Научная статья на тему 'Планирование работы по формированиюи оценке УУД у обучающихся среднего звена в условиях реализации ФГОС'

Планирование работы по формированиюи оценке УУД у обучающихся среднего звена в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г.

В статье авторами рассматривается планирование работы по формированию универсальных учебных действий у учащихся, предусматриваемых ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование работы по формированиюи оценке УУД у обучающихся среднего звена в условиях реализации ФГОС»

Дунилова Р. А.

зам. директора по УВР педагог-психолог МАОУ Тисульская СОШ № 1 пгт. Тисуль, Кемеровская область, Бобрикова Л. Г. педагог-психолог МАОУ Тисульская СОШ № 1

пгт. Тисуль, Кемеровская область ^ ^

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Л___г

Аннотация. В статье авторами рассматривается планирование работы по формированию универсальных учебных действий у учащихся, предусматриваемых ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС, универсальные учебные действия, преемственность, технологии, урочная и внеурочная деятельность.

Важным условием достижения планируемых результатов в развитии универсальных учебных действий у учащихся, предусматриваемых ФГОС, является соблюдение преемственности программы развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию [1,2,3,4,8,9]. В связи с этим становится актуальной разработка технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся [10].

В журнале «Эксперимент и инновации в школе» № 3, 2013 в статье «Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты» (с. 5-10) представлен план проведения диагностики уровня развития у обучающихся УУД [5,6,7].

Предлагаемые материалы являются продолжением работы в данном направлении. При разработке плана проведения диагностических и развивающих занятий для учащихся 5-9 классов мы ориентировались на пособие для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под ред. А. Г. Асмолова. В работе даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учетом возрастных особенностей учащихся 5-9 классов, а также представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку УУД [6,7].

План формирования и оценки УУД в общем объеме 101 ч. составлен на основе классификации диагностических методик с учетом возраста, вида УУД, учебного предмета (табл. 1).

Таблица 1

План формирования и оценки УУД у учащихся среднего звена 5 класс

Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Диагностическая методика

1 Литература Коммуникативные «Кто прав?» в парах, группах

1 История Коммуникативные «Общее мнение» в группах по 4 чел.

1 История Коммуникативные «Совместное рисование» в группах по 4 чел.

1 Литература Познавательные «Составление слов из элементов по правилу» в группах по 4 чел.

3 Занятие с психологом Личностные Самоанализ. Кто Я? Какой Я? Упражнение «Горячий стул» 3 группы

1 Занятие с психологом Личностные Моя Вселенная фронтально

Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Диагностическая методика

1 Литература Личностные Моральные дилеммы: № 3 в группах по 3 чел.

1 Литература Личностные Моральные дилеммы: № 5 в группах по 3 чел.

2 История Личностные Социальная реклама в группах

2 Кл. ч Личностные Кодекс моральных норм в группах

2 Математика Регулятивные Оцениваем свою работу индивидуально/ в парах

2 Русский язык Регулятивные Оцениваем свою работу индивидуально/ в парах

Итого: 18 ч.

6 класс

Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Вид работы

1 Пед. Доп. Обр. Коммуникативные «Дискуссия» фронтально

2 Биология Коммуникативные «Совместное рисование» в группах по 4 чел.

2 Математика Познавательные «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач» в группах по 4 чел.

1 Математика Познавательные «Найти правило» в группах по 4 чел.

1 География Познавательные «Выбор транспорта» в группах по 4 чел.

3 География Познавательные «Жильцы твоего дома»/сравнить по классам в группах по 4 чел.

2 Занятие с психологом Личностные Чемодан 2 группы

1 Классный час Личностные Рефлексивная самооценка учебной деятельности фронтально

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 4 в группах по 3 чел.

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 7 в группах по 3 чел.

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 12 в группах по 3 чел.

1 Кл. ч Личностные Кодекс моральных норм индивидуально/в группах

2 Кл. ч Регулятивные Общее планирование времени. Планируем свой день фронтально/ индивидуально

2 Кл. ч Регулятивные Планируем неделю! фронтально/ индивидуально

3 География Биология Литература Регулятивные Планирование учебной работы фронтально/ индивидуально

1 Математика Регулятивные Критерии оценки индивидуально/ в группах по 4 чел.

1 Русский язык Регулятивные Критерии оценки индивидуально/ в группах по 4 чел.

2 Математика Регулятивные Учебные цели индивидуально

2 Русский язык Регулятивные Учебные цели индивидуально

Итого: 30 ч.

7 класс

Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Вид работы

1 Педагог доп. Обр. Коммуникативные «Дискуссия». Хорошему или плохому учит нас наше телевидение? фронтально

1 Литература Коммуникативные «Совместное рисование» в группах по 4 чел.

2 Математика Коммуникативные «Компьютерная презентация» 4 группы

1 Литература Познавательные «Работа с метафорами» в группах по 4 чел.

1 Литература Познавательные «Робинзон и Айртон» в группах по 4 чел.

2 История/ обществознание Познавательные «Любимые передачи» в группах по 4 чел.

3 Занятие с психологом Личностные Самоанализ. Кто Я? Какой Я? Упражнение «Горячий стул» 3 группы

1 Занятие с психологом Личностные Моральные дилеммы, № 2 в группах

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 8 в группах

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 13 в группах

1 Кл. ч Личностные Моральный смысл в группах

1 Кл. ч Личностные Кодекс моральных норм в группах

1 Кл. ч. Регулятивные Еженедельник индивидуально

1 Ин. Яз. Регулятивные Критерии оценки индивидуально/ в группах по 4 чел.

1 Физика Регулятивные Критерии оценки индивидуально/ в группах по 4 чел.

2 Ин. Яз. Регулятивные Учебные цели индивидуально

2 Физика Регулятивные Учебные цели индивидуально

Итого: 23 ч.

8 класс

Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Вид работы

1 Классный час Коммуникативные «Дискуссия». Правильно ли воспитывают нас наши родители? фронтально

2 Физика Коммуникативные «Компьютерная презентация» 2 группы

2 Литература Познавательные «Эмпирическое исследование» в группах по 4 чел.

4 Занятие с психологом Познавательные «Сказочные герои» в группах по 4 чел.

1 Занятие с психологом Личностные Моя Вселенная фронтально

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 10 в группах

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 14 в группах

2 Обществознание Личностные Социальная реклама в группах

1 Кл. ч Личностные Кодекс моральных норм в группах

1 Литература Регулятивные Учебные цели индивидуально

1 Обществознание Регулятивные Учебные цели индивидуально

1 Классный час Личностные Рефлексивная самооценка учебной деятельности фронтально

Итого: 18 ч.

9 класс

Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Вид работы

1 История Коммуникативные Дискуссия. «Где лучше жить: у нас или за границей?» фронтально

1 Физика Коммуникативные «Совместное рисование» в группах по 4 чел.

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 1 в группах

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 6 в группах

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 9 в группах

1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 11 в группах

1 Кл. час Личностные Моральный смысл в группах

2 Физика Химия Регулятивные Планирование учебной работы фронтально/ индивидуально

1 Кл. ч Личностные Кодекс моральных норм в группах

1 Физика Регулятивные Учебные цели индивидуально

1 Биология Регулятивные Учебные цели индивидуально

Итого: 12 ч.

Отдельным блоком выделен план формирования смыслового чтения на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов в общем объеме 169 ч. (табл. 2).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

План формирования смыслового чтения

Класс Задание Предмет Периодичность Форма работы Общее кол-во заданий

5,6 Диалог с текстом Литература История Биология Физика Ин. яз. 1 раз в четверть в группах по 4 чел. 20

5,6 Учимся задавать вопросы Литература История Ин. яз. 2 раза в четверть в парах/в группах 24

5-8 Озаглавливание текста Литература История Биология География Физика Ин. яз. 1 раз в четверть индивидуально/в группах 24

5,6 Пословицы Литература История Ин. яз. 2 раза в год в группах 6

7 Эпиграф Литература История 2 раза в год индивидуально/в группах 6

5-9 Сочиняем сказку Литература по 2 задания в каждом классе (всего 10) в группах 10

6-9 Понимание научного текста История Биология География Физика Химия 1 раз в четв. индивидуально/в группах 20

Класс Задание Предмет Периодичность Форма работы Общее кол-во заданий

8,9 Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении История Физика Химия ОБЖ Музыка 1 раз в четв. индивидуально/в парах 20

8,9 Постановка вопросов к тексту Литература История Биология География Физика Ин. яз. 1 раз в четв. индивидуально/в группах 24

6-8 Задания для освоения приемом логического запоминания информации, извлеченной из текстов Литература История Биология География Физика Химия Ин. яз. ОБЖ Музыка ИЗО Русский яз. 1 раз в год - по 5 предметов в соответствии с циклограммой индивидуально/в парах/в группах 15

Итого 169

Используя данный план, педагоги смогут провести выборку диагностических методик в соответствии со своим предметом, с учетом наличия или отсутствия классного руководства. Занятия могут проводиться как во внеурочное время, так и стать частью рабочей программы по предмету.

Литература

1. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе).// Образование и наука. 2013. № 8.С.3-15

2. Давыдова Н. Н., Смирных О. В. Универсальные учебные действия: управление формированием. // Народное образование. 2012. № 1. С. 167-175

3. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. № 1 (90). 2012. С. 56-65

4. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

5. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.

6. Терентьева С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6.С. 24-26.

7. Ткаченко М. О., Сальникова С. В. Стартовая диагностика уровня сформированности УУД у первоклассников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6.С. 3-10.

8. Хан Е. Ю. Предпосылки и особенности введения ме-тапредметных технологий в образовательный процесс начальной школы // Образование и наука. 2013. № 2. С 97-84

9. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников. // Образование и нау-ка.2010. № 6. С. 76-85

10. Шмигирилова И. Б. Проблемы реализации компетент-ностного подхода в школьном образовании. // Образование и наука. 2013. № 7. 38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.