Научная статья на тему 'Период застоя или динамичного развития: Бурятия и ее органы власти в 1970-е годы'

Период застоя или динамичного развития: Бурятия и ее органы власти в 1970-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ БУРЯТИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СТРУКТУРЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ПРЕДПРИЯТИЯ / PARTY AND STATE AUTHORITIES OF BURYATIA / POLITICAL DECISIONS AND STRUCTURES OF THE EXECUTIVE POWER / ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF THE REGION / BUSINESSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Протасов Евгений Тарасович

Предметом исследования является анализ экономических и структурных изменений в стране и автономной республике в рассматриваемый период с использованием системного, компаративистского подходов, институционального метода исследования. Осуществляя экономические преобразования, органы государственной власти и управления Союза ССР и Бурятской АССР развернули активную и целеустремленную работу по их реализации, проводили эффективную кадровую политику. В рассматриваемом периоде представлен плодотворный этап советской государственности, наполненный значимыми и эффективными политическими и экономическими событиями и процессами. Последовательность преобразований властных структур отражала общие закономерности развития государства с учетом возобновления централизованного управления народным хозяйством. Восстановление отраслевых подходов управления существенно корректировало роль региональных органов власти в системе принятия решений, увеличивало их влияние в вопросах прогнозирования и планирования экономического и социального развития территорий. С увеличением масштабов хозяйственного и социально-культурного строительства предъявлялись возрастающие требования к уровню управления. С корректировкой задач и функций государства в различные исторические периоды на основе принятых конституционных норм меняется и содержание деятельности государственных учреждений, стиль работы, уточнялись функции, полномочия, вырабатывались обновленные подходы управленческой деятельности. Благодаря созидательной работе органов власти Бурятской АССР по совершенствованию государственных институтов автономной республики, ускоренному подъему производительных сил значительно увеличились экономический потенциал региона и степень его интеграции в народнохозяйственный комплекс страны. Ускоренный рост капиталовложений укреплял материально-техническую базу промышленности, способствовал индустриализации и интенсификации сельского хозяйства, увеличению технической оснащенности капитального строительства, улучшению транспортной системы. Вместе с тем одна из главных причин относительной неудачи экономической реформы состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. Позитивные преобразования в стране со стороны органов власти не были поддержаны изменениями в политической, социальной и культурной сферах. Начавшийся процесс демократизации общества не был доведен до конца, не пошел вглубь, а в 1970-х годы фактически остановился. Демократическая тенденция слабела, а консерватизм все больше укреплялся. Значительно возросли противоречия в экономической и социальной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PERIOD OF STAGNATION OR DYNAMIC DEVELOPMENT: BURYATIA AND ITS AUTHORITIES IN THE 1970-S

The subject of research is the analysis of the economic and structural changes in the country and the Autonomous Republic in the period under review, using a systematic, comparative approaches, institutional research method. Carrying out economic reforms, public authorities and management of the USSR and the Buryat Autonomous Soviet socialist Republic launched an active and purposeful work on implementing them, conducting effective personnel policy. In the period under review represented a fruitful stage of the Soviet state, filled with meaningful and effective political and economic events and processes. The sequence of transformations of power structures reflect General regularities of development of the state in view of the resurgence of centralized management. Recovery sectoral management approaches significantly adjusted the role of regional authorities in the decision-making system, increased their influence in matters of forecasting and planning economic and social development of territories. With the increase in economic and socio-cultural development has brought increasing demands on the management level. With the adjustment of the tasks and functions of the state in different historical periods on the basis of accepted constitutional rules and changing the content of the activity of state institutions, work style, specify the functions, powers, developed updated approaches of management. Thanks to the creative work of the authorities of the Buryat Autonomous Soviet socialist Republic on improvement of state institutions of the Autonomous Republic, the rapid rise of the productive forces greatly increased the economic potential of the region and the degree of its integration into the economic complex of the country. Accelerated investment growth of UK-repeal material-technical base of the industry contributed to the industrialization and intensification of agriculture, increase of technical equipment of capital construction, to improve the transportation system. However, one of the main reasons for the failure of the economic reforms was that it had been blocked by the forces of bureaucratic conservatism. Positive changes in the country from the authorities was not supported by changes in political, social and cultural spheres. The ongoing process of democratization of society was not completed, did not go deep, and in the 1970s, years actually stopped. The democratic tendency was weakened, and conservatism has been further strengthened. Significantly increased the contradictions in economic and social spheres.

Текст научной работы на тему «Период застоя или динамичного развития: Бурятия и ее органы власти в 1970-е годы»

УДК 328

doi: 10.18101/2305-753Х-2017-4-85-92

ПЕРИОД ЗАСТОЯ ИЛИ ДИНАМИЧНОГО РАЗВИТИЯ: БУРЯТИЯ И ЕЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ В 1970-е годы

© Протасов Евгений Тарасович

кандидат исторических наук, доцент

кафедры государственного и муниципального управления

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова E-mail: protasov-evg@mail.ru

Предметом исследования является анализ экономических и структурных изменений в стране и автономной республике в рассматриваемый период с использованием системного, компаративистского подходов, институционального метода исследования. Осуществляя экономические преобразования, органы государственной власти и управления Союза ССР и Бурятской АССР развернули активную и целеустремленную работу по их реализации, проводили эффективную кадровую политику. В рассматриваемом периоде представлен плодотворный этап советской государственности, наполненный значимыми и эффективными политическими и экономическими событиями и процессами. Последовательность преобразований властных структур отражала общие закономерности развития государства с учетом возобновления централизованного управления народным хозяйством. Восстановление отраслевых подходов управления существенно корректировало роль региональных органов власти в системе принятия решений, увеличивало их влияние в вопросах прогнозирования и планирования экономического и социального развития территорий. С увеличением масштабов хозяйственного и социально-культурного строительства предъявлялись возрастающие требования к уровню управления. С корректировкой задач и функций государства в различные исторические периоды на основе принятых конституционных норм меняется и содержание деятельности государственных учреждений, стиль работы, уточнялись функции, полномочия, вырабатывались обновленные подходы управленческой деятельности. Благодаря созидательной работе органов власти Бурятской АССР по совершенствованию государственных институтов автономной республики, ускоренному подъему производительных сил значительно увеличились экономический потенциал региона и степень его интеграции в народнохозяйственный комплекс страны. Ускоренный рост капиталовложений укреплял материально-техническую базу промышленности, способствовал индустриализации и интенсификации сельского хозяйства, увеличению технической оснащенности капитального строительства, улучшению транспортной системы. Вместе с тем одна из главных причин относительной неудачи экономической реформы состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. Позитивные преобразования в стране со стороны органов власти не были поддержаны изменениями в политической, социальной и культурной сферах. Начавшийся процесс демократизации общества не был доведен до конца, не пошел вглубь, а в 1970-х годы фактически остановился. Демократическая тенденция слабела, а консерватизм все больше укреплялся. Значительно возросли противоречия в экономической и социальной сферах.

Ключевые слова: партийные и государственные органы Бурятии, политические решения, структуры исполнительной власти, экономическое и социальное развитие региона, предприятия.

В соответствии с новыми конституционными нормами 1977 и 1978 годов следует отметить, что государственными, партийными, общественными организациями была проведена значительная и плодотворная работа. Бурятская АССР стала общенародным государством. Более конкретно устанавливались порядок и формы деятельности органов законодательной и исполнительной власти автономной республики. Советы народных депутатов стали политической основой общества. Национальная государственность Бурятии была ограничена. КПСС определялась ядром политической системы страны, руководящей и направляющей силой в жизни общества, что конституционно закрепило однопартийную систему и недемократический путь развития государства.

За период девятой и десятой пятилеток органы государственной власти и управления Бурятской АССР, партийные структуры активно добивались неуклонного повышения роли местных Советов, органов народного контроля, профсоюзных и комсомольских организаций в решении задач экономического и социального развития, воспитании трудящихся. Местные Советы стали полнее использовать предоставленные им широкие права, эффективнее влиять на деятельность промышленных предприятий, строительных организаций, колхозов и совхозов, государственных и общественных организаций, лучше стали заниматься вопросами бытового, торгового и коммунального обслуживания населения, а также вопросами укрепления социалистической законности и правопорядка. Укрепились связи местных Советов с массами, активизировалась деятельность постоянных депутатских комиссий [1, Л. 42]. 13 июня 1971 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Бурятской АССР и местных Советов [2, Л. 1]. Явка избирателей при голосовании составила 99,99 %, избрано было 137 депутатов [3. Л. 3-5].

В установленные сроки проходили очередные съезды союза писателей, композиторов, художников, работников культуры, журналистов, вносившее значительный вклад в развитие профессионального искусства, социально-культурного развития народов многонациональной республики. В 1972 году Совет Министров РСФСР принял постановление о присуждении Государственной премии РСФСР им. М. Глинки композиторам Л. Книпперу, Б. Б. Ямпилову, балетмейстеру М. С. Заславскому, художнику А. И. Тимину, солистам балета Л. П. Сахьяновой и П. Т. Абашееву за постановку балетного спектакля «Красавица Ангара».

На состоявшейся 26-27 февраля 1971 года XXVIII областной отчетно-выборной партийной конференции в отчетном докладе было отмечено, что трудящиеся Бурятии добились досрочного выполнения основных заданий восьмой пятилетки по развитию промышленности, транспорта, сельского хозяйства, улучшению благосостояния народа. Конференция избрала новый состав обкома КПСС и делегатов на XXIV съезд партии. На конференции обсуждался доклад Председателя Совета Министров Н. Б. Пивоварова «О проекте Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы» [4. Л. 1-42].

На состоявшемся в апреле 1971 года XXIV съезде партии, заслушавший и обсудивший отчетный доклад ЦК, с которым выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Утверждены были Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы, представленные Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным. Были определены новые задачи и рубежи в созидательной деятельности советского общества на перспективу. Съезд полностью одобрил решения партии и правительства и обязал партийные, советские и хозяйственные организации последовательно проводить разработанные принципы экономической политики, предусматривающей сочетание централизованного отраслевого

управления с расширением прав республик, усиление экономических методов в руководстве хозяйством, коренное улучшение планирования, расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы коллективов предприятий, повышение их материальной заинтересованности в результатах своей деятельности [5. Л. 126-131]. Главная задача плана девятой пятилетки заключалась в том, чтобы используя достижения науки и техники, повышая эффективность общественно производства и производительность труда, значительно увеличить выпуск промышленной продукции, обеспечить высокие устойчивые темпы развития сельского хозяйства и существенно поднять уровень жизни народа, полнее удовлетворять его материальные и культурные потребности [6. Л. 11]. На первом пленуме Центрального Комитета партии А. У. Модогоев был избран членом ЦК КПСС. По мнению известного советского политика и экономиста, члена-корреспондента АН СССР и РАН В. А. Медведева «Восьмая пятилетка была, пожалуй, последним успешным периодом социально-экономического развития страны. Темпы экономического развития ... оказались даже несколько выше, чем в предшествующие годы. В дальнейшем экономическое развитие стало быстро и неуклонно ухудшаться. Два последующих пятилетних плана, включая их социальные программы, оказались сорванными. Экономическая реформа не принесла ожидаемого результата, прежде всего потому, что продолжала сохраняться неэффективная модель экстенсивного развития» [7].

Тем не менее в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Промышленность страны имела более 300 отраслей. Насчитывалось около 47 тыс. промышленных предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов [8]. Осуществления хозяйственной реформы способствовало повышению выпуска продукции за девятую пятилетку на 54 %. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 1970-е годы несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.

Несмотря на усилия партийных, советских, хозяйственных организаций не изжиты были отдельные недостатки, снижающие эффективность общественного производства. Как отмечал на названной партийной конференции первый секретарь Улан-Удэнского горкома партии А. М. Беляков «Важным направлением в улучшении работы предприятий и строек является повышение дисциплины труда, сокращение потерь рабочего времени. В этом кроются большие резервы повышения производительности труда, увеличения выпуска продукции. Потери рабочего времени в коллективах города достигают значительной величины. В 1972 году из-за простоев, прогулов, отпусков с разрешения администрации в промышленности города было потеряно около 110 тыс. человеко-дней, в строительстве - около 30 тыс. человеко-дней. Это равносильно тому, что вся промышленность города не работала целую неделю и в течение всего года не работало средней мощности строительное управление» [9]. Также большой вред предприятиям и строительным организациям прино-

сит текучесть кадров, действенных мер по ее снижению в целом ряде коллективов не принимаются.

В мае 1973 года в Москве и Свердловске с большим успехом прошли дни бурятской литературы и искусства в связи с 50-летием республики. 6 июля 1973 года в городе Улан-Удэ состоялось совместное торжественное заседание областного комитета КПСС и Верховного Совета Бурятской АССР, на котором Председатель Совета Министров РСФСР М. С. Соломенцев вручил республике орден Октябрьской революции за успехи, достигнутые в коммунистическом строительстве и в связи с 50-летием со дня образования Бурятской АССР [10]. 9 февраля 1974 года республика была награждена орденом Дружбы народов за заслуги трудящихся Бурятии в укрепление дружбы и сотрудничества братских народов, за вклад в экономическое, социально-политическое и культурное развитие страны и в ознаменование 50-летия образования СССР.

16 июня 1974 года на выборах избрано 14 депутатов Верховного Совета СССР. Наряду с руководителями республики народными избранниками стали Е. М. Мацу-ков - бригадир электрослесарей Улан-Удэнского ЛВРЗ, Ж. Б. Санжиев - механизатор колхоза имени XX партсъезда Селенгинского района, О. М. Омбоева - заведующая стоматологическим отделением республиканской больницы, А. П. Имеева - работница совхоза «Кабанский» Кабанского района [11] и другие. 15 июня 1975 года состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР, Верховный Совет Бурятской АССР. При этом было принято решение об увеличении продолжительности созывов данных законодательных органов до пяти лет. 22 октября 1974 года пленум обкома партии рассмотрел вопрос «О задачах областной партийной организации по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

В 1971-1980 годах проведено 29 сессий Верховного Совета Бурятской АССР, 105 заседаний его Президиума, 127 заседаний Совета Министров, 28 пленумов обкома и 23 собрания областного партийного актива, на которых обсуждались основные вопросы государственного устройства, социально-экономического развития республики, организационно-партийной и политико-воспитательной работы [12]. Регулярно проводились заседания бюро обкома. За обозначенный период были обсуждены отчеты восьмидесяти девяти горкомов, райкомов партии, горисполкомов и райисполкомов, предприятий и организаций. В практику обкома партии, Верховного Совета и Совета Министров, их отделов прочно вошло перспективное планирование работы, что давало возможность сосредоточить внимание на узловых проблемах и добиваться последовательного их решения. Органы государственной власти и управления Бурятской АССР, партийные структуры настойчиво добивались неуклонного повышения роли местных Советов, органов народного контроля, профсоюзных и комсомольских организаций в решении задач экономического и социального развития, воспитании трудящихся. Вместе с тем исследователь В. М. Кудров обращал внимание на расширение каналов контроля за производством: «Отсутствие встроенных экономических стимулов в известной мере компенсировалось механизмами контроля и управления. При этом истинным «нововведением» стало многократное дублирование структур власти и контроля, особенно в экономике. Наряду с ведомственным руководством и контролем каждое предприятие руководилось партийными и региональными властями, опекалось партийным народным контролем, подразделениями КГБ, МВД, ЦСУ, Минфина, Госбанка, различными инспекциями и т.д.» [13, Л. 67].

9 января 1981 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производительных сил Бурятской АССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года», а также 13 февраля соответствующее постановление Совета Министров РСФСР [14, Л. 6], являвшимися очень важными и своевременными решениями для экономики республики. В ходе длительной подготовки первого из названных постановлений произошел интересный и многозначительный эпизод. В ноябре 1980 года Председатель Совета Министров СССР Н. А. Тихонов отказал первому секретарю Камчатского обкома партии Д. И. Качину по вопросу подготовки проекта партийно-правительственного постановления о развитии производительных сил Камчатской области на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года. На вопрос Д. И. Качина о том, почему, имея такую же как у него положительную резолюцию Л. И. Брежнева, партийным руководителям Карелии и Бурятии приняты положительные решения по аналогичному вопросу. Н. А. Тихонов ответил, что в отличие от Камчатской области Карелия и Бурятия являются автономными республиками, а это уже большая политика. В настоящее время нет возможности помочь [15, Л. 34].

15-16 января 1981 года состоялась очередная XXXI областная отчетно-выборная партийная конференция. Активный предсъездовский настрой, трудовые почины принимались и поддерживались на многих предприятиях и организациях весь предыдущий год. После отчетного доклада выступил Председатель Совета Министров Бурятской АССР В. Б. Саганов по вопросам основных направлений развития народного хозяйства СССР и Бурятской АССР на 1981 - 1985 годы. На конференции была отмечена работа передовых во многих отношениях предприятий и организаций, подведомственных различным министерствам и ведомствам. Это Тонкосуконный комбинат, Приборостроительный и Ново-Брянский заводы, строительные организации БАМа, Баргузинский леспромхоз, совхозы «Оерский», «Тулдунский», «Бодон-гутский», «Улюнханский», колхозы «Искра» и «Маяк» Улан-Удэнского, «Коммунизм» Еравнинского, «Сибиряк», имени Ленина Тункинского районов и многие другие. Повысился уровень руководства хозяйственным и культурным строительством в Октябрьском, Бичурском, Заиграевском, Закаменском районах. Министр транспортного строительства СССР, делегат конференции И. Д. Соснов отметил, что за успешное выполнение социалистических оязательств и целевых задач по вводу в эксплуатацию важнейших народнохозяйственных объектов Указами Президиума Верховного Совета СССР в 1980 году присвоено высокое звание Героя Социалистического труда шести транспортным строителям, а других государственных наград удостоены 790 человек [16, Л. 94]. На организационном пленуме регионального партийного комитета секретарями обкома были избраны А. У. Модогоев, В. Г. Бирюков, А. А. Бадиев, Л. В. Потапов, В. Ф. Лысов.

В феврале 1981 года в Москве проходил очередной съезд КПСС, в работе которого приняли участие 15 делегатов от областной партийной организации, в том числе модельщик Улан-Удэнского авиазавода В. И. Бардунаев, Герои социалистического труда - вальщик леса СМП-608 треста «Нижнеангарсктрансстрой» В. И. Аксенов, старший чабан колхоза имени Карла Маркса О. Э. Сангадиева, директор Тонкосуконного комбината К. П. Альцман, а также первые руководители автономной республики [17, Л. 258-259]. Решения съезда были восприняты коммунистами и всеми трудящимися как боевая программа действий, ясно раскрывающая перед страной перспективы уверенного продвижения вперед зрелого социалистического общества, указывающая конкретные пути реализации поставленных целей и задач, раскрывающая огромные материальные и духовные возможности страны [18, Л. 7]. Членом ЦК КПСС на съезде вновь был вновь избран А. У. Модогоев. Фактически это был

последний «брежневский» съезд, явившийся своеобразной кульминацией «застойного» периода.

Областная партийная организация в течение двадцати двух лет с 1962 года развивалась под руководством ее бессменного лидера, члена ЦК КПСС, депутата Верховного Совета СССР, члена Президиума Верховного Совета Бурятской АССР Андрея Урупхеевича Модогоева. Проработавший сорок три года на руководящих должностях он привел республику к рубежам 1983 года, когда состоялось празднование 60-летия образования Бурятии.

Таким образом, в соответствии с новой Конституции Бурятской АССР подробно определялся правовой статус, регламентировался порядок и формы деятельности Верховного Совета и его Президиума, а также Совета Министров автономной республики. Советы народных депутатов различных уровней образовали единую систему государственной власти, являясь политической основой общества. Согласно конституционного статуса областной комитет единственной политической партии уверенно осуществлял руководящие и направляющие функции и полномочия. С учетом эффективного взаимодействия органов власти и управления, последовательно и уверенно осуществлялось социально-экономическое развитие региона, несмотря на то, что развитие промышленности происходило с учетом неустойчивой динамики сельского хозяйства. Вместе с тем все острее ощущалась необходимость серьезных демократических изменений в обществе.

Литература

1. ГАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 9093. Л. 42.

2. Ф. Р-475. Оп. 1. Д. 3929. Л. 1.

3. Депутаты Верховного Совета БАССР. Восьмой созыв. 1971 г. - Улан-Удэ : Верховный Совет БАССР, 1980. C. 3-5.

4. ГАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 7427. Л. 1-42.

5. Ф. П-1. Оп. 1 Д. 7439. Л. 126-131.

6. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 7443. Л. 11.

7. Хайтун С.Д. Номенклатура против России. Эволюционный тупик. -Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. - С. 315. Вадим Андреевич Медведев - член Политбюро ЦК КПСС (1988 - 1990), секретарь ЦК КПСС (1986 - 1990). Член-корреспондент АН СССР.

8. Коржихина Т.П. История и современная организация государственных учреждений СССР. 1917 - 1972. - Москва: РГГУ, 1994. - С. 251.

9. ГАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 7612. Л. 83-84.

10. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 6. Л. 6.

11. Правда Бурятии. - 1974. - 19 июня.

12. Ф. Р-475. Оп. 1. Д. 6823. Л. 28-29, Д. 8906. Л. 2-3; Ф. П-1. Оп. 1. Д. 6424. Л. 46, Д. 7525. Л. 95-97, Д. 7826. Л. 110-113, Д. 7827. Л. 29; Р-248. Оп. 1. Д. 8906. Л. 5-7, Д. 9677. Л. 4-5.

13. Кудров В.М. Крах советской модели экономики. - Москва, 2000. - С. 67.

14. ГАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 9077. Л. 6.

15. Ф. Р-2238. Оп. 1. Д. 4. Л. 34.

16. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 9036. Л. 42.

17. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 9077. Л. 258-259.

18. Там же. Л. 37.

References

1. GARB. F. P-1. Op. 1. D. 9093. L. 42.

2. F. R-475. Op. 1. D. 3929. L. 1.

3. Deputaty Verkhovnogo Soveta BASSR. Vos'moi sozyv. 1971 g. - Ulan-Ude: Verkhovnyi Sovet BASSR, 1980. C. 3-5.

4. GARB. F. P-1. Op. 1. D. 7427. L. 1-42.

5. F. P-1. Op. 1 D. 7439. L. 126-131.

6. F. P-1. Op. 1. D. 7443. L. 11.

7. Khaitun S.D. Nomenklatura protiv Rossii. Evolyutsionnyi tupik. -Moskva: Knizhnyi dom «LI-BROKOM», 2014. - S. 315. Vadim Andreevich Medvedev - chlen Politbyuro TsK KPSS (1988 - 1990), sekretar' TsK KPSS (1986 - 1990). Chlen-korrespondent AN SSSR.

8. Korzhikhina T.P. Istoriya i sovremennaya organizatsiya gosudarstvennykh uchrezhdenii SSSR. 1917 - 1972. - Moskva: RGGU, 1994. - S. 251.

9. GARB. F. P-1. Op. 1. D. 7612. L. 83-84.

10. F. P-1. Op. 1. D. 6. L. 6.

11. Pravda Buryatii. - 1974. - 19 iyunya.

12. F. R-475. Op. 1. D. 6823. L. 28-29, D. 8906. L. 2-3; F. P-1. Op. 1. D. 6424. L. 46, D. 7525. L. 95-97, D. 7826. L. 110-113, D. 7827. L. 29; R-248. Op. 1. D. 8906. L. 5-7, D. 9677. L. 4-5.

13. Kudrov V.M. Krakh sovetskoi modeli ekonomiki. - Moskva, 2000. - S. 67.

14. GARB. F. P-1. Op. 1. D. 9077. L. 6.

15. F. R-2238. Op. 1. D. 4. L. 34.

16. F. P-1. Op. 1. D. 9036. L. 42.

17. F. P-1. Op. 1. D. 9077. L. 258-259.

18. Tam zhe. L. 37.

A PERIOD OF STAGNATION OR DYNAMIC DEVELOPMENT: BURYATIA AND ITS AUTHORITIES IN THE 1970-S

Evgeny V. Protasov

Buryat state agricultural Academy named after V. R. Filippov E-mail: protasov-evg@mail.ru

The subject of research is the analysis of the economic and structural changes in the country and the Autonomous Republic in the period under review, using a systematic, comparative approaches, institutional research method. Carrying out economic reforms, public authorities and management of the USSR and the Buryat Autonomous Soviet socialist Republic launched an active and purposeful work on implementing them, conducting effective personnel policy. In the period under review represented a fruitful stage of the Soviet state, filled with meaningful and effective political and economic events and processes. The sequence of transformations of power structures reflect General regularities of development of the state in view of the resurgence of centralized management. Recovery sectoral management approaches significantly adjusted the role of regional authorities in the decision-making system, increased their influence in matters of forecasting and planning economic and social development of territories. With the increase in economic and socio-cultural development has brought increasing demands on the management level. With the adjustment of the tasks and functions of the state in different historical periods on the basis of accepted constitutional rules and changing the content of the activity of state institutions, work style, specify the functions, powers, developed updated approaches of management. Thanks to the creative work of the authorities of the Buryat Autonomous Soviet socialist Republic on improvement of state institutions of the Autonomous Republic, the rapid rise of the productive forces greatly increased the economic potential of the region and the degree of its integration into the economic complex of the country. Accelerated investment growth of UK-repeal material-technical base of the industry contributed to the industrialization and intensification of agriculture, increase of technical equipment of capital construction, to improve the transportation system. However, one of the main reasons for the failure of the economic reforms was that it had been blocked by the forces of bureaucratic conservatism. Positive changes in the country from the authorities was not supported by changes in political, social and cultural spheres. The ongoing process of democratization of society was not completed, did not go deep, and in the 1970s, years actually stopped.

The democratic tendency was weakened, and conservatism has been further strengthened. Significantly increased the contradictions in economic and social spheres. Keywords: party and state authorities of Buryatia, political decisions and structures of the Executive power, the economic and social development of the region, businesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.