Научная статья на тему 'Персонализадия как инобытие человека в жизнедеятельности другого человека'

Персонализадия как инобытие человека в жизнедеятельности другого человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
418
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Персонализадия как инобытие человека в жизнедеятельности другого человека»

установить связь говорящего и слушателей, но и определить ее психологические механизмы. Это можно сделать на основе деятельностного подхода. Таким образом, в своем исследовании при моделировании процесса формирования коммуникативной культуры военнослужащих первого периода службы мы будем опираться на совокупность положений деятельностного и коммуникативного подходов. Наш выбор объясняется тем, что коммуникативная культура личности в основном опирается на них.

Итак, бытовая и социальная адаптация молодого солдата заключается в перестройке работы функциональных систем его организма и психики на уровне психических процессов и состояний в соответствии с новыми условиями деятельности и поведения, позволяющей оптимально их осуществить. Одним из ведущих факторов адаптации военнослужащих к первому периоду службы является коммуникативная культура военнослужащих, которая играет важную роль в процессе их общения в профессиональной деятельности.

УДК 178:78.01

Е. В. Козлова

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ КАК ИНОБЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

Сегодня психологию начинают интересовать механизмы: каким образом определенная культура трансформируется в картину мира конкретного человека, какую роль в этом выполняют посредники - другие люди, от рождения стоящие между человеком и культурой, как принятые в культуре и реализованные посредниками способы посредничества (коммуникации) определяют процесс становления в человеке (и самим человеком) своего собственного жизненного пространства и что в этом пространстве является относительно тождественным по отношению к другим. Последнее особенно важно в связи с тем, что особенности жизненного пространства определяют характерный облик образа жизни и образа мира человека, что и позволяет людям идентифицировать себя с другими и самим собой. Встает вопрос не только о наличие посредника между ребенком и культурой, но и о возможностях посредника в создании канала для становления жизненного мира ребенка.

В этой связи особое внимание привлекает концепция персонализации, разрабатываемая В. А. Петровским, А. В. Петровским, которая, по нашему мнению, раскрывает наличие возможности и готовности взрослого к наделению ребенка собой.

Концепция персонализации опирается на следующие теоретические положения:

1. Человек может быть понят только с позиции его неадаптивности.

2. Личность порождается движением деятельности, общения, самосознания человека и может быть понята как «идеальный субъект - средоточие целокупной активности человека» [9, с. 24].

3. Человек, личность - трансцендентны.

4. Личность существует в четырех пространствах: Жизнь, Культура, Другой человек, Я сам, т. е. личность, с позиции исследователей, может быть охарактеризована как субъект четырех форм деятельности: витальной (жизнедеятельности), предметной (духовно-практическая деятельность), коммуникативной (деятельность общения), cogito (деятельность самосознания);

5. Бытие индивида как субъекта деятельности воспроизводится, отражается в чем-либо или в ком-либо, выступая как инобытие человека. В. А. Петровский выделяет четыре сферы инобытия: отраженность субъекта в пространстве витальности; инобытие субъекта в социокультурном пространстве; представленность субъекта в жизнедеятельности других людей; отраженность субъекта в пространстве «Я сам».

Так как предмет нашего исследования предполагает взаимодействие в совмещенной психологической системе «мать-ребенок», более подробно остановимся на феномене персонализации как инобытие человека в жизнедеятельности другого человека. С этих позиций личность можно понимать как «особую форму организации взаимной активности, когда реальное бытие одного синтетически связано с идеальным бытием других в нем и когда в то же время данный индивид представлен в реальном бытии других людей» [9, с. 346]. Неадаптивная трасцендентальная природа человека, которая постоянно преодолевает границы своего ставшего, и находится в постоянном движении, выхода за пределы себя, и есть проявление открытости человека в мир, в мир других людей. Благодаря этой открытости в общении, взаимодействии «раскрывается субъективный мир одного человека для другого» [6, с. 197], происходит «производство индивидами их общего» [9, с. 10], что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон.

Здесь отчетливо и проявляется проблема идеального бытия одного в другом, продленность одного человека в мир другого. Человеческое инобытие, по мнению Л. Я. Дорфмана, это такая форма существования человека, когда он оставляет какие-то следы, отпечатки в других людях, предметах, вещах, произведениях искусства [2]. Также исследователь отмечает, что проблема существования человека в иных, чем он сам, носителях - это проблема «многократного умножения жизни индивидуальности благодаря трасля-ции ею каких-то важных и личностно значимых ее же качеств, сгустков ее жизни в окружающий мир, на его субъекты и объекты» [2].

Человек идеально представленный в другом, выступает как деятельное

начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, формированию новых устремлений, побуждений, новой активности. Инобытие, отраженную субъективность В. А. Петровский предлагает рассматривать как динамическое, относительно автономное от самого человека образование.

В. А. Петровский выделяет три формы проявления отраженной субъект-ности, которые являются преемственными:

1. Запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний. Эта форма характеризуется эффектом взаимодействия между людьми, непосредственно воспринимающих друг друга. Влияние одного человека на другого может быть направленным и ненаправленным. В первом варианте воздействующий человек намерен добиться желаемого результата. При этом это может быть прямое влияние - когда человек открыто предъявляет те или иные притязания, а может быть косвенным - когда человек имеет определенную цель, изменяет среду, ожидая желаемого ответа от другого. Во втором варианте (ненаправленное влияние) воздействия субъекта, его влияние на другого не связано с целью получить запланированную ответную реакцию того человека, на которого было направлено влияние.

2. Идеальный значимый другой. Данная форма проявления отраженной субъектности проявляется в виде феноменов действенности идеального образа отражаемого индивида в системе реальных либо воображаемых контактов с ним индивида, который является носителем данного образа. В. А. Петровский предлагает для характеристики этого феномена следующий образ: жизненный мир человека, в данном случае, может быть представлен в виде эллипса, имеющего два фокуса: Я и Другой во мне, которые существуют относительно автономно во внутреннем мире человека. «Другой во мне» сохраняет свое идеальное присутствие, даже если этого значимого для меня человека нет рядом.

3. Претворенный субъект. Субъект, оказывающий влияние, настолько глубоко проникает в духовный, внутренний мир человека, что человек, отражающий данное влияние, внутренне и достаточно сильно оказывается опосредованным влиянием первого. Здесь уже нет той автономности между Я и Другим во мне, как в предыдущей форме проявления отраженной субъектности, скорее всего собственное Я уже неотделимо от Я другого.

В. А. Петровский, А. В. Петровский рассматривают феномен инобытия, отраженной субъектности как динамический результат персонализации. Понятие «персонализации» отражает обретение человеком своей идеальной представленности, продленности в других людях, благодаря чему, он выступает как личность перед самим собой и в общественной жизни. С позиции автора концепции, персонализация становится возможной в том случае, когда личность как системное качество достигла такого этапа своего развития, что «начинает выступать в виде особой социальной ценности, своеобразного образца для освоения и реализации в индивидуальной деятельности людей» [9, с. 351].

Выделяя в качестве основной характеристики человека и личности трансцендентность как преодоление, выход за пределы наличного, как надситуа-тивную активность, В. А. Петровский утверждает, что «самоопределяясь, устанавливая границы своего Я, своей индивидуальности, своего места в жизни, человек неотвратимым образом обуславливает изменение жизненных миров других людей» [9, с. 216]. Таким образом, становление, развитие одного человека неминуемо вызывает изменения в жизненном пространстве другого. Процесс персонализации происходит в активном взаимодействии людей, где «первый открывается второму как значимое для него существо, как источник нового для него смысла» [9, с. 180] и тем самым изменяет сознание и поведение другого [9, с. 171]. На уровне сознания изменению подвержены «смысловые образования», «в которых как бы проявляются эффекты воздействия первого» [9, с. 399].

Определенную связь можно увидеть между понятиями «персонализация» и «самоактуализация» (А. Маслоу). А. Маслоу отмечает, что самоактуализи-рующиеся люди, обладающие разнообразными, внеличностными целями, интересами, живут в «мире самых широких, универсальных и долговременных ценностей» [7, с. 399], что «облегчает жизнь не только самим этим людям, но и всем, кто с ними связан» [там же]. В концепции А. Маслоу самоактуализация рассматривается, как некоторая способность развить, довести до совершенства себя, выразить свою истинную природу вовне, в том числе и пространстве межличностных отношений. Также следует отметить, что благодаря самоактуализации личность становится более совершенной, трансцендентной, спонтанной, т. е. увеличивается возможность, потенциап самовыражения, самореализации [7]. Самоактуализация, по мнению А. Маслоу, способствует большей открытости личности опыту, что в свою очередь, расширяет возможность получения нового, обогащения себя, а, следовательно, это новый виток самоактуализации.

Феномен персонализации характеризуется потребностью в персонализации и способностью к персонализации, в которых проявляется специфически личностный уровень над ситуативной активности индивида.

Потребность в персонализации рассматриваться автором концепции как базисная потребность человека, как источник многообразных мотивов жизнедеятельности таких как: мотивация достижения, альтруизм, эмпатия, стремление к самореализации, к общественному признанию, мотивацию роста, метамотивации (А. Маслоу) и т.п. Потребность в персонализации обеспечивает активное включение человека в систему социальных связей, где он стремится через активное участие в совместной деятельности привнести свое «Я» в сознании, чувства и волю других людей, приобщая их к своим интересам и желаниям [9; 10].

Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации В. А. Петровский видит в продуктивной деятельности людей, их подлинном общении друг с другом в конкретной социальной ситуации.

В работе Ю. В. Трофимовой «Динамика ценностно-смысловых составляющих образа мира супругов в процессе становления семейных отношений» выделены характеристики потребности человека в персонализации: стремление к активному включению в систему социальных связей (в общение и в деятельности); стремление передать другим, то, что составляет смысл и ценность собственного бытия. В терминах В. А. Петровского: «привнести свое «Я» в сознание, чувства и волю других людей», т. е. транслировать другому свои смыслы и ценности. Стремление к творчеству, к саморазвитию, самореализации, трансценденции. Стремление транслировать другому инновации собственного опыта, передать, адресовать свою неповторимость, особенность. Стремление свои яркие индивидуально-психологические качества транслировать другим в виде всевозможных образцов активности. Также потребности человека в персонализации проявляются в мотивации достижения, притязании на внимание, на славу, дружбу, уважение, положение лидера. Проявляются в переживание значимости ситуации, переживании открывающихся перед человеком возможностей; «стремление совершать собственный надситуагивный выход; стремление к тождественности, общности, которая позволяет «возвращаться к себе, выходя за пределы себя» [11, с. 62].

В единстве с потребностью персонализации, которая представляет источник активности субъекта, «в качестве ее предпосылки и результата выступает социально генерированная, собственно человеческая способность, «быть личностью»» [9, с. 227-228]. Способность быть личностью, способность к персонализации проявляется в передаче элементов социального целого, образцов поведения, норм, психологических орудий и вместе с тем собственной активности субъекта окружающим людям. [9,10]. Способность индивида к осуществлению акта персонализации проявляется в его деяниях, т. е. в значимых изменениях социального бытия, за которые индивид ощущает свою ответственность перед обществом.

В. А. Петровский представляет способность к персонализации как совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществлять социально-значимые действия, поддерживающие или изменяющие условия существования других людей, в нашем случае ребенка. Это оказывается возможным и обеспечивается богатством индивидуальности человека и разнообразием средств, с помощью которых он может достигать необходимой идеальной представленности в других людях. Следовательно, можно принять и точку зрения М. С. Кагана,

А. М. Эткинда, которые говорят о том, что персонализация это асимметричный процесс «от более «богатой» личности к менее «богатой», от личности, готовой внести духовный вклад, к личности готовой принять его» [3, с. 28]. При этом, под «богатством» личности можно рассматривать готовность внести свой «вклад» в виде смыслов и ценностей, открывая другому пространство для движения вперед, для развития, реализации.

Ю. В. Трофимовой были выделены следующие теоретические характеристики способности к персонализации: способность обеспечить включенность в конкретную деятельность, социальную ситуацию; способность устанавливать, поддерживать, развивать способы (формы) взаимодействия; способность быть посредником, медиатором (владеть, расширять способы передачи информации - знак, слово, символ, результаты деятельности); наличие, продуцирование индивидуально-психологических особенностей человека, позволяющих совершать деяния, значимые изменения социального бытия: брать на себя ответственность за свои деяния; способность к изменению ситуации в значимом для себя и другого направление; гибкость в выработке средств, позволяющих достигать идеальной представленности; способность к поиску и выработке средств полагания себя в другом; передача элементов социального целого, образцов поведения, норм, психологических орудий и вместе с тем собственной активности, носящей надситуативный характер, окружающим людям; способность (актуализировать) показать значимость данной ситуации другому; способность показать направление в будущее, открыть перспективу другому; способность рефлексировать переживания значимости ситуации и тех изменений, которые могут произойти; способность рефлексировать готовность к изменению ситуации [11, с. 73-74].

Анализ данных способностей показывает наличие активности только с одной стороны и дает нам возможность определить данные способности как способности взрослого человека быть посредником между культурой и ребенком. Так как согласно теории психологических систем, взрослый в совмещенной психологической системе «мать-ребенок» выполняет посреднические функции между культурой и ребенком, наличие данных характеристик персонализации создаст возможность ребенку для эффективного развития в наличном мире взрослого человека. Таким образом, отсутствие полной системы координат жизненного мира ребенка будет возмещено наличием условий для эффективного развития ребенка и становления его жизненного мира в мире взрослого.

Так как в теории психологических систем взрослый является посредником, проводником между культурой и ребенком правомерно утверждать, что способность быть посредником, медиатором это и есть медиативная функция матери, проявляющаяся в процессе персонификации и включающая в себя все выше перечисленные способности.

В целях выделения взрослого как значимой единицы в структуре совмещенной психологической системы, мы рассматривали процесс персонализации только с одной стороны, показывая готовность взрослого подставляться, раскрываться, «проводить».

Но, как отмечает А. В. Петровский, потребность к персонализации нельзя рассматривать как готовность, так как в ситуации взаимодействия есть и другая сторона, человек (в нашем случае ребенок), который воспринимает

либо не воспринимает транслируемые ему смыслы, ценности. И от второго зависит осуществление акта персонализации первым. Если второй не готов к принятию ценностей, то акта персонализации не произойдет [8]. Важность данного заключения не только в том, что в нем учитывается активная или пассивная роль другого по отношению транслируемых ему смыслов и ценностей, сколько в том, что невольно ставится вопрос о механизме персонализации. Ответ на поставленный вопрос был найден в работах

В. А. Петровского, в которых он пишет, что удовлетворить потребность в персонализации оказывается возможным за счет наибольшей степени соответствия транслируемого «вклада» другому и ценностями, которые и объединяют взаимодействующих людей.

Для характеристики этого аспекта в процессе взаимодействия В. Е. Клоч-ко, О. М. Краснорядцева используют понятие «персонификация», характеризующее проникновение человека к смыслам и ценностям другого, которое, по мнению исследователей, осуществляется в результате сопереживания (эмпатии), в результате решения «задачи на смысл», «задачи на ценность». Персонификация, по мнению В. Е. Клочко, предполагает наличие готовности к постижению смысла другого «как бессознательную установку на «вписывание» явлении в их значимости для второго в собственный образ мира и сличение собственных смыслов и ценностей с теми, которые персонализирует другой» [4, с. 4]. В этой связи можно привести цитату М. М. Бахтина: «диалогическая реакция персонифицирует всякое высказывание, на которое реагирует» [1, с. 314].

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Персонализация может быть понята как совокупность индивидуальнопсихологических особенностей взрослого, которые позволяют ему осуществлять социально-значимые деяния, поддерживающие или изменяющие условия существования ребенка. Процесс персонализации происходит в активном взаимодействии людей, где «первый открывается второму как значимое для него существо, как источник нового для него смысла» [9, с. 180].

Процессы персонализации, происходящие между матерью и ребенком, обеспечивают расширение совместного, совмещенного психологического пространства.

Персонализация может быть понята как механизм становления жизненного мира ребенка, обеспечивающего возникновение значений, смыслов, ценностей как основных координат жизненного пространства. «Самоопределяясь, устанавливая границы своего «Я», своей индивидуальности, своего места в жизни, человек неотвратимым образом обуславливает изменение жизненных миров других людей» [9, с. 216].

Персонализация выступает в качестве показателя степени открытости совмещенной психологической системы «мать-ребенок», в силу чего семья оказывается открытой не только в социальный мир, но и в мир культуры

открытый взрослым, что обеспечивает ребенку потенциал саморазвития как самоорганизующейся системы.

Персонализация - это асимметричный процесс «от более «богатой» личности к менее «богатой», от личности, готовой внести духовный вклад, к личности готовой принять его» [3, с. 28], готовность внести свой «вклад» в виде смыслов и ценностей, открывая другому пространство для движения вперед, для развития, реализации.

Персонализация становится возможной в том случае, когда личность как системное качество достигла такого этапа своего развития, что «начинает выступать в виде особой социальной ценности, своеобразного образца для освоения и реализации в индивидуальной деятельности людей» [9, с. 351], т. о. обосновано появление понятия медиатор, посредник, т. е. человек стоящий между ребенком и культурой.

Персонализации не произойдет если другая сторона (в нашем случае ребенок) не готова к принятию ценностей, смыслов первой стороны (взрослого), т. о. обосновано появление понятия «персонификация», характеризующее проникновение человека к смыслам и ценностям другого. Персонификация, по мнению В. Е. Клочко, предполагает наличие готовности к постижению смысла другого «как бессознательную установку на «вписывание» явлений в их значимости для второго в собственный образ мира и сличение собственных смыслов и ценностей с теми, которые персонализирует другой» [4, с. 4].

Таким образом, для возникновения медиативной функции в процессе взаимодействия в детско-взрослой общности молено выделить как минимум 3 условия: способность взрослого выступать в виде особой социальной ценности, своеобразного образца для освоения и реализации; готовность взрослого внести свой «вклад» в виде смыслов и ценностей, открывая ребенку пространство для движения вперед, для развития, реализации; способность взрослого к созданию канала для передачи информации с учетом индивидуальных психологических характеристик ребенка.

Библиографический список

1. Бахтин, М. М. Проблема поэтики Ф. М. Достоевского. - М., 1972. - Том № 1.-470 с.

2. Дорфман, Л. Я. Воплощение и превращение как форма взаимодействия индивидуальности с миром. http//www.psychology.ru/Libraru/00075.shtml, 1996.

3. Каган, М. С., Эткинд А. М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии - М., 1988. - № 4. - С. 25-34.

4. Клочно, В. Е. Взаимодействие школьного психолога с педагогами и администраторами как проблема понимания // Проблема взаимодействия психолога с работниками образовательных учреждений: Тезисы докладов краевой научно-практической конференции. - Барнаул, 1997. - С.3-4.

5. Клочко, В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. - 1998. - № 8-9.

6. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1999. 350 с.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность // Психология личности. - Самара, 2000. -Т№ 1. - С.391-416.

8. Петровский, А. В. К проблеме первоисточника человеческой мотивации. / / Личность в общении и деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Ульяновск, 1985. - 107 с.

9. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

10. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992. -224 с.

11. Трофимова, Ю. В. Динамика ценностно-смысловых составляющих образа мира супругов в процессе становления семейных отношений. - Барнаул, 2002. -190 с.

УДК 178.35:28

А. И. Мруг

ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МОЛДОВЫ

Гендерная проблематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола в последние годы приобретает большую популярность и распространение. Актуальность изучения гендерных характеристик личности объясняется существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее взгляды на различия полов, нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Комплекс гендерных характеристик личности включает в себя гендерную идентичность, маскулинные и фемининные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения [3].

Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет [2]. В отечественной психологии проблемой гендерной идентичности или близкими к ней вопросами занимались В. С. Агеев, И. С. Кон, Я. Л. Коломинский, И. С. Клецина, Т. А. Репина и др. Для определения этого вида социальной идентичности используются два условно сходных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.