Научная статья на тему 'Экономическая реформа и функциональные изменения органов власти Бурятии во второй половине 1960-х – 1970-х гг'

Экономическая реформа и функциональные изменения органов власти Бурятии во второй половине 1960-х – 1970-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / ПАРТИЙНЫЕ ОРГАНЫ / СТРУКТУРЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / МИНИСТЕРСТВА / ПРЕДПРИЯТИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / REFORM / PARTY ORGANS / STRUCTURES OF EXECUTIVE POWER / THE MINISTRY OF / ENTERPRISES / MANPOWER POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Протасов Е.Т.

Предметом исследования является анализ экономических и структурных изменений в стране и автономной республике в рассматриваемый период с использованием системного, компаративистского подходов, институционального метода исследования. Наметив экономические преобразования, органы государственной власти и управления Союза ССР и Бурятской АССР развернули активную и целеустремленную работу по их реализации, проводили эффективную кадровую политику. В 1965 – 1966 гг. в сфере промышленного производства упразднялась территориальная система управления. Руководство отраслями передавалось созданным министерствам, возрастала роль государственных комитетов. Все это создавало благоприятные условия для развития научно-технического прогресса, а также основным для промышленности оставался курс на развитие и внедрение экономических методов руководства, самостоятельность предприятий, уменьшение административного регулирования их деятельности. Результаты развития народного хозяйства в восьмой пятилетке были лучшими за весь советский период. Вместе с тем оставался экстенсивный характер макроэкономики. Представленные материалы могут быть использованы для переосмысления с современных позиций вопросов формирования и развития органов государственной власти и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC REFORM AND FUNCTIONAL CHANGES OF THE AUTHORITIES OF BURYATIA IN THE LATE 1960S – 1970S

The subject of the research is the analysis of economic and structural changes in the country and the autonomous republic in the examined period with the use of the systemic and comparative approaches, as well as institutional research method. When planning the economic reforms, the USSR and the Buryat ASSR bodies of state power and control did an active and purposeful job to implement them and carried out an effective personnel policy. In 1965 – 1966 the territorial management system was abolished in industrial production. Branch management was passed on to newly created ministries, the role of state committees increased. These facts created auspicious conditions for scientific and technical progress development. Moreover, the main purpose of the production was the course on development and inculcation of economic management methods, independence of enterprises, and reduction of administrative regulation of their activity. The results of economic development during the 8th five-year plan were the best for the whole Soviet period. At the same time, macroeconomics still maintained an extensive character. The provided materials interpreted in a modern light can be used for reconsideration of state governing bodies’ formation and evolution.

Текст научной работы на тему «Экономическая реформа и функциональные изменения органов власти Бурятии во второй половине 1960-х – 1970-х гг»

УДК 947: 32(571.74)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ БУРЯТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х - 1970-Х ГГ.

Евгений Т. Протасов1' @

1 Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова, Россия, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8 @ protasov-evg@mail. т

Поступила в редакцию 09.01.2017. Принята к печати 11.04.2017.

Ключевые слова: реформа, партийные органы, структуры исполнительной власти, министерства, предприятия, кадровая политика.

Аннотация: Предметом исследования является анализ экономических и структурных изменений в стране и автономной республике в рассматриваемый период с использованием системного, компаративистского подходов, институционального метода исследования. Наметив экономические преобразования, органы государственной власти и управления Союза ССР и Бурятской АССР развернули активную и целеустремленную работу по их реализации, проводили эффективную кадровую политику. В 1965 - 1966 гг. в сфере промышленного производства упразднялась территориальная система управления. Руководство отраслями передавалось созданным министерствам, возрастала роль государственных комитетов. Все это создавало благоприятные условия для развития научно-технического прогресса, а также основным для промышленности оставался курс на развитие и внедрение экономических методов руководства, самостоятельность предприятий, уменьшение административного регулирования их деятельности. Результаты развития народного хозяйства в восьмой пятилетке были лучшими за весь советский период. Вместе с тем оставался экстенсивный характер макроэкономики. Представленные материалы могут быть использованы для переосмысления с современных позиций вопросов формирования и развития органов государственной власти и управления.

Для цитирования: Протасов Е. Т. Экономическая реформа и функциональные изменения органов власти Бурятии во второй половине 1960-х - 1970-е гг. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 78 -83. БО!: 10.21603/2078-8975-2017-2-78-83.

Решения партийных и государственных органов власти Союза ССР, РСФСР, Бурятской АССР, осуществляя новую систему планирования и экономического стимулирования, за период восьмой и девятой пятилетки с 1966 по 1975 годы направляли и мобилизовывали трудовые коллективы предприятий и организаций на успешное выполнение производственных заданий, реализацию хозяйственной реформы, дальнейшее развитие экономики и культуры.

На основании постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, а также решений Верховного Совета и Совета Министров Бурятии в республике в ноябре 1965 г. были вновь созданы министерства пищевой, топливной промышленности, лесного хозяйства, бытового обслуживания, управления промышленности строительных материалов. На министерства и управления возлагались ответственные задачи по квалифицированному руководству предприятиями и обеспечению динамичного развития всех отраслей производства [1, с. 530]. На бюро обкома партии и в Совете Министров республики были

утверждены составы коллегий министерств [2, л. 127 -132, 198 - 199].

Необходимо отметить, что в «переходный период» с января 1965 г. по декабрь 1966 г. было принято 20 постановлений Верховного Совета [3, л. 11 - 12] и Указов Президиума Верховного Совета Бурятской АССР [4 - 6], 26 постановлений и распоряжений Совета Министров республики [7 - 10] (что отражено в таблице), 7 постановлений пленумов и бюро областного комитета партии по вопросам упразднения совнархозовских структур, образованию отраслевых министерств, новых управлений, переименованию исполкомов городских и районных Советов, а также функционально-структурной перестройки региональной экономики. В значительной мере они касалась организации полноценной работы восстановленных министерств и учреждений. Названные органы власти республики приняли более 110 постановлений и распоряжений по кадровым назначениям различных должностных лиц и соответствующим освобождениям от занимаемой должности.

Таблица. Количество нормативных актов высших органов государственной власти Бурятской АССР в 1965 - 1966 гг. Table. Number of normative acts of the Supreme bodies of the Buryat ASSR State power in 1965 - 1966

Сроки принятия решений Постановления Верховного Совета Указы и постановления Президиума Верховного Совета Постановления и распоряжения Совета Министров

1965 год

Январь 1

Февраль 1

Март 2

Апрель 1

Май 2

Июнь 2 1

Июль

Август

Сентябрь 1

Октябрь 1

Ноябрь 2

Декабрь 4 2 3

1966 год

Январь

Февраль 1 2

Март 1

Апрель 2 2

Май 1

Июнь 3 2

Июль

Август 2

Сентябрь

Октябрь 1 2

Ноябрь 3

Декабрь 1

Состоявшийся 14 января 1965 г. VIII пленум Бурятского обкома КПСС, принял решение преобразовать партийные комитеты производственных колхозно-совхозных управлений и районные парткомы в шестнадцать районных комитетов партии, упразднив промышленно-производ-ственные (зональные) партийные комитеты. Соответственно преобразованы и советские органы власти районного и городского уровней с возвращением прежних наименований. Президиум Верховного Совета республики принял соответствующие указы о восстановлении прежних названий местных Советов и их исполнительных органов.

8 января 1966 г. Законом Бурятской АССР органы партийно-государственного контроля были преобразованы в органы народного контроля. Было установлено, что органами народного контроля в республике являются Комитет народного контроля Бурятской АССР, аймачные и городские комитеты, а также группы и посты народного контроля при сельских (сомонных), поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах и совхозах, учреждениях и организациях [5, л. 233].

Соответствующие кадровые вопросы решались также посредством рассмотрения на бюро обкома партии

согласно его основной номенклатуры. Во главе вновь образованных министерств, государственных комитетов, а ранее действовавших органов исполнительной власти были утверждены опытные руководители. Это Н. Е. Медведев, М. Ф. Завгородняя, Н. И. Бизюкин, В. Б. Саганов, Н. В. Бутуханов, Л. Д. Мадыева, С. С. Дмитриев, В. Ф. Лы-сов, И. Д. Черняков, В. А. Волков, С. Ф. Иванов [11, л. 82]. Это также относится к первым лицам производственных объединений и управлений: К. А. Восканьянц (Бурятское управление строительства), Г. А. Алексеев (УКС при Совете Министров), И. И. Болдогоев (Рыбакколхозсоюз), В. Б. Тан-хаев (Управление снабжения и сбыта), Н. И. Миханьков (Управление строительных материалов), Ц. Д. Булдаев (Управление связи), Г. М. Бурдинский (Сибэлектромонтаж), Г. Ф. Маслов (Бурятремстрой) [12, л. 18]. В марте 1966 г. в системе исполнительных органов власти и управления республики функционировало 11 министерств, 4 государственных комитета.

Вместе с тем постепенно и периодически расширялась номенклатура областного комитета партии и его отраслевых отделов в связи с увеличением количества министерств и ведомств, государственных комитетов,

производственных объединений и управлений, а также появлением новых предприятий и учреждений. Обновлявшиеся номенклатурные кадры принадлежали к когорте руководителей новой эпохи в историческом развитии республики и во многом отражали характер кадровой политики высших органов власти Бурятии во главе с партийным лидером А. У. Модогоевым [13].

С 1966 г. начала реализовываться новая система планирования и экономического стимулирования. У предприятий появилась определенная самостоятельность. Резко снизилось количество обязательных производственных показателей. Кроме основных показателей были введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Для создания условий для стимулирования часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Первым из предприятий на новую систему хозяйствования перешел с 1 июля 1966 г. завод «Теплоприбор», затем по новой системе начали работать на Улан-Удэнской тонкосуконной фабрике, Тимлюйском цементном заводе, основных цехах ЛВРЗ, Улан-Удэнской ТЭЦ, с января 1967 г. - завод «Электромашина», Улан-Удэнское отделение железной дороги, предприятия управления «Бурят-энерго». Так, завод «Теплоприбор», выпуская приборы теплового контроля и регулирования технологических процессов, внедрил хозяйственный расчет во всех цехах, участках и инженерно-технических службах, настойчиво проводил работу по совершенствованию системы внутризаводского планирования, научной организации труда, бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления, внедрения технической и производственной эстетики, повышения культуры производства. Коллективу Локомотивовагоноремонтного завода за достижение высоких производственных показателей в течение 1966 и 1967 годов пять кварталов подряд вручались переходящие Красные знамена совета Министров СССР и ВЦСПС, а также Министерства путей сообщения и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта [14, л. 28].

В конце 1969 г. предприятия, работавшие по новой экономической системе, давали 68,3 % продукции и 91,7 % прибыли. В 1970 г. было уже 149 таких предприятий, или 69,6 %. Они вырабатывали 77,5 % объемов производства, а общее количество рабочих и служащих там составляло 91,9 % [15, с. 74].

Успешное развитие промышленности в стране и регионах, рост доходов населения способствовали повышению темпов роста предметов потребления. Поэтому 30 декабря 1966 г. было принято специальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О максимальном использовании имеющихся резервов и местных возможностях для увеличения товаров народного потребления». Были приняты эффективные меры по реконструкции и расширению производства, а также освоению новых производственных мощностей на предприятиях легкой и пищевой промышленности Бурятии.

Последовательные и настойчивые меры по механизации и автоматизации технологических процесс-сов, повышению профессионального мастерства и квалификации работников, расширению и реконструкции цехов и производственных участков способствовали увеличению

основных фондов Тонкосуконной фабрики почти на 50 %, значительному росту выпуска продукции, повышению ее качества и расширению ассортимента. Объемы выпускаемой продукции легкой промышленности в восьмой пятилетке увеличились в 2,2 раза, а ее доля на общереспубликанском уровне повысилась почти в 1,5 раза, достигнув в 1970 г. 26,8 % [16, л. 18 -19].

За 1966 - 1970 гг. были построены и начали действовать Холбольджинский угольный разрез, новые цеха приборостроительного завода, Илькинский авторемонтный завод, Баргузинская автоматическая дизельная электростанция, завод силикатного кирпича, макаронная фабрика, молочные заводы [17, л. 6]. Продолжилось строительство Селенгинского ЦКК, Гусиноозерской ГРЭС, завода металлических мостовых конструкций. Завершена электрификация протяженного участка Восточно-Сибирской железнодорожной дороги на линии Слюдянка - Мысовая - Улан-Удэ - Петровск-Забайкаль-ский длиной около 500 километров. Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 марта 1967 г. [18, л. 8 - 9] в целях создания условий для дальнейшего развития производительных сил в районах Забайкалья и Дальнего Востока и повышения пропускной и провозной способности железных дорог в указанных районах признано целесообразным осуществить строительство Байкало-Амурской магистрали.

Проведены значительные мероприятия по дальнейшему развитию производительных сил, выполнению заданий по вводу в действие новых производственных мощностей, реконструкции и расширению действующих предприятий, повышению эффективности общественного производства на основе научно-технического прогресса. Республика досрочно, 11 декабря 1970 г., выполнила пятилетний план по выпуску промышленной продукции, объем которой за годы пятилетки возрос на 64,6 %, производительность труда - на 46 %, прибыль - в 3,6 раза. Основные производственные фонды возросли в 1,3 раза, выполнены задания по производству большинства важнейших видов продукции [17, л. 5]. Успешно выполнялись принимаемые ежегодные социалистические обязательства работников промышленной и сельскохозяйственной групп отраслей и по отдельным отраслям.

Как и по всей стране, в Бурятии высокими темпами развивались отрасли, способствующие ускорению технического прогресса и росту производительности труда [17, л. 25]. За пятилетие на 55 % возросли капитальные вложения. В строй действующих предприятий введены новые мощности по выпуску приборов, добыче угля, известняков, кирпича, ремонту автомобилей, производству пищевых продуктов и т. д. Многие действующие предприятия подверглись реконструкции. 150 предприятий переведены на новую систему хозяйствования, на долю которых приходится 79 % реализованной продукции и 99 % прибыли. Повысилась геологическая изученность территории республики. Продолжена работа по наращиванию мощности топливно-энергетического комплекса базы республики, введен в эксплуатацию малый Холбольджинский угольный разрез и начато строительство Гусиноозерской ГРЭС мощностью 1,2 млн квт. Дальнейшее развитие получили жилищное строительст-

во, культурно-бытовое обслуживание трудящихся, торговля, здравоохранение, наука, народное образование, печать, радио и телевидение.

Реализация хозяйственной реформы потребовало определения правового положения министерств СССР, а также инициатива Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина обусловили внесение уточнений и дополнений в статус министерств, в основы организации и деятельности возросшего числа штабов отраслей. В Постановлении Совета Министров Союза СССР от 10 июля 1967 г. «Общие положения о министерствах СССР» представлено понятие министерства и его системы, определена цель деятельности, задачи, ответственность и место министерств в системе управления [19, с. 193 - 203]. В документе отмечено, что министерства являются центральными органами государственного управления по осуществлению руководства соответствующей отраслью народного хозяйства, несут ответственность перед государством и народом за состояние отрасли. В качестве центрального органа они строят свои отношения с одноименными министерствами республик и подведомственными предприятиями как отношения подчиненности. Развивают отрасли с учетом деятельности и не подведомственными им предприятиями, выпускающими такую же продукцию. Каждая отрасль развивается с учетом условий комплексного развития макроэкономики, поэтому каждый штаб отрасли при возникновении межотраслевых вопросов должен согласовывать свои действия с другими министерствами и организациями. Новое положение предоставляло право издавать совместные министерские приказы и инструкции, а также совместные постановления. Так, например, расширилась практика принятия совместных постановлений отдельных министерств с ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, а также другими организациями различных уровней. Это диктовалось актуальными проблемами и задачами социально-культурного, воспитательного, мобилизационного характера и другими вопросами.

Принимая во внимание значимость рассмотренного нормативного акта, в Бурятии подготовили аналогичный документ. 6 сентября 1979 г. Верховным Советом республики принят Закон Бурятской АССР «О Совете Министров Бурятской АССР» [20, с. 102], в котором нашли отражение примерно те же постановочные вопросы. Несколько ранее Совет Министров республики принял постановление от 10 сентября 1976 г. № 346 «Об утверждении положения о порядке работы Совета Министров Бурятской АССР и его аппарата» [20, с. 120]. 11 марта 1970 г. было утверждено «Положение об Управлении Делами Совета Министров Бурятской АССР» [20, с. 129]. 21 марта 1974 г. было принято соответствующее правительственное постановление, утвердившее положение об организационно-инструкторском отделе Совета Министров Бурятской АССР [20, с. 131]. Важное значение имели Закон Союза СССР «О Совете Министров СССР» от 5 июля 1978 г. [19, с. 131 - 144], Постановление Совета Министров СССР от 20 августа 1987 г. «О совершенствовании работы в Совете Министров СССР и структуре его аппарата» [19, с. 144 - 149]. Все эти правовые акты,

безусловно, способствовали повышению эффективности работы исполнительных органов власти.

По мнению известного советского политика и экономиста, члена-корреспондента АН СССР и РАН В. А. Медведева, «Восьмая пятилетка была, пожалуй, последним успешным периодом социально-экономического развития страны. Темпы экономического развития... оказались даже несколько выше, чем в предшествующие годы. В дальнейшем экономическое развитие стало быстро и неуклонно ухудшаться. Два последующих пятилетних плана, включая их социальные программы, оказались сорванными. Экономическая реформа не принесла ожидаемого результата, прежде всего потому, что продолжала сохраняться старая, неэффективная модель экстенсивного развития» [21, с. 315].

В годы девятой пятилетки (1971 - 1975 гг.) народно -хозяйственный потенциал страны и автономной республики почти удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и другие). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте-и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 1970-е гг. несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.

Таким образом, в рассматриваемом периоде представлен плодотворный, эффективный этап советской государственности, наполненный яркими политическими и экономическими событиями и процессами. Органы государственной власти и управления страны и республики вносили значительный вклад в дело становления и развития социалистической экономики и культуры, в укрепление государства, повышение благосостояния народа. Последовательность преобразований властных структур отражает общие закономерности развития Советского государства. С увеличением масштабов хозяйственного и социально-культурного строительства предъявляются возрастающие требования к уровню управления. С корректировкой задач и функций государства в различные исторические периоды меняется и содержание деятельности государственных учреждений, стиль работы, уточняются функции, полномочия, вырабатываются обновленные подходы управленческой деятельности. Вместе с тем отказ от решения структурных проблем в народнохозяйственном комплексе сыграл решающую роль в кризисе советской индустрии, начавшемся примерно с середины 1970-х гг. в системе, в которой, казалось бы, присутствовала вся совокупность черт промышленно развитой макроэкономики. Реформы 1960-х - 1970-х гг. не затронули экстенсивной сущности экономического механизма.

Литература

1. Очерки истории Бурятской организации КПСС / отв. ред. А. У. Хахалов. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1970. 612 с.

2. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. 1п. Оп. 1. Д. 7661.

3. ГАРБ. Ф. Р-475. Оп. 2. Д. 72.

4. ГАРБ. Ф. Р-475. Оп. 9. Д. 201.

5. ГАРБ. Ф. Р-475. Оп. 9. Д. 239.

6. ГАРБ. Ф. Р-475. Оп. 9. Д. 241.

7. ГАРБ. Ф. Р-248. Оп. 2. Д. 72.

8. ГАРБ. Ф. Р-248. Оп. 20. Д. 1609.

9. ГАРБ. Ф. Р-248. Оп. 20. Д. 1721.

10. ГАРБ. Ф. Р-248. Оп. 20. Д. 1725.

11. ГАРБ. Ф. 1п. Оп. 1. Д. 7362.

12. ГАРБ. Ф. 1п. Оп. 1. Д. 7367.

13. Палхаева Е. Н. Трансформация государственности бурят в ХХ - ХХ! вв. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2012. 321 с.

14. ГАРБ. Ф. 1п. Оп. 1. Д. 7508.

15. Продайвода К. М. Индустриальная поступь Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1974. 198 с.

16. ГАРБ. Ф. 1. Оп. 25. Д. 7.

17. ГАРБ. Ф. 1п. Оп. 1. Д. 7827.

18. ГАРБ. Ф. 1п. Оп. 1. Д. 7472.

19. Свод законов СССР. Т. 1. М.: Известия. 1980. 660 с.

20. Собрание действующего законодательства Бурятской АССР. Т. 1. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1981. 628 с.

21. Хайтун С. Д. Номенклатура против России. Эволюционный тупик. М.: Либроком, 2014. 734 с.

ECONOMIC REFORM AND FUNCTIONAL CHANGES OF THE AUTHORITIES OF BURYATIA IN THE LATE 1960s - 1970s

Evgeny T. Protasov1, @1

1 Philippov Buryat State Agriculture Academy, 8, Pushkin St., Ulan-Ude, Russia, 670024 @ protasov-evg@mail. ru

Abstract: The subject of the research is the analysis of economic and structural changes in the country and the autonomous republic in the examined period with the use of the systemic and comparative approaches, as well as institutional research method. When planning the economic reforms, the USSR and the Buryat ASSR bodies of state power and control did an active and purposeful job to implement them and carried out an effective personnel policy. In 1965 - 1966 the territorial management system was abolished in industrial production. Branch management was passed on to newly created ministries, the role of state committees increased. These facts created auspicious conditions for scientific and technical progress development. Moreover, the main purpose of the production was the course on development and inculcation of economic management methods, independence of enterprises, and reduction of administrative regulation of their activity. The results of economic development during the 8th five-year plan were the best for the whole Soviet period. At the same time, macroeconomics still maintained an extensive character. The provided materials interpreted in a modern light can be used for reconsideration of state governing bodies' formation and evolution.

For citation: Protasov E. T. Ekonomicheskaia reforma i funktsional'nye izmeneniia organov vlasti Buriatii vo vtoroi polovine 1960-kh - 1970-e gg. [Economic Reform and Functional Changes of the Authorities of Buryatia in the Late 1960s - 1970s]. Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (2): 78 - 83. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-2-78-83.

Received 09.01.2017. Accepted 11.04.2017.

Keywords: reform, party organs, structures of executive power, the Ministry of, enterprises, manpower policy.

References

1. Ocherki istorii Buriatskoi organizatsii KPSS [Historical sketches of the Buryat CPSU]. Ed. Khakhalov A. U. Ulan-Ude: Buriatskoe kn. izd-vo, 1970, 612.

2. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia (GARB) [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 1p, List 1, File 7661.

3. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 475, List 2, File 72.

4. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 475, List 9, File 201.

5. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 475, List 9, File 239.

6. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 475, List 9, File 241.

7. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 248, List 2, File 72.

8. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 248, List 20, File 1609.

9. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 248, List 2, File 1721.

10. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 248, List 20, File 1725.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 1p, List 1, File 7362.

12. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 1p, List 1, File 7367.

13. Palkhaeva E. N. Transformatsiia gosudarstvennosti buriat v XX- XXI vv. [Transformation of Buryat statehood in XX - XXI centuries]. Ulan-Ude: Izd-vo Buriatskogo gos. un-ta, 2012, 321.

14. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 1p, List 1, File 7508.

15. Prodaivoda K. M. Industrial'naiapostup'Buriatii [Industrial gait of Buryatia]. Ulan-Ude: Buriatskoe kn. izd-vo, 1974, 198.

16. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 1, List 25, File 7.

17. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 1p, List 1, File 7827.

18. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buriatiia [State Archives of Republic of Buryatia]. Found 1p, List 1, File 7472.

19. SvodzakonovSSSR [Compiled laws of USSR]. Moscow: Izvestiia, vol. 1 (1980): 660.

20. Sobranie deistvuiushchego zakonodatel'stva Buriatskoi ASSR [Collection of the current legislation of Buryat ASSR]. Ulan-Ude: Buriatskoe kn. izd-vo, vol. 1 (1981): 628.

21. Haitun S. D. Nomenklatura protiv Rossii. Evoliutsionnyi tupik [Political elite against Russia. Evolutionary impasse]. Moscow: Librokom, 2014, 734.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.