Научная статья на тему 'Перспективы развития товарного производства и кооперации в сельском хозяйстве'

Перспективы развития товарного производства и кооперации в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
276
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Дарбасов В.Р., Афанасьева А.В.

Рассмотрены перспективы развития товарного производства и кооперации в условиях рыночных отношений на селе. Показано, что аграрная политика в регионе должна быть направлена на удовлетворение потребностей населения южных и западных районов республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития товарного производства и кооперации в сельском хозяйстве»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338.431:334.01(571.56)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВАИКООПЕРАЦИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В. Р.ДАРБАСОВ,

доктор экономических наук, профессор, заместительдиректора по науке тел.: 8(4112) 36-38-04 Институт региональной экономики Севера

А. В. АФАНАСЬЕВА, заместитель генеральногодиректора по экономике E-mail: avafanasieva@mail.ry ОАО «Нерюнгринская птицефабрика»

Рассмотрены перспективы развития товарного производства и кооперации в условиях рыночных отношений на селе. Показано, что аграрная политика в регионе должна быть направлена на удовлетворение потребностей населения южных и западных районов республики.

Ключевые слова: товарное производство, аграрно-экономическая зона, размещение населения, государственная поддержка.

В сфере агропромышленного комплекса (АПК) Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — поставлена двуединая задача развития товарного производства в сельском хозяйстве и развертывания сбытовой кооперации с созданием инфраструктуры по заготов-

ке и переработке продукции. В условиях рыночной экономики эффективное развитие различных форм хозяйствования и собственности находится под особым вниманием правительства республики. На сегодня в сельском хозяйстве сложилась тенденция стабилизации нового уклада (табл. 1).

Из данных, представленных в табл. 1, видно, что в количественном плане по формам хозяйствования существенных изменений нет, кроме как в ЛПХ. По результатам исследований, основные причины сокращения числа ЛПХ связаны: с урбанизацией, с частичным переходом людей в состав СХПК, с ликвидацией скота и прекращением деятельности ЛПХ в отдаленных наслегах из-за

Таблица 1

Динамика изменения форм хозяйствования [7, 8]

Формы и виды хозяйств Год 2009 г. к 1995 г., %

1995 1998 2002 2009

Личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ) 111412 129 964 121 934 82 254 73,8

Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) 3 695 4 134 4 155 4 255 115,2

Родовые общины 194 244 272 299 154,1

Сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК) 247 248 286 257 104,0

Подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций 197 145 183 158 80,2

отсутствия технологии переработки и удаленности от рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. Но при этом на два частных сектора экономики— ЛПХ и КФХ — приходится 79,5 % от всего объема валовой продукции, причем рост по сравнению с 1995 г. составил 16,4% (табл. 2).

Из данных, представленных в табл. 2, видно, что доля КФХ в производстве продукции увеличилась на 12,5 %. Однако для большинства мелких крестьянских хозяйств резкого повышения товарного производства в ближайшие 3—4 года не предвидится. Основными ограничивающими факторами развития товарного производства в республике являются: недоступность потребительских рынков из-за неэффективной системы сбыта, неразвитость дорожных условий и значительный диспаритет цен. По данным Минсельхоза РС (Я) за 2008-2009гг., доля реализованной сельскохозяйственной продукции в общем объеме производства составила: по молоку — 60—65%, мясу — 30—35, картофелю и овощам — 45—50, рыбе — 10—15%. Видно, что

только молочная продукция имеет существенное товарное значение. Остальное идет на собственное потребление самих членов крестьянских хозяйств и их родственников, проживающих в городах и улусных центрах [3].

В связи с тем, что коренное население, традиционно занимающееся скотоводством, размещено по территории (зонам) республики неравномерно, показатели производства сельскохозяйственной продукции, в частности молока, существенно различаются (расчетные данные представлены А. Г. Никифоровым, табл. 3).

Из данных, представленных в табл. 3, следует, что более половины населения республики проживает на территории двух агропромышленных зон: центральной - 50,8 % и западной — 24,7 %. На долю этих зон приходится более половины численности коров: центральной — 62,1 %, или 59,5тыс. голов, западной — 29,7 %, или 28,5тыс. голов. Таким образом, наибольшее количество произведенного молока приходится на центральную зону — 122,0тыс. т

Таблица 2

Структура валовой продукции сельского хозяйства РС (Я) по категориям хозяйств, % [7, 8]

Вид хозяйств Год

1995 1998 2002 2009

Хозяйства всех категорий, млн руб. (цены, действующие с 1 января 1998 г.) 2 193,5 2 212,3 8 140,2 17 332,5

В том числе:

ЛПХ и родовые общины 39,0 51,5 70,0 52,1

КФХ 11,0 14,9 12,4 27,4

СХПК и подсобные хозяйства 50,0 33,6 17,6 20,5

Всего... 100 100 100 100

Показатели численности населения, скота и производства молока по агропромышленным зонам республики за 2009 г., во всех категориях хозяйств

Показатель Всего по РС (Я) Агропромышленные зоны

Центральная Западная Восточная СевероВосточная Южная

Население, тыс. чел. 949,5 482,5 234,7 23,7 77,0 131,6

Доля в общей численности, % 100,0 50,8 24,7 2,5 8,1 13,9

Поголовье крупного рогатого скота, тыс. гол. 246,8 154,6 74,2 4,4 12,7 0,9

Доля в общей численности, % 100,0 62,6 30,1 1,8 5,1 0,4

В том числе поголовье коров, тыс. гол. 95,8 59,5 28,5 1,7 5,7 0,4

Доля в общей численности, % 100,0 62,1 29,7 1,8 5,9 0,5

Производство молока, тыс. т 199,0 122,0 62,0 3,5 10,8 0,8

Доля в общем объеме, % 100,0 61,3 31,2 1,8 5,3 0,4

Производство молока на душу населения, кг 209,6 252,8 264,2 147,7 140,3 6,1

Реализация, тыс. т. 120,3 73,9 35,5 2,8 7,5 0,5

Доля в общем объеме, % 100,0 61,4 29,6 2,3 6,3 0,4

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. т 39,8 27,6 9,1 0,3 2,7 0,1

Доля в общем объеме, % 100,0 69,3 22,8 0,8 6,8 0,3

Потребность в молоке (304 кг на одного чел.), тыс. т 288,6 146,7 71,3 7,2 23,4 40,0

Обеспеченность, % 69,0 83,2 87,0 48,6 46,2 2,0

Таблица 3

(61,3 % из всего республиканского объема), и производится больше всего молока надушу населения: в западной зоне — 264,2 кг, центральной — 252,8 кг. В 2009 г. по РС (Я) реализация молока (товарность) составила 62,5%, в том числе по центральной зоне — более 61,4%, или 73,9тыс. т. Фактическимо-локав РС (Я) произведено 199,0тыс. т, что по сравнению с общей потребностью (при норме 304 кг на одного человека) составляет 288,6тыс. т, т. е. всего 69,0 %. Относительно лучшая обеспеченность молоком за счет местного производства достигнута в западной — 87,0 % и центральной — 83,2 % зонах, а наименьшая приходится на южную — всего 2,0 %.

В целом аграрная политика по повышению товарности и созданию рынка молока должна быть нацелена на удовлетворение потребностей населения южной и западной агропромышленных зон, что связано с их интенсивным промышленным освоением и прогнозом роста населения в ближайшие годы (от 150 до200тыс. чел.), особенно в Алданском и Нерюнгринском улусах [4, 5].

Как известно, молочное и мясное скотоводство является исконно традиционным занятием коренного населения, которое проживает в основном в 14 сельскохозяйственных улусах республики, где производится около 87,8% молочной продукции. Эти улусы размещены в центральной, вилюйской и западной группе улусов.

Значительная часть крупного рогатого скота сосредоточена в таких сельскохозяйственных улусах, как Чурапчинский — 27,0тыс. гол., Мегино-Кангаласский — 26,4, Усть-Алданский — 20,3, Нюрбинский — 19,4тыс. гол. Больше всего производится молока и молочной продукции в Мегино-Кангаласском, Усть-Алданском и Чурапчинском улусах. Хотя последний из них имеет всего 20,2тыс. населения, он превосходит по поголовью скота и производству молока все остальные улусы региона. Таким образом, в перспективе эти улусы должны усилить специализацию на производстве, переработке и реализации молочных продуктов на удаленных рынках юго-западных промышленных улусов республики [4].

Другим важным фактором, влияющим на развитие сельского хозяйства, является уровень его государственной поддержки. Финансирование из государственного бюджета по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» показывает, что с 2003 г. доля государственной поддержки имеет тенденцию к уменьшению с колебаниями по годам (табл. 4).

Из данных, представленных в табл. 4, видно, что еще в 1999—2002 гг. доля финансирования села

Таблица 4

Уровень финансирования сельского хозяйства в бюджете РС (Я), млн руб. [7]

Раздел бюдже- Доля раздела «Сельское

Год Бюджет РС(Я) та «Сельское хозяйство и рыболовство» хозяйство», в процентах к общему объему бюджета

1995 6 013,1 386,3 6,4

1996 10 197,6 537,6 5,3

1997 14 729,5 504,5 3,4

1998 10 725,6 392,0 3,7

1999 19 327,4 1 393,7 7,2

2000 26 613,9 1 918,0 7,2

2001 33 900,7 3 358,3 9,9

2002 37 042,0 3 346,7 9,0

2003 35 485,4 2 777,2 7,8

2004 39 355,3 3 206,3 8,1

2005 57 924,0 4 351,8 7,5

2006 53 117,9 4 298,8 8,1

2007 56 833,9 4 437,8 7,8

2008 74 948,4 4 716,5 6,3

2009 81 816,9 5 365,7 6,6

2010 (оценка) 88 875,4 5 266,1 5,9

2011(план) 99 825,4 6 423,0 6,4

в бюджете РС (Я) составляла 7,2—9,9 %, что положительно сказалось на росте численности сельскохозяйственных животных и производственных показателей. Так, если в 2000 г. численность крупного рогатого скота в республике была 284,4тыс. гол., то в 2001г. она составила 289,7, в 2002г. — 292,5, в 2003г. - 299,1 и в 2004г. - 301,0тыс. гол., т.е. рост за эти четыре года составил 17тыс. гол., или 9,4 %. Соответственно увеличилось и производство мяса: с 32,1тыс. т в 2000г. до 38,8тыс. т в 2004г.; молока — с 164,3 до 191,3 тыс. т. Однако доля финансирования сельского хозяйства за 2008—2010 гг. колеблется в пределах 6,3—5,9%, что далеко недостаточно. Если аграрная политика нацелена на подъем производства, то в современных условиях оно не будет достигать существенного повышения без финансовой поддержки, которая была бы направлена на внедрение механизации и передовой инновационной технологии. Поэтому успешная реализация нового курса Правительства РС (Я) — возрождение имущественного комплекса АПК, несомненно, должна сопровождаться усилением финансовой поддержки.

В предстоящие годы с учетом модернизации экономики, усиления инновационной деятельности и увеличения капиталоемких затрат и текущих расходов следует повысить долю финансирования сельского хозяйства. Вместо 6,3% в среднем за

2006-2010гг. до 10 %, как это было в 2000-2001 гг., т. е. довести общий объем финансирования в 2011 г. до 8,5 млрд руб., в 2012г. — до 9,5, в 2013 г. — до 10,5 млрд руб.

Авторы считают необходимым с учетом рыночных отношений самим сельскохозяйственным товаропроизводителям зарабатывать финансовые средства путем развития товарного производства. Развитие переработки сельскохозяйственной продукции на селе позволит освоить удаленные рынки промышленных городов и поселков. В целях обеспечения эффективности целевого использования средств на субсидирование производства молока необходимо его довести до конкретного производителя в точках роста. Для этого следует определить зону (территорию) развития специализированного скотоводства. В эту специализированную зону должны войти 14 сельскохозяйственных улусов, охватывающих вилюйские, заречные и центральные улусы, на которые приходится 89,5 % крупного рогатого скота, 87,8% производства молочной продукции (см. табл. 4). В них нужно построить высокотехнологичные молокопере-рабатывающие заводы (предприятия или цеха), которые будут заниматься глубокой переработкой и закупкой молока, к примеру, в объеме 20 тыс. т для реализации на рынках промышленных городов и рабочих поселков Южной и Западной Якутии по рыночным ценам, не менее 40 руб. за литр. Целесообразно, чтобы каждый завод (предприятие) имел мощность переработки не менее 1,0 тыс. т молока в сутки. Поставщиками молока должны быть прежде всего крупные крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы. На сегодня в республике устойчиво работают 290 крестьянских хозяйств, которые имеют в среднем 20 дойных коров. Например, КФХ «Илин» (Вилюйский улус), «Айан» (Олекминский), «Мэльдэгэй» (Тат-тинский), «Лонкур» (Сунтарский), «Кулаада» (Намский), «Уокуйэ» (Якутск) и другие содержат по 40—50 голов дойного стада. Если предоставить им в аренду механизированные животноводческие комплексы, то каждый способен довести численность дойного стада до 50 и более голов. Таким образом, животноводческие фермы будут располагать не менее 11,6 тыс. голов высокоудойных коров с общим производством высококачественного мо-локав среднем 29,0тыс. тежегодно (11,6тыс. гол. х 2,5 тыс. кг). При этом необходимо передать оставшиеся мелкие молочные цеха в распоряжение (собственность) муниципальных образований,

которые должны самостоятельно организовывать закупку, переработку и сбыт товарного молока на внутриулусных и наслежных рынках через магазины республиканского сельскохозяйственного потребительского общества (РСПО) «Холбос» или через фирменные магазины. Таким образом, имеющиеся кадры и материально-техническая база РСПО «Холбос» были бы более востребованы. В этой же торговой сети, могут быть реализованы мясо, рыба, яйца, дары природы, пушно-меховые изделия, продукция мелких предприятий местного ремесленничества и т. п.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики признается «устойчивое развитие сельских территорий». Государство, проводя политику кооперации, должно выработать систему экономических механизмов стимулирования эффективных форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. Кооперация КФХ и ЛПХ населения должна произойти прежде всего в связи с созданием эффективных систем сбыта и развитием инфраструктуры на селе. Тогда первичная наслежная кооперация будет осуществляться по следующим направлениям: совместное землепользование;арендные отношения, в том числе помещений для скота; заготовка кормов; переработка, хранение, реализация и сбыт продукции. Подобные кооперативы впоследствии будут создавать агрохолдинговые компании, имеющие перерабатывающие предприятия, складские помещения, машинно-технологические станции (МТС), торговые сети и другие структуры. Таким образом, в муниципальных формированиях будет создана надежная система сбытовой кооперации, способная эффективно действовать в конкурентной среде. Это, несомненно, отразится на росте производительности труда и улучшении качества местной сельскохозяйственной продукции [6,2].

Необходимо добавить, что следовало бы постепенно отказаться от излишней «опеки» так называемых «организованных» форм хозяйствования (таких форм нет в специальной литературе и статистике) в лице сельскохозяйственных предприятий, имеющих 18—19 % от общей численности крупного рогатого скота республики, где фактически сконцентрировано больше коллективное (колхозное, т. е. бесхозное), нежели по-настоящему кооперативное. От них работники не уходят лишь потому, что некуда. К тому же СХПК помогают своим работникам в вывозе сена, льда, дров и в других трудных бытовых ситуациях. Самая главная причина неэффективности производства в

подобных хозяйствах — это отсутствие хозяина-собственника. При передаче вновь построенных новых помещений для скота на обслуживание СХПК есть вероятность того, что через несколько лет их разрушат или растащат. Поэтому при выборе форм хозяйствования следует отдать предпочтение крупным фермерским хозяйствам, предоставив им достаточный размер сельскохозяйственных угодий для заготовки кормов, обеспечив материально-технической базой и соответствующими нормативно-правовыми полномочиями.

Список литературы

1. Государственная целевая программа «Социально-экономическое развитие села РС (Я) на 2007-2011 гг.» Якутск, 2007. 240 с.

2. ДарбасовВ. Р., ЕгоровЕ. Г., СоловьевЕ. П. Основы развития кооперации. Новосибирск: Наука, 2000.215 с.

3. Дарбасов В. Р., Платонов И. С. Семейная экономика в Якутии. Новосибирск: Наука, 2003. 152 с.

4. Егоров Е. Г., Дарбасов В. Р. Аграрная экономика Севера. Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008. 399 с.

5. Концепция модернизации региональной экономики «Якутия 21 век». Якутск, 1998.

6. Проект Государственной программы аграрной реформы в РС (Я) на 1993-1995 гг. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. 136 с.

7. Сельское хозяйство РС (Я): стат. сб. Якутск: 2010.

8. Социально-экономическое положение РС (Я) за 2002г.: стат. сб. Госкомстат РС (Я). Якутск, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.