Научная статья на тему 'Перспективы рынка образовательных услуг с учетом обеспечения потребностей государства'

Перспективы рынка образовательных услуг с учетом обеспечения потребностей государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИННОВАЦИИ / ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / INNOVATION / PROGRAMS OF STATE SUPPORT / FEDERAL TARGET PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конина О. В.

В данной статье автор указывает на то, что в блажайшее время развитие образовательного рынка России будет происходить с учетом обеспечения актуальных потребностей государства. К числу направлений государственного вмешательства в процессы функционирования рынка можно отнести: реализацию целевых программ поддержки спроса на отдельные специальности подготовка специалистов, востребованных на современном рынке труда, а также развитие инновационной деятельности образовательных учреждений. Автор отмечает, что в целях активизации инновационной активности образовательных учреждений в настоящее время реализуется комплекс мер, включающих модернизацию законодательной базы, стимулирование взаимодействия образовательных учреждений и предпринимательских структур, а также направление средств на развитие научных разработок в рамках федеральных целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of the market of educational services development taking into account the security needs of the state

In this article the author points out that in nearest future the development of the educational market of Russia would take place by taking into account the actual needs of the state. Areas of state intervention in the functioning of the market include: implementation of targeted programs to support the demand for certain specialties training of the specialists that demanded on today's job market, as well as the development of innovative activities of educational institutions. The author notes that in order to enhance the innovative activity of educational institutions comprehensive measures are currently implementing, including modernization of the legislative framework, promotion of interaction between educational institutions and business organizations, as well as channeling funds for the development of scientific research in the framework of federal target programs.

Текст научной работы на тему «Перспективы рынка образовательных услуг с учетом обеспечения потребностей государства»

TERRA ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

198 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ С УЧЕТОМ ОБЕСПЕЧЕНИА ПОТРЕБНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА

О.В. КОНИНА,

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и организация производства», Волгоградский государственный технический университет, 400131, Россия, г. Волгоград, пр. Ленина, д. 28

В данной статье автор указывает на то, что в блажайшее время развитие образовательного рынка России будет происходить с учетом обеспечения актуальных потребностей государства. К числу направлений государственного вмешательства в процессы функционирования рынка можно отнести: реализацию целевых программ поддержки спроса на отдельные специальности — подготовка специалистов, востребованных на современном рынке труда, а также развитие инновационной деятельности образовательных учреждений. Автор отмечает, что в целях активизации инновационной активности образовательных учреждений в настоящее время реализуется комплекс мер, включающих модернизацию законодательной базы, стимулирование взаимодействия образовательных учреждений и предпринимательских структур, а также направление средств на развитие научных разработок в рамках федеральных целевых программ.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг; инновации; программы государственной поддержки; федеральные целевые программы.

In this article the author points out that in nearest future the development of the educational market of Russia would take place by taking into account the actual needs of the state. Areas of state intervention in the functioning of the market include: implementation of targeted programs to support the demand for certain specialties — training of the specialists that demanded on today's job market, as well as the development of innovative activities of educational institutions. The author notes that in order to enhance the innovative activity of educational institutions comprehensive measures are currently implementing, including modernization of the legislative framework, promotion of interaction between educational institutions and business organizations, as well as channeling funds for the development of scientific research in the framework of federal target programs.

Keywords: market of educational services; innovation; programs of state support; federal target programs.

Коды классификатора JEL: I28.

В настоящее время развитие рынка образовательных услуг тесно связано с обеспечением потребностей государства. При этом образовательный рынок выполняет параллельно несколько существенных функций. В первую очередь,

© О.В. Конина, 2010

рынок образовательных услуг обеспечивает пополнение и обновление кадрового состава страны, приумножая человеческий и интеллектуальный капитал России. Однако из основной функции рынка образовательных услуг проистекают и другие, в частности — развитие инновационного потенциала страны.

Если обратить внимание на данные государственной статистики, то можно увидеть, что в последние годы в России ежегодно производится все большее число инноваций (рис. 1).

2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Динамика числа созданных инноваций в России за период 2005-2008 гг., шт.

Источник: составлено автором на основании [3]

При этом можно предположить, что существенную роль в становлении такой динамики играют образовательные учреждения страны, которые являются не только «кузницей» квалифицированных кадров, но также обеспечивают потребности государства в передовых производственных технологиях — инновациях.

Следует заметить, что в настоящее время государственные органы, регулирующие функционирование рынка образовательных услуг, проявляют активный интерес к данной области деятельности образовательных учреждений. В целом государство сокращает расходы, связанные с возмещением суммы обучения, однако это свидетельствует о более серьезной качественной целевой программе поддержки развития отдельных образовательных направлений. Таким образом, государство перестает быть беспристрастным участником рынка образовательных услуг, а напротив — активно вмешивается в происходящие процессы, формируя специфический спрос на отдельные образовательные услуги. Если ранее на рынке образовательных услуг спрос формировался стихийно, под воздействием динамики потребительских предпочтений, и конечный результат функционирования образовательного рынка не всегда полностью соответствовал поставленным целям и задачам, то в настоящее время спрос формируется при совокупном воздействии динамики потребительских предпочтений и государственной целевой программы поддержки отдельных образовательных направлений, в частности, реализуются программы целевого набора студентов, которые позволяют стимулировать те

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

отрасли и те направления научных исследований, которые актуальны для государства на данном этапе его развития. Кроме того, существует система поощрений и грантов, направленных на реализацию аналогичных целей.

Так, можно отметить, что к числу приоритетных отраслей научного знания, развитие которых в максимальной степени поощряется государством в настоящее время, можно отнести следующие (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления реализации программы поддержки научных исследований и разработок

1 Живые системы 24%

2 Индустрия наносистем и материалов 38%

3 Информационно-телекоммуникационные системы 8%

4 Рациональное природопользование 9%

5 Энергетика и энергосбрежение 17%

Источник: на основании [1]

При этом, за счет развития указанных научных направлений становится возможным инновационное развитие российской экономики в таких областях, как:

♦ энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива;

♦ ядерные технологии;

♦ космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями (ГЛОНАСС и наземная инфраструктура);

♦ медицинские технологии;

♦ стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

Кроме того, в числе основных направлений поддержки образовательного рынка России (в рамках целевого дополнительного финансирования на поддержку ведущих университетов страны в 2010-2012 гг.) называются:

♦ государственная поддержка программ развития национальных университетов МГУ и СПбГУ;

♦ государственная поддержка программ развития федеральных университетов в части модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности;

♦ государственная поддержка программ развития национальных исследовательских университетов в рамках второго конкурса программ развития университетов;

♦ государственная поддержка программ развития кооперации вузовских, академических научных коллективов и научных подразделений корпоративного сектора в регионах;

♦ государственная поддержка мероприятий, направленных на привлечение к работе в ведущих российских вузах авторитетных ученых, в том числе зарубежных, включая соотечественников за рубежом;

♦ государственная поддержка развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в ведущих российских вузах [2].

Следует отметить, что реализация программ государственной поддержки образовательного сектора экономики происходит в масштабах страны достаточно неравномерно. Свидетельством этому могут служить данные рис. 2, на котором отражены пропорции распределения средств государственной поддержки образовательных учреждений в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». Как видно из рисунка, наибольший объем финансирования — более 50% всех средств — выделяется вузам Центрального федерального округа. Доля остальных федеральных округов существенно ниже, а доля средств, выделяемых вузам Дальневосточного федерального округа, составляет менее 1% от объема средств, направляемых образовательным учреждениям ЦФО.

Объем финансирования, млн руб.

28,7

■ даю

■ ПФО

■ СЗФО

■ СФО

■ УФО

■ ЦФО

■ ЮФО

Рис. 2. Распределение финансирования вузов в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» по федеральным округам

Источник: на основании [1]

Также государство стимулирует межотраслевое сотрудничество образовательных учреждений и представителей предпринимательства в целях стимулирования инновационной деятельности в тех направлениях, которые являются наиболее актуальными для развития отраслей российской экономики. Так, в Федеральном законе от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» указывается, что в 2010 году субсидии хозяйственным обществам, создаваемым вузами и академическими институтами, должны составить 20 млн руб.

При этом параллельно совершенствуется законодательная база такого сотрудничества. Так, в целях стимулирования развития науки и инноваций в высшей школе помимо мер по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, которые уже отмечались ранее, были приняты меры по:

♦ налоговому стимулированию полного инновационного цикла от организации проведения НИОКР до коммерциализации и введения в хозяйственный оборот их результатов;

♦ изменению правоспособности бюджетных учреждений в целях эффективного ведения хозяйственной деятельности;

Л

4030, 93 г 106,26

ь.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

♦ введению двухэтапных открытых конкурсов на выполнение НИОКР в рамках системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;

♦ развитию системы аттестации кадров высшей квалификации. [2]

Суммируя все вышесказанное, можно констатировать, что развитие рынка образовательных услуг России в ближайшее время будет происходить в условиях существенного вмешательства государства. При этом к числу направлений государственного вмешательства в процессы функционирования рынка можно отнести: реализацию целевых программ поддержки спроса на отдельные специальности — подготовка специалистов, востребованных на современном рынке труда, а также развитие инновационной деятельности образовательных учреждений. В целях активизации инновационной активности образовательных учреждений в настоящее время реализуется комплекс мер, включающих модернизацию законодательной базы, стимулирование взаимодействия образовательных учреждений и предпринимательских структур, а также направление средств на развитие научных разработок в рамках федеральных целевых программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Олейник, А.В. О поддержке Роснаукой научной и инновационной деятельности ВУЗов через ФЦП [Электронный ресурс] / А. В. Олейник // Федеральное агентство по науке и инновациям. — 2010. — Режим доступа: www.fasi.gov.ru

2. Хлунов, А.В. О перспективах развития научной и инновационной деятельности высшей школы [Электронный ресурс] / А.В. Хлунов // Министерство образования и науки Российской Федерации. — 2010. — Режим доступа: www.mon.gov.ru

3. Число созданных передовых производственных технологий по субъектам РФ [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/. cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_9P2/_th/;_0_LV/_s.7_0_A/7_0_8QT/_me/7_0_8бN-7 _0_7^-7_0_7Ш-7_0_А^.7_0_А/7_0_9Р2#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.