Научная статья на тему 'Песня как автодидактическое средство развития предпосылок грамотности у детей в парциальной образовательной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»)'

Песня как автодидактическое средство развития предпосылок грамотности у детей в парциальной образовательной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ / ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАМОТНОСТИ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПЕСНЯ / ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА" / LINGUISTIC PERSONA / EMOTIONAL INTELLIGENCE / LANGUAGE GAMES / LITERACY BACKGROUND / FORMS OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION / SONG / PARTIAL EDUCATIONAL PROGRAM "FUN DAY FOR PRESCHOOLER"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коренблит Станислав Соломонович, Арушанова Алла Генриховна, Рычагова Елена Сергеевна

Рассматриваются формы организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: фронтальное занятие, дидактическая игра, автодидактические материалы, выделенные А.П. Усовой. Выясняются их возможности в развитии предпосылок грамотности у детей, роль песни как автодидактического средства в Парциальной образовательной программе «Веселый день дошкольника». Анализируются свойства песни как синтетического вида искусства. Обобщены многочисленные данные о положительном влиянии музыки на речь, о взаимосвязи музыкального, эмоционального и словеснологического интеллекта, произвольной и непроизвольной психической деятельности, сознательных и бессознательных процессов, механизмов левои правополушарной стратегии мозга. Обосновывается роль песни в формировании звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Коренблит Станислав Соломонович, Арушанова Алла Генриховна, Рычагова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SONG AS AN AUTODIDACTIC MEANS OF DEVELOPMENT OF THE PREREQUISITES OF LITERACY IN CHILDREN IN THE PARTIAL EDUCATIONAL PROGRAM “FUN DAY FOR PRESCHOOLERS" (“VEDEDO”)

The article presents the forms of organization of the learning process in a preschool educational institution: the frontal lesson, the teaching game, the autodidactic materials selected by A. P. Usova. Their capacities to develop literacy prerequisite in children, the role of a song as a means of Partial autodidactics in the educational program “Fun day for preschoolers” are emphasized. The article analyzes the features of the song as a synthetic form of art. Numerous data on the positive impact of music on speech activity; the relationship between musical, emotional, and verbal-logical intelligence, voluntary and involuntary mental activity, conscious and unconscious processes, mechanisms of left -and right-hemisphere strategy of the brain are summarized. The paper explains the role of a song in the formation of sound analytical and synthetic activity as a prerequisite for literacy.

Текст научной работы на тему «Песня как автодидактическое средство развития предпосылок грамотности у детей в парциальной образовательной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»)»

ПЕСНЯ КАК АВТОДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВЕДЕДО»)1

SONG AS AN AUTODIDACTIC MEANS OF DEVELOPMENT OF THE PREREQUISITES OF LITERACY IN CHILDREN IN THE PARTIAL EDUCATIONAL PROGRAM "FUN DAY FOR PRESCHOOLERS" ("VEDEDO")

Коренблит Станислав Соломонович Korenblit Stanislav s.

Директор ООО Фирма «Авторский проект», Director at llc «Author's project» Company,

композитор, научный руководитель Composer, supervisor of the educational project

образовательного проекта «Веселый день "Fun day for preschoolers" ("Vededo").

дошкольника» («ВеДеДо»). E-mail: korenblit@yandex.ru E-mail: korenblit@yandex.ru

Арушанова Алла Генриховна

Ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования и экспертизы инновационных образовательных систем ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. E-mail: allaarush@yandex.ru

Arushanova Alla G.

Leading Research Fellow at the Laboratory for Design and expertise of innovative educational systems, Federal state scientific institution "The Institute for the study of childhood, family and education" RAE, PhD in Education, Senior Research Fellow E-mail: allaarush@yandex.ru

Рычагова Елена Сергеевна Rychagova Elena S.

Доцент кафедры психологической антропологии Assistant Professor at the Psychological Института детства ФГОУ ВО «Московский Anthropology Department of Moscow State

1 Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников».

педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук E-mail: elenikus21@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются формы организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: фронтальное занятие, дидактическая игра, автодидактические материалы, выделенные А. П. Усовой. Выясняются их возможности в развитии предпосылок грамотности у детей, роль песни как автодидактического средства в Парциальной образовательной программе «Веселый день дошкольника». Анализируются свойства песни как синтетического вида искусства. Обобщены многочисленные данные о положительном влиянии музыки на речь, о взаимосвязи музыкального, эмоционального и словесно-логического интеллекта, произвольной и непроизвольной психической деятельности, сознательных и бессознательных процессов, механизмов лево- и правополушарной стратегии мозга.

Обосновывается роль песни в формировании звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки грамотности.

Ключевые слова: языковая личность, эмоциональный интеллект, языковые игры, предпосылки грамотности, формы организации образовательного процесса, песня, Парциальная образовательная программа «Веселый день дошкольника».

University of Education (MSPU), PhD in Education

E-mail: elenikus21@mail.ru

Abstract. The article presents the forms of organization of the learning process in a preschool educational institution: the frontal lesson, the teaching game, the autodidactic materials selected by A. P. Usova. Their capacities to develop literacy prerequisite in children, the role of a song as a means of Partial autodidactics in the educational program "Fun day for preschoolers" are emphasized.

The article analyzes the features of the song as a synthetic form of art. Numerous data on the positive impact of music on speech activity; the relationship between musical, emotional, and verbal-logical intelligence, voluntary and involuntary mental activity, conscious and unconscious processes, mechanisms of left -and right-hemisphere strategy of the brain are summarized. The paper explains the role of a song in the formation of sound analytical and synthetic activity as a prerequisite for literacy.

Keywords: linguistic persona, emotional intelligence, language games, literacy background, forms of educational process organization, song, Partial educational program "Fun day for preschooler".

Развитие предпосылок грамотности - важная веха в становлении языковой личности дошкольника, развитии его коммуникативной способности. Лингводидактика дошкольного возраста имеет широкую палитру средств коммуникативно-речевого воспитания, но все они строятся в непосредственном взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками. Устная речь предполагает диалог [1].

Известный педагог А. П. Усова, анализируя организационные формы обучения, выделяла наряду с обучающими занятиями и дидактическими играми работу с автодидактическими материалами. Сам материал в отсутствие взрослого выступает как средство обучения через свои свойства, заложенные, спроектированные взрослым [2]. Это элемент развивающей предметной среды детства. Таких материалов в ДОО немного.

В образовательной программе «Веселый день дошкольника» в качестве основного элемента развивающей среды выступает песня [3-7]. Песня - путь всестороннего развития языковой личности дошкольника.

Инновационная технология, заложенная в Программе, представлена в системе учебно-методических комплектов. Визитной карточкой является песня о разных сторонах жизни дошкольника, специально разработанная в соответствии с базисным содержанием всех образовательных областей, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Песни написаны композитором С. С. Коренблитом на стихи поэтов-классиков и детских поэтов. Снабжены художественными иллюстрациями, методическими рекомендациями.

Проект «ВеДеДо» входит в мегапроект «Экология русского языка», который охватывает все возраста и социальные группы российского общества и направлен на сбережение и приумножение через песню богатства русского языка в социуме.

В настоящий момент вышли в свет УМК по всем областям ФГОС ДО преимущественно для детских садов наряду с советами для родителей в каждом пособии, а именно:

Социально-коммуникативное развитие:

1. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях: Поем дома».

2. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях: Поем в детском саду».

3. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях: Поем в детском саду».

4. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях: Поем в детском саду».

5. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях».

6. «Правила дорожного движения».

Познавательное развитие:

1. «Цифры».

2. «Двенадцать месяцев».

3. «Загадки о зверях».

4. «Загадки о птицах».

5. «Загадки о насекомых».

6. «Фигуры».

7. «Времена года».

8. «РазноЦветные песни».

Речевое развитие:

1. «Двенадцать месяцев».

2. «Загадки о зверях».

3. «Необыкновенное путешествие по Азбуке».

4. «Фейные сказки».

5. «Шуточные песни».

6. «Загадки о птицах».

7. «Загадки о насекомых».

8. «Времена года».

9. «Игры со звучащим словом».

10. «Букет цветов».

Художественно-эстетическое развитие:

1. «Хороводные».

2. «Колыбельные».

3. «Поем и играем в кукольном театре».

4. «Двенадцать месяцев».

5. «Фейные сказки».

6. «Шуточные песни».

7. «Времена года».

8. «Игры со звучащим словом».

9. «РазноЦветные песни».

10. «Музыкальные инструменты».

11. «Букет цветов». Физическое развитие:

1. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях: Поем дома».

2. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях: Поем в детском саду».

3. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях: Поем в детском саду».

4. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях: Поем в детском саду».

5. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях».

6. «Игры».

7. «Хороводные».

8. «Зарядка с детьми 5-7 лет в детском саду и дома».

Следующим этапом проекта авторы рассматривают свою ближайшую задачу - это создание примерно такого же количества УМК «ВеДеДо» с преимущественным вовлечением к участию родителей как коллег в образовательном процессе.

Применение песен воспитателями и родителями как обучающего средства для всестороннего развития дошкольников, помимо музыкальных занятий и праздников, в непосредственно образовательной деятельности - новая идея. Нам известны в этом отношении лишь работы авторов программы «Детство» [8]. В отличие от них «ВеДеДо» предлагает систему именно специально написанных песен по всем разделам программного содержания (режим дня, игра, сказка, театр, познавательная, речевая, конструктивная деятельность, художественное творчество). Использование музыки, песни как дидактического средства

речевого развития опирается на многочисленные данные о положительном влиянии музыки на речь, о взаимосвязи музыкального, эмоционального и словесно-логического интеллекта, произвольной и непроизвольной психической деятельности, сознательных и бессознательных процессов, механизмов лево- и правополушарной стратегии мозга [9].

В программе «Веселый день дошкольника» развитие предпосылок грамотности осуществляется на основе использования песен. Наряду с пособиями с широким развивающим эффектом («Времена года», «Загадки о животных», «Фейные сказки» и др.) разработаны пособия, прямо направленные на лингвистическое образование: развитие ориентировки на звуковую и смысловую сторону слова, элементарное осознание языковой действительности, стимулирование звуковой аналитико-синтетической активности, знакомство с буквами («Игры со звучащим словом», «Забавные истории», «Шуточные песни», «По азбучной тропе»).

Почему для формирования предпосылок грамотности так важны песни «ВеДеДо»?

Основной общей предпосылкой грамотности у ребенка является его доброе эмоциональное расположение, интерес к деятельности, к чтению, готовность учиться новому, познавать неизвестное, - гедонистическая установка. И песня удовлетворяет эту потребность в радости, наслаждении приятными звуками, веселыми стихами, танцем, возможностью свободно выражать свои чувства, смеяться, двигаться, наряжаться, рисовать, общаться, -просто отдыхать.

Песни написаны на стихи. Это поэтическая речь, богатый словарь, правильная фонетика и грамматика, синтаксис, образные лексические и интонационные выразительные средства, богатейший источник образцов грамотной речи, языковых форм и структур. Эти средства оказывают благотворное влияние как фактор внеучебной деятельности, позволяют учиться легко и радостно, с удовольствием.

Стихотворные тексты содержат многочисленные языковые игры, перевертыши, шутки, которые стимулируют игры со звуками, словами, рифмами, смыслами, словотворчество. Многократное восприятие полюбившейся песни помогает запомнить образные слова и выражения, синтаксические конструкции, а также освоить и «присвоить» язык.

Песня - синтетический вид искусства, синтез поэтического слова и музыки [10]. Музыка является сложнейшим инструментом, оказывающим влияние на психику и как сгусток энергий, и как мощный источник разнообразной информации. На звуки разной высоты, силы, темп и ритм мелодии организм отзывается своими биоритмами, активизацией физиологических процессов, эмоциями. Но главное - музыка обладает духовным содержанием, она поэтизирует жизнь, внушает радость или грусть, сопереживание героям музыкального произведения [10-12].

Знаток детских душ К. И. Чуковский отмечал, что дошкольник отзывается на происходящее одновременно словом, песней, движением, танцем, игрой. В том числе игрой со звуками, словами, смыслами, рифмами, словотворчеством [13]. Имеет место синкретизм деятельности. Синтез искусств в песне как нельзя лучше соответствует этому синкретизму деятельности ребенка.

Песня - не дисциплинарное средство привлечения и удержания внимания. Она пленяет помимо сознания и воли. Хорошая песня сама по себе вызывает интерес,

непроизвольное внимание, запоминание. Песня активизирует поисковую активность, удовлетворяет потребность в новых впечатлениях, новой информации.

Из этого вытекает роль песни как автодидактического средства. Песня создает речевую среду, вербальные ассоциации, побуждает к коммуникации со сверстниками вне прямого участия взрослого. Взрослый обогащает предметную развивающую среду материалами для самостоятельной деятельности, включает звукозапись, и дети непроизвольно начинают действовать по своей инициативе. Здесь они становятся подлинными субъектами образовательного процесса, свободно выбирающими вид деятельности, содержание, материалы, партнеров по общению. Таким образом, решается задача индивидуализации образования - центральная в ФГОС ДО.

Чтобы проявились свойства песни как автодидактического средства, необходим этап, когда взрослый впервые постепенно вводит ребенка в мир технологии «ВеДеДо». Выбирается пособие, которое ему нравится. Очень важно, чтобы у педагога был позитивный настрой, интерес, желание поделиться мыслями и чувствами с детьми.

Продумывается, каким способом привлечь внимание детей. Воспитатель может принести в группу сумочку с мелкими игрушками - «подарочками», смастерить на глазах у детей куклу-самоделку «Фея», разложить лист ватмана и начать делать на нем коллаж. Дети заинтересовываются происходящим, группируются около взрослого. В это время включается знакомство со звукозаписью песни. В дальнейшем знакомая песня уже сама по себе вызывает ориентировочную реакцию, побуждает ребенка к активным действиям и становится подлинным автодидактическим средством.

Под влиянием песни у мальчиков и девочек возникают разнообразные игровые замыслы, желание привлечь воспитателя. В этом случае разворачивается самостоятельная самодеятельная игра, в которой взрослый получает роль ведомого партнера. Его наряжают, причесывают, лечат; ему объясняются в любви, просят о помощи, вовлекают в содержательное общение, диалог. Творческая самодеятельная игра формирует предпосылки грамотности, о которых писал Л. С. Выготский: символическую функцию мышления, кон-текстность и произвольность речи, механизмы саморазвития [14].

Песни УМК «ВеДеДо» стимулируют звуковую аналитико-синтетическую лингво-креативную активность. Языковая игра в совокупности с творческой самодеятельной игровой деятельностью подготавливают ребенка к тому, чтобы захотеть и суметь научиться читать. То, о чем писал Л. С. Выготский: буква становится нужна ребенку в игре, и он овладевает чтением так же спонтанно и естественно, как он осваивает устную речь [15].

Список литературы

1. Арушанова, А. Г. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводи-дактическом освещении [Текст] / А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова, К. Я. Сигал, Н. М. Юрьева. - М.: ИД «Ключ - С», 2014. - 341 с.

2. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

3. Коренблит, С. С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошкольного образования (разраб. в соответствии с Феде-

ральным гос. стандартом дошк. образования РФ) [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. С. Коренблит; под ред. Т. В. Волосовец и Е. А. Ямбурга. - М.: Обруч, 2015. - 80 с.

4. Коренблит, С. С. Экология русского языка. Синтез слова и музыки [Текст] / С. С. Коренблит; науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Изд. дом «Хорс», 2015. - 350 с.

5. Коренблит, С. С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») [Текст] / С. С. Коренблит, А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова; науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Изд. дом «Хорс», 2015. - 274 с.

6. Арушанова, А. Г. Речевое развитие дошкольника в аспекте лигводидактики. Парциальная программа «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») [Текст] / А. Г. Арушанова, С. С. Коренблит, Е. С. Рычагова; науч. ред. К. Я. Сигал. - М.: Флинта, 2015. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Коренблит, С. С. Развитие языковой личности дошкольника: Эстетический аспект. Теория, технология и опыт применения стихов, песен, музыки, иллюстраций, мультфильмов, средств ИКТ образовательного проекта «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»): практико-ориентированная монография [Текст] / С. С. Коренблит; науч. ред. М. Б. Зацепина, К. Я. Сигал. - М.: Изд. дом «Образование личности», 2016. - 262 с.

8. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.

- 656 с.

9. Кирнарская, Д. К. Художественное образование: Как и Почему [Текст] / Д. К. Кир-нарская // Музыка для всех. - 2015. - № 5 (август). - С. 10-22.

10. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки [Текст] / В. В. Медушевский.

- М.: Композитор, 1993. - 269 с.

11. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е. В. Назайкин-ский. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.

12. Петрушанская, Р. И. Музыка и поэзия [Текст] / Р. И. Петрушанская. - М.: Знание, 1984. - 56 с.

13. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. - М.: Педагогика, 1990. - 384 с.

14. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.

15. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 437 с.

References

1. Arushanov, A. G., Rychagova E. S., Sigal K. Ya., Yuryeva N. M. Problemy razvitiya rechi v psikholingvisticheskom i lingvodidakticheskom osveshchenii. Moscow: ID "Klyuch - S", 2014. 341 p.

2. Usova A. P. Obuchenie v detskom sadu. Moscow: Prosveshchenie, 1981. 176 p.

3. Korenblit S. S. Veselyy den doshkolnika ("VeDeDo"): partsialnaya obrazovatelnaya programma doshkolnogo obrazovaniya (razrab. v sootvetstvii s Federalnym gos. standartom doshk. ob-razovaniya RF): ucheb.-metod. posobie. Moscow: Obruch, 2015. 80 p.

4. Korenblit S. S. Ekologiya russkogo yazyka. Sintez slova i muzyki. Krasnodar: Izd. dom "Khors", 2015. 350 p.

5. Korenblit S. S., Arushanova A. G., Rychagova E. S. Razvitie yazykovoy lichnosti doshkolnika: teoriya, opyt. Programma i tekhnologiya "Veselyy den doshkolnika" ("VeDeDo"). Krasnodar: Izd. dom "Khors", 2015. 274 p.

6. Arushanova A. G., Korenblit S. S., Rychagova E. S. Rechevoe razvitie doshkolnika v aspekte ligvodidaktiki. Partsialnaya programma "Veselyy den doshkolnika" ("VeDeDo"). Moscow: Flinta, 2015. 320 p.

7. Korenblit S. S. Razvitie yazykovoy lichnosti doshkolnika: Esteticheskiy aspekt. Teoriya, tekhnologiya i opyt primeneniya stikhov, pesen, muzyki, illyustratsiy, multfilmov, sredstv IKT obrazovatelnogo proekta "Veselyy den doshkolnika" ("VeDeDo"): praktiko-orientirovannaya monografiya. Moscow: Izd. dom "Obrazovanie lichnosti", 2016. 262 p.

8. Gogoberidze A. G., Derkunskaya V. A. Detstvo s muzykoy. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii muzykalnogo vospitaniya detey rannego i doshkolnogo vozrasta: ucheb.-metod. posobie. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2010. 656 p.

9. Kirnarskaya D. K. Khudozhestvennoe obrazovanie: Kak i Pochemu. Muzyka dlya vsekh. 2015, No. 5 (Aug), pp. 10-22.

10. Medushevskiy V. V. Intonatsionnaya forma muzyki. Moscow: Kompozitor, 1993. 269 p.

11. Nazaykinskiy E. V. Logika muzykalnoy kompozitsii. Moscow: Muzyka, 1982. 319 p.

12. Petrushanskaya R. I. Muzyka i poeziya. Moscow: Znanie, 1984. 56 p.

13. Chukovskiy K. I. Ot dvukh do pyati. Moscow: Pedagogika, 1990. 384 p.

14. Vygotskiy L. S. Igra i ee rol v psikhicheskom razvitii rebenka. Voprosy psikhologii. 1966, No. 6, pp. 62-76.

15. Vygotskiy L. S. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya. Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1956. 437 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.