Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования российского законодательства о франчайзинге'

Перспективы совершенствования российского законодательства о франчайзинге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования российского законодательства о франчайзинге»

мых для достижения целей его инициатора; варварское влияние, т. е. грубое, жестокое, невежественное влияние, максимально приближенное к физическому воздействию. Очевидно, что в краткосрочной перспективе последние два вида влияния способствуют получению положительного эффекта для инициатора данного влияния (например, топ-менеджента) и отрицательного - для объекта влияния (например, рядового сотрудника).

Ю. А. Ермолов считает, что культура влияет на функционирование организации в направлении успеха, когда выполняет следующие функции1: смыслообразующую (при помощи культуры

работники организации видят и интерпретируют окружающую их организационную реальность, мысленно делая ее понятной для себя); адаптивную (обеспечивает вхождение новичков в организацию); социальной интеграции (связана с объединением действий всех членов организации, поддержанием целостности всего коллектива предприятия, снятием социального напряжения и конфликтов, формированием и поддержанием единой системы ценностей); координации и контроля; регулирующую и ориентирующую (обеспечивает поддержание правил и норм поведения); мотивации.

Большое количество определяемых отечественными и зарубежными исследователями функций связано с многогранностью феномена организационной культуры. Если рассматривать ее в качестве самого предприятия, то все функции, которые присущи предпринимательской организации, присущи и организационной культуре.

Ю. А. Соколова

Перспективы совершенствования российского законодательства о франчайзинге

Франчайзинг можно охарактеризовать как гибкую систему, приобретающую многообразные формы, адаптируемые к конкретным условиям в различных сферах бизнеса, что подтверждает необходимость развития франчайзинга в современной России и актуальность изучения данного экономического инструмента.

1 Ермолов Ю. А. Человеческие ресурсы: реальность и возможность эффективного управления в современных российских условиях: моногр. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2008. С. 237-240.

118

В результате анализа зарубежного франчайзингового рынка можно утверждать, что высокая эффективность франчайзинга обусловлена следующими факторами: эффектом масштаба в сферах маркетинга, производства и управления; низкозатратным доступом к ресурсам; низкими транзакционными издержками; более эффективным распределением рисков между субъектами франчайзинговых отношений; институциональным аспектом (легитимность франчайзинга, его признание и одобрение со стороны действующих институтов, соответствие социальным нормам общества облегчают франчайзинговым системам доступ к ресурсам и привлечение новых потребителей).

Несмотря на это, в России существуют факторы, замедляющие рост отечественной франчайзинговой системы, которые относятся к экономической сфере и связаны с низким организационно-правовым уровнем развития данной области, а также с недостаточной образовательной подготовкой предпринимателей. К таким факторам, по мнению автора, можно отнести следующие:

•неравномерное развитие франчайзинга, поскольку можно выделить только 11 субъектов Российской Федерации, в которых сложились наиболее благоприятные условия для франчайзинговых отношений, а именно Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области;

•закрытость франчайзинговых предложений: большинство

предприятий не могут сделать выбор в пользу франчайзинга из-за отсутствия данных о существующих франшизах и опыте их функционирования из-за ограниченности информации, представляемой франчайзерами;

•ограниченный доступ к кредитным ресурсам для начинающих франчайзи. Если в зарубежных странах банки представляют льготы для данной категории предпринимателей, то в России франчайзи попадает под категорию малого предпринимателя, которому трудно получить кредит;

•отсутствие единого механизма регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное несовершенством законодательства, в котором нет утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор». Проанализируем данный фактор подробнее, поскольку проблема законодательного укрепления коммерческих начал развития малого бизнеса является очень

119

актуальной в ходе его становления, развития и адаптации как в развитых, так и в развивающихся странах.

Наличие многочисленных альтернативных или псевдофраншизных предпринимательских договорных форм требуют идентификации франчайзинга как отдельного, самостоятельного вида договорных отношений. Сущность франчайзинга в различных источниках значительно варьируется в зависимости от того, в какой стране происходит оценка и с каких позиций он анализируется: с позиции франчайзера или франчайзи. Идентификация франчайзинга и определение четкой границы между ним и другими договорами, такими как коммерческая концессия и лицензионное соглашение, представляются особенно важными, поскольку франшиза существенно отличается от традиционных инструментов менеджмента.

Франшизное соглашение является основой целостности франчайзинговой системы, интегрирующим инструментом, определяющим меру автономии франчайзингового предприятия и меру ответственности франчайзи. Но в отличие от традиционных и достаточно гибких в использовании инструментов менеджмента, франшиза - срочный контракт, форма и содержание которого регулируются принятым в данной стране законодательством. Поэтому при его составлении невозможно учесть все риски, с которыми в будущем столкнутся субъекты франчайзинговых отношений. Кроме того, внесение необходимых изменений и дополнений в франшизное соглашение представляет собой длительную процедуру, требующую согласований интересов сторон, в результате чего утрачивается его стратегическая гибкость.

Таким образом, поскольку законодательство, регламентирующее франчайзинговые отношения, варьируется от страны к стране, представляется возможным сделать вывод о специфичности развития франчайзинговых систем в разных странах, а также о наличии связанных с этим трудностей при выходе франчайзинговой компании на рынки других государств. Исторически сложилось три региона с соответствующим законодательством, регулирующим франчайзинг: североамериканский (США и Канада), европейский (страны ЕС за исключением новых членов) и постсоветсткое пространство.

В настоящее время в России действует специальное законодательство о франчайзинге - глава 54 ГК РФ, которой, по мнению автора, присущи следующие особенности:

- приводит некорректное наименование франшизы - «договор коммерческой концессии», так как подразумевается исторически

120

первоначальная и низшая форма франчайзинга. В результате целые группы отношений, относящиеся к понятию франчайзинга, оказались за пределами законодательного регулирования, а именно отношения по преддоговорному раскрытию информации правообладателем; по поводу производства и продажи франшизной продукции; вопрос об исключительных (эксклюзивных) правах и т. д.;

- не способствует формированию и совершенствованию франчайзинговой системы в стране (за исключением деятельности известных крупных корпораций типа «Макдоналдс»). Следует отметить, что некоторые ведущие специалисты по франчайзингу критикуют сам факт наличия главы 54 ГК РФ, считая, что строгие регламентации сдерживают развитие франчайзинга в России, особенно международные контакты. В отличие от общепринятой мировой практики в 54 главе применена новая терминология: франчайзинг называется «коммерческая концессия», франчайзер -«правообладатель», франчайзи - «пользователь», что вносит неудобства в развитие международного франчайзинга.

Представляется, что в целом российское законодательство в области франчайзинга соответствует целям его правового регулирования, но требует дальнейшего усовершенствования по следующим направлениям:

•адаптация российского законодательства к имеющейся международной практике в данной области;

•разработка отдельного самостоятельного законодательства о франчайзинге, включающего в себя специальный федеральный закон;

•повышение надежности охраны прав и интересов франчайзи как более экономически зависимой стороны отношений;

•включение положения, регулирующего досрочное прекращение франшизы по инициативе франчайзера;

•закрепление франшизы как пакета исключительных прав франчайзера, которая продается, покупается или возвращается правообладателю;

•совершенствование антимонопольного законодательства с целью формирования многоуровневой франчайзинговой системы.

Особенности функционирования франчайзинговых сетей в сочетании с высокой вариативностью законодательных норм разных стран, регулирующих франчайзинговую деятельность, делают составление франшизного соглашения сложной задачей. Поэтому на практике часто используют готовые типовые сбалансированные контракты, например, разработанный Международной торговой па-

121

латой (МТП) Типовой контракт франчайзинга, который может применяться без внесения изменений и дополнений. Цель предложенного МТП Типового контракта в том, чтобы его положения можно было бы в равной мере использовать в отношении франчайзера и франчайзи из разных стран, не предоставляя преимуществ одной стороне и не ущемляя интересов другой. Для России это особенно важно, поскольку в большинстве случаев в настоящее время франчайзеры являются нерезидентами. Поэтому правильно составленный договор о франчайзинге может стать основой для создания устойчивого и надежного бизнеса.

Таким образом, в России необходимо обеспечить создание полноценной системы нормативно-правовых актов, регулирующих франчайзинг, включить в федеральную программу поддержки предпринимательства программу развития франчайзинга, создать систему налоговых льгот для франчайзера и франчайзи. В результате франчайзинг в России будет становиться более сложным и системным, перенимая лучшие особенности западной деловой культуры.

И. А. Лихачев

Возможности и преимущества социологического мышления в деятельности менеджеров системы государственного и муниципального управления

Понятие «социологическое мышление» обычно употребляют в контексте «социологическое образование» как необходимое качество будущих специалистов-социологов, требующее для своего формирования особых педагогических условий. Действительно, профессиональный социолог не может считаться компетентным специалистом, если у него не сформировано социологическое мышление, определенное видение социальных проблем, с которыми он встречается в своей деятельности. Вместе с тем развитое социологическое мышление необходимо не только социологам, но и специалистам по управлению, менеджерам в различных сферах деятельности. Особенно важное значение социологическое мышление имеет для менеджеров в сфере государственного и муниципального управления (ГМУ), поскольку их профессиональная деятельность связана с решением социальных проблем и социально-экономическим развитием территориальных образований разного уровня. В связи с этим представляется целесообразным

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.