Научная статья на тему 'Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции'

Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1840
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазьев Сергей Юрьевич

В сложившейся ситуации существуют две возможные стратегии экономической политики, определяющие альтернативные траектории будущего развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глазьев Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции»

Дети и моподежь - будущее России

27 - 29 июня 2007 з.

С.Ю. ГЛАЗЬЕВ

ШШШШ*СНЕКТИВШвй

РОССИЙСКОЙ

экономики

В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛЬНОЙ

КОНКУРЕНЦИИ

сложившейся ситуации существуют 1ве возможные стратегии жономической политики, >пределяющие альтернативные граектории будущего развития :траны.

ГЛАЗЬЕВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ депутат ГД РФ, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор

Первая реализовывалась до сих пор по принципам «Вашингтонского консенсуса», применяемым в целях подготовки развивающихся стран для свободного движения международного капитала. Вторая исходит из национальных интересов и основывается на создании максимально благоприятных условий для восстановления и развития отечественного научно-производственного потенциала и подъема народного благосостояния.

Этим двум стратегиям соответствуют и два сценария будущего развития страны. Первый состоит в продолжении сложившихся тенденций деградации научно-производственного и интеллектуального потенциалов страны и ее окончательного превращения в сырьевую периферию мирового рынка с дезинтегрированной и контролируемой извне экономикой, деморализованным населением и распавшимся на антагонистические группы обществом. Второй предполагает быстрое восстановление имеющегося научно-производственного потенциала и его дальнейшее развитие на основе активизации конкурентных преимуществ российской экономики и ее модернизации путем широкого внедрения современных технологий, сочетая быстрый рост производства, инвестиций, оплаты труда и качества жизни населения.

Выбор стратегии предопределит будущее развитие страны на многие десятилетия. Это связано с особенностями структурных изменений мировой экономики и нынешнего состояния научно-производственного потенциала страны. Если сейчас он позволяет при соответствующей экономической политике выйти на высокие (10% в год) темпы роста промышленного производства за счет загрузки и модернизации имеющихся произ-

27 - 29 июня 2007 а.

Пети и молодежь - будущее России

водственных мощностей, то через несколько лет стремительное выбытие устаревшего оборудования и обесценение вывезенного за рубеж капитала создадут ресурсные ограничения для экономики. При этом если сейчас есть объективные возможности за счет резкого наращивания инновационной активности в ключевых направлениях выйти на траекторию опережающего развития, то через несколько лет это сделать будет гораздо труднее, а спустя десятилетие - невозможно. Поэтому выбор первой стратегии неизбежно повлечет за собой утрату основных источников современного экономического роста и соответственно внутренних возможностей опережающего развития российской экономики, закрепляя тем самым ее сырьевую специализацию с характерным для нее неэквивалентным внешнеэкономическим обменом и внешней зависимостью.

Ключевые задачи и основные направления политики развития российской экономики. В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей.

Несмотря на большие разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.

Прежде всего, это: высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества; развитый научно-производственный потенциал; наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий в перспективных направлениях развития; достаточные масштабы свободных производственных мощностей в наукоемкой промышленности; богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях; огромная территория и емкий внутренний рынок, дающие возможность широкого разнообразия потребностей населения; исторические традиции великой державы и авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с национальными интересами; значительные валютные резервы; большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно удвоить инвестиционную активность.

Объем образующихся и накопленных в экономике сбережений достаточен, чтобы обеспечить двукратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики.

Так, в 2004 г. валовые национальные сбережения составили 32,5% ВВП, в то время как фактический объем валовых накоплений - 21,6%, в 2005 г. - 35,1 и 21,2% соответственно. Около четверти налоговых доходов федерального бюджета накапливается в стабилизационном фонде,, величина которого к концу этого года достигнет 13% ВВП. Из этого следует, что потенциал сбережений реализуется в инвестициях менее

lemu u моподежь - будущее России

чем наполовину. К этому следует добавить средства в наличной валюте, находящиеся на руках граждан, величина которых оценивается в 50 млрд. долл. Кроме того, из-за вывоза капитала экономика ежегодно теряет еще более 50 млрд. долл. потенциальных инвестиций. Нереализованным остается потенциал ремонетизации российской экономики, который оценивается в 155 - 310 млрд. долл.

Исследования состояния имеющегося научно-производственного потенциала свидетельствуют о наличии объективных предпосылок устойчивого и быстрого развития экономики в среднесрочной перспективе с темпом не менее 10% прироста ВВП в год и до 25% прироста производственных капитальных вложений на основе активизации ее конкурентных преимуществ и инвестиционных возможностей. Для этого должны быть решены следующие задачи экономической политики.

В технологической области стоит задача формирования и развития производственно-технологических систем шестого и пятого технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств.

В институциональной области стоит задача формирования хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в современные производственно-технологические системы, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях их развития, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

Макроэкономическая полити ка должна обеспечивать благоприятные условия для решения перечисленных задач, гарантируя эффективность

27 - 29 июня 2007 з.

производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма. Сочетанием мер макроэкономической, структурной и институциональной политики должна быть решена задача преодоления инвестиционного кризиса, предполагающая трехкратное повышение объема инвестиций в развитие производства. На микроуровне необходимо восстановить связь между созидательной общественно полезной деятельностью и доходами хозяйствующих субъектов, создать условия, стимулирующие конструктивную мотивацию предпринимательской деятельности на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных нововведений и освоение современных технологий, трансформацию доходов и сбережений в инвестиции.

Формирование макроэкономических условий устойчивого экономического роста. Перевод начавшегося оживления экономики в режим устойчивого экономического роста предполагает формирование соответствующих макроэкономических условий, обеспечивающих выгодность расширения производственной деятельности и инвестиций в развитие производства.

Нормализация денежного обращения, активизация денежно-кредитной политики. В целях оздоровления финансового положения производственных предприятий и создания условий для роста инвестиционной активности должны быть приняты следующие меры по устранению узких мест и повышению эффективности системы государственного регулирования денежного обращения.

Во-первых, должны быть устранены основные причины демонетизации экономики. Для этого целесообразно отказаться от необоснованной политики

27 - 29 июня 2007 з.

Пети и моподежь - будущее России

количественного регулирования денежной массы и перейти к регулированию ставки рефинансирования с ее последовательным снижением до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне ориентированных секторов экономики. Уровень денежного предложения следует привести в соответствие со спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов необходимо перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий.

Во-вторых, необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии, а также выполняющих социальные функции; преобразовав для этого стабилизационный фонд в бюджет развития и создав полноценные институты развития с механизмами их централизованного рефинансирования.

В-третьих, надо прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию Центральным банком облигаций и открытие им депозитных счетов коммерческим банкам.

В-четвертых, следует принять меры по защите отечественной банковской системы от поглощения зарубежными конкурентами, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.

В-пятых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению ее наличной составляющей. Для этого следует осуществить комплекс мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению

соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение надежной правовой защиты сделок, совершаемых в электронной форме.

Формирование российской инвестиционной системы. При нынешнем состоянии финансовой системы в качестве ведущего механизма обеспечения подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Но с учетом неразвитости коммерческих банков и фондового рынка в ближайшие 5-10 лет сами по себе они не смогут обеспечить решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности.

Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать инвестиции на перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание соответствующей конструкцией системы государственных институтов развития, состоящей из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в освоение перспективных направлений и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах экономики.

________________________________(Вып. 37)

27 - 29 июня 2007 г. “

Дети и моподежь - будущее России

Необходима активизация инвестиционной составляющей бюджетной политики, включающая: восстановление бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на банк развития; формирование государственной инвестиционной программы исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики, проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с признанием недействительными сделок, по которым обязательства не выполнены; прекращение практики выдачи государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции отечественного производства и их предоставление только при условии наполнения соответствующих инвестиционных проектов закупками отечественного оборудования.

В общем виде предлагаемая система будет функционировать следующим образом. На макроуровне политика денежного предложения ориентируется на обеспечение спроса на деньги со стороны производственной сферы при желаемом уровне экономической активности, регулируемом посредством ставки рефинансирования. Наряду с рутинными процедурами рефинансирования текущей деятельности коммерческих банков для поддержания роста долгосрочных инвестиций органы власти организуют два вида денежного предложения: Центральный банк - банки развития -производственные предприятия; сбережения населения - Сбербанк - банки развития - производственные пред-

приятия. Таким образом, накапливаемые и вновь создаваемые денежные ресурсы трансформируются в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономический рост.

На микроуровне за счет организованного таким образом кредитования инвестиционных проектов в приоритетных направлениях экономического развития и социально значимых видах деятельности обеспечивается расширение конкурентоспособных и перспективных производств. Задачей банков развития является не финансирование административно назначаемых инвестиционных проектов, а стимулирование инвестиционной активности в перспективных направлениях экономического роста. При рациональной организации этого процесса на 1 руб., вкладываемый в приоритетный проект через банки развития, можно привлечь 2-3 руб. частных инвесторов. В современных условиях естественными партнерами банков развития станут коммерческие банки, работающие с предприятиями реального сектора. Соучаствуя в финансировании инвестиционных проектов в приоритетных направлениях экономического роста, поддерживаемых банками развития, они тем самым наращивают свою клиентскую базу, содействуя развитию предприятий-партнеров.

Повышение эффективности налоговобюджетной системы. Нынешнее состояние налогово-бюджетной системы характеризуется избыточным налогообложением труда, двукратным недофинансированием социальной сферы, науки, а также большим и устойчивым профицитом федерального бюджета. При этом усиливается и без того чрезмерная дифференциация бюджетных расходов на душу населения в разных регионах страны, большинство из которых не имеет необхо-

Дети и моподежь - будущее России

димых средств на обеспечение социальных гарантий. Преодоление этих диспропорций предполагает снижение налогового бремени на трудовую и производственную деятельность, более широкое использование неналоговых источников дохода, прежде всего платежей за использование природных ресурсов, а также восстановление принципа сбалансированности доходов и расходов бюджета с формированием последних на основе программно-целевого подхода.

Необходимо также обеспечить кардинальное улучшение условий инвестиционной активности, включая освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на цели развития производства и освоения новой техники, научных исследований и разработок, пополнение оборотных средств предприятий и формирование резервов. В целях стимулирования оживления производства следует предоставлять налоговые кредиты предприятиям, расширяющим производство и наращивающим инвестиции, а также вводить методики ускоренной амортизации.

Особое значение имеет восстановление амортизации как механизма воспроизводства основных фондов. Для этого целесообразно проводить регулярную переоценку основных средств по рыночной стоимости, начисления амортизации с первичной, но не с остаточной стоимости, а также обеспечивать целенаправленное использование амортизационных отчислений.

Одновременно с рационализацией системы налогообложения и расширением доходной базы государственного бюджета нужны меры по повышению эффективности системы государственных расходов. Бюджетная политика должна строиться на основе программно-целевого подхода при соблюдении законодательно установ-

ленных нормативов финансирования социальной сферы, образования, науки и культуры. Для этого надо восстановить недавно отмененные нормативы расходов государственного бюджета на науку (2% ВВП), а также нормативы финансирования образования и здравоохранения, установив их на уровне 8 и 6% ВВП. Объем государственных ассигнований на поддержку инновационной активности должен быть увеличен с учетом банков развития до 5% ВВП.

Доминирование целей развития должно подкрепляться соответствующей технологией планирования бюджета. В основу его разработки надо закладывать законодательно установленные нормативы, определяющие уровень бюджетных расходов по соответствующим направлениям, а также использовать программно-целевой принцип планирования и осуществления расходов. При этом приоритетными должны быть расходы на науку и стимулирование науч-но-технического процесса, а также на образование и национальную безопасность. Социальные расходы должны соответствовать научно обоснованным и единым для всей территории страны нормативам финансирования социальных гарантий, рассчитанных на душу населения. Стабилизационный фонд следует трансформировать в бюджет развития, состоящий из целевых программ реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Соблюдение принципа сбалансированности требует отказа от профицита бюджета. Это позволит увеличить расходы на 1,5 трлн. руб. Благодаря соответствующему увеличению конечного спроса произойдет повышение прироста ВВП на 6%, что при сохранении неизменным прогнозируемого уровня доходов федерального

_________________________________________________(Вып. 37)

^ 27 - 29 июня 2007 г.

1ети и моподежь - будущее России

бюджета даст дополнительно 418 млрд. руб. Таким образом, общий прирост расходов федерального бюджета составит около 2 трлн. руб. Распределение этого прироста расходной части бюджета должно исходить из необходимости повышения расходов на цели социально-экономического развития страны до общепринятого в мире уровня, в том числе на здравоохранение - до 5% ВВП, образование -до 6, науку - до 2% ВВП.

Должны быть выделены ассигнования на решение наиболее актуальных проблем: детская беспризорность, эпидемии социально обусловленных болезней, качество питьевой воды, модернизация ЖКХ и др. Технологическая структура распределения прироста расходов должна учитывать необходимость повышения заработной платы работников бюджетной сферы не менее чем в 2 раза исходя из повышения минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума. Территориальная структура распределения расходов должна исходить из конституционного принципа равенства граждан и предусматривать универсальные для всей страны нормативы финансирования социальных расходов в расчете на душу населения.

Обеспечение добросовестной конкуренции. Выход на траекторию устойчивого экономического роста предусматривает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих процессы роста производства, увеличения доходов населения, расширения конечного спроса, накопления сбережений и подъема инвестиций. Это требует применения государственного регулирования.

В сфере ценообразования для ликвидации накопившихся ценовых диспропорций необходимо устранение завышения цен на продукцию монопо-

лизированных отраслей экономики. Формы государственного контроля над ценообразованием должны определяться условиями конкуренции: от прямого регулирования тарифов на услуги естественных монополий до мониторинга цен на продукцию, производимую и поставляемую на рынок. При этом государство не должно подменять рыночное ценообразование бюрократическим диктатом.

В антимонопольной политике важнейшие задачи - декриминализация оптовой и розничной торговли, устранение информационных и других барьеров во внутренней торговле, прекращение злоупотреблений со стороны естественных монополий, обеспечение других условий для действия механизмов конкуренции и повышения деловой активности.

Для этого необходимы: усиление защиты прав предпринимателей в практической работе правоохранительной системы, ее очищение от коррупции; повышение эффективности работы судебной системы разрешения хозяйственных споров, ее защита от административного и криминального давления; выведение антимонопольных органов из структур исполнительной власти, обеспечение их самостоятельности и ответственности за выполнение своих функций; устранение организационных монополий в торговле; обеспечение открытости процедур ценообразования на продукцию естественных монополий, снижение налогообложения малого бизнеса, создание специальных институтов кредитования малого предпринимательства.

Для активизации спроса в целях стимулирования производства должна быть внедрена соответствующая система регулирования инвестиций и закупок в государственном секторе, предусматривающая увеличение госу-

Пети и моподежь - будущее России

дарственных закупок передового отечественного оборудования для обеспечения общественных нужд.

Учет национальных интересов во внешнеэкономической деятельности. В регулировании внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятныхусловий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращение наступления спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а также расширение сферы использования последнего в международных расчетах.

Присоединение России к ВТО не должно ограничить возможности социально-экономического развития страны. Необходимые для этого меры государственной промышленной, научно-технической, инвестиционной политики должны быть приведены в соответствие с планируемыми условиями присоединения.

Необходимость проведения политики опережающего развития научно-производственного потенциала страны. Ведущее значение в системе государственного регулирования экономики связано с ключевой ролью научно-технического прогресса в обеспечении современного экономического роста. Политика развития включает: определение инновационных приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение научно-производ-ственпого потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и финансовой политики. Необходимым элементом политики развития должно стать индикативное планирование.

27 - 29 июня 2007 з.

Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития предваряют политику развития экономики на основе современных технологий. Определение приоритетов по основным направлениям научно-техничес-кого прогресса должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и инструментов государственной экономической политики.

К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования. С научно-технической точки зрения приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования технологического уклада и своевременного создания заделов. С экономической точки зрения государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду, и инициировать рост деловой активности в комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки

Remu u мопоаежь - будущее России 27 - 29 июня 2007 з.

экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной заработной платы и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

Сохранение и активизация научно-промышленного потенциала может происходить на основе обеспечения приоритетности государственной поддержки НИОКР, конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, утроения государственных расходов па эти цели; стимулирования передачи технологий из военного в гражданское производство; выявления и поддержки развития технологий, освоение которых обеспечит предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке, реализации целевых программ их распространения; разработки программ развития территорий с высокой концентрацией научно-техни-ческого потенциала (технополисов и наукоградов); субсидирования импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации; создания с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР, включая венчурные фонды, коллективные научные и информационные центры, инженерные парки и пр.

Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития. Реализация этого направления включает следующие элементы: учет всех затрат предприятий на проведение НИОКР, модернизацию производства и внедрение новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения; субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом; разрешение страховым компаниям и пенсионным фондам участвовать в венчурных проектах; сохранение

информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование их деятельности по предоставлению услуг пользования информационными сетями, базами данных и закупке научной литературы; поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и производств, создание сети технологических центров и парков коллективного пользования; вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ; защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.

Прогнозирование и планирование развития экономики. Политика развития должна определять содержание бюджетной, внешнеторговой, промышленной и других составляющих экономической политики государства, которые необходимо увязывать посредством прогнозирования, программирования и индикативного планирования развития экономики страны.

Прогнозирование, программирование и индикативное планирование социально-экономического развития страны должны составляться на год, пяти- и двадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. Необходимо изменение технологии прогнозирования социально-экономического развития. Экстраполяция прошлых тенденций не должна доминировать при формировании планов будущего развития.

Прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов. Для этого он

&*>

27 - 29 июня 2007 з.

Пети и моподежь - будущее России

должен учитывать закономерности современного экономического развития, начинаться с формулирования четких целей социально-экономического развития на заданную перспективу и инвентаризации имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы путем создания соответствующих макроэкономических условий и мер государственного регулирования. Эти меры должны определять содержание индикативных планов социально-экономического развития страны.

В зависимости от времени прогнозирования содержание индикативных планов может различаться. В годовом цикле прогнозирования индикативное планирование должно включать характеристику всех основных макроэкономических параметров (ВВП, занятость, платежный баланс, инвестиции и т. д.) и инструментов экономической политики (процентные ставки, налоги, таможенные тарифы, бюджетные расходы, в том числе государственные закупки, нормативы амортизации, регулируемые цены, доходы, государственные инвестиции, приоритеты и нормативы работы институтов развития и т. д.).

Частью технологии индикативного планирования на год является формирование государственного бюджета и составление плана развития государственного сектора.

В пятилетнем цикле индикативного планирования основное значение имеет определение среднесрочных приоритетов научно-технического и социально-экономического развития страны, на основе которых должна вестись разработка целевых программ, а также желаемых пропорций экономики.

Двадцатилетний цикл прогнозирования имеет своей целью ориентацию долгосрочного развития страны на

фоне глобальных тенденций научно-технического и экономического развития. Главная задача при этом - поиск стратегических направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики. Ключевое значение имеет прогнозирование прорывных направлений НТП и моделирование нового технологического уклада, формирующих траекторию будущего экономического роста и открывающих новые возможности социально-экономического развития.

В отличие от административных директив, планировавшихся сверху в централизованной плановой системе, индикативные планы и программы развития рыночной экономики не должны содержать обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами заданий. Их необходимо разрабатывать с учетом предложений деловых кругов и научного сообщества.

Дополняя действие механизмов рыночной конкуренции, государство тем самым будет содействовать снижению неопределенности и неустойчивости рыночной конъюнктуры, помогать предприятиям ориентироваться в перспективах развития производства и вовремя осуществлять перераспределение капитала в освоение новых технологий и рынков сбыта, обеспечивать развитие соответствующей информационной среды. Индикативные планы не препятствуют свободному целеполаганию самостоятельных хозяйствующих субъектов, а выполняют для них функцию маяков, указывающих перспективные направления изменения экономической конъюнктуры и экономической политики государства. Реализация планово-целевой стратегии экономического развития страны позволит вывести ее на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.