Научная статья на тему 'Сущность и содержание общекультурных компетенций в профессиональном образовании'

Сущность и содержание общекультурных компетенций в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1159
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФГОС ВПО / МОДЕЛИ НОМЕНКЛАТУРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCY APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCY / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / HIGH SCHOOL / MODEL RANGE OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова Надежда Анатольевна, Сулимова Александра Валерьевна, Цыбина Елена Афанасьевна, Сясина Светлана Николаевна

Статья посвящена теоретическому анализу сущности понятий компетенция и компетентность в профессиональном образовании, выявлению номенклатуры общекультурных компетенций и их классификации по разным основаниям. Предложена систематизация номенклатуры моделей группировки компетенций, даны основания, по которым они группируются и виды групп компетенций. Показано, что одна из важнейших задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования в области подготовки будущих специалистов, состоит, прежде всего, в содержательном наполнении всех элементов общекультурной компетенции и определения теоретической основы и гуманистичного методического обеспечения формирования компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобанова Надежда Анатольевна, Сулимова Александра Валерьевна, Цыбина Елена Афанасьевна, Сясина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and content of general cultural competences in professional education

The article is devoted to theoretical analysis of essence of concepts competence and competency in vocational education, the identification of nomenclature of general cultural competences and their classification on different grounds. Systematisation of nomenclature of competences grouping models is offered, the grounds on which they are grouped, and the types of groups are given of competences. It has been shown that one of the major challenges facing the system of higher education in the field of training of future specialists, consists primarily in the substantive content of all elements of common cultural competence consists in determining the theoretical basis and methodological support of the humanistic formation of competency.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание общекультурных компетенций в профессиональном образовании»

УДК 377

Лобанова Надежда Анатольевна Сулимова Александра Валерьевна Цыбина Елена Афанасьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Сясина Светлана Николаевна

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского nadezhda.lobanova.69@mail.ru, Sulimova197904@yandex.ru, len.czibina@yandex.ru, dimon.syasin@yandex.ru

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена теоретическому анализу сущности понятий компетенция и компетентность в профессиональном образовании, выявлению номенклатуры общекультурных компетенций и их классификации по разным основаниям. Предложена систематизация номенклатуры моделей группировки компетенций, даны основания, по которым они группируются и виды групп компетенций. Показано, что одна из важнейших задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования в области подготовки будущих специалистов, состоит, прежде всего, в содержательном наполнении всех элементов общекультурной компетенции и определения теоретической основы и гуманистичного методического обеспечения формирования компетентности.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, общекультурные компетенции, ФГОС ВПО, модели номенклатуры компетенций.

Компетентностный подход к образованию, узловое понятие которого - компетентность, потребовал изменения содержания Государственных образовательных стандартов, процедуры аттестации преподавателей вузов и выпускников профессиональных учебных учреждений. Так Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения - выдвигает совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, приобретенные обучающимся в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [6]. Кроме этого, в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят знания, умения, навыки и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность, коммуникабельность и т.п.), социальная адаптивность и профессиональный опыт. Причем, в новых ФГОС ВПО определены только три типа компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. Подразделение компетенций на общекультурные и профессиональные соответствует двум составляющим высшего образования - академическому и профессиональному. Напомним, что цель академического образования - развитие личности обучающегося, тем более, что человек культуры - не только потребитель материальных и духовных ценностей, которые оставлены в наследство предшествующими поколениями, но и тот, кто преумножает куль-

турные ценности. Цель же профессионального образования - подготовка специалистов, порою достаточно узких.

В широком контексте трактовки понятий компетенции/компетентности во всем мире продолжается поиск ответов на вопросы: как соотносятся понятия «компетентность», «компетенция»; каково содержание ключевых компетенций; есть ли предел перечня компетенций и их характеристик; должен ли быть список компетенций ограничен и в какой мере его могут самостоятельно пополнять или сокращать образовательные учреждения; как вести измерение и оценку качества результата обучения? Ответы на эти вопросы неоднозначны. Формулировки компетенций и компетентностей многообразны, что объективно, так как многообразна и многогранна человеческая сущность. Это положение и представляет для настоящих ученых интерес и затрудняет единую классификацию компетенций, что важно для практических работников.

Обзор литературы по данной теме выявил существование множества различных определений компетенций и подходов к их классификации.

В академическом понимании компетенция предполагает владение методологией и терминологией, присущей области знания, а также действующих в этой области системных взаимосвязей и способность определять их аксиоматические пределы. В профессиональном контексте под компетенцией понимается обладание правом по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-то, судить о чем-либо [2, с. 24 ]. Компетенция в переводе с латинского competentiа означает круг вопросов, в которых человек должен быть хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность же в определенной области - результат обладания компетенциями т.е. соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснован-

© Лобанова H.A., Сулимова A.B., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2 Цыбина Е.А.. Сясина С.Н.. 2016

но судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Нам импонирует следующая позиция академика А.М. Новикова: «компетентностный подход основан на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей решать важные практические задачи и воспитания личности в целом. Предполагается, что «компетентность» - это самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенных обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях» [4, с. 24].

Более четкое разделение предлагает А.В. Хуторской: «Под компетенцией следует иметь в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)» [10].

Таким образом, для разделения общего («компетенция») и индивидуального («компетентность») следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».

Так как нас интересуют в первую очередь общекультурные компетенции, мы обратились к их толкованию А.В. Хуторским. По его мнению, общекультурные компетенции это «.. .круг вопросов человеческой культуры, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [10].

Оснований для выделения компетенций (и соответствующих моделей их номенклатуры) значительное количество, очевидно, поэтому такая разноголосица в формулировании компетенций, в частности общекультурных. Значит, осмысление и систематизация компетенций и связанных с ними компетентностей важная теоретическая проблема.

Сопоставив информацию из разных источников российских ученых, мы обнаружили множество моделей группировки компетенций, как основных вариантов реализации компетентности по разным основаниям. Это сферы общественной жизни; компоненты социального опыта, зафиксированного в культуре; структура социального и личностного опыта, с видом деятельности, позволяющим овладевать опытом; сферы отношений личности;

целостный опыт решения жизненных, реальных проблем; жизненные ситуации, в которых необходимо решать проблемы; программы изучаемых предметов.

Объективно каждое основание диктует определенные модели и виды компетенций. Для наглядности мы представили вышесказанное в таблице 1.

Данная таблица не включает привычных формулировок компетенций. Мы лишь систематизировали номенклатуру моделей группировки компетенций, основания, по которым они группируются и виды групп компетенций. Дело остается за примерами. Так личностно-деятельностная модель (по направлению подготовки «Работа с молодёжью») включает общекультурную учебно-познавательную компетенцию: готовность к повышению своего культурного уровня (ОК - 10) и информационную: способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК - 14).

Модель по типам жизненных ситуаций включает компетенции по соблюдению правовых, этических и эстетических норм общежития: отовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде (ОК - 8).

Как видно, разобраться в изобилии формулировок и их интерпретации по видам, группам, основаниям практическому работнику и даже ученому сложно и затратно по времени. Однако данные упражнения занимательны и мы попытались расположить по группам общекультурные компетенции по направлению подготовки «Работа с молодёжью» с квалификацией (степенью) «бакалавр», узаконенные в ФГОС ВПО. При этом использовали известные в методической литературе группы общекультурных компетенций: ценностно-смысловые; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые, исследовательские, компетенции личностного самосовершенствования [10] и отразили это в таблице 2.

Таблица 2 высвечивает то, что в перечне узаконенных общекультурных компетенций для профессионалов, организующих воспитательный процесс с молодежью, явно недостает компетенций исследовательского характера, культуры исполнительского мастерства, умений в коллективной организаторской и коллективной творческой деятельности с молодежью, без которых не может состояться молодежный лидер.

Адекватной нашему исследованию является работа британского психолога Дж. Равенну, как основоположника психологической теории компетентности. Он оперирует понятием «компетентности как совокупности компетенций», подчеркивая их множественность. А в структуре компетентности он выделяет два вида компетентности: общую ком-

138

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

Таблица 1

Виды групп компетенций в зависимости от моделей их номенклатуры и оснований, по которым группируются компетенции

№ п/п Название моделей номенклатуры компетенций [6] Основания, по которым группируются компетенции Виды групп компетенций

1 2 3 4

1 Социально ориентированная модель [7] сферы общественной жизни познавательная

гражданско-правовая

трудовая

бытовая

досуговая

2 Культурологическая модель [6] компоненты социального опыта, зафиксированного в культуре общекультурная познавательная

общекультурная информационная

социально-трудовая

коммуникативная

компетенция личностного самоопределения

3 Личностно ориентированная модель [5] сферы отношений личности к самому себе (здоровьесбережение, ценностности и смыслы, интеграции, гражданственности, самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, рефлексии)

к другим людям (компетенции социального взаимодействия и в общении)

к деятельности (компетенция познания, компетенции в различных видах деятельности, информационная компетенция)

4 Личностно-деятельност-ная модель [8] структура социального и личностного опыта, с видом дея-гельности, позволяющим овладевать опытом ценностно-смысловые

общекультурные

учебно-познавательные

информационные

коммуникативные

социально-трудовые

компетенции личностного самосовершенствования

5 Проблемно ориентированная модель [9] целостный опыт решения жизненных, реальных проблем способность действовать в ситуации неопределенности

решение проблем как необходимая составляющая ключевой суперкомпетентности - образовательного результата

решение проблем, позволяющее «быть Человеком»

6 Модель на основе способов решения проблем с психологической точки зрения [10] способы решения проблем «решатель пазлов» - индивидуальное решение пробоем с игнорированием социальных и культурных традиций

«рассказчик историй» - решение проблем с применением социальных, культурно-исторических механизмов, путем воспроизведения уже известных способов решения

«пользователь инструмента» - решение проблемы в активном диалоге между человеком и миром с применением социокультурных действий

7 Модели по типам жизненных ситуаций [9] жизненные ситуации, в которых необходимо решать проблемы в познании и объяснении явлений действительности

при освоении современной техники и технологий

при выборе профессии, на рынке труда

в решении личностных проблем жизненного самоопределения

во взаимоотношениях людей

в практической жизни при выполнении

социальных ролей гражданина, избирателя

при выполнении социальных ролей семьянина

при выполнении социальных ролей потребителя

в соблюдении правовых, этических и эстетических норм общежития

в выборе стиля и образа жизни, разрешения конфликтов

в оценках собственных поступков

Окончание таблицы 1

1 2 3 4

8 ключевые компетенции в каждом конкретном учебном предмете

иерархическое древо компетенций

общепредметные образовательные компетенции всех ступеней общего образования

Программно-предметная модель [8] программы изучаемых предметов отражение компетенций в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения

Таблица 2

Общекультурные компетенции по направлению подготовки «Работа с молодёжью» с квалификацией (степенью) «бакалавр»

Группы общекультурных компетенций Характеристика групп общекультурных компетенций

гражданско-правовые 1) готовность строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации в своей деятельности (ОК - 1) 2) способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной деятельности с учётом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей (ОК - 7)

ценностно-смысловые 1) уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК - 2)

учебно-познавательные 1) готовность к повышению своего культурного уровня (ОК - 10)

информационные 1) понимание сущности и значения информации в развитии современного общества (ОК - 13) 2) способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК - 14)

1) готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность (ОК -4) 2) готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК - 12) 3) способность ясно и аргументировано формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке (ОК - 15)

коммуникативные

социально-трудовые 1) понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК - 5) 2) умение осуществлять профессиональную самооценку (ОК - 6)

нравственно-поведенческие 1) готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде (ОК - 8) 2)знание и соблюдение норм здорового образа жизни (ОК - 11)

компетенции исследовательские 1) понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению (ОК - 3)

компетенции личностного самосовершенствования 1) способность владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья (ОК - 16) 2) осознание необходимости и способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни (ОК - 9)

Примечание: источник формулировок ОК «Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» (с изменениями от 31 мая 2011 г.»

петентность (ценности, мотивации, поведение), и компетентность для успешной самореализации в социуме вне зависимости от профессиональной деятельности [7].

Здесь мы приведем некоторые виды общекультурных компетенций по Дж. Равенну, наиболее адекватно отражающие демократический характер отношений в любых видах деятельности, однако никак не систематизированных:

1. Поиск и использование обратной связи.

2. Адаптивность: отсутствие чувства беспомощности.

3. Самостоятельность и критичность мышления, оригинальность.

4. Готовность работать над спорным и вызывающим беспокойство.

5. Исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих).

6. Отсутствие фатализма.

7. Готовность использовать новые идеи и инновации адекватные цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Установка на доверие, взаимный выигрыш и широту перспектив.

9. Способность к совместной работе с коллегами ради корпоративной цели.

10. Способность побуждать других людей работать сообща ради цели.

11. Способность слушать других и принимать во внимание их идеи.

12. Готовность разрешать другим принимать самостоятельные решения.

140

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

13. Способность разрешать конфликты и смягчать разногласия.

14. Терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.

15. Понимание сущности и важности плюралистической политики [7].

Из перечисленных общекультурных компетенций нам импонирует более всего: «Исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих)». Такого типа формулировки, к сожалению, мы не встретили ни в одной из работ, изученных нами, в том числе и в ФГОС ВПО.

В заключении следует сказать, что одна из важнейших задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования в области подготовки будущих специалистов, состоит, прежде всего, в содержательном наполнении всех элементов общекультурной компетенции и определения теоретической основы и гуманистичного методического обеспечения формирования компетентности. Компетенции не формируют, они декларированы в документах, но на их основе формируется компетентность.

Однако результативность подготовки конку-рентноспособного специалиста в России связана с коренным изменением приоритетов образовательного процесса в вузе: от знаниевой компоненты и репродуктивного метода обучения, характерных для авторитарной образовательной модели, к личностно-ориентированной, развивающей, по-знавательно-деятельностной направленности, основанной на принципах гуманизации и демократизации.

Библиографический список

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - C. 8-14.

2. ЕрмаковД.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 11-12.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Интернет-журнал «Эйдос». Раздел «Модернизация образования» - 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru. (дата обращения: 12.01.2016).

4. Новиков А.М.Профессиональное образование России. Перспективы развития. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997. - 254 с.

5. Мясников В. Найденова Н. Компетенции и педагогические измерения // Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 147-151.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».

7. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. -М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.

8. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -№ 9. - С. 24-25.

9. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Мир книги, 2001. - С. 15.

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 3-10.

11. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Доклад на Отделении философии образования РАО // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eidos.ru/joumal/2002/0423.htm (дата обращения: 01.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.