Научная статья на тему 'Перспективы реализации «Майских» Указов Президента в сфере здравоохранения'

Перспективы реализации «Майских» Указов Президента в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / БЮДЖЕТ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ / DECREES OF THE PRESIDENT / EFFECTIVE CONTRACT / SALARIES / BUDGET / COMPULSORY HEALTH INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф.Н.

2017 год является ключевым в вопросах реализации «майских» Указов Президента. Несмотря на сложные финансовые условия, существует достаточно много путей достижения заданных Указами уровней оплаты труда. Намечены реальные меры по финансовому обеспечению этих мероприятий. Однако более важным является не то, как обеспечить намеченный уровень оплаты труда, а как достичь целей Указов, которые не сводятся к простому повышению заработной платы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of implementation "May" Decrees of the President in the field of health

2017 is key year in the implementation of the ╚May╩ Decrees of the President. Despite the difficult financial conditions, there are many ways to achieve the specified orders, the levels of remuneration. Planned real measures for financial support of these activities. However, more important is not how to provide the intended level of pay, and how to achieve the goals of the Decrees, which are not be reduced to a simple wage increase.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации «Майских» Указов Президента в сфере здравоохранения»

От редакции:

в последнее время у наших читателей возникает все больше вопросов по поводу реализации «майских» указов Президента. то перед учреждениями ставили задачу резкого повышения зарплаты, то порой требуют не повышать ее для отдельных категорий медицинских работников. Многих интересует: будут ли реализованы указы Президента, за счет чего должна повышаться зарплата в условиях сложной экономической ситуации и т.д.? ответы на подобные вопросы даны в нашей традиционной рубрике.

Шеф-редактор Н. Г. Куракова

Ф. н. кадыров

Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия; СЗГМУ им. И. И. Мечникова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ «МАЙСКИХ» УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.2

Кадыров Ф. Н. Перспективы реализации «майских» Указов Президента в сфере здравоохранения (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия; СЗГМУ им. И. И. Мечникова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)

Аннотация. 2017 год является ключевым в вопросах реализации «майских» Указов Президента. Несмотря на сложные финансовые условия, существует достаточно много путей достижения заданных Указами уровней оплаты труда. Намечены реальные меры по финансовому обеспечению этих мероприятий. Однако более важным является не то, как обеспечить намеченный уровень оплаты труда, а как достичь целей Указов, которые не сводятся к простому повышению заработной платы.

Ключевые слова: Указы Президента, эффективный контракт, заработная плата, бюджет, обязательное медицинское страхование, сокращение численности.

Приближается 2017 год, когда в соответствии с «Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р (далее - Распоряжение № 2190-р) должны быть достигнуты уровни оплаты труда, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 597 (далее - Указ № 597), входящего став так называемых «майских» Указов Президента (далее е - Указы).

© Ф. Н. Кадыров, 2016 г.

№9 Менеджер

201Б здравоохранения

Несмотря на сложные экономические условия, требования реализации «майских» Указов Президента никто не отменял. Тем менее, ясно, что в нынешней ситуации нужны не совсем стандартные подходы к решению проблемы. Реализация Указов в сфере здравоохранения может достигаться разными путями. Обозначим основные возможные из них:

1) увеличение средств, выделяемых на реализацию Указов (на повышение заработной платы);

2) оптимизация сети учреждений здравоохранения и расходов на их содержание;

3) сокращение численности работников в рамках имеющегося фонда оплаты труда;

4) изменение методики расчета средней заработной платы по субъектам Российской Федерации;

5) «выкручивание рук» регионам, вынуждая их изыскивать средства для реализации Указов;

6) развитие приносящей доходы деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения;

7) перенесение сроков реализации Указов на более поздний период.

Рассмотрим эти варианты более подробно, имея в виду, что логика Указов Президента, безусловно, правильная. Но, к сожалению, часто приходится сталкиваться с искажением основных положений Указов - либо в силу непонимания их истинной сути, либо в погоне за чиновничьими красивыми отчетами, либо вынужденно - из-за нехватки средств.

Другой важный момент: государство в целом определилось со стратегией реализации Указов, что нашло отражение в целом ряде решений, оформленных в виде Поручений Президента и других должностных лиц, нормативных актов и т.д., о которых мы скажем ниже. Прежде всего, речь идет о Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 7 июня 2016 года № Пр-1139 (далее - Поручения Президента), имеющего гриф «для служебного

пользования». Дословное содержание данного документа по понятным причинам мы опубликовать не можем. Однако реализация этих Поручений Президента вылилась в некоторые доступные для общественности документы, которые мы тоже использовали в ходе подготовки данной публикации.

1) Увеличение средств,

выделяемых на реализацию Указов (на повышение заработной платы)

Безусловно, самым желаемым для всех (кроме финансистов) был бы первый вариант - увеличение затрат на заработную плату, что реально и происходило на первых этапах реализации Указов. Однако ухудшение экономической ситуации не позволяет ориентироваться только на этот вариант.

Распространенная точка зрения заключается в том, что средств для реализации Указов в сфере здравоохранения не хватает. Однако это справедливо лишь отчасти.

Основная проблема финансирования здравоохранения в настоящее время заключается не в том, что в системе ОМС (как основном канале финансирования) не хватает средств, а в том, что бюджет Федерального фонда ОМС (далее - ФОМС) поэтапно обременяют все новыми серьезными расходными обязательствами, не связанными непосредственно с оказанием медицинской помощи в системе ОМС. Среди основных из них можно отнести следующие:

- отказ Минфина России финансировать выплаты работникам участковой службы, фельдшерам, работникам скорой помощи, которые в рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье» ранее осуществлялись за счет средств федерального бюджета. Эти расходы с 2013 года возложили на систему ОМС;

- поэтапный перевод финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи на систему ОМС, включая изъятие средств ОМС в федеральный бюджет

1енеджер № 9

здравоохранения 2016

для финансового обеспечения ВМП (в 2016 и 2017 года - по 96,7 млрд.руб.);

- перевод финансирования федеральных клиник с федерального бюджета преимущественно в систему ОМС;

- ежегодное предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме. В 2016 г. на эти цели выделяется 18,8 млрд рублей. На 2017 год планируется 18,7 млрд.руб.

- изъятие из бюджета ФОМС средств на оплату специализированной медицинской помощи, предоставляемой федеральными государственными учреждениями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России и ФАНО России - на 2016 год предусматривается 15 млрд рублей;

- выплаты переселенцам на село - осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн рублей медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа. На указанные цели в 2016 и 2017 годах предусматривается по 3,2 млрд рублей.

Мы указали лишь наиболее крупные направления изъятия средство ОМС на цели, не связанные непосредственно с оказанием медицинской помощи в системе ОМС. На самом деле, их гораздо больше.

Следуют особо обратить внимание на то, что ни в одном из вышеперечисленных случаях федеральный бюджет, снимающий с себя соответствующие обязательств, не направил ни копейки дополнительных средств в систему ОМС.

В итоге из общей величина расходов ФОМС в 2016 году в размере 1 688,5 млрд руб. на субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского

страхования территориальным фондам ОМС будет направлено лишь 1 458,6 млрд руб. -86,4%. Но свою долю заберут еще фонды и страховые компании - остается чуть больше 80%. Итак, почти 1/5 часть средств бюджета ФОМС не доходит до учреждений!

Поэтому основная причина недостатка средств в системе ОМС (в первую очередь, на повышение заработной платы в рамках Указов Президента) заключается не в том, что средств в бюджете Федерального фонда ОМС мало, а в том, что на бюджет Федерального фонда возлагают явно «несвоевременные» дополнительные расходные обязательства при очень высоких требованиях к уровню заработной платы. Это явный дисбаланс, который нужно устранять.

Более того, в бюджете ФОМС на 2016 год предусмотрена дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (межбюджетные трансферты) в размере 91,2 млрд руб. «после выполнения Фондом текущих обязательств». Проще говоря. Эту сумму из бюджета а ФОМС забирают в федеральный бюджет.

Закономерен вопрос: неужели при нынешнем бюджете ФОМС сможет выполнить все свои обязательства и при этом в системе ОМС еще реально останутся лишние средства (в гигантском размере - почти 100 млрд руб.)? Ответ на этот вопрос мы можем найти, например, в Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». На 2015 год предусматривалось: «увеличение заработной платы медицинских работников на уровень инфляции - на 5,5%, что потребует пересмотра «дорожных карт» по повышению оплаты их труда в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В 2016 году планируемый рост субвенции

№ 9 Менеджер

201Б здравоохранения

составит всего 5,6% к уровню 2015 года, что также не обеспечит необходимый рост заработной платы для реализации «дорожных карт». В связи с этим возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников».

В Пояснительной записке констатировалось: «В связи с отсутствием в бюджете Фонда соответствующих ресурсов потребуется изыскание новых источников финансирования для привлечения дополнительных средств в целях решения указанной задачи».

То есть, по прогнозам бюджета ФОМС на 2015-2017 годы средств в системе ОМС не хватало на выполнение Указов Президента ни на 2015, ни на 2016 годы. А сейчас вдруг (при снижении реального бюджета на 2016 год по сравнению с прогнозируемым ранее) не только хватило, но и средства еще и осталось?

В Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» отмечается: «Размер подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС учтен в проекте Постановления Правительства Российской Федерации «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год». В данном нормативе расходы на выплату заработной платы медицинским работникам сохранены на уровне 2015 года».

То есть, в соответствии с бюджетом на 2016 год расходы на повышение зарплаты вообще не заложены! А как же Указы Президента? Или повышение зарплаты в соответствии с Указами Президента не входит в «текущие обязательства» ФОМС?

Как это ни парадоксально, но так оно и есть. Но более детально об этом мы скажем ниже.

Итак, бюджет ФОМС не предусматривает средства на реализацию Указов! Там эти средства попросту не заложены.

Здесь мы четко видим несовпадение интересов финансовых структур с интересами медицинских организаций и политикой властей по реализации Указов Президента.

Такая ситуация не осталась незамеченной (в т.ч. и благодаря публикациям нашего журнала - ред.). Вопрос о нецелесообразности столь значительных изъятий из бюджета ФОМС рассматривается на самом высоком уровне.

Так, в Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - Пояснительная записка) содержится раздел, который так и называется «Нерешенные вопросы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597». Название, говорящее о многом.

В Пояснительной записке констатируется, что «В расходах бюджета Федерального фонда проектируемый размер субвенции не обеспечивает реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по повышению заработной платы медицинских работников. Остается нерешенной задача по изысканию источников финансирования для реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597...».

Возможным решением проблемы, отмечается в Пояснительной записке, является направление на указанные цели дотации на сбалансированность, предоставляемой федеральному бюджету в объеме 91,2 млрд рублей, которая согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 № 365-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» перечисляется в федеральный бюджет после исполнения текущих расходных обязательств бюджета Федерального фонда.

Фактическое перечисление указанной дотации в федеральный бюджет реально может быть осуществлено только в последний

банковский день текущего финансового года. В связи с этим федеральный бюджет не сможет использовать указанные средства в 2016 году.

В данном случае высвободившиеся средства в качестве переходящих остатков средств обязательного медицинского страхования, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, станут источником финансового обеспечения дефицита бюджета Федерального фонда на 2017 год и частично на 2018 год.

На указанные цели бюджету Федерального фонда требуется в 2017 году - 70,7 млрд рублей, в 2018 году - 196,6 млрд рублей, в 2019 году - 219,5 млрд рублей.

Реализация данного предложения требует внесения изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» и Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» в части исключения дотации на сбалансированность, предоставляемой федеральному бюджету.

Итак, Правительство впервые ставит реальную задачу предусмотреть возможность реализации Указов в том числе и за счет ОМС. Хотя и ранее этот источник не исключался, тем не менее, как было показано выше, государство не делало на него ставку, используя бюджет ФОМС для решения других финансовых задач. Это достаточно оптимистичная перспектива.

2) Оптимизация сети учреждений здравоохранения и расходов на их содержание

Распространена точка зрения о том, что треть средств, необходимых для повышения заработной платы по Указу Президента № 597 нужно обеспечить за счет реорганизации самих учреждений.

Это явное передергивание положений Указа. В Указе Президента № 597 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить: «повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети

средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций».

Итак, в Указе, во-первых, говорится о возможности, а не о требовании. А во-вторых, не треть средств для повышения заработной платы должна быть получена за счет реорганизации, а треть экономии от реорганизации неэффективных организаций (учреждений) должна пойти на повышение зарплаты (если, конечно, эта экономия будет, что далеко не однозначно).

Нередко полагают, что реорганизация «неэффективных» учреждений путем слияния или присоединения повышает эффективность их деятельности и поэтому нужно активно этим заниматься с целью поиска дополнительных средств на повышение заработной платы.

Это далеко не всегда так. Сама по себе реорганизация не обеспечивает автоматического повышения эффективности деятельности учреждений - могут и быть прямо противоположные результаты (и таких примеров немало) - экономические потери, снижение управляемости учреждения и т.д.

С учетом того, что реорганизация государственных (муниципальных) учреждений часто сопровождается перегибами, конфликтами и т.д., нужна серьезная работа по обоснованию целесообразности реорганизации. Прежде всего, требуется выработка четких критериев понятия «неэффективное учреждение». Причем с обязательным учетом экономических показателей. Как это ни парадоксально, в настоящее время таких критериев в здравоохранении на федеральном уровне нет (в большинстве случаев нет и на региональном уровне). Точнее, имеются только критерии, служащие основой для стимулирования руководителей учреждений, для независимой оценки качества и т.д., но не для принятия управленческих решений о смене руководителя, о реорганизации учреждений и т.д.

Поиск средств в рамках самой системы ОМС путем пересмотра структуры тарифов, путем введения режима жесткой экономии и т.д. не способен стать сколь-нибудь

№ 9 Менеджер

201Б здравоохранения

серьезным резервом повышения заработной платы. Не нужно быть провидцем, чтобы понять, что в условиях высокого курса валюты и темпов инфляции невозможно сколь-нибудь серьезное сокращение других статей (в первую очередь - наиболее крупных: медикаменты и продукты питания). Остальные статьи тоже, как правило, невозможно сократить или они дают минимальный эффект (сокращение командировочных, канцелярских расходов и т.д.). Один из возможных резервов - сокращение затрат на коммунальные расходы путем формирования кредиторской задолженности (имея в виду, что поставщики коммунальных услуг являются государственными структурами или подконтрольны им и готовы ждать оплаты дольше других). К тому же отключение больницы от электропитания или тепла - подсудное дело. Но этот вариант уже практически исчерпан - во многих случаях кредиторская задолженность по коммунальным платежам уже и так превышает все мыслимые пределы.

Участившиеся же проверки целевого и эффективного использования средств, наложение штрафов, требования возврата средств и т.д. зачастую способствуют лишь ухудшению реального финансового положения учреждений. Складывается впечатление, что руководителей учреждений хотят «назначить» главными виновниками финансовых сложностей.

3) Сокращение численности

работников в рамках имеющегося фонда оплаты труда

Не секрет, что в большинстве регионов проблему повышения оплаты труда медицинских работников при недостатке средств пытаются решать путем сокращения численности работников, переводом медрегистра-торов, санитарок и т.д. в немедицинский персонал. Это действительно очень эффективный вариант, но прямо противоречащий логике эффективного контракта и закономерно порождающий недовольство как самих медицинских работников, так и населения. Это

мера, прямо противоречащая не только духу, но и букве Указов Президента.

Действительно, подпункт е) пункта 1 Указа № 597 гласит: «В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики,

обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг». То есть главное - это сохранение кадрового потенциала, а не повышение заработной платы любой ценой, тем более - не ценой сокращения работников.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (далее - Указ № 598) принимался: «В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни». Подпункт г) пункта 2 Указа № 598, поручает Правительству Российской Федерации «г) разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей».

Итак, цель принятия «майских» Указов — сохранение и улучшение кадрового потенциала, призванного обеспечить укрепление здоровья населения и т. д.

А повышение заработной платы - только средство достижения этой цели, причем зарплата должна быть заработана и должна зависеть от результатов труда.

Поэтому нельзя повышать зарплату путем сокращения кадров. Но логика проста: за что строже спрашивают, на то и нацеливаются регионы и сами учреждения. Сейчас строже спрашивают за зарплату, а не за кадровое обеспечение. Итог: риск получить обратное тому, чего хотели достичь!

Действительно, что первично: рост зарплаты или решение кадровых проблем? Конечно же, решение кадровых проблем! Поэтому нельзя допускать перегибы: добиваться повышения заработной платы любой ценой - нужно учитывать конечную цель.

Но будем реалистами: некоторого сокращения кадров в сложных экономических условиях не избежать. И это вполне допустимо, если при этом не снижаются объемы и качество медицинской помощи. Но возможно ли это в условиях сокращения кадров? Возможно ли сохранение кадрового потенциала при сокращении работников? В целом ряде случаев - да. Кадровый потенциал можно измерять количеством работников тех или иных должностей, количеством врачей на определенную численность населения и т.д. Это потенциальная, экстенсивная оценка. А можно измерять в виде оценки возможности выполнения имеющейся численностью определенного объема работы. Это оценка эффективности труда, оценка реального кадрового потенциала. Снизится ли реальный кадровый потенциал, если оставшиеся 9 работников будут выполнять больший объем работы, чем ранее 10 работников? Нет! Но насколько и в каких случаях это возможно?

Огромными возможностями интенсификации и повышения производительности труда обладает система нормирования труда, которая в рамках конкретных учреждений, к сожалению, пока только делает первые шаги. Нормирование труда в целом ряде случаев дает возможность повысить нагрузку

работников без повышения оплаты труда (либо в рамках относительно небольшого повышения). Этому же способствует повышение квалификации работников и целый ряд других мер. Наконец, не стоит забывать, что «эффективный контракт» как раз и предполагает повышение оплаты труда (дополнительную оплату труда) за достижение сверхплановых, сверхнормативных объемов оказания медицинской помощи и повышение ее качества. Можно достичь серьезных положительных результатов, если платить по результатам труда, если не заниматься выводиловкой, если направлять средства фонда оплаты труда в первую очередь на выплаты стимулирующего характера, а не на обезличенное повышение окладов.

4) Изменение методики

расчета средней заработной

платы по субъектам

Российской Федерации

Как известно, повышение заработной платы работников в рамках «майских» Указов привязано к средней заработной плате по субъектам Российской Федерации. Поэтому логика подсказывает, что можно пытаться не только повышать зарплату работникам бюджетной сферы, но и снижать среднюю заработную плату по субъектам Российской Федерации.

Кто знает, как это сделать? Это знает и умеет статистика. Суть проста: включить в состав граждан, по которым учитывается средняя заработная плата по субъекту Российской Федерации, лиц с низкими доходами, «разбавив» тем самым этот показатель, снизив его значение. Тогда снизится и номинальный уровень зарплаты, который должен быть достигнут соответствующими категориями медицинских работников в соответствии с «майскими» Указами.

Этот вариант уже реализован на практике, что стало одним из наиболее успешных шагов в достижении целевых значений заработной платы в рамках Указов.

№ 9 Менеджер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

201Б здравоохранения

Этому было посвящено Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2015 № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».

Пункт 4. Данного Постановления предусматривает: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: при планировании расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и оценке достижения значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий («дорожных картах») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения, использовать показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».

Фактически произошла подмена содержащегося в Указах понятия «средняя заработная плата в соответствующем регионе» на понятие «среднемесячный доход от трудовой деятельности».

По поводу подобных мер, направленных на реализацию Указов порой приходится слышать критику. Но справедливости ради нужно отметить, что подобные меры лишь делают положения Указов более реалистичными в нынешних экономических условиях. Не стоит ждать ничего хорошего от попыток достичь запланированного уровня оплаты труда путем запуска «печатного станка», кардинального перекраивания бюджетов в пользу зарплат и т.д., ведущих по сути дела к подрыву экономики страны.

5) «Выкручивание рук» регионам, вынуждая их изыскивать средства для реализации Указов

Как уже отмечалось, в бюджетах ФОМС на последние годы расходы на повышение зарплаты в рамках Указов не были заложены. Причем, как ни странно, это полностью согласуется с логикой финансового обеспечения самих Указов.

Основным правительственным документом, направленным на реализацию «майских» Указов Президента, является «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р. Действие этой Программы распространяется только на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа лишь рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. И поскольку соответствующие субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) «добровольно» (это рекомендации «от которых невозможно отказаться») подключаются к этой программе, то обеспечение финансирования повышения заработной платы работникам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) является их расходным обязательством - при нехватке средств на повышение заработной платы в системе ОМС они должны сами изыскивать на это средства в своих бюджетах.

Однако объективно регионы в условиях экономического кризиса не в состоянии справиться с этой задачей. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в части здравоохранения сокращаются:

• 2015 год - 807,5 млрд. руб.

• 2016 год - 766,5 млрд. руб. Поэтому Правительство понимает, что

субъекты Российской Федерации не смогут

1енецжер № 9

здравоохранения 2016

все вытянуть за счет собственных бюджетов. Именно поэтому Правительство вынуждено было вернуться к вопросу использования средств ОМС в качестве одного из основных источников повышения заработной платы.

6) Развитие приносящей доходы деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения Финансовые проблемы вынуждают обратиться и к альтернативным источникам средств для повышения заработной платы, в т.ч. к доходам от оказания платных медицинских и иных услуг. Впрочем, этот источник предусматривался с самого начала. Распоряжение № 2190-р устанавливает, что при оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом № 597, и средней заработной платы в регионе учитывается вся заработная плата, полученная работником за счет всех источников.

В. Путин лично высказал поддержку платных медицинских услуг на встрече 9.07.2014 с членами Общественной палаты. Он отметил, что российским гражданам должен быть гарантирован набор бесплатных медицинских услуг. Это не означает закрытие платной медицины. Президент высказал мнение, что любой медик с такой постановкой вопроса не согласится. «Да, и обычный гражданин, - отметил Президент, - должен иметь выбор и бесплатных услуг, и платных, но объем бесплатных услуг и их перечень должен быть понятен, прозрачным и достаточным для того, чтобы гражданин мог поддерживать свое здоровье».

Как видим, на данном историческом этапе развитие официальных платных медицинских услуг приветствуется. Но кризис, падение покупательской способности населения ограничивают потенциал этого источника.

7) Перенесение сроков реализации Указов на более поздний период

Как это ни покажется странным, сроки реализации Указов можно перенести на 1 год, не нарушая при этом требований Указов и не внося в них изменений.

Дело в том, что в Указе Президента № 597 по поводу заработной платы говорится: «повышение к 2018 году». Между тем, понятие «к 2018 году» является не очень конкретным. Отчеты «к предстоящему периоду» не составляются (составляются по итогам отчетного прошедшего периода) - поэтому Правительство и решило, что для того чтобы достичь необходимого уровня зарплаты «к 2018», нужно обеспечить достижение соответствующих цифр уже в 2017 году. В принципе, логичное решение. Но, с другой стороны, Президент поручил «к 2018 году» и кто скажет, что достижение установленного уровня по итогам 2018 года не соответствует требования Указа?

Не случайно в соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Го-лодец от 24 июня 2016 г. № ОГ-П12-160пр согласованный сценарий достижения целевых показателей повышения заработной платы отдельных категорий медицинских работников по отношению к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации предполагает:

в 2017 году: по врачам - 180%, среднему медицинскому персоналу - 90%, младшему медицинскому персоналу - 80%;

в 2018 году: по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100%, младшему медицинскому персоналу - 100%.

То есть, четко видно, что Правительство ориентируется уже не на 2017, а на 2018 год. И это не единственный документ, в котором конечной датой достижения целевых значений заработной платы является именно 2018 год. В нынешних экономических условиях это можно рассматривать как правильное решение.

№ 9 Менеджер

201Б здравоохранения

Заключение

Безусловно, не выполнение «майских» Указов Президента чревато не только негативными последствиями в виде социальной нестабильности и т.д. Объективно это невыгодно для страны в целом. Поэтому нужны консолидированные усилия для решения этой задачи.

Как было показано выше, возможны разные меры, направленные на реализацию Указов Президента. Они достаточно разнообразны. Важно то, что государство не ограничивается вариантами, ориентированными на «выкручивание рук», на «оптимизацию» и т.д. Предполагается задействовать и те меры, которые позволяют хотя бы частично достичь позитивных целей, которые преследовали Указы.

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».

2. Кадыров Ф. Н. Мифы эффективного контракта, ч. 1. // Менеджер здравоохранения. 2015. - № 6. - С. 57-69;

3. Кадыров Ф. Н. Мифы эффективного контракта, ч. 2. // Менеджер здравоохранения. 2015. - № 7. - С. 6-71.

4. Кадыров Ф.Н., Обухова О. В., Брутова А. С. Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет // Менеджер здравоохранения. 2016. - № 1. - С. 56-67.

5. Стародубов В.И., Кадыров Ф. Н. Эффективный контракт в здравоохранении: возможности и риски. // Менеджер здравоохранения. 2013. № 3. С. 6-15.

UDC 614.2

Kadyrov F. N. Prospects of implementation «May» Decrees of the President in the field of health (Federal Research Institute for Health Care Organization and Information of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation, Moscow, Russia, Northwestern state medical University them. 1.1. Mechnikov; National research University «Higher school of Economics»)

Abstract. 2017 is key year in the implementation of the «May» Decrees of the President. Despite the difficult financial conditions, there are many ways to achieve the specified orders, the levels of remuneration. Planned real measures for financial support of these activities. However, more important is not how to provide the intended level of pay, and how to achieve the goals of the Decrees, which are not be reduced to a simple wage increase. Keywords: decrees of the President, effective contract, salaries, budget, compulsory health insurance.

енеджер № 9

здравоохранения 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.