Научная статья на тему 'Модель развития поликультурной личности студента'

Модель развития поликультурной личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / MULTICULTURAL PERSONALITY / MODEL / STRUCTURAL-AND-FUNCTIONAL MODEL OF MULTICULTURAL PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вавилова Елена Олеговна

В статье уточняются понятия «поликультурная личность», «критерий», предлагаются критерии, уровневые показатели развития поликультурной личности студента, представлена актуальность процесса развития поликультурной личности студента, рассмотрены его структурно-функциональная модель, ее компоненты и функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Students’ Multicultural Personality Development

The article specifies the concepts of «criteria», «multicultural personality», criteria and level indicators of a multicultural personality development are defined, the urgency of the process of a multicultural personality development is presented, structural-and-functional model, its components and functions are considered.

Текст научной работы на тему «Модель развития поликультурной личности студента»

УДК 378 ББК 74.00

Вавилова Елена Олеговна

соискатель кафедра педагогики высшей школы Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург Vavilova Elena Olegovna Applicant for a Degree Chair of Higher School Pedagogy Orenburg State Pedagogical University Orenburg vavilova02 @ mail .ru Модель развития поликультурной личности студента Model of Students’ Multicultural Personality Development В статье уточняются понятия «поликультурная личность», «критерий», предлагаются критерии, уровневые показатели развития поликультурной личности студента, представлена актуальность процесса развития поликультурной личности студента, рассмотрены его структурно-функциональная модель, ее компоненты и функции.

The article specifies the concepts of «criteria», «multicultural personality», criteria and level indicators of a multicultural personality development are defined, the urgency of the process of a multicultural personality development is presented, struc-tural-and-functional model, its components and functions are considered.

Ключевые слова: поликультурная личность, модель, структурно-

функциональная модель развития поликультурной личности студента.

Key words: multicultural personality, model, structural-and-functional model of multicultural personality development.

Сегодня все яснее осознается идея всеединства и взаимообусловленности всех социально-экономических, эколого-психологических и психологокультурологических процессов мирового сообщества. Мир становится более полифоничным, идет активный поиск путей интеграции всех культур мира в единое поле жизнедеятельности человека, позволяющее ему активно развиваться и реализовываться. В условиях интенсификации межкультурного взаимодействия на первый план стали выходить проблемы образования и воспитания, способствующие усвоению знаний о различных культурах, выяснению соотношения общего и особенного в традициях, в образе жизни, то есть менталитете

народов, и обращающие внимание на важность воспитания у подрастающего поколения толерантности, эмпатии по отношению к носителям инокультурных ценностей. В связи с этим становится актуальным вопрос развития поликуль-турной личности. В национальной доктрине образования до 2025г. сформулированы основные цели и задачи образования: «.. .воспитание патриотов России ..., обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов»[1]. Содержание развития поликультурной личности определяется в соответствии с требованиями, закрепленными в федеральном законе об образовании: «интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [2]. Поликультурная личность является одной из основных характеристик специалиста любой профессиональной сферы деятельности в условиях культурного многообразия общества.

Поликультурную личность студента мы рассмотрели как интегративное личностное качество, которое включает в себя совокупность таких качеств, как толерантность, эмпатию, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурную идентичность; положительную мотивацию к позитивному сотрудничеству с представителями различных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп); эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур и их представителям, систему поликультурных знаний и умений. Мы считаем, что развитие поликультурной личности студента происходит как совместное движение преподавателя и студента к целям, опосредованным содержанием и методами деятельности, и совершаемое в социокультурной среде университета. Преподаватель и студент участвуют в двух процессах: преподаватель - в выборе содержания, обучающих средств и методов их использования в процессе обучения; студент - в усвоении эталонной деятельности и построении собственной деятельности на основе приобретенной способности, что предполагает и новое содержание, отвечающее закономерностям становления поликультурной личности студента.

Анализ научной литературы, педагогического опыта, собственная практика позволил разработать критерии и уровневые показатели поликультурной личности. В науке понятие «критерий» означает обобщенный показатель системы, успешности деятельности, основой образца[3, с.199]. Критерий выступает основой для классификации. Он предполагает выделение ряда признаков, по которым следует определять критериальные показатели. Содержание этих показателей служат основой для выработки критерия сформированности исследуемого феномена.

Критериями поликультурной личности, следуя выводам психологов (К.К. Платонов, В.П. Зинченко, В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьев) выступают мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный.

Мотивационно-ценностный критерий характеризируется стремлением студента к овладению нормами поведения в поликультурной среде, выработать отношение ко всей культуре как своей.

Содержание когнитивного критерия составляют знания исторической, национальной, этнической культуры студента, языка других культур, содержания понятий «этнокультурная идентификация», «поликультурная личность». Студент осознает себя в качестве поликультурного субъекта, признает полилог культур, как единственно возможную фиксацию существования в глобальном мире.

Деятельностный критерий предполагает наличие умений студента идентифицировать себя с мировой культурой; строить взаимоотношения с человеком другой культуры на основе её уважения, диалога и взаимопонимания; осуществлять рефлексию и самооценку своих действий; способность осуществлять внутренний диалог культур, к разрешению конфликтов, возникающих при межкультурном общении.

Логика процесса развития поликультурной личности студента в персонифицированном обучении нашла отражение в структурно-функциональной модели. Ученые считают доказано, что грамотно построенная модель может дать

некоторые новые знания об изучаемом процессе. А.Б. Горстко отмечает, что модель нужна для того, чтобы понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром; научиться управлять объектом или процессом и определить наилучшие способы управления при заданных условиях, целях и критериях; прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект [4, с.12]. Педагогическая модель-это модель педагогической деятельности, в которой представлен замысел ожидаемого результата (цель), определен его смысл (т.е. обозначено место этого замысла в целостном образовательном процессе), дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата[5, с.65]. Разработанная нами модель представляет собой единое целое, так как включает систему взаимосвязанных частей. Каждая часть выполняет определенную функцию и направлена на достижение запланированного результата. Инвариантная часть составляет совокупность подходов: личностно-деятельностный, культурологический, компетентностный, антропологический, системный. Инструментальное выражение модели опирается на совокупность принципов. В современной педагогике существует достаточное количество классификаций принципов в силу наличия разнообразных подходов авторов к различным сторонам и компонентам педагогического процесса. Под принципом воспитательного процесса в педагогике принято понимать именно те его основания, которые определяют его направления, всю его систему: содержание, методы, организацию и даже те отношения, которые складываются между участниками.

Принцип персонификации понимается как опора на личностные качества, т.е. направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении.

Принцип поликультурности обеспечивает возможность самореализации участников образовательного процесса с представителями культуры изучаемо-

го языка, включенность студентов в мировую, российскую, национальную и региональную культурную среду.

Принцип аксиологизации определяет отбор содержания поликультурных идей и знаний, с целью сохранения их культурных и этнических особенностей.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения студента к различным пластам культуры.

Принцип гуманизации предусматривает признание ценности воспитуемо-го как личности, его право на свободное развитие, индивидуальность и проявление своих способностей, создание оптимальных условий для творческой самореализации.

В вариативной части модели последовательно представлены содержание, технологии, средства, формы, этапы, педагогические условия, результат.

Диагностическая основа модели включает критерии (мотивационноценностный, когнитивный, деятельностный) и уровневые показатели развития поликультурной личности студента. Структурно-функциональная модель (рис. 1) является открытой (цель выходит на социальный заказ развития поликуль-турной личности) и динамичной (встраивается в изменяющиеся условия).

При конструировании модели мы учитывали, что функционирование любой модели подчинено той или иной цели. Представленная цель - развить

Социальная востребованность в поликультурной личности Цель: развить поликультурную личность студента

И Подходы: культурологический, Ведущий принцип:

н личностно-деятельностнный, персонификации;

в компетентностныи, сопутствующие

А антропологический поликультурности

Р аксиологизации,

И культуросообразности,

А гуманизации

н

т

<! Содержание: поликультурные идеи и знания, лежащие в основе поликуль-турной личности (знания исторической, национальной, этнической культу-^ ры, язык других культур, осознание себя в качестве поликультурного субъ-В: екта).

СО------------------------------------------------------------------------------

Технологии: культуротворческие, гуманитарные, проектные

Средства: тексты, обучающие программы, интерактивные информационные средства.

Формы: ролевые игры, Интернет конференции, педагогические ситуации, научно-практические конференции, встречи с представителями дальнего и ближнего зарубежья

Этапы: подготовительный, содержательно-операциональный, результативно-оценочный

Педагогические условия: 1) выбор студентом тематики содержания учебного материала на принципах ценностно-смысловой и культурологической насыщенности; 2) гуманизация педагогического взаимодействия на основе использования технологии свободной учебной деятельности; 3) культура педагогической деятельности, включающая рефлексивный профессионализм, обеспечивающая гуманизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса

Критерии (мотивационно-ценночтный, когнитивный, деятельностный) и уровневые показатели.

Цель: развитие поликультурной личности рефлексия

поликультурную личность студента - заключается в развитии личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликуль-турной среде. Для решения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач[6]:

-развитие представлений о культурно-национальном многообразии мира;

-воспитание терпимости и уважения прав каждого народа;

- развитие способностей к описанию себя как представителя другой культуры;

-развитие способностей к описанию поликультурной среды;

-социально-культурная идентификация.

Указанная цель является признаком, объединяющим в комплекс выявленные нами педагогические условия:

- выбор студентом тематики содержания учебного материала на принципах ценностно-смысловой и культурологической насыщенности;

- гуманизация педагогического взаимодействия на основе использования технологии свободной учебной деятельности;

-культура педагогической деятельности, включающая рефлексивный профессионализм, обеспечивающая гуманизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, сотрудничества и сотворчества.

Разработанная модель послужила теоретической и практической основой для развития поликультурной личности студента. В опытно-экспериментальной работе показано, что модель позволяет повысить уровень развития поликуль-турной личности.

При её помощи мы решили исследовательских задач:

-осуществили диагностику индивидуального уровня развития поликуль-турной личности студента;

-осуществили выбор целесообразных средств, содержания, условий для развития поликультурной личности в персонифицированном обучении.

Созданная структурно-функциональная модель развития поликультурной

личности студента позволила нам достичь результат, соответствующий современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации URL

http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.- [дата обращения: 17.12.12].

2. Федеральный закон РФ «Об образовании» статья 14. URL:

http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/14/.- [дата обращения:

06.01.13].

3. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психоло-го-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -208с.

4. Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием/ А.Б. Горстко .-М.: Знание, 1991 .-60с.

5. Иванова, Т.Ю. Модель формирования готовности старшеклассников к межкультурному общению/ Т.Ю. Иванова// Вестник ЧГПУ. -2012.-№2-С.63-69.

6. Гринева, Е.А. Модель формирования полиэтнической культуры

школьников/ Е.А. Гринева, М.Г. Заббарова, Л.Н. Белоногова // Педагогика искусства-2010-№4-URL:http://www.art-education.ru/AE

magazine/archive/nomer-4-2010/grineva12-12-2010.pdf.- [дата обраще-

ния:05.12.2012].

Bibliography

1. Federal Law ”On Education»: Article 14. [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/14/. - [Accessed:

06.01.13].

2. Gorstko, A.B. Get Acquainted With Mathematical Modeling. - М.: Knowledge, 1991. - 60 p.

3. Grineva, Е.А. Model of Schoolchildren’s Multi-Ethnic Culture Forming [Electronic Resource] / E.A Grineva, M.G. Zabbarova, L.N. Belonogova // Art Pedagogy. - 2010. - № 4. - Access Mode: http://www.art-education.ru/AE magazine/ archive/nomer-4-2010/ grineva 12-12-2010.pdf. - [Accessed :05.12.2012].

4. Ivanova, T.Yu. Model of Senior Pupils’ Readiness Forming for Intercul-tural Communication / T. Ivanova / / Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. -2012. - № 2. - P. 63-69.

5. The Russian Federation National Doctrine of Education [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.- [Accessed: 17.12.12].

6. Zagvyazinsky, V.I, Atakhanov, R. Methodology and Methods of Psychological and Educational Research: Guidance Manual for Higher Schools. - 2nd Edition, Ster. - M.: Publishing House: «Akademia», 2006. - 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.