Научная статья на тему 'Перспективы экономической безопасности России в условиях присоединения к Всемирной торговой организации'

Перспективы экономической безопасности России в условиях присоединения к Всемирной торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SAFETY THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яхнюк Александр Сергеевич

В статье анализируются перспективы обеспечения экономической безопасности России в связи с вступлением страны во Всемирную торговую организацию. Автором выделены наиболее значимые последствия присоединения России к ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects of economic safety of Russia in terms of accession to the World trade organization

The article analyzes the prospects for Russia's economic safety in connection with country's entry into the World Trade Organization. T he author highlights the most significant consequences of Russia's accession to the WTO.

Текст научной работы на тему «Перспективы экономической безопасности России в условиях присоединения к Всемирной торговой организации»

А С. ЯХНЮК

Александр Сергеевич ЯХНЮК — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГУЭФ.

В 2010 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономическая безопасность государства.

^ ^ ^

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ*

22 августа 2012 г. Россия стала официальным членом Всемирной торговой организации (ВТО), которая контролирует 97 % мировой торговли [9].

Процесс вступления Российской Федерации в ВТО затянулся на 19 лет. В 1993 г. Россия обратилась с просьбой о присоединении к ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), которая в 1994 г. была переоформлена на просьбу о присоединении к ВТО. В соответствии с процедурами ГАТТ/ВТО была создана Рабочая группа по присоединению России к ВТО, в которую вошли представители заинтересованных стран — членов этой организации. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г., и до 1998 г. его основное содержание сводилось исключительно к изучению российского внешнеторгового режима посредством представления российской стороной документов с описанием режима в областях, охватываемых Соглашениями ВТО, а также процесса вопросов-ответов по российскому механизму регулирования внешней торговли и экономики. В общей сложности Россия ответила более чем на 3000 вопросов членов Рабочей группы, представила сотни законодательных и нормативных актов [10].

Такая длительность переговорного процесса имеет свое объяснение. Россия — шестая по размерам экономика мира (по паритету покупательной способности), восьмой по значению рынок планеты. Интерес к такому рынку, входящему в категорию рынков развивающихся, имеющих потенциал роста, объективно испытывают многие предприятия и фирмы входящих в ВТО стран. Правительства этих стран, учитывая интересы национальных производителей, стремились в ходе переговоров добиться наиболее благоприятных условий их доступа на внутренний рынок России, максимального снижения имеющихся торговых барьеров. Российская делегация, со своей стороны, добивалась сохранения такого уровня тарифной и нетарифной защиты отечественных производителей товаров и услуг, который был бы оптимален для развития каждой отрасли и подотрасли производства.

Вступление в ВТО, так или иначе, скажется на всех секторах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40 % совокупного объема выпуска в экономике и 60 % занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ [3]. Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ, с одной стороны, и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов — с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете

ГРНТИ 06.52.01 ©А.С. Яхнюк, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра социал. наук, проф. В.П. Сигова.

снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30 % всех доходов консолидированного бюджета. Масштаб последствий поистине огромен.

Вместе с тем до сих пор нет четкого и однозначного ответа на вопрос, какой социально-экономический эффект получит Россия от вступления в ВТО. В значительной степени это связано с тем, что детальные обязательства по изменению ставок и квот были опубликованы лишь после подписания протокола. Но даже предварительные оценки, подготовленные государственными и независимыми исследовательскими организациями, не позволяют с уверенностью утверждать, что общий эффект будет положительным.

Еще в 2002 г. крупный бизнес и государство обозначили три «проблемные» области: сельское хозяйство, авиационная и автомобильная промышленность [7]. В дальнейшем подробно сообщалось о ходе переговоров именно по этим позициям. Кроме того, освещались специфические проблемы в противостоянии с США и ЕС: энергетическая политика России на европейском и внутреннем рынках, защита прав собственности, вводимые ограничения на импорт продовольствия и др. Остальная детальная информация была недоступна широкой общественности. В результате большинство представителей российской экономики не знают условий вступления в ВТО и не информированы о его последствиях.

Обязательства, которые взяла на себя Россия в связи со вступлением в ВТО, можно разделить на 4 группы:

1. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот. Согласно отчету Рабочей группы по вступлению России в ВТО средняя ставка импортных пошлин сократится с 10 до 7,8 %. При этом, по данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2 %), а средневзвешенной ставки — 4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1 %). В любом случае оно составит около 30 % и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.

2. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование, или же другие требования либо ограничения, которые не подтверждены ВТО, должны быть исключены без возможности введения повторно. Кроме того, Россия принимает на себя обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 секторов услуг.

3. Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки по более чем 700 товарным позициям. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0 %.

4. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие с нормами организации. Тем не менее некоторые обязательства еще не полностью выполнены, в частности в сфере реформирования системы государственных закупок, транспарентности (прозрачности) нормативных правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных фирм и т. д. [5].

Наибольшие последствия для российской экономики будут иметь первые две группы обязательств (снижение импортных пошлин и снятие административных барьеров), которые значительно облегчат доступ на российский рынок продукции иностранных производителей и приведут к уменьшению на рынке доли продукции отечественных компаний.

Присоединение России к ВТО затрагивает наиболее актуальные вопросы экономической безопасности государства, определяющие развитие страны на перспективу. Параметры экономической безопасности государства характеризуются стабильным экономическим ростом, инвестиционной и инновационной активностью, защитой внутреннего рынка, поддержкой экспорта и других направлений повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Вступление в ВТО имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительной стороной следует, прежде всего, назвать активизацию конкуренции, являющейся основой не только всего товарного производства, но и рыночной экономики. Конкуренция побуждает настраивать производство на удовлетворение спроса, высокий уровень качества продукции, создание новых конкурентоспособных продуктов и услуг, использование современных технологий, снижение затрат. При ее отсутст-

вии происходят снижение технического уровня продукции и производства, рост цен и другие негативные явления, угрожающие экономической безопасности.

Снятие многих ограничений в сфере торговли и тарифов после вступления России в ВТО вызовет приток импортных товаров на отечественный рынок. Снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа на товары с 10 % в 2011 г. до 7,8%, среднего сельскохозяйственного тарифа с 13,2 до 10,8 %, средневзвешенной импортной пошлины на промышленные товары с 9,5 до 7,3 % приведет к поступлению на российский рынок, прежде всего, сельскохозяйственной продукции, продукции легкой промышленности, автомобилестроения, фармацевтической промышленности, техники, содержащей средства шифрования (криптографии) [4]. В связи с этим возникает угроза снижения уровня экономической безопасности не только предприятий и отраслей, но и страны, причины которой будут рассмотрены ниже.

В то же время инновационный путь развития, по которому сегодня идет Россия, невозможен без международного сотрудничества во всех сферах экономики. И товарообмен между странами, входящими в систему ВТО, стимулирует техническое развитие.

При этом отечественные предприятия окажутся в жесткой конкурентной среде. По мнению российских экспертов и предпринимателей, в связи с высокой трудо- и энергоемкостью производства, превышающей зарубежные аналоги, устаревшими основными фондами наши предприятия будут неконкурентоспособны. Предполагается, что прежде всего пострадают предприятия автомобильной промышленности, гражданское авиастроение и сельское хозяйство. Последнее повлечет за собой спад перерабатывающей и пищевой промышленности. Кроме того, под удар попадает и без того слабый малый бизнес, особенно те предприятия, которые связаны с переработкой продукции сельского хозяйства и пищевым производством. Отсюда очевидной становится угроза экономической безопасности в части продовольственной безопасности. По сравнению с европейскими странами, где при гораздо более благоприятных природно-климатических условиях сельское хозяйство дотируется из бюджета на 20 %, или с США, где дотации составляют 30 %, в России они весьма скромны — 2 % [2].

По мнению автора, следует обратить внимание еще на одну проблему — квалификации кадров. Не секрет, что на российских предприятиях всех сфер деятельности широко применяется низкооплачиваемый труд мигрантов из стран ближнего зарубежья. Большинство из них не имеет не только профессионального образования, но и должной квалификации. Это не позволяет говорить ни о культуре производства, ни о гарантии качества продукции. Более того, использование неквалифицированного труда тормозит технический прогресс и переход на инновационный путь развития.

Таким образом, в качестве внутренних угроз экономической безопасности отечественной экономической системы «предприятие — отрасль — государство» следует назвать:

1) изношенные основные фонды, в том числе оборудование;

2) использование устаревших технологий;

3) высокую трудоемкость производства;

4) высокую энергоемкость производства;

5) применение неквалифицированного труда;

6) недостаточную развитость малого бизнеса;

7) отсутствие государственной поддержки предпринимательства.

Переходный период вступления в ВТО обычно составляет 5-6 лет [8]. Вряд ли за такое короткое время российские предприятия справятся со столь значительными угрозами их экономической безопасности и выйдут на конкурентоспособный уровень. Это означает, что страна попадает в еще большую зависимость от экспорта сырья, чем сейчас. Вероятность же притока качественных импортных товаров на наш рынок невелика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вступление России в ВТО: новые перспективы для российского предпринимательства. Материалы «круглого стола» / Фракция политической партии «Коммунист, партия России». М., 2012.

2. Кукол Е. Что нам даст вступление в ВТО // Российская газета. 2011. № 5671. 29 дек.

3. Медведков М.Ю. О присоединении России к Всемирной торговой организации // Деньги и кредит. 2012. № 2. С. 3-6.

4. Оболенский В.П. Обязательства России в ВТО: плюсы и минусы // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. №2. С. 18-38.

5. Отчет Рабочей группы по вступлению России в ВТО. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime /doc/70006344

6. Официальный сайт Минэкономразвития РФ. URL: http://www.economy.gov.ru

7. Сообщение ИА «Финмаркет». URL: http://lenta.ru/economy/2002/07/23/council/

8. Хейфец Б. Присоединение России к ВТО и инвестиционные перспективы // Вестник Федеральной бюджетной организации «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». 2012. № 1. С. 4-13.

9. URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its201 l_e/itsl l_toc_e.htm

10. URL: http://www.wto.ru/rassia.asp?f=etaps&t=10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.