Научная статья на тему 'Образовательная программа «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») в проекте «Музыка для всех» Республики Саха (Якутия)'

Образовательная программа «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») в проекте «Музыка для всех» Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
313
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LANGUAGE IDENTITY / MULTICULTURALISM / MULTILINGUAL PRESCHOOL EDUCATION / SONG / PARTIAL PROGRAM "FUN DAY FOR PRESCHOOLERS" / PROJECT "MUSIC FOR ALL" / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕСНЯ / ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА" / ПРОЕКТ "МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ" / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лебедева Н.Н., Коренблит С.С.

В статье представлен опыт использования парциальной программы «Веселый день дошкольника» для развития полилингвальной языковой личности в проекте «Музыка для всех» Республики Саха (Якутия). Показано, как происходит освоение ребенком языковых единиц и структур на двух языках через песню и разнообразные виды творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лебедева Н.Н., Коренблит С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational program "Fun Day for Preschoolers” (“VeDeDo") in the "Music for All" project in the Republic of Sakha (Yakutia)

The article presents the experience of using the partial program "Fun Day for Preschoolers" for multilingual personal development in the framework of the project "Music for All" in the Republic of Sakha (Yakutia). The authors discuss how a child learns linguistic units and structures in two languages through songs and various creative activities.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») в проекте «Музыка для всех» Республики Саха (Якутия)»

УДК 373.21

Коренблит Станислав Соломонович

композитор, научный руководитель проекта «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»)

Лебедева Надежда Николаевна

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования Института развития образования и повышения квалификации

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВЕДЕДО») В ПРОЕКТЕ «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) [1]

Аннотация:

В статье представлен опыт использования парциальной программы «Веселый день дошкольника» для развития полилингвальной языковой личности в проекте «Музыка для всех» Республики Саха (Якутия). Показано, как происходит освоение ребенком языковых единиц и структур на двух языках через песню и разнообразные виды творческой деятельности.

Ключевые слова:

языковая личность, мультикультурализм, поли-лингвальное дошкольное образование, песня, парциальная программа «Веселый день дошкольника», проект «Музыка для всех», Республика Саха (Якутия).

Korenblit Stanislav Solomonovich

Composer, Head of the Research Project "Fun Day for Preschoolers" ("VeDeDo")

Lebedeva Nadezhda Nikolayevna

PhD in Education Science, Head of Preschool Education Department, Institute of Education Development and Advanced Training

THE EDUCATIONAL PROGRAM "FUN DAY FOR PRESCHOOLERS" ("VEDEDO") IN THE "MUSIC FOR ALL" PROJECT IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) [1]

Summary:

The article presents the experience of using the partial program "Fun Day for Preschoolers" for multilingual personal development in the framework of the project "Music for All" in the Republic of Sakha (Yakutia). The authors discuss how a child learns linguistic units and structures in two languages through songs and various creative activities.

Keywords:

language identity, multiculturalism, multilingual preschool education, song, Partial Program "Fun Day for Preschoolers", project "Music for All", Republic of Sakha (Yakutia).

Дошкольное образование в Российской Федерации получило в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» статус ступени общего образования, которое призвано обеспечить социализацию и всестороннее психическое и личностное развитие детей [2]. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены пять образовательных областей, в числе которых выделена самостоятельная область «Речевое развитие» [3]. Такая самостоятельная область в программном государственном документе выделена впервые, и этим обозначено приоритетное значение освоения языка для всего хода становления подрастающего человека.

Языковая личность - комплекс способностей человека к построению речевого высказывания, текста (дискурсивной деятельности), охватывает структурно-семантический и лингво-когни-тивный уровни языковой способности, менталитет, языковую картину мира (тезаурус), потреб-ностно-эмоциональную сферу, общение, диалогические отношения (коммуникативную способность, прагматику) [4].

Современные исследования выявляют тесную взаимосвязь вербально-логического интеллекта, языкового сознания и эмоционального, музыкального интеллекта, лево- и правополушар-ной стратегии работы мозга [5]. На этом принципе построена парциальная образовательная программа дошкольного образования «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») [6], в которой программное содержание дошкольного образования задается через специально созданные песни, включенные в многообразные виды творческой деятельности и общение детей со взрослыми (воспитателями, родителями) и сверстниками. Музыка выступает как проводник языковой и эмоциональной информации в сознание и подсознание, формируя склад языковой личности.

По инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) (РС (Я)), депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации М.Е. Николаева в 2013 г. в республике стартовал проект «Музыка для всех». Сделана ставка на модернизацию всей системы

непрерывного образования в республике через широкомасштабное внедрение музыкального воспитания начиная с самого раннего возраста.

Ядром языковой личности является родной язык. Право получения образования на национальном языке в РФ закреплено законодательно [7]. В РС (Я) наряду с русским языком как государственным языком РФ юридически закреплен второй государственный язык - язык саха и установлены пять официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Мультикультурализм и многоязычие являются основной отличительной чертой системы образования в РС (Я).

Концепция обновления и развития национальных школ в РС (Я) содействует реализации триединой задачи межкультурного образования: передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного народа, его опыт, традиции и духовно-нравственные ценности; обогащать культуру народов совместного проживания; приобщать к ценностям мировой культуры -синтезу лучших достижений культур различных народов, населяющих нашу планету. В 2001 г., в Европейский год языков, была принята Концепция школьного языкового образования Республики Саха (Якутия), провозгласившая идеи формирования и развития языковой личности, способной реализовать себя в языке и через язык, способной к созидательной деятельности в условиях полилога культур [8].

В поликультурном пространстве полноценное овладение языками, при котором сохраняется самоценность родного языка и второй язык не конкурирует с ним, выступает как идеал, как цель и условие гармоничного личностного развития, составляет предмет особой заботы государства. Трудности освоения родного языка дошкольником в условиях современного информационного общества в глобализирующемся мире, связанные с дефицитом личностного общения, сниженным стилем языковой среды, клиповой культурой и др., накладываются на особенности устной речи билингва [9], обусловлены также характером социокультурной ситуации в каждом конкретном регионе (охват детей общественным дошкольным воспитанием, типы дошкольных учреждений, образ жизни семей, традиции семейной педагогики и др.). Детям, воспитывающимся в кочевых семьях, гарантируется получение образования на родном языке, создание необходимого числа образовательных учреждений, а также условий для их функционирования. Предоставлены программы, пособия, разработанные для стационарных детских садов. В то же время для семейного образования в детских садах в условиях кочевья возникла необходимость разработки оригинальных пособий как для родителей, так и для дошкольников [10].

Учебно-методический комплект «ВеДеДо» «Режим дня и навыки самообслуживания» переведен на якутский язык и используется в экспериментальной деятельности в дошкольных учреждениях РС (Я) в рамках проекта «Музыка для всех». В нем принимают участие пять ДОУ МУУо мэрии г. Якутска и трех улусов, которые знакомят детей с культурой народов Севера. УМК содержит записи песен и инструментального сопровождения (инструментовки), написанные композитором Станиславом Коренблитом на стихи поэта Михаила Грозовского на темы режима дня дошкольника. Комплект предназначен для легкого и радостного освоения ребенком режимных моментов. При этом через текст стихов, практические действия по режиму дня, разнообразные игровые формы и пение непроизвольно осваиваются словарь и грамматические структуры языка, звукопроизноше-ние, закладываются основы билингвизма. Дети осваивают первоначальные речевые навыки на втором языке, которые применяются затем в самостоятельных играх и творчестве.

Инновационная музыкальная технология «ВеДеДо» подключает взрослых и детей к творческому сотрудничеству в проекте «Музыка для всех», создает фундамент проекта на первой ступени общего образования.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников».

2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2013 г. № 273-Ф3.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утв. приказом Минобрнауки России от 17 нояб. 2013 г. № 1155.

4. Бахтин М.М. К диалогическому пониманию личности // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. М., 2009. С. 64-74 ; Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997. 224 с. ; Караулов Ю.Н. Языковое сознание, языковая картина мира, менталитет // Вавилонская башня. Слово. Текст. Культура. М., 2003. С. 17-28 ; Шахнарович А.М. Языковая личность и языковая способность // Язык - система. Язык -текст. Язык - способность. К 60-летию члена-корреспондента Российской академии наук Юрия Николаевича Карау-лова. М., 1995. С. 213-223.

5. Дашкевич В.С. Теория интонации. М., 2012. 186 с. ; Иванов Вяч.Вс. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978. 184 с. ; Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004. 496 с. ; Коренблит С.С. Экология русского языка. Синтез слова и музыки : практико-ориентированная монография / под ред. Е.А. Ямбурга. М., 2015. 350 с. ; Его же. Развитие языковой личности дошкольника: Эстетический аспект.

Теория, технология и опыт применения стихов, песен, музыки, иллюстраций, мультфильмов, средств ИКТ образовательного проекта «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») : практико-ориентированная монография / науч. ред. М.Б. Зацепина, К.Я. Сигал. М., 2016. 262 с.

6. Коренблит С.С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо») : парциал. образоват. прогр. дошк. образования (разраб. в соответствии с Федер. гос. стандартом дошк. образования РФ) : учеб.-метод. пособие / под ред. Т.В. Волосовец и Е.А. Ямбурга. М., 2015. 80 с.

7. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации : федер. закон от 30 апр. 1999 г. № 82-ФЗ.

8. Габышева Ф.В. Содействие развитию родных языков коренных народов Республики Саха (Якутия) в системе общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/2009/gabysheva_dev_na-tive_lang_saha.pdf (дата обращения: 15.05.2016).

9. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников на Крайнем Севере [Электронный ресурс]. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2012/Sociosphera_4-12/83-86_d_a_danilov_a_g_kornilova.pdf (дата обращения: 21.04.2016) ; Ефимова Д.Г. О единой территории развития дошкольников в условиях кочевья [Электронный ресурс]. URL: http://insch.ru/stati/article_post/efimova-d.g. (дата обращения: 21.04.2016).

10. Ефимова Д.Г. Указ. соч.

References:

Bakhtin, MM, Gippenreiter, YB, Puzyrey, AA & Arkhangelskaya, VV (eds.) 2009, 'By dialogical understanding of personality', Psikhologiya lichnosti, Moscow, pp. 64-74, (in Russian).

Danilov, DA & Kornilova, AG 2012, Conceptual bases of formation of ecological culture of pupils in the High North, viewed 21 April 2016, <http://sociosphera.com/files/conference/2012/Sociosphera_4-12/83-86_d_a_danilov_a_g_kornilova.pdf>, (in Russian).

Dashkevich, VS 2012, The theory of intonation, Moscow, p. 186, (in Russian).

Efimova, DG 2010, About the same territory of preschool children in the conditions of the nomadic, 21 April 2016, <http://in-sch.ru/stati/article_post/efimova-d.g.>, (in Russian).

Gabysheva, FV 2009, Promoting the native languages of indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) in general education, viewed 15 May 2016, <http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/2009/gabysheva_dev_native_lang_saha.pdf>, (in Russian). Gorelov, IN & Sedov, KF 1997, Fundamentals of psycholinguistics, Moscow, p. 224, (in Russian). Ivanov, VV 1978, Odd and Even: The asymmetry of the brain and sign systems, Moscow, p. 184, (in Russian). Karaulov, JN 2003, 'Language consciousness, language picture of the world, the mentality', Vavilonskaya bashnya. Slovo. Tekst. Kul'tura, Moscow, pp. 17-28, (in Russian).

Kirnarskaya, DK 2004, Psychology of special abilities. Musical ability, Moscow, p. 496, (in Russian). Korenblit, SS, Zatsepin, Mb & Segal, KY (eds.) 2016, Development of the language of the person preschooler: aesthetic aspect. The theory, technology and application experience of poetry, songs, music, illustration, cartoon, tools ICT education project "Happy day preschool" ( "VeDeDo"): a practice-oriented monograph, Moscow, p. 262, (in Russian).

Korenblit, Ss, Volosovets, TV & Yamburg, EA (eds.) 2015, Happy day preschool ("VeDeDo"): partsial. obrazovat. prog. planks. education (.. razrab according to Feder State planks of Education standard..): manual, Moscow, p. 80, (in Russian).

Shahnarovich, AM 1995, 'Language identity and language ability', Yazyk - sistema. Yazyk - tekst. Yazyk - sposobnost'. K 60-letiyu chlena-korrespondenta Rossiyskoy akademii nauk Yuriya Nikolayevicha Karaulova, Moscow, pp. 213-223, (in Russian).

Korenblit, SS & Yamburg, EA (ed.) 2015, Ecology of the Russian language. The synthesis of words and music: practice-oriented, monograph, Moscow, p. 350, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.