Научная статья на тему 'Перспективы развития избирательного законодательства Российской Федерации'

Перспективы развития избирательного законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2237
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВЫБОРЫ / НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ELECTORAL LEGISLATION / ELECTION / IMPERFECT LAWS / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкашина Н. В.

В статье дана оценка состояния избирательного законодательства России как правовой основы формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Анализируются основные нововведения в законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, представлены возможные исправления для дальнейшего его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF ELECTORAL LEGISLATION ROSSIYSKOY FEDERATION

The paper presents the assessment of the electoral legislation of Russia as the legal basis for the formation of state and local governments. Analyzes the major innovations in the legislation of the Russian Federation on elections and referendums are possible fixes to further improve it.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития избирательного законодательства Российской Федерации»

УДК 35.08

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ PROSPECTS OF ELECTORAL LEGISLATION ROSSIYSKOY FEDERATION

Черкашина Н.В.

Магистрант,

ЮРИФ РАНХиГС

Cherkashina N.V. undergraduate YURIF Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

В статье дана оценка состояния избирательного законодательства России как правовой основы формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Анализируются основные нововведения в законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, представлены возможные исправления для дальнейшего его совершенствования.

Ключевые слова: избирательное законодательство, выборы, несовершенство законов, модернизация.

The paper presents the assessment of the electoral legislation of Russia as the legal basis for the formation of state and local governments. Analyzes the major innovations in the legislation of the Russian Federation on elections and referendums are possible fixes to further improve it.

Key words: electoral legislation, election, imperfect laws, modernization.

Рассуждая на тему о перспективах развития избирательного законодательства Российской Федерации, необходимо отметить тот факт, что совершенствова-

ние избирательного законодательства и системы избирательного права и самого протекает уже довольно длительный период. Это обуславливается развитием смежных отраслей законодательства, а также изменением некоторых подходов к регулированию ряда институтов законодательства о выборах. Очевидно то, что создать идеальную избирательную систему, полностью канонизировать процесс формирования как представительных, так и исполнительных органов власти не представляется возможным, особенно в условиях столь бурного развития политических институтов, смене приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере, как это происходит в нашей стане. Тем не менее, необходимо продолжить работу по усовершенствованию и реформированию избирательного законодательства.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представляет собой новую редакцию Закона 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав, предшественником которого, в свою очередь, являлся Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Принятый в 1997 году Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - «Закон») стал первым после принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ законодательным актом, устанавливающим основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах [1]. Закон приблизил российское законодательство к демократическим стандартам избирательного права, зафиксированным в таких международных юридических документах как «Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», в документах СБСЕ и Межпарламентского Союза.

Вслед за принятием Закона были приняты Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». На основе этого за-

кона и производных от него в России прошли выборы Президента, Г осударствен-ной Думы, органов государственной власти почти всех российских регионов и бесчисленное количество выборов в органы местного самоуправления. Накопившийся опыт позволяет проанализировать сильные и слабые места закона.

Несомненно, новаторский характер Закона о гарантиях позволяет говорить о том, что многие его положения нуждаются в доработке. Законы в принципе не бывают идеальными, а уж законы страны, находящейся в очередном переходном периоде, тем более, страдают несовершенством. Закон о гарантиях не ругал только ленивый, но особые нападки он, по-видимому, заслужил со стороны практиков по организации и проведению выборов [2].

Однако, выборы - это сложная процедура, требующая с учетом уровня российского правосознания, очень тщательной регламентации. Общие слова, из которых, например, состояли специальные разделы об избирательной системе в Советских конституциях, позволяли превратить выборы во «всенародны» праздник-фарс [3]. Детализация процесса выборов, более четкое определение их принципов были направлены на отход от этой традиции. Несмотря на всеобщее недоверие к выборам, на ставшее общепринятым утверждение о том, что выборы становятся с каждым годом «грязнее», мне представляется, что дело не в избирательном законе, а как всегда это бывает в России, - в его неисполнении. И реальная причина агрессивных нападок на Закон о гарантиях - препятствия, которые он устанавливает недобросовестным политическим силам и должностным лицам.

Тем не менее, за четыре года стало совершенно очевидно, что Закон о гарантиях требует значительной переработки. За это время накоплен огромный опыт, доказывающий не только изъяны российского правоприменения, но и исправленные недостатки самого закона.

Положение Закона направлено на стимулирование участия политических партий в выборах различного уровня. Так, предусмотрена возможность регистрации кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями и избирательными блоками, без сбора подписей избирателей или внесения избирательного залога. Однако такая возможность предоставляется лишь тем из-

бирательным объединениям и избирательным блокам, кандидаты которых по результатам предыдущих выборов были избраны депутатами, должностными лицами органов государственной власти или органов местного самоуправления либо списки кандидатов которых приняли участие в распределении депутатских мандатов.

Результаты предыдущих выборов могут учитываться и при определении объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям, избирательным блокам на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания. Кроме того, в отличие от других участников предвыборной агитации избирательным объединениям и избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, могут быть предоставлены дополнительные платные и бесплатные эфирное время, а также печатная площадь для проведения избирательной кампании.

Новым так же является и то, что Протокол об итогах голосования может быть составлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.

Законом о гарантиях так же устанавливаются общие правила применения смешанной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Это связано с активизацией роли политических партий в электоральных процессах, что создает предпосылки для более широкого применения смешанной избирательной системы при проведении выборов в Российской Федерации [4].

Считаю, возвращение к смешанной избирательной системе выборов депутатов Госдумы абсолютно разумным решением. 1 марта 2013 года Президент РФ В.В. Путин внес в нижнюю палату российского парламента законопроект о выборах в Госдуму по смешанной системе. 16 апреля 2013 Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о смешанной системе выборов в нижнюю плату парламента.

Смешанная избирательная система дает возможность избирателям осознанно голосовать в пользу конкретного, своего кандидата.

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ о введении в России единого дня голосования на региональных и муниципальных выборах. Согласно закону указанные выборы будут проводиться во второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий региональных (местных) органов или их депутатов.

Следующий большой выборный день пройдет в России 8 сентября 2013 года. Политологи объясняют мотивы, по которым выборы перенесли на осень, тем, что на этот период приходится самый высокий уровень социального самочувствия. Выборный цикл удлиняется вдвое: единый день голосования будет не два раза в год, а лишь один — во второе воскресенье сентября. От «перевода стрелок» на осень может выиграть как власть, так и оппозиция [5].

Переход к единому дню голосования имеет рисковый характер. Самый очевидный риск — количество голосований, которые должны пройти в один день, удвоится. Так, в марте нынешнего года одновременно состоялось 4098 выборов различного уровня, в октябре — 4814. Если бы они были совмещены, избирательной машине пришлось бы одномоментно выдержать почти 9 тысяч голосова-ний[5].

В соответствии с редакцией от 05.04.2013 №40-ФЗ Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные округа образуются сроком на 10 лет, а участковые избирательные комиссии формируются сроком на 5 лет, а не накануне конкретных выборов, как было ранее.

Положительным и основополагающим принципом проведения выборов в России является то, что все они организуются и проводятся специальными органами - избирательными комиссиями. Этот факт действительно принципиален для российских выборов, поэтому в Федеральный закон от 02.10.2012 № 157-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения в соответствии с которыми участковые избирательные комиссии (УИК), ранее формировавшиеся отдельно для каждых выборов, будет осуществлять свою деятельность на постоянной осно-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2(апрель - июнь). 2013

ве и формироваться сроком на пять лет (до 2018 года). В ближайшее время на территории страны должно быть образовано более 95 тысяч избирательных комиссией этих участков. Число членов комиссии зависит от количества избирателей на участке, но не может быть менее 3 и более 16 человек [6].

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обладает гораздо большим объемом полномочий, нежели член с правом совещательного голоса.

Член УИК с правом решающего голоса - лицо, которое участвует в принятии решений участковой избирательной комиссии, в том числе голосует за решение о проведении итогов голосования на избирательном участке и подписывает протокол об итогах голосования.

Как известно основная масса фальсификаций на выборах происходит на уровне участковых избирательных комиссий, поэтому в целях их предотвращения очень важно, чтобы членами УИК с правом решающего голоса стали добросовестные и ответственные граждане нашей страны.

Изложенное свидетельствует, что в настоящее время назрели такие изменения избирательного законодательства, которые позволили бы участникам выборов твердо усвоить, что только уважение к избирателю, его правам и интересам, знание путей решения накопившихся проблем, дают возможность победить на выборах.

Также существует необходимость в периодической корректировке избирательного законодательства - убирая устаревшие нормы и добавляя актуальные. Однако зачастую постоянные изменения в избирательной системе в особенности перед выборами объясняется тем, что от избирательной системы в значительной мере зависят результаты выборов, и у партии власти всегда есть соблазн определить в свою пользу ее параметры.

Череда выигрышей выдвиженцев партии «Единая Россия» в Ростовской области в избирательной компании 2009-2010 гг., [7] есть целенаправленная и эффективная работа регионального отделения, а самое главное положительная кандидатура кандидата.

Прежде всего, избиратель свою предвыборную компанию связывает с решением своих насущных проблем, а именно, с обеспечением граждан работой, здоровой экологией, медицинскими и образовательными услугами.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. Бузин А.Ю. О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

3. Колюшкин Е.И. Концепция модернизации избирательного и связанного с ним законодательства // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. 2011. № 1.

4. Вешняков А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

5. Белуза А. Единый день голосования. Ц^: http://vybor-

naroda.org/vyboryvrf/vybory2012. (Дата обращения: 05.04.2013).

6. Российская газета. 05.10.2012, № 230.

7. Газета «Донское единство». 21.06.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.