Научная статья на тему 'Перечень общекультурных компетенций выпускника педагогического университета'

Перечень общекультурных компетенций выпускника педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫПУСКНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / КРЕАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭМПАТИЧНОСТЬ / ОРИЕНТАЦИЯ НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMMON CULTURAL COMPETENCE / GRADUATE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY / CREATIVITY / SOCIAL RESPONSIBILITY / ORIENTATION TO CULTURAL VALUES / CULTURE OF COMMUNICATION / EMPATHITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валюх Елена Петровна, Валюх Владимир Николаевич, Василькевич Инна Владимировна, Ионычев Глеб Юрьевич

В статье изучается проблема реализации компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования. На основе достижений психолого-педагогической, культурологической, философской мысли рассмотрено понятие «общекультурная компетентность». Проанализированы документы федерального значения и локальные программы педагогических университетов. В итоге определены перечень и содержание общекультурных компетенций, которыми должен обладать будущий педагог

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валюх Елена Петровна, Валюх Владимир Николаевич, Василькевич Инна Владимировна, Ионычев Глеб Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIST OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATE

The article studies the problem of realization of a competence-based approach in the system of higher education. The concept of common cultural competence is considered on the basis of the achievements of psychological-pedagogical, culturological and philosophical thought. The documents of federal value and local programs of pedagogical universities are analyzed. As a result, the list and content of general cultural competences which a future teacher should have is defined

Текст научной работы на тему «Перечень общекультурных компетенций выпускника педагогического университета»

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

LIST OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATE

Е.П. Валюх, B.H. Валюх, E.P. Valyukh, V.N. Valyukh,

И.В. Василькевич, Г.Ю. Ионычев I.V. Vasilkevich, G.Yu. lonychev

Компетентностный подход, общекультурная компетентность, выпускник педагогического университета, креативность, социальная ответственность, эмпатич-ность, ориентация на культурные ценности, культура общения.

В статье изучается проблема реализации компетентностно-го подхода в системе высшего профессионального образования. На основе достижений психолого-педагогической, культурологической, философской мысли рассмотрено понятие «общекультурная компетентность». Проанализированы документы федерального значения и локальные программы педагогических университетов. В итоге определены перечень и содержание общекультурных компетенций, которыми должен обладать будущий педагог.

Competence-based approach, common cultural competence, graduate of pedagogical university, creativity, social responsibility, empathity, orientation to cultural values, culture of communication. The article studies the problem of realization of a competence-based approach in the system of higher education. The concept of common cultural competence is considered on the basis of the achievements of psychological-pedagogical, cultu-rological and philosophical thought. The documents of federal value and local programs of pedagogical universities are analyzed. As a result, the list and content of general cultural competences which a future teacher should have is defined.

Современная система образования ставит перед высшей школой актуальную задачу реализации компетентностного подхода, которая предполагает не усвоение студентами отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В основе такого подхода лежит антропоцентрическая парадигма, которая нацеливает на воспитание конкурентоспособной личности, стремящейся к творческому выполнению своих профессиональных обязанностей и личностно-профессиональному развитию. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 3-го поколения (ФГОС-3) выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Общекультурные компетенции составляют ядро модели конкурентоспособного выпускника вуза и делают его конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, способным успешно реализовывать себя в различных сферах деятельности.

Словарь-справочник современного российского профессионального образования поясняет, что

под общекультурными (общими) компетенциями понимается способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции носят устойчивый и неугасаемый характер, определяют активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизируют внутренний мир и отношения с социумом [Якимова, Николаева, 2012, с. 57]. Как отмечает М.Г. Синякова, общекультурные компетенции «...могут рассматриваться как основа для формирования профессиональной мобильности специалиста...» [Синякова, 2010, с. 23]. Опираясь на представления М.Я. Виленского, И.А. Зимней, О.И. Мар-тыненко об общей культуре, обобщая различные точки зрения авторов относительно содержания общекультурных компетенций (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.Д. Фрумин, H.A. Эверт и др.), мы соглашаемся с определением понятия «общекультурные компетенции» Е.А. Смирновой. По ее мнению, это результаты образования, выражающиеся в способ-

ности решать личностно значимые, профессиональные задачи, задачи социального взаимодействия на основе присвоенных им представлений об окружающем мире, ценностей и традиций современного общества, знаний и умений, необходимых для успешного осуществления деятельности, проявляющейся во всех формах его поведения [Смирнова, 2010, с.107]

Общекультурная компетентность определяется С.Л. Троянской как интегративная способность личности, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученное™, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера [Троянская, 2004, с. 5].

При всем разнообразии дефиниций относительно основного содержания понятия «общекультурные компетенции» четких требований к компетенциям выпускника педагогического университета в научной литературе нет. Тем самым перед нами стоит цель - определить этот необходимый перечень

С этой целью в рамках реализации одного из направлений программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева «Формирование инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций» была создана рабочая группа по выработке основного перечня и содержательного компонента вышеуказанных компетенций.

Работа группы строилась в несколько этапов: результатом первого стал анализ существующих научных разработок (психолого-педагогического, философского и культурологического направлений) и нормативно-правовой базы (документов федерального значения и локальных программ педагогических университетов). Далее был выявлен весь существующий спектр общекультурных компетенций и объединен в конкретный перечень с содержанием каждой.

Теоретические основы понятия «общекультурная компетенция» рассматривались в трудах классиков, в том числе А. Дистервега, К. Ушинско-го, В. Сухомлинского. Надо отметить, что в их работах речь шла о таком понятии, как «педагогическая культура». Она рассматривалась в нескольких

аспектах: педагогическая культура общества в целом, педагогическая культура семьи, педагогическая культура образовательного учреждения и педагогическая культура учителя.

A.B. Хуторской подходит к пониманию общекультурных компетенций немного шире. По его мнению, это круг вопросов, по отношению к которым ученик (студент) должен быть хорошо осведомлен, обладать познанием и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Это и опыт освоения научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [Хуторской, 2007, с. 25].

Диалектические положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о социальной детерминированности деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом культурно-исторического процесса, лежат в основе философского и культурологического понимания сути и содержания компетенций. Исходя из этого, В.Ю. Пузыревский определяет содержание общекультурных компетенций с позиции «быть» и «иметь». Так, стратегия и тактика «быть» подразумевают осознаваемую способность быть созерцающе внимательным к повседневно встречающимся «индивидуальностям» и наследуемым «общностям», традициям жизни и собственным переживаниям этих встреч. Стратегия и тактика «иметь» предполагают наличие умения ориентироваться в разных уровнях сферы производства и потребления, оценивать их критически и конструктивно, встраиваться в них для достижения личного и профессионального успеха [Пузыревский, 2007, с. 153].

Положения культурологического подхода делают акцент на необходимости развития общей культуры будущих специалистов (Е.В. Бондарев-ская, И.А. Зимняя, М.С. Каган, О.И. Мартыненко и др.). Так, один из известных отечественных культурологов A.C. Запесоцкий утверждает, что педагогика рассматривает культуру как способ взращива-

ния человека, содержательную и деятельностную основу развития личности [Запесоцкий, 2010].

Согласно стандартам и нормативным документам федерального значения, начиная с Федерального закона «Об образовании» и до государственных стандартов 3-го поколения, перечню общекультурных компетенций уделяется особое внимание. Тем не менее единого подхода не прослеживается: в актовых материалах насчитывается от шести до двадцати одной компетенции.

Среди изученных документов педагогических вузов особо заслуживают внимания программы воспитательной деятельности Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), Алтайской государственной педагогической академии (АлГПА), Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ), Кузнецкой государственной педагогической академии (КузГПА) и Забайкальского государственного университета.

Наиболее часто встречающейся компетенцией является ответственность. Однако в нее вкладывается различный смысл - от широкого понимания ответственности как качества личности до социальной ответственности и ответственности за результат в профессиональном и экономическом аспекте. Основной компетенцией в каждом из названных учебных заведений является инновацион-ность. Однако главный интерес представляет различие в определении ведущей компетенции. Так, в НГПУ на первое место ставится мобильность, под которой понимается способность принимать решения в ситуации выбора [Стратегия..., 2010]. В АлГПА ведущими компетенциями считаются самостоятельность и ориентация на социальный заказ [Программа..., 2010]. В данном случае представляет особенный интерес ориентация на заказ рынка услуг. Идентичный пункт содержится и в перечне компетенций КузГПА, однако главным признаются пункты самосовершенствование и гражданственность [Политика КузГПА..., 2011]. Таким образом, обе академии важнейшим элементом миссии своих выпускников считают социальную составляющую. Наиболее разносторонний список компетенций представлен перечнем ОмГПУ. Отличительной особенностью является приоритет компетенций творчество и корпоративность.

В стратегической программе развития ТГПУ до 2015 г. отсутствует программа развития воспитательной деятельности. Интересующий нас ком-петентностный элемент включен в программу развития образовательной деятельности, но и здесь представлен лишь фразой: «Совершенствование и организация образовательной деятельности на базе компетентностного подхода и использования инновационных образовательных технологий» [Стратегический..., 2011].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что, несмотря на общие тенденции в развитие общекультурных компетенций выпускников вузов, определяемых ФГОС, спектр уникальных компетенций широк и не ограничивается какими-либо рамками, что позволяет в полной мере использовать как опыт собственного учебного заведения, так и других учебных заведений.

Таким образом, сгруппировав компетенции и определив их особое содержание, мы выделили пять основных общекультурных компетенций, способствующих освоению культуротворческого опыта человечества и созданию на данной основе целостной системы условий для социокультурного развития будущего педагога и реализации его профессиональной задачи. Тем самым выпускник педагогического университета должен обладать: креативностью (творчески развиваться), эмпатичностью (соучастностью, сопереживанием, способностью развивать личность), социальной ответственностью (нести ответственность перед обществом), культурой общения (владеть способностью организовать особую среду и / или сообщество), ориентацией на культурные ценности (принимать и пропагандировать культурные, нравственные нормы).

Каждая из представленных компетенций требует более детального рассмотрения на предмет ее содержания.

Под креативностью мы в первую очередь понимаем творческое саморазвитие личности будущего педагога, обладающего «спонтанностью творчества» [Креативная..., 2009, с.12]. Содержание компонентов данной компетенции достаточно широко. Выпускник должен владеть творческой мобильностью, информационной грамотностью, гибкостью мышления, оригинальностью в принятии решений, неординарной позицией. Креативная деятельность выпускника педагогического уни-

верситета должна характеризоваться: способностью удивляться и познавать; способностью к анализу, синтезу, прогнозу различных ситуаций; отсутствием стереотипов; умением усваивать способы творческого мышления, обеспечивающего получение, производство и принятие новых знаний.

Культура общения как одна из ключевых общекультурных компетенций подразумевает способность организовать особую среду. Выпускник-педагог должен владеть: готовностью к сотрудничеству, диалогичностью мышления, навыками командной работы и делового общения, средствами формирования корпоративной среды, ориентацией на общий результат, способностью к организации и координации.

Умение организовывать и координировать -способность к педагогической импровизации, в некоторых случаях спонтанности - представляет собой творчество педагога, умение найти оригинальное и неожиданное в известном.

Наиболее востребованной для современной системы образования является такая компетентность, как эмпатичносгпь - способность соучаствовать, сопереживать, поддерживать. В нашем понимании - обладать педагогической фасилита-цией, т. е. уметь стимулировать, инициировать, поощрять саморазвитие и самовоспитание учащихся за счет особого стиля общения и личности будущего педагога. «Фасилитирующая» роль педагога предполагает умение управлять учебной деятельностью учащихся, при которой учитель занимает позицию помощника и помогает ученику находить самостоятельно ответы на вопросы и осваивать какие-либо навыки [Пундик, 2009, с. 119]. При этом будущий педагог должен отвечать таким требованиям, как уверенность в себе, умение нести персональную ответственность, верить в свой успех и успех своего ученика.

В основе профессиональной деятельности педагога должна быть ориентация на культурные ценности, это важное условие богатой интеллектуальной жизни учащихся, необходимая предпосылка высокого уровня преподавания и общения. Будущий педагог сможет обеспечить себе особую, высоконравственную роль не только в профессиональной среде, но и в социуме при условии владения знаниями о законах развития природы и человечества, о базовых культурных ценностях. Он дол-

жен стремиться к интеллектуальному и правовому развитию, ориентироваться на этические нормы и человеческое достоинство, оперировать целостной системой представлений о мире, уметь относиться к собственному организму как к ценности.

Успех педагога, как и любого специалиста, будет во многом зависеть от степени его социальной ответственности, то есть от умения слушать и принимать чужое мнение, быть толерантным, владеть моральными нормами и основами нравственного поведения, согласующимися с традициями общества, критически оценивать результат собственной деятельности, наличия активной гражданской позиции. Немаловажным условием является ориентация на гуманистическую парадигму, владение навыками критического отношения к информации, умение формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, быть готовым к трудной жизненной ситуации.

Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех целей образовательного процесса, она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его профессиональной подготовки.

Таким образом, формирование перечня общекультурных компетенций и определение их роли в вузовской системе подготовки студентов строились на основе изучения работ по философии, культурологии, педагогике, психологии, где накоплен определенный экспериментальный материал и созданы концепции, объясняющие как природу, так и сущность данного явления, и рассмотрения нормативных документов, в которых определен достаточно широкий спектр изучаемого предмета. В результате нами был определен перечень таких компетенций, которые способствуют развитию гармоничной личности педагога, легко вписывающейся в современный мир, реализующей свой богатый потенциал на профессиональном и житейском поприще.

Согласимся с H.A. Эверт, что переход мирового сообщества от техногенной к антропогенной цивилизации, доминирование гуманистической парадигмы в педагогическом образовании делают необходимым воспитание в учителе человека высокой культуры, владеющего «человекознанием» [Эверт, 2013, с. 11].

»иблиографический список

1. Запесоцкий A.C. Культурология и педагогика: проблемы взаимосвязи // Педагогика. 2010. № 6. С. 3-8.

2. Креативная лаборатория: диалог творческих культур: монография / ред.-сост. O.A. Карлова. М.: Академический Проект, 2009. 467 с.

3. Политика КузГПА в области качества. Новокузнецк: КузГПА, 2011,

4. Программа перехода ГОУ ВПО АлтГПА на уров-невую систему высшего профессионального образования. Барнаул: АлГПА, 2010

5. Пузыревский В.Ю. Ценностно-смысловое содержание ключевых компетенций // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. М., 2007. 327 с.

6. Пундик И.Я. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2009. № 2 (59).

7. Ризз Г.И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве // Педагогика. 1995. № 4.

8. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 23-36.

9. Смирнова Е.И. Общекультурные компетенции как результат подготовки будущих специалистов // Омский научный вестник. 2010. № 4 (89). С. 107-110.

10. Стратегический план развития ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) на 2011-2015 гг. Томск, 2011.

11. Стратегия развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» на 2010-2015 гг. Новосибирск: НГПУ, 2010.

12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1985. 288 с.

13. Троянская СЛ. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: На примере подготовки будущих педагогов: автореф.... канд. пед. наук. Ижевск, 2004.

14. Управление качеством: формирование компетенций выпускников вуза: материалы Первой Региональной научно-практической конференции (г. Ульяновск, 1 декабря 2011 г.). Ульяновск: УлГТУ, 2012. 109 с.

15. Хуторской A.B. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. A.B. Хуторского. М., 2007. 327 с.

16. Чалов А.Н. О педагогической культуре учителя сельской общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону, 1988.

17. Эверт H.A. Сопровождающая диагностика в оценке компетентностного развития студента-практиканта (бакалавра, магистра): учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2013. 196 с.

18. Якимова З.В., Николаева В.И. Классификации и инструменты оценки компетенций: сравнительный анализ профессиональной среды и вуза // Управление качеством. 2012. № 9 (45).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.