Научная статья на тему 'Персонифицированное воспитание как условие формирования поликультурной личности'

Персонифицированное воспитание как условие формирования поликультурной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / EDUCATION / PERSONALIZED EDUCATION / MULTICULTURAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вавилова Елена Олеговна

В статье уточняются понятия «поликультурная личность», «персонифицированное воспитание» как цель и средство, выявлены возможности персонифицированного воспитания в формировании поликультурной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personalized Education As a Condition of Multicultural Personality Forming

The article specifies such concepts as "multicultural personality", "personalized education" as a goal and a means, the possibility of personalized education in the multicultural personality forming is revealed.

Текст научной работы на тему «Персонифицированное воспитание как условие формирования поликультурной личности»

УДК 37.01 ББК 74.00

Вавилова Елена Олеговна

соискатель кафедра высшей педагогики Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург Vavilova Elena Olegovna Applicant for a Degree Chair of Higher School Pedagogy Orenburg State Pedagogical University Orenburg

Персонифицированное воспитание как условие формирования по-

ликультурной личности Personalized Education As a Condition of Multicultural Personality

Forming

В статье уточняются понятия «поликультурная личность», «персонифицированное воспитание» как цель и средство, выявлены возможности персонифицированного воспитания в формировании поликультурной личности.

The article specifies such concepts as "multicultural personality", "personalized education" as a goal and a means, the possibility of personalized education in the multicultural personality forming is revealed.

Ключевые слова: воспитание, персонифицированное воспитание, по-ликультурная личность.

Key words: education, personalized education, multicultural personality.

В науке становится общепринятым положением, что реальные цели воспитания могут быть только персонифицированными, т.е. направлены на изменения в конкретном человеке. Именно они отвечают на вопрос: Что необходимо изменить в конкретном индивиде в определенный период? Но последнее «необходимо» исходят из идеальных целей, т.е. тех, которые общество рассматривает в качестве своего идеала. Именно они отражают доминирующие ценности общества и отвечают на вопрос: Каким должен быть человек будущего? В задачи педагога входит поиск ответа на вопрос: Что надо делать, чтобы достигнуть ожидаемого результата?

Рассмотрим, как менялось содержание понятия «воспитание» в педагогической науке. В традиционной образовательной парадигме воспитание рассматривалось не только как процесс влияния на личность, но и как управление этим процессом; как целеустремленное, систематическое управление процес-

сом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. В специальном педагогическом смысле воспитание изучал Ю. К. Бабанский. А. В. Петровский рассматривал воспитание, как планомерное и целенаправленное воздействие на поведение человека с целью формирования его определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих подготовку к общественной жизни и производительному труду. Современное толкование понятия «воспитание» дает А. В. Мудрик. «Воспитание - целенаправленная деятельность преподавателя и студента, в которой формируется система качеств личности, воззрений и убежде-ний»[5, с.25]. Его целью является культура личности с её духовностью, самоопределением, поведением, самореализацией. Можно сказать, что в этом взаимодействии меняются преподаватель и студент: их взгляды, отношения.

Начало 90-х г. прошлого века в практике воспитание, как отдельный элемент педагогической работы педагога был опущен. При этом обычно ссылались на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколения. Полагали, что воспитание - ненужная работа, которая не даёт развиваться индивидуальности. Однако при всей относительной самостоятельности, молодежь нуждалась в постоянном наставлении, советах, разъяснении типовых ситуаций и ошибок. Иными словами, педагог в ходе процесса воспитания целенаправленно развивал только социально-ориентированные элементы индивидуальности воспитуемого. Следует отметить, что педагог в любых условиях создает определённые рамки уже тем, что поведение студента приветствуется им или не поддерживается. Этим самым тормозится, например, развитие негативных поступков.

Сегодня высшие учебные заведения являются действенным инструментом воспитания молодого поколения. Развитие в России новых экономических механизмов предъявляет к человеку более жёсткие требования и в отношении уровня образованности, и в отношении умения «вписаться» в окружающую среду, умения общаться с окружающими, т. е. к тому, что мы называем воспитанием. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель вос-

питания известна и понятна студенту, и он соглашается с ней, принимает её. ФГОС третьего поколения ориентирует процесс воспитания и самовоспитания не только на овладение студентами духовными ценностями культуры, но и на активное обогащение самой культуры. Только в этом случае будет достигнута желаемая цель: воспитание будет творить культуру личности, и способствовать превращению человека из объекта культуры в ее субъект.

Актуален для вуза педагогически управляемый процесс воспитания по-ликультурной личности, её культурной идентификации, социокультурной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которых происходит вхождение студента в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. И здесь основным механизмом является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта и соавтора.

Категория «поликультурность» - это сложное, многоплановое образование, в котором отражается философский, социокультурный, духовный аспекты. Данным понятием обозначают и явление, и принцип, и способность человека, и качество личности. То есть поликультурность - это реально существующее явление общественной жизни, которое отражает его разнообразную культурную палитру. Между тем, сохранение своей культурной идентичности в процессе общения с Другими культурами - это условие поликуль-

турности личности, когда человек уважает другие культуры, стремится к пониманию иных ценностных оснований, но при этом понимает свою культуру, выбирает, какие культурные образцы являются ею собственными. Если человек научился «понимать и уважать свою культуру, осознавать ее ценность и позитивные достижения, он в дальнейшем будет способен уважать те же качества в Другом человеке, носителе Другой культуры» [7, с. 7]. Таким образом, возможность принятия иной культуры требует устойчивой культурной идентичности личности, осознания себя в качестве носителя определенных культурных традиций. Человек культуры - личность духовно нравственная, центрированная на ценностях национальной культуры, то есть личность, которая

«позитивно относится к истории, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности» [6, с. 146]. Поликультурная личность характеризуется осознанием, осмыслением своего поведения во взаимодействии с представителями различных культур, которое строится на взаимоуважении, взаимопринятии и взаимопонимании, что и проявляется в функции этнотолерантности (консенсуса). Этнотолерантность поликультурной личности гармонизирует отношения с окружающей полиэтнической средой. Таким образом, мы полагаем, что поликультурная личность — это интегративная характеристика личности, которая включает в себя: совокупность таких личных качеств, как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность; положительную мотивацию к позитивному сотрудничеству с представителями различных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп); эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур и их представителям, систему поликультурных знаний и умений.

В воспитании поликультурной личности понятие «персонификация» приобретает особую актуальность, осознанно обращаемого к опыту мира человека и человека в мире. Представленная именами А.Н. Бердяева, И.А. Ильина,

Н.О. Лосского, В.В. Розанова, С.Л. Франка, Л.И. Шестова, русская персонали-стическая философия отстаивает свободу личности и представляет творчество главным условием ее существования. Переплетение онтологической, антропологической и гносеологической проблематики в русской философии создает ситуацию, изучение которой, по мнению В.М. Розина, открывает уникальные возможности именно для педагогики.

Специфика предмета нашего исследования требует обратить внимание на следующее: в педагогике зафиксировано ряд подходов, определяющих пути интеграции философии и педагогики: возможность философского анализа педагогических проблем (Б.М. Бид-Бад, Я.С. Турбовской). Предложены схемы философско-педагогического анализа, отличного от собственно философского

и собственно педагогического (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, Н.А. Ни-кандров). Это означает необходимость в исследовании формирования поли-культурной личности использования трансдисциплин, инициирующих на пересечении педагогики и философии, специфический философско-педагогический дискурс. Процесс персонификации и процесс воспитания неразрывно связаны с взаимодействием с личностью. Изменения в личности являются результатом, продуктом воспитания, персонификации.

Под персонификацией воспитания С.В. Кондратьев понимает «сложный и противоречивый процесс взаимодействия преподавателя и студента информационного содержания, социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления) [4, с. 53]. Из этого следует, что персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее осуществления. Персонифицированное воспитание в нашем определении есть такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия преподавателя и студента являются приоритетными. Основным понятием персонифицированного воспитания является умение студента жить в поликуль-турном обществе.

Персонификация означает, что все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами собственной активности личности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и оказывают на них положительное влияние. Понять роль этого взаимодействия в самовоспитании личности - значит, уяснить глубинную сущность процесса воспитания.

Целью персонификации выступает одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности студента, воспитание такого человека, ко-

торый ощущал бы себя неповторимой личностью, а преподаватель признавал его право «быть самим собой», а именно:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности студента, его черты характера, взгляды, вкусы, привычки;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности поликультурности студента;

3) постоянно привлекал каждого студента к рефлексии трудностей в воспитании поликультурной личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели в воспитании поликультурности каждого из студентов, менял тактику в процессе персонифицированного воспитания в зависимости от новых условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на активность личности;

6) содействовал воспитанию с самовоспитанием студента, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность студента: не столько руководил, сколько умело создавал педагогические условия для формирования поликультурной личности.

В этом случае персонифицированное воспитание будет тесно связанным с социализацией, поскольку социализация включает усвоение субъектом социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе, взаимодополняя интересы и личности общества и государства.

Опытно-экспериментальная работа показывает, что в процессе формирования поликультурности студента необходимо использовать все стратегии персонифицированного воспитания, которые обоснованы сегодня в психоло-го-педагогической литературе и активно распространяются в педагогической практике[7, с. 33]:

-социализирующая. Воспитание в данном аспекте рассматривается как компонент процесса социализации (контролируемая социализация), который

предполагает целенаправленные действия, направленные на интеграцию студента в обществе, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение студента в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности;

-акмеологическая. Этот аспект предполагает, что процесс направлен на развитие студента, оказание ему максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей, способствовать тому, чтобы он достиг собственной вершины;

-культурологическая. Она ориентирует не на знание, а на освоение элементов культуры. При этом акцент делается на особенности того общества, в котором происходит процесс воспитания, на формирование этнической идентичности;

-экзистенциальная. Основным является выделение в качестве идеальной цели формирование студента, умеющего прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализуя себя в соответствии с этим выбором.

Т.е. персонифицированное воспитание будет направлено не только на развитие личностных качеств студента, но и развитие его индивидуальности.

Библиографический список

1. Банщикова, Т.Н. Толерантность в поликультурном пространстве вуза [Текст] / Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров// Высшее образование в России.-2011.- №2.- С. 108-113.

2. Карягина, Ю.А. Воспитание поликультурности подростка в образовательном процессе [Текст]: автореф. дисс...канд. пед. наук / Ю.А. Карягина. - Оренбург, 2007. - 20 с.

3. Кондратьев, С. В. Интегративная субъектность учащегося в персонифицированном обучении [Текст]: дисс. ... д-ра. псих. наук / С.В. Кондратьев. - Москва, 2006. - 414 с.

4. Маркова, Н.Г. Теория и практика формирования культуры межнациональных отношений в вузе: Монография [Текст] / Н.Г. Маркова. - Казань: Издательство МО и Н РТ, 2009. - 144 с.

5. Мудрик, А.В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / А.В.Мудрик — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304с.

1. Насырова, М. Б. Воспитание культуры межнационального общения: предпосылки, теоретические основы, концепция: Монография [Текст] / М. Б. Насырова. — Оренбург: Пресса, 2008. — 223 с.

2. Рапацевич, Е.С. Поликультуризм в образовании [Текст] // Золотая книга педагога / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск, 2010. -С. 444.

3. Рожков, М.И. Стратегии и модели воспитания [Текст] / М.И. Рожков //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр/ Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко.- Волгоград: Перемена, 2004.-420с.

Bibliography

1. Banshchikova, T.N. Tolerance in Multicultural Space of a Higher Educational Institution [Text] / T.N. Banshchikova, Yu. P. Vetrov// Higher Education in Russia. - 2011. - №2. - P. 108-113.

2. Karyagina, Yu. A. Teenagers’ Education in Multicultural Educational Process [Text]: Diss. ... Cand. of Ped. / Yu. A. Karyagina. - Orenburg, 2007. - 20 p.

3. Kondratiev, S.V. Students’ Integrative Subjectivity in Personalized Education [Text]: Diss. ... Dr. of Psych. / S. V. Kondratiev. - Moscow, 2006. - 414 p.

4. Markova, N.G. Theory and Practice of International Relations Culture Forming at University: Monograph [Text] / N.G. Markova. - Kazan: Publishing House of MO and HRT, 2009. - 144 p.

5. Mudrik, A.V. Human Socialization: Study Guide for Higher School Students [Text] / A.V. Mudrik. - 2nd Edition, Rev. and Enl. - M.: «Akademia» Publishing House, 2006. - 304 p.

6. Nasyrova, M.B. Interethnic Communication Culture Developing: Assumptions, Theoretical Foundations, Concept: Monograph [Text] / M.B. Nasyrova. -Orenburg: «Pressa», 2008. - 223 p.

7. Rapatsevich, E.S. Polyculturism in Education [Text] / / The Golden Book of a Teacher / E.S. Rapatsevich, Under the Editorship of A.P. Astakhov. - Minsk, 2010. - 444 p.

8. Rozkov, M.I. Strategies and Models of Education [Text] / M.I. Rozhkov / / Theoretical and Methodological Problems of Modern Education: Collection of Scientific Papers / Under the Editorship of N.K. Sergeyev, N.M. Borytko. -Volgograd: Peremena, 2004. - 420 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.