Научная статья на тему 'Об итогах общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России'

Об итогах общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глазьев С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России»

Экономическая наука современной России

Экспресс-выпуск №1(8), 2002 г.

Об итогах общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России

член-корреспондент РАН С.Ю Глазьев,

председатель Комитета государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству

В 2000-2001 гг. Комитетом Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству совместно с Отделением экономики Российской академии наук проводилась общероссийская дискуссия о стратегии экономического развития России. В ходе дискуссии обсуждались доклады академика-секретаря Отделения экономики РАН, академика Д. Львова, директора Института международных экономических и политических исследований РАН, академика А. Некипелова, председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству члена-корреспондента РАН С. Глазьева, заместителя председателя Координационного совета отечественных товаропроизводителей В. Гусева, доклады других известных ученых и представителей отечественных товаропроизводителей.

Участники дискуссии констатировали наличие объективных возможностей устойчивого и быстрого развития российской экономики в среднесрочной перспективе с темпом 7% прироста ВВП в год, до 10% прироста промышленного производства на основе активизации имеющегося научно-производственного потенциала. Реализация этих возможностей предполагает создание необходимых макроэкономических

условий для роста производства и вовлечения имеющихся ресурсов в хозяйственный оборот. Поддержание быстрого и устойчивого роста российской экономики в долгосрочной перспективе требует многократного повышения инвестиционной и инновационной активности, структурной перестройки экономики на основе опережающего развития производств нового технологического уклада, обладающих высоким потенциалом роста на мировом рынке.

Ведущие российские ученые и представители деловых кругов, принявшие участие в дискуссии, выразили согласие в отношении основных направлений экономической политики государства, которые должны проводиться для реализации имеющегося потенциала роста российской экономики.

По итогам дискуссии в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания, на которых были выработаны рекомендации Правительству Российской Федерации по доработке «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в частности было предложено дополнить их необходимыми мерами по стимулированию роста производства, инвестиций и доходов населения.

1. Обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, включая:

• снижение процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;

• снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий;

• поддержание обменного курса рубля и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность российских товаропроизводителей;

• регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомоно-полизированных отраслей экономики в целях пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, предотвращения инфляции издержек.

2. Создание условий для развертывания механизмов добросовестной конкуренции, активизации предпринимательской деятельности, эффективной работы рыночных механизмов, включая:

• декриминализацию хозяйственных отношений;

• активизацию антимонопольного регулирования;

• совершенствование корпоративного управления, укрепление прав собственности, реструктуризация естественных монополий;

• упорядочение процессов ценообразования и устранение всех форм ценовой дискри-

минации покупателей, пресечение сговоров в целях завышения цен;

• сдерживание относительного роста тарифов и цен в энергетике, на транспорте и в учреждениях связи.

3. Многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка российской экономики на основе широкого распространения современных технологий, включая:

• создание полноценно работающих институтов развития, включая Российский банк развития, Росэксимбанк, Россельхозбанк и др., способных обеспечить привлечение инвестиций в развитие производственной сферы при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка России; я

й ё

• принятие действенных мер по пресече- о

нию нелегального вывоза капитала; §

• формирование процедур выбора и ме- | ханизмов реализации приоритетов структур- а ной перестройки экономики на основе опере- Ц жающего развития нового технологического §

м

уклада, формирования современных производ- О

ственно-технологических структур с высоким |

потенциалом роста на мировом рынке; §<

• всемерное стимулирование научно-тех- о нического прогресса, включая обеспечение за- | конодательно установленных нормативов бюд- ♦ жетного финансирования научных исследова- | ний, освобождение расходов предприятий на О НИОКР от налогообложения, использование § целевых научно-технических программ, преду- О сматривающих государственную поддержку 2 инновационной активности на перспективных 8 направлениях развития экономики; 2

• создание современной инновационной § инфраструктуры с использованием существую- .

щих отраслевых и территориально-отраслевых научно-технологических комплексов;

• обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом.

4. Опережающее повышение оплаты труда, ее относительного и абсолютного уровня, преодоление вынужденной безработицы, массовой бедности и маргинализации населения, принятие конкретных мер по повышению жизненного уровня населения, включая:

• установление нового порядка индексации минимального размера оплаты труда, постепенное приближение его к прожиточному минимуму;

• повышение ставок и окладов работников бюджетной сферы одновременно с повышением минимального размера оплаты труда;

и • завершение перехода на порядок исчис-сч

§ ления государственных пенсий по труду с при-

^^ менением индивидуального коэффициента

оэ

^ пенсионера и усиление страховых принципов в

^ сфере пенсионного обеспечения с финансиро-пусванием из федерального бюджета нестраховых

с-вы периодов пенсионера в полном объеме;

рес • усиление социальной защиты семьи и

Е

ксмолодежи;

♦ • усиление государственного регулирова-сииния рынка труда, пресечение попыток его мо-Рос нополизации со стороны предпринимательских ой структур;

енн • принятие мер по переводу теневой за-2

^ нятости в легальное русло;

8 • совершенствование отраслевой и про-ука фессионально-квалификационной структуры рана ботающих в увязке с реализацией комплексной кая программы создания и сохранения рабочих мест; ич • налоговое стимулирование создания ном рабочих мест на предприятиях всех форм соб-

О

£ ственности;

• осуществление региональных программ создания и сохранения рабочих мест;

• создание эффективных механизмов содействия высвобождаемым работникам и безработным в трудоустройстве, непосредственного и активного взаимодействия служб занятости с руководителями предприятий и организаций;

• поддержку малого и среднего предпринимательства, традиционных промыслов, народных предприятий и кооперативов;

• становление муниципальной собственности, расширение занятости в коммунальном обслуживании;

• поддержку самозанятости социально уязвимых групп населения, а также трудоустройство молодежи, впервые выходящей на рынок труда;

• развитие институтов социального партнерства, усиление роли трехсторонних комиссий;

• расширение прав трудовых коллективов в управлении предприятиями.

5. Преодоление бюджетного кризиса на основе перехода к программно-целевой технологии бюджетного планирования и повышения доходов федерального бюджета за счет:

• пресечения нелегального вывоза капитала;

• природной ренты с добываемых и экспортируемых сырьевых товаров;

• прибыли государственных монополий, включая принадлежащие государству естественные монополии, Центральный банк Российской Федерации;

• резкого повышения эффективности управления государственной собственностью при кардинальном усилении ответственности и прозрачности деятельности назначаемых от имени государства управляющих;

• усиления государственного контроля над рынком алкогольной продукции, введения

госмонополии на оборот этилового спирта;

• отмены необоснованных льгот в таможенном законодательстве, введения налогообложения импорта услуг.

6. Воссоздание целостности социального и экономического пространства страны, обеспечение единства функционирования производственной и социальной сферы на всей территории Российской Федерации, включая:

• преодоление отставания малых и средних городов страны;

• обеспечение государственной поддержки устойчивого развития муниципальных образований;

• последовательное формирование систем расселения, предусматривающее развитие комплекса производственных, трудовых, культурно-бытовых и других народнохозяйственных связей между областными центрами, малыми и средними городами и сельской местностью.

В ходе дискуссии была отмечена необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», устанавливающих процедуры разработки и принятия долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны, программ и индикативных планов, определяющих стратегию и основные направления экономической политики государства, требования к этим документам, порядок их экспертизы, а также формы участия в этой работе Российской академии наук, палат Федерального Собрания Российской Федерации. В настоящее время вышеназванный законопроект, принятый Государственной Думой России и Советом Федерации России, после отклонения его Президентом РФ, находится на рассмотрении специальной комиссии.

К сожалению, многие критические замечания и существенные предложения ведущих

российских ученых и научных институтов экономического профиля Российской академии наук были проигнорированы Правительством РФ, а государственная стратегия экономического развития России так и не была принята.

Проводимая Правительством РФ экономическая политика практически не изменилась. Ультралиберальная идеология, навязываемая МВФ развивающимся странам в соответствие с догмами «Вашингтонского консенсуса», за ширмой которой все эти годы скрывалось разграбление государственного имущества и присвоение национального богатства страны правящей олигархией, по-прежнему определяет логику экономической политики исполнительной власти.

Демонтированы практически все институты государственного воздействия на развитие экономики: Бюджет развития, целевые инвестиционные программы, а также налоговые механиз- §

X

мы, стимулирующие рост инвестиционной и ин- о новационной активности. Бюджет страны пре- §

о

вращен в «дойную корову» для извлечения | сверхприбылей финансовыми спекулянтами, а втянувшими Россию в долговую ловушку - отка- а зываясь от программ развития, исполнения зако- §

м

нодательно установленных нормативов финан- О сирования науки, образования и культуры, обес- х печения нормальной зарплаты в бюджетных от- §< раслях, Правительство РФ расходует 40% феде- о рального бюджета на платежи по государствен- Щ

ному долгу. Ссылаясь на коррумпированность ♦ таможенных органов, «реформаторы» решили | отказаться от торговой политики и защиты внут- О реннего рынка в интересах отечественных това- § ропроизводителей, взяв курс на снижение и уни- О фикацию таможенных тарифов. Вместо того что- ^ бы бороться с уклонением от налогов, Прави- 88 тельство РФ предпочло резко снизить и унифи- § цировать налоги на доходы, фактически легали- § зовав сложившуюся практику. Следующий шаг - .

легализация вывоза капитала и отказ от валютного контроля в соответствии с требованиями олигархов, все более агрессивно добивающихся устранения немногих оставшихся инструментов государственного контроля и регулирования.

Несмотря на глубокий бюджетный кризис и нехватку средств на выполнение основных обязанностей государства перед обществом, Правительство РФ так и не решилось реализовать на практике право общенародной собственности на недра путем изъятия природной ренты в доход государственного бюджета. Вместо этого решено ввести одинаковый для всех месторождений налог на добычу полезных ископаемых, оставив миллиарды долларов природной ренты в карманах пользователей наиболее выгодных участков недр.

Следование линии на дальнейшее дерегулирование экономики и демонтаж остающихся г.инструментов государственной экономической 00 политики делает невозможным выход россий-

), ской экономики на траекторию быстрого и ус-

22.

^ тойчивого экономического роста, по сути, за-г

крепляя положение нашей страны как сырьевой периферии мирового рынка. Это означает, с-в что Россия еще длительное время будет оста-

о

ре ваться донором мировой экономической систе-к мы, экспортируя природное сырье, дешевый ♦ труд и капитал, финансируя за счет своего на-сииционального богатства экономический рост Роразвитых стран. При такой экономической по->§ литике возможности развития российской эко-енн номики будут определяться извне спросом на вре природные ресурсы и предложением товаров 8 конечного потребления. Экономика страны бу-Ц дет обречена на дальнейшее отставание от раз-

н витых стран, а темпы ее роста в долгосрочной

к

ска перспективе будут колебаться на уровне около

| 2% в год. Соответственно большинство населе-2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но ния навсегда останется нищим, продолжится

Эко вымирание нации и деградация общества.

Для решения задачи кардинального повышения инвестиционной и инновационной активности была разработана альтернативная концепция бюджетной политики. Эта концепция предусматривает необходимую систему мер государственной экономической политики, включая использование государственных гарантий под привлечение кредитов для финансирования перспективных проектов модернизации экономики, развертывание системы банков развития, реализацию целевых инвестиционных программ структурной перестройки экономики, переориентацию денежной политики на кредитование производственной сферы, прекращение нелегального вывоза капитала, соблюдение законодательно установленных нормативов финансирования социальной сферы, образования, науки и культуры.

Политика поддержки экономического роста, стимулирования инвестиционной и инновационной активности, а также выполнения социальных обязательств государства потребует существенного повышения расходов федерального бюджета. Так, непроцентные расходы федерального бюджета (без социального налога) должны составить не менее 17,4% ВВП. С учетом расходов на обслуживание государственного долга расходная часть федерального бюджета (без социального налога) должна составить не менее 20,1% ВВП, а с учетом социального налога - 22,5%.

Необходимое для этого повышение бюджетных доходов может быть достигнуто без увеличения налогов - за счет изъятия в доход бюджета большей части природной ренты, пресечения нелегального вывоза капитала и уклонения от уплаты налогов по экспортно-импортным операциям, повышения эффективности использования госимущества и других контролируемых государством источников.

В частности, введение налога на дополнительный доход от добычи полезных ископае-

мых, пропорционального объему горной ренты, образующейся на конкретных месторождениях, уже в 2002 году может дать не менее 100 млрд. руб., что составляет не более 1/20 от объема всей образующейся в российской добывающей промышленности природной ренты. Еще 70 млрд. руб. может дать увеличение ставок экспортных пошлин на сырьевые товары за счет их приведения в соответствие со ставками пошлин на вывоз энергоносителей, которые не должны быть меньше 25%. Не менее 15 млрд. руб. даст увеличение платежей за загрязнение природной среды. Кроме того, на 25 млрд. руб. должны быть увеличены неналоговые платежи за пользование невоспроизводимыми и уникальными природными ресурсами путем продажи прав на доступ к ним (включая радиочастоты, земельные участки, морские биоресурсы и т.п.).

Еще более весомое увеличение бюджетных доходов может дать пресечение нелегального вывоза капитала и работа по возврату ранее вывезенных сумм. Совокупная величина официально учтенной непоступившей экспортной выручки за 1992-2000 гг. составляет 49,3 млрд. долл., что вместе с приростом экспортных кредитов, предоставленных нефинансовыми предприятиями нерезидентам на 38,2 млрд. долл., за этот период составляет 87,5 млрд. долл. Причем недобросовестные экспортеры фактически утаили этот объем доходов от налогообложения, вследствие чего в государственный бюджет не поступило налога на прибыль на 30 млрд. долл., что превышает потребности страны в погашении внешних займов в ближайшие годы.

Потенциальная величина бюджетных доходов по указанным выше источникам составляет несколько триллионов рублей, которые, разумеется, не удастся взять сразу. Но если немедленно развернуть соответствующую работу, уже в 2002 году можно получить около 300 млрд. руб. в доход федерального бюджета. Еще

55 млрд. руб. может быть получено за счет повышения собираемости налогов, до 20 млрд. руб. может дать увеличение поступлений от акцизов на водку и ликероводочные изделия.

Всего, исходя из объективных возможностей увеличения бюджетных доходов и в соответствии с целями предлагаемой концепции бюджетной политики, доходы федерального бюджета могли бы возрасти на 425 млрд. руб. по сравнению с правительственным вариантом федерального бюджета.

За счет увеличения бюджетных доходов и снижения необоснованного профицита бюджета для обеспечения полноценного финансирования критически важных для будущего развития страны бюджетных расходов возможно их увеличение более чем на 550 млрд. руб. по сравнению с правительственным вариантом. Это позволит обеспечить полноценное финансирование федеральных целевых программ, § ориентированных на решение приоритетных о задач модернизации и структурной перестрой- §

о

ки экономики, восстановить Бюджет развития; | увеличить расходы на финансирование капи- а тальных вложений, обеспечивающих реализа- Ц

цию приоритетных направлений структурной §

м

перестройки экономики; развернуть систему §о

государственной поддержки экспорта высоко- х

технологичной продукции. §<

Наряду с указанными выше источниками о

увеличения доходов бюджета есть и дополни- Щ

тельные резервы. В частности, остатки средств ♦

на начало 2002 г. составят около 300 млрд. руб. |

По меньшей мере половина этой суммы должна о

быть направлена на финансирование пенсий, §

что позволит увеличить размер средней пенсии о

в 1,5 раза, довести размер минимальной пенсии ^

до 900 рублей в месяц, погасить задолженность 88

правительства перед Пенсионным фондом РФ, а §

также решить проблему формирования накопи- §

тельной части Пенсионного фонда РФ. .

Необходимо также увеличить расходы на восстановление вкладов населения, признав официально государственный долг перед вкладчиками Сбербанка РФ по восстановлению их сбережений, обесценившихся вследствие гиперинфляции начала 90-х годов.

Кроме ассигнований на безвозвратной основе, альтернативная бюджетная концепция предусматривает в составе восстанавливаемого Бюджета развития на 2002 г. предоставление государственных гарантий на привлечение кредитов и инвестиций в финансирование приоритетных направлений структурной перестройки и модернизации экономики в объеме не менее 65 млрд. руб. Бюджетных расходов на эти цели не потребуется, в то же время в результате стимулирования инвестиционной деятельности повысятся темпы социально-экономического развития и укрепится доходная г. часть бюджета.

00 Возможное и целесообразное увеличение доходов бюджета позволяет обойтись без но-^ вых заимствований для обслуживания дефици-^ та бюджета. Нет объективной необходимости в

пусразмещении новых государственных обяза-

а

с-в тельств, привлечении кредитов иностранных рескоммерческих банков, продаже имущества, на-Экс ходящегося в государственной и муниципаль-♦ ной собственности. Последнее очевидно на фо-| не нынешнего состояния фондового рынка и

о

Ро вероятных цен на акции предлагаемых к прива-

>§ тизации объектов собственников. енн Вместе с тем запредельно высокие плате-

ре жи по государственному долгу объективно вы-

со зывают необходимость его реструктуризации.

ука В частности, необходимо отказаться от наду-

н манных операций по увеличению долговых

к

ска обязательств Правительства РФ перед Цент-

иче ральным банком РФ, предлагаемых правитель-2

§ ством, а также урегулировать вопрос государ-

Эко ственного долга перед Центральным банком

РФ в целом. Это позволило бы сэкономить не менее 20 млрд. руб. бюджетных денег и сократить государственный долг более чем на 500 млрд. руб.

Для решения проблемы внешнего долга не обойтись без его реструктуризации со списанием не менее половины суммы или использования схемы «долги в обмен на инвестиции», предусматривающей сохранение выплачиваемых денег внутри страны и использование кредитов Центрального банка РФ.

Таким образом, в отличие от Правительства РФ предложенная нами альтернативная концепция предусматривает проведение активной и целенаправленной бюджетной политики, ориентированной на решение ключевых проблем социально-экономического развития страны, обеспечение быстрого и устойчивого экономического роста, кардинального повышения уровня жизни населения.

Оценивая итоги законодательной деятельности Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству, следует отметить плодотворное сотрудничество ученых Отделения экономики Российской академии наук и членов Комитета в области экспертизы проектов среднесрочной и долгосрочной программ Правительства Российской Федерации, прогнозов социально-экономического развития страны, проектов федерального бюджета, а также разработки законопроектов «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», «Об основах ценообразования и организации контроля за ценами», «Об электронной торговле», пакета законопроектов в области правового регулирования прав интеллектуальной собственности, принятие которых будет способствовать повышению качества экономической политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.