Научная статья на тему 'Перспективы повышения уровня экономической безопасности России'

Перспективы повышения уровня экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4878
676
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиенко Д.В.

Статья посвящена анализу понятия «экономическая безопасность государства». Представлено системное решение концептуальных и логико-математических проблем и задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и различных государств мира. Впервые изложен вариант расчета уровня экономической безопасности государства. Обосновывается подход к обеспечению и оценке уровня экономической безопасности в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы повышения уровня экономической безопасности России»

15 (72) - 2010

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

перспективы повышения уровня экономической безопасности россии

д. В. ГОРдИЕНКО,

доктор военных наук, доцент Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, действительный член Академии военных наук E-mail: yvf@list. ru

Статья посвящена анализу понятия «экономическая безопасность государства». Представлено системное решение концептуальных и логико-математических проблем и задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и различных государств мира. Впервые изложен вариант расчета уровня экономической безопасности государства. Обосновывается подход к обеспечению и оценке уровня экономической безопасности в условиях глобализации.

Ключевые слова: Россия, экономика, экономическая безопасность государства, экономический рост, уровень экономической безопасности, оценка уровня экономической безопасности государства, глобализация.

Изменения, происходящие в международной обстановке, обусловливают необходимость разработки новых подходов к сравнительной оценке уровня политической, экономической и военной безопасности различных стран мирового сообщества. При этом очевидно, что эффективная система обеспечения экономической безопасности является первостепенным вопросом для любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Анализ тенденций развития мирохозяйственных связей, научно-технических преобразований в экономике, мировых интеграционных процессов и воздействия этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества позволяет наметить основные направления обеспечения экономической безопасности государства. При этом оценка эффективности обеспечения безопасности национального хозяйства страны немыслима без определения ретроспективных, текущих и предполагаемых уровней экономической безопасности государства.

В Законе РФ от 05.03.1992 № 24464 «О безопасности» понятие «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом «жизненно важные интересы» представляются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства» ^

Таким образом, экономическая безопасность является неотъемлемой составной частью национальной безопасности. Собственно же экономическая безопасность может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается поступательное развитие общества, его экономическая и социально-политическая стабильность, несмотря

1 См. Закон Российской Федерации «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288 и Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ). Применительно к России, очевидно, правильнее было бы говорить не о национальной безопасности (поскольку Россия — многонациональная страна), а о безопасности российского народа. Тем не менее, далее в статье такого разделения не делается. По мнению автора, жизненно важные интересы — это только часть широкого спектра объектов национальной безопасности, причем субъективно выделяемая и динамично связанная с реализуемой политикой, которая, в свою очередь, во многом — результат влияния отдельных групп людей и партий. Определение и даже формулирование жизненно важного национального интереса (для России — жизненно важного интереса российского народа), безусловно, представляется отдельной научной проблемой, подходы к решению которой в экономической сфере автор попытается представить в одной из следующих своих работ.

Наряду с экономической безопасностью, национальная безопасность включает в себя внешнеполитическую и внутриполитическую безопасность государства, его военную безопасность, информационную безопасность, личную, социальную, духовную, экологическую и другие виды безопасности.

- 33

на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов2.

Экономическая безопасность государства — сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны.

В этой связи следует также заметить, что для государства (как и для общества, и для личности) не существует абсолютной экономической безопасности, то есть состояния, когда отсутствуют какие-либо внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству.

Очевидно, что экономическая безопасность государства определяется, прежде всего, состоянием производительных сил и социально-экономических отношений, масштабами использования достижений научно-технического прогресса в хозяйстве страны, структурой внешнеэкономических связей. В этой связи можно утверждать, что материальную основу экономической безопасности государства составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство и цивилизованную жизнь граждан. Экономическая безопасность государства тесно связана с понятиями «развитие» и «устойчивость» экономики.

Развитие национального хозяйства — один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям.

Устойчивость экономического комплекса страны как единой системы означает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей между ними, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

Например, в периоды истории СССР, а позже России, характеризовавшиеся наивысшим уровнем

2 В Концепции экономической безопасности Российской Федерации и других отечественных концептуальных документах понятие «экономическая безопасность» определено как «возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз». См. Концепцию экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. М.: Научный совет при Совете безопасности РФ, 1994; Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): одобрена Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608.

Отсутствие единой трактовки понятия «экономическая безопасность государства», безусловно, затрудняет понимание этого термина. В статье дается, на взгляд автора, наиболее приемлемый и взвешенный подход к определению этого понятия. При этом понятие «экономическая безопасность государства» отличается от понятий «экономическая безопасность общества» и «экономическая безопасность личности» [1].

экономической безопасности, имело место прогрессивное развитие экономики, совпадающее со стабильным ростом ее макроэкономических показателей (см. рисунок).

Очевидно, что к основным факторам экономической безопасности страны также относятся: ее географическое положение; запасы природных ресурсов; промышленный и сельскохозяйственный потенциалы; степень социально-демографического развития и, наконец, качество государственного руководства.

США, Россия, Япония, Китай, страны Евросоюза и ряд других государств мира занимают лидирующее положение в мире по промышленному потенциалу, сельскохозяйственному производству, запасам природных ресурсов, имеют выгодное географическое положение, что способствует обеспечению их экономической безопасности.

Вместе с тем, они порой резко отличаются по промышленному потенциалу, запасам полезных ископаемых, социально-демографическому развитию, а также характеру государственного регулирования экономики, что в значительной мере обусловливает различия в уровне защищенности их национального хозяйства.

Структура экономической безопасности государства. Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: технологическая, технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, информационная и продовольственная составляющие.

Технологическая составляющая экономической безопасности обусловливает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в минимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.

Мировая практика показывает, что обеспечение технологической составляющей экономической безопасности возможно лишь при условии перехода национального хозяйства на путь инновационного развития3.

3 Инновационный тип развития экономики государства обусловливает диверсификацию национального хозяйства, в структуре которого ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. При этом доля высокотехнологичного сектора в ВВП, как показывает мировой опыт, должна составлять не менее 17—20 % (в 2006 г. в объеме ВВП России он не превысил 10,5 %), вклад инновационных факторов в годовой

Инвестиции -- Промышленность

— Розничный Реальные доходы

товарооборот населения

ВВП

Продукция

сельского

хозяйства

Динамика макроэкономических показателей СССР, а впоследствии России в 1950—2005 гг.

прирост ВВП — не менее 2,5—3 процентных пунктов (в 2006 г. в России — 1,3), доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна находиться на уровне 40—50 % (в 2006 г. в России — 9,5 %), а доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции — 25—35 % (в 2006 г. в России — 2,7 %). Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. предусматривает повышение доли инновационного сектора в ВВП в 2020 г. до 18,1 % (в ценах 2006 г.) при снижении нефтегазового сектора с 19,7 % (в 2006 г.) до 12,0 %. Инновационный тип развития предусматривает также активизацию научных исследований и разработок. Внутренние затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в этом случае должны находиться на уровне 3,5—4,0 % ВВП (в 2006 г. в России — 1,0 % ВВП), а расходы на образование должны составлять не менее 5,0—6,0 % ВВП (в 2006 г. в России — 3,9 % ВВП). Концепцией предусматривается рост инновационной активности и увеличение расходов: на НИОКР до 2,8 % ВВП в 2015 г. и 4,0 % ВВП в 2020 г.; на образование — до 4,8 % ВВП в 2015 г. и 5,2 % ВВП в 2020 г. Более подробно об инновационном развитии экономики см., напр., Кузык Б. Н, Яковец Ю.В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004;

Одной из эффективных является инновационная система США. Для этой системы характерны: четко сформулированные задачи национального масштаба по инновационному развитию национального хозяйства; огромные, по сравнению с другими странами, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию инновационных технологий; государственное финансирование значительной части этих расходов; защита интеллектуальной собственности в рамках государственной инновационной политики (стимулирование активного патентования); тесные связи между инновационными компаниями и универси-

Гордиенко Д. В., Баскаков В. В. Экономический рост и военно-промышленное производство // Финансы. Экономика. Безопасность. № 12 (17), 2005. С. 21—24.

тетами; большая доля венчурного капитала в общем объеме финансирования НИОКР. Финансирование НИОКР в США осуществляется промышленными предприятиями (свыше 100 млрд долл. в год), федеральной администрацией (в 2008 г. — более 89 млрд долл.) и другими правительственными структурами и частными организациями.

Значительное внимание развитию наукоемких отраслей экономики уделяет Китай. В последнее время страна значительно продвинулась в своем стремлении достичь технологического паритета с ведущими государствами мира, о чем было заявлено еще в 1985 г. Так, в 2008 г. доля расходов на НИОКР составила 1,5 % ВВП.

Китайскими приоритетами в науке и технике являются крупномасштабные интегрированные сети, программное обеспечение и системы информационной безопасности, станкостроение и др. При этом основной упор делается на создание совместных предприятий и приобретение зарубежных фирм, что позволяет использовать передовые иностранные технологии.

Европейские государства также играют активную роль в процессе формирования инновационных систем национального и регионального уровней. В рамках Барселонского соглашения 2002 г. главы европейских государств и правительств согласились в течение 10 лет увеличить финансирование НИОКР с 1,9 до 3 % ВВП, что позволит к 2014 г. достичь технологического уровня США и Японии4.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность национального хозяйства страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширен-

4 Одновременно правительство Великобритании признало не-

обходимым оказывать содействие технологическому развитию экономики не только посредством финансирования научных исследований, но и путем объединения усилий частных компаний и научных организаций по разработке новых продуктов и технологических процессов, создания Совета по технологической стратегии

Великобритании (UK Technology Strategy Board), а также определения приоритетов в области развития инновационных технологий

(Research and Technology Priorities). Правительство Франции также наметило 5 основных направлений формирования инновационной политики: разработка инновационного плана; концентрация и интенсификация связей между промышленной базой, научными учреждениями и вузами (создание «полюсов конкурентоспособности»); принятие Закона об ориентации научных исследований; создание Национального научного агентства (АНВАР) и Национального агентства промышленных инноваций (АПИ), призванных оказывать поддержку соответственно ученым в сотрудничестве с бизнес-сектором и промышленным корпорациям в их инновационной деятельности.

ное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства.

Особую угрозу для экономической безопасности государства представляет зависимость от внешних поставок. В случае обострения экономического или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям и даже потере экономической самостоятельности.

Наиболее экономически самостоятельными странами являются Япония и США. Процент импорта продукции к ВВП в них составляет 8 и 13 % соответственно.

В то же время в России, Германии, Франции, Великобритании и Италии значения отношения объема импорта к ВВП варьируются в диапазоне 20—30 %. В этой связи можно констатировать, что Россия стоит в одном ряду с экономически независимыми странами Европы.

Страны, национальное хозяйство которых находится в орбите чьего-либо влияния, имеют отношение объема импорта к ВВП 40—70 %. В Европе в эту группу попадают Австрия (45 %), Бельгия (73 %), Голландия (56 %), Ирландия (73 %), Португалия (40 %), Чехия (62 %), Венгрия (55 %), Словакия (67 %). Выход за этот диапазон говорит об экономике страны, которая уже не может жить самостоятельно. Примером является Эстония, у которой характерный показатель находится на уровне 80 %.

Валютно-кредитная составляющая может быть определена как возможность государства получать, размещать и использовать отечественные и зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-фи-нансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях.

Мировой опыт свидетельствует, что устойчивость экономического роста и экономическая безопасность государства возможны лишь при инвестиционном типе развития национального хозяйства. Каждая страна по-своему реализует этот тип, однако практически всегда соблюдаются оптимальные соотношения, дающие максимальный эффект для экономики государства: объем инвестиций должен составлять 20—25 % ВВП (уровень капитализации); при этом доля прямых иностранных инвестиций должна составлять не менее 15—17 % от объема внутренних; степень износа основных фондов не должна превышать 30—35 %.

Таким образом, например, для России удвоение валового внутреннего продукта невозможно без обеспечения устойчивого притока значительных объемов инвестиций (не менее 1,11 трлн долл., в том числе прямых иностранных инвестиций — не менее 170 млрд долл. за 2004—2013 гг. 5).

В этой связи встает проблема инвестиционной привлекательности государства. При этом в качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности обычно рассматриваются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал6. Россия, безусловно, обладает большим инвестиционным потенциалом, реализация которого пока еще сдерживается имеющимся инвестиционным риском7.

Продовольственная и сырьевая составляющие предполагают обеспеченность экономики страны соответственно продовольствием и сырьем в размерах, необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства.

5 Фактически речь идет о необходимости удвоения общего объема инвестиций в основной капитал и об учетверении объема прямых иностранных инвестиций по сравнению со среднегодовыми темпами инвестирования в 1995—2002 гг.

6 Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральная оценка риска складывается из семи видов риска: законодательного, политического, экономического, финансового, социального, криминального, экологического.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал государства складывается из восьми частных потенциалов: трудового, потребительского, производственного, финансового, институционального, инновационного, инфраструктурного и природоресурсного.

7 Традиционно итоговая оценка экономик различных стран дается на проводимом ежегодно Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе (Швейцария) и публикуется в «Отчете по глобальной конкурентоспособности». Одним из основных показателей успешности экономик является их текущая и перспективная конкурентоспособность, которая отражается в рейтингах конкурентоспособности CCI (Current Competitiveness Index) и GCI (Growth Competitiveness Index). В 2006 г. Россия по индексу перспективной конкурентоспособности заняла 64-е место в мире (США — 1-е, Канада — 8-е, Великобритания — 11-е, Япония — 13-е, Германия — 14-е, Республика Корея — 22-е, Китай — 33-е, Италия — 39-е, Индия — 48-е). Наряду с рейтингами крупнейших в мире рейтинговых агентств, таких как Moody's, Standard & Poor's Corporate, рейтинги ВЭФ дают сигналы для инвесторов о вкладах в экономику той или иной страны. Например, в 2003 г. международное агентство Moody 's Investors Service присвоило нашей стране рейтинг инвестиционного уровня Ваа3 (по суверенным облигациям). Одновременно были повышены рейтинги российских еврооблигаций, облигаций внутреннего валютного займа и рейтинг банковских депозитов в иностранной валюте. Агентство объяснило свое решение «усилением приверженности России благоразумной политике управления финансами и долгами; существенным улучшением ситуации в сфере ликвидности; формированием стабилизационного фонда для компенсации возможного падения цен на сырьевых рынках, а также снижением политических рисков в стране». Это повысило статус Российской Федерации на международных рынках капитала в плане ее инвестиционной привлекательности.

Обеспечение продовольствием населения страны является важнейшим фактором экономической безопасности государства. Например, в США, согласно Закону о продовольственной безопасности (Food Security Act, 1985), критический уровень запасов продовольствия определяется 40 % среднегодового потребления. В качестве важнейших мероприятий, обеспечивающих население продовольствием, названы поддержка стабильности продаж на внутреннем рынке продовольствия национального производства и осуществление программ продовольственной помощи малоимущим8.

Важнейшей мерой обеспечения продовольственной и сырьевой составляющей экономической безопасности США, Канады и других постиндустриальных стран является также дотация сельского хозяйства из государственного бюджета, поддержка и лоббирование экспорта сельскохозяйственной продукции.

В то же время Россия до сих пор не достигла советского уровня обеспечения граждан продо-вольствием9. Одновременно более 70 % продовольственной продукции поступает в Россию из стран Евросоюза, США и Канады10.

Обеспечение важнейшими видами сырья также является одним из главных факторов экономической безопасности государства. При этом проблемным вопросом обеспечения продовольственной и сырьевой безопасности является зависимость национального хозяйства от импорта продовольственных и сырьевых ресурсов.

8 В США по специальной программе снабжается продовольствием 28 млн чел. взрослого населения (15 % всего населения) страны, 24 млн школьников и дети до четырехлетнего возраста. Общая стоимость продовольственной помощи составляет более 27 млрд долл. в год.

9 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120.

Обеспечение граждан нашей страны продовольствием в значительной степени сдерживается не отсутствием продовольствия, а низкой покупательной способностью россиян. Если в 1989 г. потребление мяса в России находилось на уровне 73 кг на человека в год при медицинской норме около 80 кг, то в 2008 г. оно составило чуть более 55 кг. Аналогичное положение сложилось сегодня и с обеспечением граждан России молочными и рыбными продуктами. В 2008 г. потребление молокопродуктов составило порядка 235 кг на душу населения при почти выполнявшейся в СССР норме в 392 кг в год. Потребление же рыбы в 2008 г. составило около 12 кг на человека в год по сравнению с 20 кг в 1989 г.

10 Доля импорта в Россию сельскохозяйственной продукции в течение последних дней находится на уровне 35—38 %, что отражает фактическое вытеснение отечественного продовольствия с российского рынка.

В то же время для оценки состояния продовольственной безопасности в Доктрине продовольственной безопасности Российской

Федерации в качестве критериев определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка: зерна — не менее 95 %, мяса и мясопродуктов — не менее 85 %, рыбной продукции — не менее 80 %.

Энергетическая составляющая экономической безопасности государства предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления и адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них.

Одним из основных проблемных вопросов здесь выступает создание диверсифицированной структуры импорта энергоносителей и энергоресурсов, а также внедрение энергосберегающих технологий. Решение этой проблемы на государственном уровне дает возможность предупредить угрозы, связанные с энергодифицитом в национальном хозяйстве.

Примером формирования диверсифицированной структуры импорта энергоносителей и энергоресурсов, а также внедрения энергосберегающих технологий являются США — лидер потребления и импорта нефти и нефтепродуктов11.

Одновременно США непрерывно снижают энергоемкость и нефтеемкость своего валового внутреннего продукта. Особое внимание уделяется развитию энергосберегающих технологических процессов и высоких технологий, поддержке работ, направленных на повышение в энергобалансе страны доли возобновляемых и нетрадиционных источников энергии.

В итоге за 1970—1980 гг. энерго- и нефтеем-кость ВВП США снизились соответственно на 17 и 12 %, а в 1980—1990 гг. — еще на 19,5 и 25,9 %. В 2000 г. энергоемкость и нефтеемкость ВВП составили 0,417 и 0,171 т условного топлива на 1 тыс. долл. соответственно12.

Кроме того, согласно Закону об энергетической политике и экономии энергии 1975 г., в США создан стратегический нефтяной резерв (СНР) и разработана программа по созданию хранилищ сырой нефти.

Задача программы — создание хранилищ сырой нефти емкостью 750 млн баррелей (около 120

млн т) в больших подземных соляных кавернах в шести местах на побережье Мексиканского залива (в штате Луизиана — Бэйю-Чокто, Салфер-Майнз, Уикс-Айленд и Уэст-Хэкберри; в штате Техас — Брайанд-Маунт и Биг-Хилл) 13.

Повышение энергоэффективности российской экономики также является одним из главных приоритетов Энергетической стратегии России до 2030 г. Согласно этой стратегии почти 75 % необходимого прироста энергопотребления должно обеспечиваться за счет энергосберегающих мероприятий14.

Правительство утвердило также федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 гг. и на перспективу до 2010

11 Из импортируемых в 2002 г. 561 млн т нефти и нефтепродуктов из Канады и Мексики (партнеров по НАФТА) поступило 171,7 млн т, из стран Южной и Центральной Америки — 119,2 млн т, из Африки — 69,1, из Европы — 57,0, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона — 12,8, из России и СНГ — 9,8 млн т и из стран Ближнего Востока — 114,7 млн т. К тому же у США есть «запасные» месторождения нефти и газа, которые находятся в заповедных регионах Аляски. Таким образом, США относительно обезопасили себя на случай катастрофического развития событий, скажем, на Ближнем Востоке.

12 Более подробно, см., напр., Воронин А. Ю. Энергетическая стратегия России. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004. Симония Н. Энергобезопасность Запада и роль России // Россия в глобальной политике, 2004, том 2, № 2. С. 77—91. Байков Н, Александрова И. Производство и потребление топливно-энергетических ресурсов в XX в. // МЭ и МО, 2001, № 9. С. 27—33.

13 Хранилища планируется связать с крупными распределительными системами частного сектора и поддерживать в готовности выйти на полную мощность выкачивания в течение 15 дней с момента получения соответствующего распоряжения. Кроме чрезвычайных ситуаций общенационального характера, когда президент принимает решение на изъятие нефти из СНР, этот резерв используется также и для решения локальных задач. Так, в середине 2000 г. дважды принималось решение о выделении из СНР по 500 тыс. баррелей нефти двум нефтеперегонным компаниям в штате Луизиана, доставка сырья которым была блокирована из-за аварии в судоходном канале.

В последние пять лет реальные запасы нефти в СНР поддерживаются на уровне 570 млн баррелей (около 90 млн т). Однако, если в 1998 г. они обеспечивали замещение чистого импорта сырой нефти в течение 60 суток, то в 2001 г. подобные же запасы способны заместить импорт только в течение 53 суток. Снижение этого показателя — результат роста потребностей США в импорте сырой нефти и снижения ее добычи внутри страны.

14 См. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. М., 2009. Концептуальная основа документа предполагает, что реализация энергетической стратегии будет происходить в три этапа. Главная задача первого этапа (2013—2015 гг.) — «скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике с целью достижения устойчивых темпов экономического и энергетического развития». Второй этап (2015—2022 гг.) — «переход к инновационному развитию и формированию инфраструктуры новой экономики», «общее повышение энергоэффективности в отраслях ТЭК и экономике в целом». Третий этап (2022—2030 гг.) — «развитие инновационной экономики, постепенный переход к экономике будущего с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых неуглеводородных источников». Энергоемкость российской экономики к 2030 г. должна снизиться в 2 раза, а удельная электроемкость ВВП — не менее чем в 1,6 раза.

При реализации энергосберегающей политики Министерство промышленности и торговли РФ и Федеральное агентство по энергетике опираются на Федеральный закон РФ «Об энергосбережении» (1996 г.) и ряд поправок на его основе в Гражданском, Уголовном и Налоговом кодексах РФ.

В июле 2003 г. в закон были внесены изменения в части перераспределения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. В перспективе предполагается внести поправки в составление энергетических паспортов, топливно-энергетических балансов и экспертиз энергетической части инвестиционных проектов, в порядок финансирования программ энергосбережения и ответственности за непроизводительное расходование энергоресурсов, в механизм использования прибыли и установления стимулирующих энергосбережение тарифов на тепловую и электрическую энергию. Это позволит контролировать эффективность использования энергоресурсов на всех этапах производства для различных структур хозяйствующих субъектов.

года» — важнейший инструмент реализации отечественной энергетической стратегии15. Основная цель программы — создание социально ориентированного энергетического хозяйства, обеспечивающего за счет структурной перестройки энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслей эффективное энергосбережение, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики, снижение энергоемкости ВВП к 2005 г. на 13 % и к 2010 г. — на 26 % по сравнению с 2000 г. 16.

Энергетическая составляющая экономической безопасности государства также предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В этой связи, к числу других проблем, снижающих энергетическую безопасность государства, можно отнести: изношенность основных фондов, разрыв внутренних и мировых цен на энергоносители, темпы и масштабы национализации и приватизации в отрасли, рост аварийности на предприятиях ТЭК страны. В этой связи, например, Энергетическая стратегия России предусматривает реструктуризацию ряда энергодобывающих отраслей промышленности17.

Экологическая составляющая предусматривает такое состояние национальной экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу государства.

Решение проблемы загрязнения окружающей среды тесно увязывается с ограничением хозяйственной деятельности человека и, прежде всего, с нейтрализацией антропогенных воздействий на естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, землю, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные ландшафты.

В этой связи, государство призвано обеспечить сохранность природного потенциала страны (региона, мира) при обеспечении возможности своего экономического роста. Наиболее ярким примером разрешения такого противоречия является подписание и ратификация Киотского протокола, определяющего обязательства государств по снижению в период с 2008 по 2012 гг. выбросов парниковых газов (прежде всего, диоксида углерода — СО2) 18.

Вместе с тем, достижение установленных Ки-отским протоколом норм выброса СО2 трудно выполнимо даже для экономически сильных стран. По оценкам Евросоюза, высока вероятность того, что ни одна из его стран (за исключением Великобритании и Швеции) не сможет выполнить свои обязательства в установленные сроки.

При этом следует заметить, что в России ситуация по выбросам парниковых газов с формальной точки зрения выглядит благополучно. По данным российских ученых, в Российской Федерации за последние 10 лет их эмиссия сократилась на 32 %, причем не только из-за спада промышленного производства, но и благодаря структурным сдвигам в экономике. Есть все основания предполагать, что в следующем десятилетии динамика выбросов пар-

15 Постановление Правительства РФ от 17.11.2002 № 796.

16 Энергоемкость ВВП России в 2000 г. составляла 1,47 т условного топлива на 1 тыс. долл. Источники: International Energy 2001 / Wash., March 2001. Воронин А. Стимул для энергетики экономики. // Финансовый контроль, 2004, № 8 (33). С. 60—64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 В частности, планируется завершить к 2010 г. ликвидацию убыточных предприятий угольной промышленности. Основная цель реструктуризации российской угольной отрасли — ликвидация нерентабельных и опасных по условиям труда предприятий, а также создание конкурентоспособных угольных компаний и ассоциаций, различных по формам собственности и функционирующих на основе самофинансирования при последовательном снижении государственных дотаций. Более подробно см., например, Ковтунов С.,

Титов К. Европейская экономическая комиссия ООН и Россия //

Международная экономика и международные отношения. 2004. № 10. С. 64—70.

18 По мнению ряда авторитетных экспертов, содержание СО2 в атмосфере в середине XIX в. находилось на уровне 280 миллионных доле (ррт). В конце XX в. из-за сжигания ископаемого топлива, вырубки лесов и изменения способов землепользования концентрация СО2 в атмосфере повысилась до 370 ррт. При непринятии мер к 2050 г. концентрация СО2 в атмосфере составит 450—550 ррт, что может вызвать глобальное потепление на планете и непредсказуемые последствия.

Киотский протокол, принятый в Японии (г. Киото) в 1997 г., обязывал индустриально развитые страны за десять лет сократить эмиссию шести парниковых газов на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 г. Согласно Киотскому протоколу, страны, не выполняющие требования, будут подвергаться крупным штрафам. Полученные деньги планируется использовать для «благотворительных» очистных проектов в бедных странах, не являющихся членами соглашения. Страны, не способные снизить выбросы до требуемого по протоколу уровня, могут, не дожигаясь санкций, купить «квоту» на выброс парниковых газов у «благополучных» стран. В качестве «зачета» развитые страны также могут осуществлять различные экологические проекты в развивающихся странах. По оценкам экспертов, достижение целей Киотского протокола может обойтись промыш-ленно развитым странам в 0,1 —2 % их ВВП, причем самые крупные затраты понесут страны, экономика которых наиболее зависима от ископаемых видов топлива. Сегодня из крупных «загрязнителей» протокол ратифицирован Евросоюзом, Японией и Канадой. США (абсолютный лидер по выбросам СО2 в атмосферу) и Австралия отказались ратифицировать соглашения по экономическим соображениям. Главным мотивом отказа от ратификации в 2001 г. Киотского протокола США назвали то, что он создает препятствия для экономического роста. По расчетам американских экспертов, выполнение принятых обязательств приведет к сокращению ВВП минимум на 106 млрд долл., что примерно соответствует 1 % ВВП страны. В то же время США лидируют по доле в ВВП расходов на экологию. Об опасностях для экономического роста страны в случае реализации договоренностей, зафиксированных в Киотском протоколе, неоднократно заявляли также Канада и Австралия.

никовых газов российской промышленностью может существенно измениться: к 2014 г. страна может выйти на свой докризисный (1990 г.) уровень эмиссии СО2, а к 2020 г. — превысить его на 14 %19.

Информационная составляющая предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими и другими сведениями внутри хозяйственного комплекса государства и с зарубежными партнерами, при котором будут гарантироваться: надежный информационный обмен; повышение доли нематериальных активов в национальном богатстве; увеличение «удельного веса» информации в конечной стоимости производимого внутреннего продукта; а также тайна технологии производства.

Аксиомой является положение о том, что страна, имеющая превосходство в информационном обеспечении национального хозяйства, силах и средствах информационного противоборства, может рассчитывать на лидерство в экономической и военно-политической областях, иметь стратегическое и экономическое преимущество.

В 1960—1970 гг. экономика Японии и некоторых других стран Восточной Азии смогла осуществить стремительный рывок благодаря повышению уровня работы с информацией — развитию информационного менеджмента и созданию деловых информационных сетей. Это лидерство остается и сегодня. США в 1980 — 1990 гг. также добились существенных успехов в экономике на основе электронно-информационных технологий и структурной реорганизации национального хозяйства с использованием информационных сетей. В последние годы за счет внедрения информационных технологий обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны. Развитие информационных технологий в США считается главным условием перехода к «но-

19 На климатическом саммите в Копенгагене (2009 г.) Россия присоединилась к политической декларации ООН о необходимости обеспечить «сотрудничество в вопросах глобального потепления», однако российский президент однозначно дал понять, что снижать выбросы парниковых газов Россия готова, только если это будет соответствовать национальным и экономическим интересам государства. Российская Федерация подтвердила свои обязательства сократить выбросы к 2020 г. на 25 % по сравнению с 1990 г., что на деле означает увеличение выбросов парниковых газов с 2,193 млрд т СО2 — эквивалента в 2007 г. до 2,299 млрд т СО2 — эквивалента в 2020 г.

В подписанной Президентом РФ Климатической доктрине Российской Федерации также обозначено, что стратегической целью политики России в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития страны, а Россия будет заниматься повышением энергоэффективности экономики и снижением эмиссии выбросов парниковых газов вне зависимости от наличия посткиотских соглашений. Россия будет руководствоваться «приоритетом национальных интересов при разработке и реализации политики в области климата».

вой экономике» — «экономике, базирующейся на знаниях и идеях».

В утвержденной Президентом России Доктрине информационной безопасности Российской Федерации20 в качестве приоритетных задач развития национальной экономики рассматривается развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также накопление, сохранность и эффективное использование отечественных информационных ресурсов.

Очевидно, что в современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Например, в России сегодня реализуются федеральные целевые программы «Национальная технологическая база», «Электронная Россия», «Развитие электронной техники в России», направленные на укрепление информационной составляющей экономической безопасности нашего государства21.

Таким образом, рассмотрение структуры и составных частей экономической безопасности государства предоставляет возможность определить факторы, влияющие на этот вид национальной безопасности в современных условиях.

В этой связи также становится очевидным, что обеспечение экономической безопасности представляет собой важнейшую функцию государства. Как специфическое направление государственной экономической политики, оно охватывает систему отношений между хозяйствующими субъектами по удовлетворению экономических потребностей общества и имеет целью поиск оптимальных путей решения всего комплекса экономических проблем.

Перспективы экономического роста. По поручению Президента России Министерство экономического развития и торговли РФ разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития нашего государства на период до 2020 г., целью которой явилось определение путей устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления экономической безо-

20 Указ Президента РФ от 09.09.2000 № 1895: О доктрине информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 2000, 28.09.

21 Тем не менее сегодня около 80 % российского рынка телекоммуникационного оборудования завоевано компаниями Франции («Alcatel»), Германии («Siemens»), Швеции («Ericsson»), Голландии («Philips»), США («Cisco Systems»)и Японии («Sony», «NEC», «Panasonic»).

пасности страны и развития экономики России. При этом главным стратегическим экономическим ориентиром было названо восстановление Россией статуса мировой экономической державы.

Стратегической целью было провозглашено превращение нашего государства в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход его на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 г., согласно этой концепции, Россия должна: войти в первую шестерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта22; обеспечить уровень благосостояния населения до соответствующего развитым странам мира23; а также достичь научного, технологического и финансового лидерства, обеспечивающего специализацию страны в мировой экономике24.

Системное решение социально-экономических задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.

В условиях глобальной конкуренции предлагается обеспечить опережающее «прорывное» развитие в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Это, в свою очередь, обусловливает не-

22 В Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. говорится о первой пятерке ведущих стран мира, очевидно, не рассматривая экономику Евросоюза как единое хозяйство. Однако, если объем производства ВВП России в 2020 г. должен будет составить 3,4 % мирового ВВП (по паритету покупательной способности) — 139,5 трлн руб. (по инновационному варианту развития экономики), то «впереди» окажутся: Китай (объем производства ВВП в 2020 г. — 23,5 % мирового ВВП), США (15,5 %), Евросоюз (10,4 %), Индия (8,4 %) и Япония (4,3 %). Источник: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. М.: МЭРТ РФ, 2007. URL: http: // www. government. ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/ archive/2008/11/17/2982752.htm.

23 Уровню благосостояния населения развитых стран мира соответствует среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности в размере 20—30 тыс. долл. Источник: Европейский союз и Россия. Статистические сопоставления 1995—2005: Стат. сб. / Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2007.

24 Под научным и технологическим лидерством в Концепции понимается занятие Россией значимого (с долей не менее 10 %) места на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по четырем и более позициям. Финансовое лидерство должно обеспечиваться занятием главных позиций на рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы. Источник: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. М.: МЭРТ РФ, 2007; Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А. А. Дынкина. ИМЭМО РАН.

М.: Магистр, 2008.

обходимость реализации сразу четырех стратегий экономического развития:

1) использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта и аграрного сектора;

2) формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках;

3) структурная диверсификация национального хозяйства;

4) развитие рыночных отношений, демократии и обеспечение защиты прав и свобод предпринимательства.

Однако реализация этих стратегий будет происходить при сохранении в долгосрочной перспективе высоких темпов роста мировой экономики (среднегодовые темпы прироста мирового ВВП за 2007—2020 гг. составят 4,4 % по сравнению с 4,2 % в 2001—2006 гг. и 3,4 % в 1991—2000 гг.), поступательного развития глобализации и усиления ее региональной составляющей.

Мировой экономический рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, которые будут определять 45—50 % роста мирового хозяйства25. Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к 2020 г. к превращению их в одних из лидеров научно-технического развития в мире.

Таким образом, тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создают как новые возможности, так и новые риски для Российской Федерации в плане обеспечения экономической безопасности.

Новые возможности для повышения уровня экономической безопасности России будут заключаться в использовании имеющихся стратегических ресурсов, прежде всего — в реализации энергетического, транзитного, экологического и высокотехнологичного потенциала нашей страны и ее экономики. Одновременно, новая волна вы-

25 Суммарно эти две экономики в 2006 г. обеспечили более 20 % объема мирового ВВП, а к 2020 г. должны обеспечить более 1/3 объема мирового выпуска продукции и предоставления услуг. В то же время развитые страны сохранят темпы роста своего ВВП в пределах 1,5—3 % в год. В этих условиях в 2010 г. ожидается, что объем ВВП США составит (по паритету покупательной способности) 18,1 % (в 2006 г. — 19,7 %) от объема мирового ВВП, КНР — 17,9 % (в 2006 г. — 15,1 %), Евросоюза — 13,2 % (в 2006 г. — 14,6 %), Индии — 7,0 % (в 2006 г. — 6,3 %), Японии — 5,7 % (в 2006 г. — 6,3 %), России — 2,8 % (в 2006 г. — 2,6 %). В 2015 г. объем ВВП КНР может составить 21,1 % от мирового ВВП, США — 16,7 %, Евросоюза — 11,7 %, Индии — 7,7 %, Японии — 5,0 %, России — 3,0 %). Источник: Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А. А. Дынкина. ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2008.; Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности / отв. ред. Г. И. Чуфрин. ИМЭМО РАН. М.: Наука, 2007.

сокотехнологичных разработок на основе нано- и биотехнологий открывает перед Россией возможности для «прорыва» на мировые рынки26.

В то же время нестабильность мировых рынков энергоносителей, диверсификация каналов поставки газа и нефти на европейский и китайский рынки в обход России неизбежно окажут влияние на изменение ее позиций как одного из ведущих поставщиков этих видов энергоносителей.

В перспективе опережающими темпами, по сравнению с Россией, будет расти добыча нефти и газа в Казахстане, Турции и Узбекистане, что повысит роль среднеазиатских и прикаспийских стран на мировом энергетическом рынке. Этот риск усиливается в случае изоляции России в разработке и принятии международных норм регулирования энергетической сферы и связанных с нею областей. Тем не менее, как минимум в ближайшем десятилетии адекватной замены российскому газу на европейском и китайском рынках не существует. Это обусловливает возможность при благоприятных условиях начать формирование на евроазиатском экономическом пространстве зоны совместного экономического развития с государствами СНГ и Азии, а также Евросоюзом и Китаем, включая различные формы экономического сотрудничества и интеграции. В дальнейшем возможно формирование «Евразийского Шенгена» на базе ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ и ШОС27.

Одновременно глобализация финансовых рынков может повысить риски утраты российской финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент европейского и американского финансовых рынков.

Таким образом, перспективы экономического развития и изменения уровня экономической безопасности России будут определяться как объективными условиями и факторами развития мирового хозяйства, так и субъективными экономическими, социальными, но главное — политическими процессами, происходящими в различных мировых регионах и в нашей стране.

Перспективы повышения уровня экономической безопасности. Перспективы экономического развития нашей страны до 2020 г. позволяют представить динамику изменения значений нормированных показателей экономической безопасности28 России.

Предполагается, что наименьшее возможное значение i-го нормированного частного показателя экономической безопасности государства (Р;. mjn = 0,01) соответствует наименьшему уровню защищенности национального хозяйства нашей страны при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И наоборот, наибольшее возможное значение i-го нормированного частного показателя (в. = 100) соответствует на-

i, max ' J

ибольшему уровню экономической безопасности национального хозяйства нашего государства также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение i-го нормированного частного показателя max = 1) соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства.

Оценка общего интегрального уровня экономической безопасности России и других государств мира базируется на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны, расчетная формула которого может иметь вид:

УЭБ, = П Р^П «V = 1

i=1 i=1

где: УЭБ j — общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства j-го государства;

в, i — значение i-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность j-го государства; в, i — вес i-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность j-го государства. Приведенная расчетная формула, безусловно,

26 В настоящее время Россия, за исключением единичных случаев, практически отсутствует на мировых рынках высокотехнологичной продукции. Ее доля оценивается в 0,2 % (6—8 млрд долл.). Для расширения всей доли на мировом рынке высоких технологий российский экспорт этой продукции должен расти на 15—20 % в год и выйти на рубеж 2020 г. на уровень не ниже 60—100 млрд долл. (около 1 % мирового рынка). Более подробно см., напр., Ку-зык Б.Н, Яковец Ю. В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.; Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 ведущих стран мира. Доклад—2008 к обсуждению. 2-е изд., дополн. М.: Международная Академия исследований будущего, 2008.

27 Более подробно см., напр., Литовкин В. ОДКБ перерастает военно-политические рамки // Независимое военное обозрение,

18—24.01.2008, № 1 (552).

28 О показателях экономической безопасности государства, правилах их нормировки, интегральном показателе уровня экономической безопасности см., напр., [1]; Гордиенко Д.В. Проблемы интегральной оценки экономической безопасности государства / Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». М.: МФЮА, 2006. С. 136—142; Гордиенко Д.В. Интегральная оценка экономической безопасности развитых государств мира / Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». М.: МФЮА, 2007. С. 129—133; Гордиенко Д. В. Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России / Труды Международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». М.: МФЮА, 2009. C. 202—207; [3, 4]; URL: www. conf. mfua. ru/2009/vol2.doc.

Значения интегрального показателя уровня экономической безопасности в 1997—2007 гг.

Страна 1997 1999 2001 2003 2005 2007 Прогноз

2010 2015 2020

Россия 0,0018 0,0003 0,5383 2,22 169,44 9 144 1,76Е+6 2,09Е+8 3,8Е+10

США 1,44Е+6 3,91Е+6 2,13Е+6 2,57Е+6 813 774 414 125 1,15Е+6 2,98Е+6 9,53Е+6

Япония 77 097 123 704 733 849 1,32Е+6 2,58Е+6 5,51Е+6 1,12Е+7 2,61Е+7 6,05Е+7

Германия 271 423 659 888 302 350 122 503 329 543 441 701 856 995 1,73Е+6 3,91Е+6

Великобритания 44 216 87 691 90 037 25 927 194 808 282 080 905 939 3,17Е+6 1,20Е+7

Италия 3 251 3 449 8 275 6 404 6 253 7 541 13 774 32 693 75 181

Южная Корея 78 702 983 597 3,69Е+6 1,32Е+7 2,49Е+7 2,85Е+7 5,96Е+7 2,27Е+8 5,99Е+8

Китай 273,01 1,36Е+4 4,29Е+3 12 264 92 114 541 917 4,91Е+6 5,38Е+7 4,17Е+8

отражает суть предлагаемого подхода к определению общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства государства. Но она может быть существенно дополнена в случае учета взаимодействия и взаимозависимости экономик различных государств мира в условиях глобализации. В случае такого дополнения формула для расчета общего нормированного показателя уровня экономической безопасности у-го государства с учетом взаимодействия в условиях глобализации и взаимозависимости от экономик К-1 государств мира может иметь вид:

УЭБ,] = П в] ПГП вч П ваАП П-к = 1.

1=1 к=1, i=1 1=1 1=1 к=1, к* ] к*]

При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств развитых государств мира (при в] I = 1) наименьшее возможное значение общего нормированного показателя экономической безопасности у-го государства — >ЭБ , = 10-38 — соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства страны.

И, наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя (>ЭБ , тах = 1038) соответствует наибольшему уровню экономической безопасности государства.

Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности государства (УЭБ ^ = 1) соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики у-го государства.

Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз29.

29 Трудно искать какой-либо физический смысл в значениях

общих (интегрированных) показателей экономической безопас-

ности государства. Тем более нельзя абсолютизировать эти значе-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

Результаты расчетов этих значений общих нормированных показателей экономической безопасности России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР в период 1997—2007 гг. и в перспективе до 2020 г. представлены в таблице.

Анализ этих значений позволяет предположить, что представленный подход к оценке уровня экономической безопасности государства дает возможность, с одной стороны, оценить динамику изменения экономической безопасности государства в целом, с другой стороны — сравнить уровни безопасности национальных хозяйств разных стран.

Полученные значения общих нормированных показателей экономической безопасности России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР в период 1997—2007 гг. и в перспективе до 2020 г., на взгляд автора, вполне адекватно отражают те явления и процессы, которые происходили, происходят и будут происходить в экономике перечисленных стран и в мировом хозяйстве в целом.

В частности, изменения уровней экономической безопасности перечисленных государств свидетельствуют об их спаде в годы экономических

ния и применять к ним правила математического анализа. Однако полученные таким образом значения общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства позволяют судить о том, на сколько уровень защищенности национального хозяйства страны поднялся (или опустился) относительно условно принятого порога и, следовательно, на сколько этот уровень приблизился к уровню абсолютной защищенности (или абсолютной незащищенности) национального хозяйства. Для нашего случая (т. е. случая одинаковой значимости компонент безопасности национального хозяйства и принятых правил нормировки частных показателей экономической безопасности) уровень абсолютной экономической безопасности государства составляет 1038, а уровень абсолютной незащищенности национального хозяйства страны — 10-38. В общем случае компоненты безопасности национального хозяйства имеют разную значимость для общего (интегрированного) показателя (уровня) экономической безопасности государства. В частности, такая разнозначимость особенно проявляется для условий функционирования национального хозяйства в мирное время, в угрожаемый период и в военное время [2—6].

„„. -^З

кризисов и росте в периоды наличия благоприятной обстановки для развития национального хозяйства этих стран и роста мировой экономической конъюнктуры.

В этой связи становится очевидным относительное повышение уровня экономической безопасности России в перспективе до 2020 г. в случае реализации планов экономического роста и социально-экономического развития нашей страны.

Список литературы 1. Гордиенко Д. В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009.

2. Гордиенко Д. В. Обеспечение экономической безопасности государства. Монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2009.

3. Гордиенко Д. В., Баскаков В. В. Основы экономической безопасности государства. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2-е изд., расшир., 2007.

4. Гордиенко Д. В., Хохлов А. С. Военно-экономическая безопасность государства. Монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2008.

5. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Издательство «Дело», 2005.

6. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е. А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.