Научная статья на тему 'Переход от локальных к системным мерам управления строительным комплексом'

Переход от локальных к системным мерам управления строительным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА / УПРАВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переход от локальных к системным мерам управления строительным комплексом»

11. Непрерывное совершенствование. Организационные характеристики, описанные выше, направлены на улучшение и обеспечение качества. Приверженность идее непрерывного улучшения качества требует соответствующего организационного подхода и среды.

Возможность улучшений, эффективный обмен информацией, всестороннее вовлечение персонала и тщательное планирование вносят существенный вклад в систематическое и весомое улучшение качества санаторно-курортных услуг.

Библиографический список

1. Исмаев Д.К. Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг / Д.К. Исмаев. - М., 2000.

2. Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько, М.Л. Кричевский. - М., 2007.

Е.Е. Ермолаев

ПЕРЕХОД ОТ ЛОКАЛЬНЫХ К СИСТЕМНЫМ МЕРАМ УПРАВЛЕНИЯ

СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, конкурентоспособность, нормативное регулирование строительства, управление.

Управление строительным комплексом на системном уровне в последнее время переживает значительные трудности. Это связано с неопределенностью компетенций и полномочий государственных органов управления строительством (Мирегион РФ, Госстрой, Минэкономики и др.), а также ограниченным потенциалом самой отрасли строительства. Низкие темпы ввода строительных объектов социального назначения и по ряду других направлений свидетельствуют о том, что отрасль явно не справляется с имеющимися задачами, управление происходит в большей мере с помощью локальных, а не системных мер.

Как отмечают эксперты, в целом российские предприятия сталкиваются в своей деятельности как на отечественном, так и мировом рынке с ведущими компаниями, которые находятся между собой в сложном динамическом состоянии конкуренции и сотрудничества. Конкуренция все чаще проходит между широкими сетями, альянсами фирм и становится борьбой не ресурсов, а стратегий [2]. Поэтому автор статьи особое значение придает именно обеспечению системного управления на государственном уровне, где не столько ставится цель ресурсного снабжения, сколько определение правил, норм и принципов долгосрочного развития инвестиционно-строительной деятельности.

Важными инструментами достижения конкурентоспособности предприятиями на глобальных рынках выступают слияния и поглощения, стратегические альянсы, аутсорсинг, широкое применение информационных технологий [2]. При этом здесь целесообразно обратить внимание не на эти детали, а на общую тенденцию. Отмеченное означает, что для участия в конкурентной борьбе предприятию требуется наращивание производственного, научного, кадрового и иного потенциала, позволяющего повышать свои возможности для достижения намеченных целей. Для строительного комплекса, имеющего традиционно высокую

© Ермолаев Е.Е., 2013

материалоемкость, соответствующие финансы, научное сопровождение, отмеченное является крайне значительным.

Российским предприятиям в настоящее время крайне не хватает современных опыта, знаний в части передовых технологий строительного производства, возможностей и запаса ресурсов для реализации крупных объектов строительства как гражданского, так и особенно промышленного назначения. Так, например, отмечается, что в России до сих пор не сформировалась полноценная отрасль промышленного строительства. Есть лишь отдельные точки роста. На их уровне известно, как приобрести недостающие компетенции, и есть готовность активного включения в процесс обновления индустриального капитала. Но внешние обстоятельства не благоприятствуют такому развитию событий. Запуски новых машиностроительных заводов, нефтеперерабатывающих комплексов, электростанций, металлургических и химических комбинатов и тому подобных промышленных объектов в новой истории России фиксируются редко. Они стали штучным продуктом. И это при том, что потери промышленного капитала в стране приблизились к угрожающим 75 % [1].

В развитых экономиках созданием новых индустриальных объектов занимаются профессиональные инжиниринговые фирмы. Лидеры этого рынка - Bechtel, Fluor, KBR, Jacobs и др. - имеют вековую историю, масштаб их бизнеса исчисляется десятками миллиардов долларов. По мнению эксперта С. Мишина, главный актив инжиниринговых предприятий - квалифицированный персонал. На следующем месте по значимости находятся собственные копилки знаний предприятия и его связи с внешними носителями знаний и опыта. Все предприятия в странах с высокоразвитой рыночной экономикой, как правило, осуществляют сбор так называемых банков прецедентов, в которых хранится информация обо всех выполненных проектах - технологические решения, характеристики использованных материалов, стоимостные параметры и т.д. Подобные хранилища могут содержать сведения, накапливаемые в течение многих десятилетий развития компании. Таким образом, зарубежная инжиниринговая фирма - это не отдельная структура, а обширное пространство знаний и опыта. При этом, как отмечает С. Мишин, внешние источники знаний и опытов становятся для инжиниринговой фирмы особенно ценным интеллектуальным ресурсом, особенно в тех случаях, когда ей предстоит построить действительно новое, технологически сложное предприятие. Благодаря получению внешних знаний предприятие имеет возможность интегрировать в проект, в том числе, инновационные технологии и оригинальные технические решения.

На фоне рассмотрения зарубежного опыта становится понятным сущность низкого уровня российского строительного комплекса и пути совершенствования. Главной задачей является повышение конкурентоспособности российской экономики и инвестиционно-строительного комплекса в частности. Ведь, как справедливо отмечают эксперты, в зрелой рыночной экономике основные факторы конкурентоспособности страны детерминируются в первую очередь на мезо- и микроуровнях хозяйствующих субъектов [3]. При этом главенствующую роль в обеспечении конкурентоспособности выполняет государство при помощи мер прямого и косвенного регулирования. Рассмотрим их применительно к строительному комплексу в разрезе основополагающих принципов [3].

1. Создание общих условий повышения конкурентоспособности.

1.1. Обеспечение равных прав и условий функционирования инвестиционно-строительного комплекса, учитывающих предотвращение монополизации деятельности, возможности широкого доступа хозяйствующих субъектов к рынку строительных заказов,

особенно на государственном уровне. Для этого необходимо совершенствование законодательства о государственных закупках и повышение прозрачности ведения бизнеса на основе совершенствования системы раскрытия информации, отчетности и др.

1.2. Создание условий для роста уровня занятости в строительстве, повышения социальной стабильности. Для этого необходимо совершенствование миграционных правил в отношении работников, занятых в строительстве, реализация государственных программ проведения модернизации и поддержки социально-значимых проектов, проекты государственно-частного партнерства в части развития инфраструктурных проектов и др.

2. Целенаправленное, селективное воздействие на доступность, качество и эффективность использования хозяйствующими субъектами факторов производства: земли для строительства, других природных ресурсов, интеллектуальных (знания, результаты НИОКР) и капитальных (средства производства, финансовые ресурсы) ресурсов, рабочей силы такой квалификации, которая адекватна достигнутому технологическому уровню инвестиционно-строительного комплекса и способствует его дальнейшему повышению.

2.1. Формирование и непрерывная поддержка национальных инновационных систем, содержащих стимулирование образования, НИОКР инновационного процесса, что обеспечивает внедрение экологичных и энергоэффективных концепций застройки территорий и повышение эффективности эксплуатации готовых строительных объектов.

2.2. Создание отдельных инструментов регулирования сферы образования на основе трансферта опыта и знаний из-за рубежа, подготовки российских специалистов с применением зарубежных программ и с использованием практик и стажировок за рубежом на ведущих строительных площадках.

2.3. Формирование и реализация программно-целевых инструментов развития инвестиционно-строительной сферы, которые главным образом способствуют ускорению модернизации материально-технической базы строительства, правового, технического и нормативного регулирования.

Итак, в перечисленных пунктах, исходя из масштабности и серьезности задач, подтверждается ключевая роль государства, где отраслевые органы управления должны активизировать свою деятельность на основе стратегических концепций и правил развития комплекса с учетом изложенных задач повышения конкурентоспособности строительства. При главенствующей роли государства следующим ключевым вопросом является формирование базы ресурсов функционирования. Для такой капиталоемкой отрасли, как строительство, наличие инвестиций является предопределяющим фактором жизнеобеспечения и развития. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в предпринимательском секторе для российской экономики в настоящее время имеют решающее значение.

По результатам исследований [4] прямые иностранные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

1) организация новых предприятий;

2) скупка или поглощение уже существующих компаний.

Основными преимуществами прямых иностранных инвестиций перед другими формами участия иностранного капитала являются следующие:

- приток ПИИ служит дополнительным источником накопления капитала, причем

именно в производительной (предпринимательской) форме, что ведет к ускорению темпов роста экономики;

- приток ПИИ стимулирует импорт иных форм капитала - портфельных инвестиций и банковских займов;

- приток ПИИ стимулирует внешнеторговые потоки за счет экспортных и импортных операций предприятий;

- приток ПИИ стимулирует потоки технологии.

ПИИ обычно сопровождаются получением ноу-хау, особенно в области управления и организации деятельности. Преимуществом ПИИ является отсутствие долговой нагрузки на отечественный бизнес, увеличение занятости и рост налоговых отчислений. Но для активизации притока иностранных инвестиций в отрасль строительства необходима реализация также специальных системных мер по адаптации предпринимательской среды.

Во-первых, система ценообразования строительной продукции, работ, услуг имеет различное методологическое содержание. Для иностранных инвесторов необходимы методы ценообразования, понятные и прозрачные для осуществления экспертиз и оценок на уровне зарубежных стандартов.

Во-вторых, техническое регулирование, правила проектирования, сертификации, стандартизации также необходимо актуализировать под требования зарубежных партнеров. При этом во многих областях строительной сферы система соответствующего регулирования является либо устаревшей, либо отсутствующей, что касается новых, в том числе инновационных направлений строительной деятельности.

В-третьих, инструментарий управления строительством, основанный на информационных технологиях, определенных компетенциях работников, имеет отличия между российскими и зарубежными предприятиями. Это также следует учитывать в реализации мер системного управления строительным комплексом.

В целом отмечая необходимость адаптации системы технического, нормативного и другого регулирования в строительстве, что в настоящее время обсуждается достаточно широко, необходимо учесть и национальные интересы, имея в виду нахождение баланса между, во-первых, развитием исключительно российских методов управления и во-вторых, встраиванием в зарубежные теории и системы управления. Для разрешения данного вопроса отметим, что российская система нормативно-технического регулирования была создана много десятилетий назад еще в советские годы и зарекомендовала себя как отвечающая требованиям реализации крупных капиталоемких проектов. Она не дискредитирована какими-либо неудачами и провалами. Поэтому все новшества, технологии, правила, привносимые с помощью прямых зарубежных инвестиций, необходимо в первую очередь отражать в российской системе регулирования. На отраслевом уровне необходимы специальные программы и мероприятия, которые ориентированы на отслеживание зарубежных новшеств и оперативное внедрение их в отечественную практику. В свою очередь, понимание и работа иностранных инвесторов с российской системой регулирования и ведения строительной деятельности может быть осуществлена на основе развития институтов консалтинга, которые позволяют ликвидировать барьеры для понимания правил организации строительства иностранными инвесторами.

С учетом вышеизложенного подведем итог и отметим, что переход от локальных к системным мерам управления строительным комплексом предполагает достижение повышения

конкурентоспособности строительных предприятий. Для этого необходимо создание соответствующих условий, в первую очередь на государственном уровне, привлечения прямых иностранных инвестиций и при этом достижение защиты национальных интересов. Данный вопрос решается методом установления приоритета в отношении правил и норм ведения строительной деятельности, но путем создания института интеграции российских и зарубежных экономических интересов.

Библиографический список

1. Рубан О. Вся надежда на интеграторов // Эксперт, № 11, 18-24 марта 2013 г.

2. Конина Н.Ю. Международная конкурентоспособность российских компаний в условиях глобализации. Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности / Н.Ю. Конина; под общ. ред. проф. А.В. Холопова. - М.: Журналист, 2009.

3. Паньков В.С. Международная конкурентоспособность российских компаний в условиях глобализации. Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности / В.С. Паньков; под общ. ред. проф. А.В. Холопова. - М.: Журналист, 2009.

4. Шевелева А.В. Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики России и обеспечение конкурентоспособности российских компаний. Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности / А.В. Шевелева; под общ. ред. проф. А.В. Холопова. - М.: Журналист, 2009.

А.П. Карасёв А.Н. Минеев

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ г. ЯРОСЛАВЛЯ)

Ключевые слова: наружная реклама, оценка эффективности, методика оценки, турагентства.

Характерной чертой большинства современных компаний является создание условий для устойчивого функционирования и развития. Успешное рыночное позиционирование каждой отдельной организации немыслимо без эффективной системы маркетинговых коммуникаций и, в частности, рекламы. Тем не менее в современной теории и практике не существует единого мнения относительно такой категории, как эффективность рекламы и способов ее расчета. В научной литературе эффективность рекламы рассматривается в психологии, социологии, филологии, теории коммуникаций и ряде других наук. Однако ключевую роль реклама выполняет в экономической сфере, она позволяет увеличить товарооборот, прибыль, доходы фирмы, а также позволяет сделать товар более доступным. Но в данном случае также существует большое число методов и способов расчета экономической эффективности. Следует также отметить, что методики, которая бы объединяла несколько видов эффективности в рамках одной системы, на сегодняшний день также не существует. В целях решения данной

© Карасёв А.П., Минеев А.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.