.—М., 1998.-248 с.

ЛОНИН Александр Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и гуманитарных наук.

ГРИГОРЕНКО Дмитрий Евгеньевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук.

Адрес для переписки: e-mail: vivare@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2011 г.

© А. В. Лонин, Д. Е. Григоренко

УДК 167.7 : 316.6 в. ф. МЕДВЕДОВСКАЯ,

В.». РАЗУМОВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ

НУЖНА БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ____________________________

Обсуждаются возможности системного подхода в анализе семьи. Приводятся некоторые результаты по изучению роли семьи в гомеостазе популяции, полученные в ветви кибернетики — гомеостатике. Эффективность большой семьи объясняется с системных позиций, а особый акцент сделан на представлении семьи как функ-циональной системы, нацеленной на конечный результат. Ключевые слова: гомеостатика, конечный результат, семья, системный подход, функциональная система.

ХХ век привел к значительным изменениям семьи. За прошедшие века сложился вариант семьи, в которой старшее поколение занималось воспитанием детей, а среднее добывало средства к существованию. Сейчас подобный вариант семьи сохранился, например, в мусульманских семьях. Форма, структура и функции семьи значительно изменились, но, тем не менее, полное исчезновение семьи маловероятно. Семья — это модель общества. Семья в своем развитии проходит те же стадии, те же этапы, что и социум, государство. Можно предположить, что на эволюцию семьи распространяется биогенетический закон о повторении филогенеза вида в онтогенезе (точнее, в его эмбриональной фазе) особи. То есть семья, как и отдельный человек, переживает определенные периоды формирования, становления. В развитии семьи проявляют себя черты изменений, происходящих в обществе, в государстве. Следует заметить, что с учетом факторов времени, географии, религии, этнического фактора и др. семья оказывается наиболее устойчивой единицей, обеспечивающей воспроизводство человека и общества. Несмотря на разнообразные модификации, попытки модернизировать семью, семья как социальная форма хотя и меняется, но отчётливо сохраняется инвариант, позволяющий распознавать семью среди иных социальных групп, выделяемых по имущественному, сословному, религиозному и иным признакам. Высокая устойчивость семьи дает основания определить её как систему, играющую ключевую роль в гомеостазе человеческой популяции, а также изучать её специфики с использованием различных направлений системного подхода. В данной работе семья рассматривается как функциональная система, для которой свойственна нацеленность на получение результата. Такой подход позволяет выявить ряд интересных для анализа и полезных на практике характеристик семьи как социальной системы. В предпринимаемом здесь подходе открывается возможность рассматривать каждого члена семьи как системный

компонент, тогда как семья оказывается системой более высокого уровня, объединяющей нескольких людей как относительно автономных (относительно конкретной семьи) систем.

Идея представления семьи в виде кибернетической системы принадлежит Грегори Бейтсону. Он пишет: «Семья это кибернетическая система, и обычно когда возникает системная патология, члены семьи обвиняют друг друга или (иногда) самих себя. Однако истина состоит в том, что обе альтернативы фундаментально высокомерны: каждая предполагает, что индивидуальное человеческое существо имеет тотальную власть над системой, частью которой оно является» [1, с. 159]. Г. Бейтсон рассматривает семью как самокорректирующуюся систему, причем эта система всегда консервативна по отношению к чему-то. В таких системах изменения всегда возникают ради сохранения некоего компонента status quo [1, с. 148]. Каждая система содержит субсистемы, потенциально способные к регенерации, то есть при отсутствии коррекции потенциально «убегающие». Обычно для достижения «устойчивого состояния» регенеративные потенции таких субсистем удерживаются под контролем разнообразными видами управляющих контуров [1, с. 162].

Идеи и принципы функциональных систем, разработанные Норбертом Винером и Людвигом фон Берталанфи в середине ХХ века, сейчас широко используются в различных областях науки. В русле развития системного подхода в ветви кибернетики — гомеостатике была выполнена работа по выявлению противоречий, управляющих развитием семьи, проанализирована роль семьи в устойчивости популяции [2]. Результаты, полученные здесь, удачно дополняются изучением семьи как функциональной системы.

Системный подход в форме теоретической концепции под название «Общая теория систем» возник как реакция на исключительно бурный рост аналитических подходов в науке с одновременным удале-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

нием от проблемы целостности организма. Значительное влияние на развитие системного подхода оказал П. К. Анохин при исследовании динамики высшей нервной деятельности. Он ввел понятие системообразующего фактора. Система рассматривается как комплекс компонентов, нацеленных на получение конкретного результата.

Последовательное приложение системного принципа к явлениям различного класса (организму, машинам, обществу) не является простой сменой терминологии, перестановкой лишь порядка исследовательских приемов. Системный подход к исследованию является прямым следствием перемены теоретического подхода к пониманию изучаемых объектов, то есть в какой-то степени следствием изменения самой формы мышления экспериментатора. Наиболее характерной чертой системного подхода является то, что в исследовательской работе не может быть аналитического изучения какого-то частичного объекта без точной идентификации этого частного в большой системе [3, с. 738].

Обязательными факторами для функциональной системы являются системообразующий фактор, изоморфизм явлений различных классов, взаимодействие (биологическая система) [3, с. 737]. П. К. Анохин рассматривает деятельность и центральной и мышечной нервной системы с точки зрения конкретного результата как системообразующего фактора. Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата. Конкретным механизмом взаимодействия компонентов является освобождение их от избыточных степеней свободы, не нужных для получения данного конкретного результата, и наоборот, сохранение всех тех степеней свободы, которые способствуют получению результата. В свою очередь результат через характерные для него параметры и благодаря обратной афферентации имеет возможность реорганизовывать систему, создавая такую форму взаимодействия между ее компонентами, которая является наиболее благоприятной для получения именно запрограммированного результата. Таким образом, результат является неотъемлемым и решающим компонентом системы, инструментом, упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами [3, с. 783 — 784].

Функциональные системы (ФС) — это конструкции, возникающие для выполнения вполне определенной приспособительной функции в ответ на внешнее возмущение. На одной и той же группе элементов могут формироваться разные функциональные системы. Качество такой системы и особенности ее функционирования определяются характером внешнего воздействия, а также задачами адаптации. Для системы в неживом объекте внешнее воздействие — это проникающая помеха, которую система компенсирует внутренними ресурсами. В живом внешнее воздействие выступает условием для формирования особой системы или настройка существующей системы на новый р ежим функционир ования. Ф С сущ ествует до тех пор, пока есть потребность в удовлетворении данной функции. Потребность исчезает, ФС декомпозируется. Таким образом, функциональные системы можно разделить на действующие длительного (постоянного) действия и ситуативного действия (кратковременные) . Если рассматривать системы гомеостатического типа, обеспечивающие устойчивость [4], ФС фиксируют внимание на развитии объекта. На

рис. 1 представлена общая схема функциональной системы.

В схеме на рис. 1: память — это некий набор прецедентов; стимул — это интерпретация внешнего воздействия. {Р} — множество программ генерируемых ФС как реакция на стимул.

Принципы системного подхода, разработанные Грегори Бейтсоном, стали применяться для семейной психотерапии. В качестве пациента стал выступать не индивидуум, а вся семья. Клу Майданес предлагает следующее определения для сетевой модели, — это коммуникационная связь, отличающаяся разнообразием направлений; она может быть и параллельной, и идти по диагонали или снизу вверх. Это словно рыбацкая сеть, где все ячейки сплетены между собой в трехмерную структуру. Семья — это сложная организация, включающая в сферу своего функционирования родителей, детей, приемных родителей, дедушек и бабушек и других родственников родителей и приемных родителей, друзей дома, соседей и других членов того сообщества, в котором существует данная семья. Наиболее вероятный вариант, вытекающий из иерархического принципа: родители помогают детям, бабушки и дедушки помогают родителям и детям. Однако возможны и параллельные варианты: родители помогают друг другу; дети помогают друг другу. Связи по пирамиде могут оказаться перевернутыми: дети помогают родителям, родители помогают своим родителям, младшее поколение родственников помогает старшему [5].

Карл А. Витакер [6] рассматривает семью не только как продукт взаимодействия социальных ролей и социальных правил, не только как биокультурную динамическую силу, но также как живой организм. По сути своей семья — это субъект или территория, состоящая, как и индивид, из собственно физической территории плюс сочетания различных психологических и физиологических сил.

Человеческая семья может быть описана как эмоциональная единица или эмоциональное поле. Термин «поле» предполагает сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых разными членами семьи на разных уровнях взаимодействия. Эмоциональный процесс проявляется в том, что люди занимают разные функциональные позиции в семье. Функциональная позиция человека оказывает существенное влияние на его убеждения, ценности, отношения, чувства и поведение. Функциональные позиции находятся в реципроектном взаимодействии. Младший ребенок формирует поведение старшего в той же степени, в какой старший формирует поведение младшего. Функциональная система управляется двумя противоборствующими «жизненными силами», которые теория семейных систем определяет как индивидуацию и совместность [7, с. 75 — 79.].

Содержание и параметры результата формируются ФС системой в виде определенной модели раньше, чем появится сам результат (рис. 1).

Рассмотрим понятие ФС, функциональной системы, применяя его к семье. Если рассматривать семью как ФС, то можно указать различные варианты результата как компонента системы. Это может быть глобальный вариант: выживание и эволюция человечества как биологического вида, либо менее глобальный вариант: выживание семьи в условиях кризиса и т.д. Определенная модель результата формируется в данной системе индивидуально каждым членом семьи и далее как объект с новым качеством, возникающим в результате взаимодействия отдельных моделей.

Рассмотрим вариант рождения и воспитания ребенка как подготовительную работу для жизни ребенка в социуме. Результат как компонент системы — это рождение и воспитание ребенка, адаптация ребенка к жизни в обществе. Психологи определяют этот период примерно в пять лет. Комплекс избирательно вовлеченных компонентов — это ребенок и родители. Образование семьи как системы — это объединение двух семей: семьи мужа и семьи жены. С рождением ребенка происходит образование новой ФС: родители и ребенок. Каждый из членов семьи привносит свой вклад в модель ребенка, и эта модель упорядочивает взаимодействие между членами семьи. Отсюда понятно, насколько важно для ребенка иметь большую семью. У каждого из членов семьи, детей и взрослых, у каждого из близких данной семье людей есть своя модель. Таким образом, у ребенка увеличивается количество степеней свободы, из которых он может выбирать наиболее благоприятные. Если ребенок живет только с родителями, он может видеть только родительскую модель семьи. В случае семьи мама — ребенок ситуация еще более ограниченная и, соответственно, более жесткая.

Таким образом, мы соблюдаем следующие необходимые условия ФС: изоморфизм, получение полезного результата, взаимодействие. По мере роста и развития ребенка он реорганизует систему с помощью обратной связи.

Рассмотрим схему ФС (рис. 1) для данного случая.

Внешнее воздействие — это биологический возраст, социальная среда, эмоциональные потребности.

Память — это опыт родительской семьи, традиции и обычаи данной социальной группы, родовая память, то, что Берт Хеллингер называет морфическим полем.

Ресурсы — это здоровье, материальные условия, жилье, работа, помощь родителей.

Стимул — это ответ на вопросы создавать семью или нет, если да, то какую, в каком возрасте и т.д.

Блок программ — это исследование степеней свободы. Если создать семью, то с кем? Заводить ребенка или нет? Если да, то сколько детей? В каком возрасте?

Орган-исполнитель — это две семьи, представляющие мужчину и женщину.

Реакция — это вариант семьи с ребенком пяти лет. Для достижения нового результата ФС будет меняться. Возможно, данная семья распадется и образуется новая ФС для получения нового результата.

Таким образом, мы можем рассматривать модель ФС для семьи с точки зрения получения конкретного результата, как системообразующего фактора и рассматривать процесс роста и развития ребенка с точки зрения афферентного синтеза, обратной связи.

Одним из самых характерных свойств ФС является динамическая изменчивость входящих в нее стру-

ктурных компонентов, изменчивость, продолжающаяся до тех пор, пока не будет получен соответствующий полезный результат. На первый план выступают законы результата и динамической мобилизуемости структур, обеспечивающие быстрое формирование ФС и получение данного результата [3, с. 800 — 801].

В сороковых годах XX века американский психолог Абрахам Маслоу разработал модель иерархии потребностей. Эта модель известна как пирамида Маслоу. В пирамиде Маслоу выделяется пять уровней, на которых расположены различные потребности человека; в основе, к примеру, лежат физиологические нужды (голод, жажда, половое влечение). Потребности вышележащего уровня приобретают значимость по мере удовлетворения нижележащих, и человек продвигается вверх, достигая последней ступени — потребности в самореализации (самоактуализации).

Сотрудники Университета штата Аризона, Миннесотского университета (США) и Университета Британской Колумбии (Канада) Дуглас Т. Кенрик, Владс Гришкевичус, Стивен Л. Нойберг и Марк Шаллер предложили обновлённый вариант пирамиды Маслоу.

В своём варианте пирамиды учёные сохранили — с минимальными модификациями — четыре нижних уровня, полностью изменив верхушку (рис. 2). С эволюционной точки зрения, рассуждают авторы, самоактуализация не является чем-то, безусловно, необходимым: то, что Маслоу относил к самореализации (творчество), можно представить как способ утверждения своего статуса и привлечения партнёров. «Среди всех потребностей человека наибольшее биологическое значение имеют те, удовлетворение которых как-то способствует продолжению рода, сохранению генов в детях его детей. Поэтому заботу о детях мы и поместили на верхнюю строчку. Конечно, всё это не следует понимать буквально; миграция птиц, скажем, позволяет им выживать и размножаться, но они об этом не думают: сигналом к началу перелёта становятся изменения длительности светового дня. Вот и человек, как ему кажется, занимается творчеством просто потому, что это приносит удовольствие» [8].

Кроме того, уровни в обновлённой версии пирамиды не изолированы друг от друга, что подчёркивает связь между «глобальными» и сиюминутными потребностями человека.

Новый вариант пирамиды Маслоу показывает взаимное влияние каждого человека на свою семью и важность всей семейной системы для каждого члена этой семьи.

Важно обратить особое внимание на взаимодействие (или взаимосодействие) элементов ФС. Каждый человек в семье оказывает влияние на ребенка. Ребенок с помощью обратной связи также влияет на всех

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

удержание партнера'

поиск партнера

потребность в уважении

потребность в принадлежности к группе

потребность в безопасности

физиологические потребности

Рис. 2. Обновленный вариант пирамиды Маслоу

членов семьи. Мы все меняемся по мере роста ребенка. Результат, который мы получаем,-это результат сложного процесса взаимодействия.

В китайской философии существует аспект, известный как теория соответствия. Эта теория утверждает, что для равновесия крупной системы в целом необходимо, чтобы каждая из входящих в нее мелких систем находилась в равновесии. Этот принцип гармонии работает на любом уровне сложности. Модели гармонии одной системы отражают и генерируют модели гармонии сходных систем, а также систем более высокого и низкого порядка сложности [9, с. 46]. Теория соответствия наглядно показывает важность каждого члена семьи для гармоничного развития ребенка.

Интерпретация семьи как ФС выявила, каким образом семья способна сочетать высокую устойчивость (защищённость от помех), с высоким потенциалом для развития, причём не только себя, как органичной системы, но и каждого из своих участников. Кроме того, подход к семье как к ФС позволил синтезировать широкий спектр разнообразных подходов к данной теме, включая, кибернетику и теорию систем, педагогику, психологию, китайскую философию.

Библиографический список

1. Бейтсон, Г. Шаги в направлении экологии разума : избранные статьи по теории эволюции и эпистемологии / Г. Бейтсон ; пер. с англ. — Изд. 3-е. — М. : Комкнига, 2010. — 248 с. — КБК 978-5-484-01089-9.

2. Моисеева, Н. И. Назначение пола с эволюционной точки зрения / Н. И. Моисеева, В. И. Разумов // Вестник психотерапии. — 1995. - № 2 (7). - С. 70-76.

3. Анохин, П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин [Электронный ресурс] // Принципы системной организации функций. - М. : Наука, 1973. -С. 5-61. (Текст приводится по: Анохин П. К. Очерки по теории

функциональных систем. — М. : Медицина, 1973, С. 17 — 62). — URL: http// www.intellectus.su/lib/00037.htm.

4. Горский, Ю. М. Гомеостатика: модели, свойства, патологии / Ю. М. Горский // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. — Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1990. — С. 20 — 67.

5. Майданес, К. Рассказы о психотерапии. Эволюция психотерапии. Т. 1. «Семейный портрет в интерьере»: Семейная терапия / К. Майданес ; пер. с англ. — М. : Независимая фирма «Класс», 1998. - 304 с. - С. 158. - ISBN 0-87630-677-6.

6. Витакер, К. Двадцатилетие семейной терапии: о динамике американской семьи - семейное бессознательное. Эволюция психотерапии. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия / К. Витакер ; пер. с англ. - М. : Независимая фирма «Класс», 1998. - 304 с. - С. 205. - ISBN 0-87630-677-6.

7. Керр, М. Эмоциональная система / М. Керр, М. Боуэн // Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Пер. с англ. - 2-е изд. стереотип. - М. : Когито-Центр, 2008. - 496 с. - ISBN 978-5-89353-243-2.

8. Kenrick, D. T. Renovating the Pyramid of Needs: Contemporary Extensions Built Upon Ancient Foundations / D. T. Kenrick, V. Griskevicius, S. L. Neuberg, M. Schaller [Электронный ресурс] // Perspectives on Psychological Science. - 2010. - Vol. 5, № 3. - Р. 292. -URL : http: //pps.sagepub.com/content/5/3/292.

9. Байнфилд, Г. Между небом и землей. Справочник по китайской медицине / Г. Байнфилд, Е. Корнголд ; пер. с англ. - М. : КРОН-ПРЕСС, 1997. - 448 с.- ISBN 5-232-00529-4.

МЕДВЕДОВСКАЯ Валентина Фёдоровна, соискатель кафедры философии.

РАЗУМОВ Владимир Ильич, доктор философских наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой философии.

Адрес для переписки: e-mail: sibmed@bk.ru

Статья поступила в редакцию 26.10.2010 г.

© В. Ф. Медведовская, В. И. Разумов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.