вопросы воспитания и обучения
УДК 371
Алиева Людмила Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории теории воспитания, Институт стратегии и теории образования РАО, [email protected], Москва
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ - УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. В данной статье система внешкольного воспитания детей представлена научно и эмпирически обоснованными перспективными моделями воспитания в деятельности учреждений дополнительного образования (УДО), эффективное функционирование которых определяется управлением. С учетом современных подходов к управлению, специфики его объекта - модели воспитания - дано определение педагогическому управлению как условию качественной реализации моделей внешкольного воспитания. Представлена характеристика педагогического управления как научно-методического обеспечения эффективности реализации модели; динамичного, органичного блока модели - особого типа системы внешкольного воспитания в УДО (его назначение, основное содержание, формы и методы управленческой деятельности, позиции субъектов); обозначены основные показатели результативности педагогически управляемой модели воспитания.
Ключевые слова: воспитание, образование, модель внешкольного воспитания, дополнительное образование, управление, педагогическое управление, критерии, мониторинг, диагностика, позиция, субъект, объект.
Система дополнительного образования -государственно-общественная, инновационная, динамичная система, в которой процесс воспитания обусловлен взаимодействием стихийных процессов и целенаправленных организованных, что обуславливает поиск особых механизмов, способов грамотного управления ими с целью получения оптимального воспитательного результата. Задачи воспитания в системе дополнительного образования становятся приоритетными и национально значимыми [2]. Осмысление социально-педагогического потенциала, позитивного опыта педагогических работников и учреждений дополнительного образования в воспитании обучающихся на основе моделирования позволило обосновать и разработать «образцы»: модели внешкольного воспитания и комплекс условий их эффективной реализации в современном образовательном пространстве [7].
Модель воспитания - инновационная социально-педагогическая реальность, интегрирующая современные междисциплинарные научные знания о воспитании как закономерном объективно-субъективном процессе совершенствования человека и человеческого общества в реальной по-
зитивно-созидательной деятельности [1; 3]. Модель воспитания представляет перспективный образец оптимальной реализации потенциала воспитания в образовательной организации с учетом ее специфики: уровня образования, приоритетной направленности образовательных программ, возраста обучающихся, типа, статуса учреждения, резервов окружающего социума, профессиональных кадров [8]. Типы моделей воспитания подростков в деятельности учреждений дополнительного образования многообразны в силу специфичности этих образовательных структур: по статусу, приоритету основной образовательной деятельности и творческой ее реализации в инновационных, авторских образовательных программах; специальной профессиональной подготовке педагога (наряду с педагогической), возрастному составу обучающихся, внутренним и внешним ресурсам. Но в основе каждого типа - общие характеристики, отличающие модель воспитания в учреждении дополнительного образования от моделей структур системы общего образования детей. Специфические и общие ценности моделей воспитания в образовательной деятельности учреждения дополнительного образования - основа раз-
ЗЛепап Pedagogical .Гош™! ♦ № 2 / 2015
31
работки перспективных моделей.
На основе данных опытно-экспериментальной работы представляем характеристику перспективных моделей внешкольного воспитания в системе дополнительного образования детей. Это модели: а) государственно-общественных образовательных структур; их специфический потенциал воспитания активного гражданина страны в условиях адаптации к реалиям жизни, посильного включения обучающегося в общественно значимую деятельность путем освоения и практического использования новых знаний и умений; б) воспитания в образовательной деятельности определенной профессиональной направленности (приобщение подростков к основам выбранной профессии в неформальной, демократичной образовательной деятельности учреждения; освоение ими специфических личностных профессиональных ценностей); в) приоритета индивидуализированного воспитания и развития ребенка в добровольной образовательной деятельности УДО; г) воспитания в специфически педагогически организованной образовательной деятельности детского внешкольного объединения (детское объединение дополнительного образования -особая среда образовательной деятельности, приоритетом которой является воспитание как процесс взаимодействия педагога и воспитанника в общей значимой творческой добровольной деятельности).
Перспективные модели внешкольного воспитания - образцы воспитания в системе дополнительного образования, отвечающие современным научным гуманитарным данным, социально-историческим, экономическим условиям и потребностям развивающегося российского государства и общества. Перспективная модель внешкольного воспитания в системе дополнительного образования - специфическое пространство реализации возрастного потенциала воспитания в конкретных условиях, в специфической ценностно-целевой содержательной направленности образовательной деятельности УДО (модели художественного, музыкального, физического, экологического, технического воспитания и др.); во взаимодействии УДО с общественными структурами (детскими, детско-взрослыми общественными объединениями, организациями).
Основные взаимосвязанные блоки перспективных моделей внешкольного воспитания:
- ценностно-целевой блок - приоритеты воспитания в образовательных организациях системы дополнительного образования; инновации и традиции воспитания;
- содержательный блок - воспитательная направленность основного содержания, форм, средств, методов образовательной деятельности учреждения (в авторских, инновационных образовательных программах дополнительного образования, социально-педагогических проектах);
- блок взаимодействия педагога и обучающегося в совместной образовательной деятельности, ориентированный на объект-субъектные отношения сотрудничества, сотворчества, становление субъектной позиции воспитанника и развитие функций педагога-воспитателя, организатора детской деятельной среды (основы воспитания);
- блок прогнозируемых воспитательных результатов и их диагностирования (личностного роста воспитанника, творческого профессионального роста педагога-воспитателя, развития воспитательного пространства, повышение общественного статуса и авторитета учреждения в социуме и др.);
- блок педагогического научно-методического обеспечения реализации воспитательного потенциала модели.
Исходя из приоритета воспитания в деятельности учреждения дополнительного образования, определяем специфику управления перспективной моделью внешкольного воспитания как важнейшее условие реализации ее воспитательного потенциала.
Современные научные подходы к управлению с учетом специфики объекта управления - процесса воспитания в образовательном учреждении - позволяют характеризовать его как педагогическое управление - особую деятельность, нацеленную, прежде всего, на активизацию всех субъектов процесса воспитания, оптимизацию воспитательных результатов за счет минимизации человеческих затрат [4-6; 10]. Разработанные и научно обоснованные перспективные модели внешкольного воспитания позволяют определить реальные цели, задачи педагогического управления. Педагогическое управление моделями воспита-
ния - это не управление по указанию сверху, а внутренний механизм функционирования модели, ее органичный блок, пронизывающий и охватывающий все ее элементы, субъекты.
Педагогическое управление моделями внешкольного воспитания в УДО определяем как: демократичное, коллегиальное, динамичное общественно-государственное управление; управление инновационным социально-педагогическим комплексом-системой; научную организацию основной профессиональной педагогической деятельности, приоритетом которой является воспитание. Управление - неотъемлемая характеристика системы, фактор ее функционирования и развития. Перспективная модель воспитания представляет собой тип системы, а управление - социально-педагогический механизм интеграции и взаимосвязи всех ее субъектов и структур; это процесс «дирижирования» связями системы, оформляющийся на основе реально протекающего образовательного процесса. Педагогическое управление эффективно и результативно, если оно является органичным блоком всей системы-модели воспитания, механизмом оптимизации воспитательной специфики всех субъектов этой системы.
Содержание педагогического управления воспитанием включает:
- выявление специфического воспитательного потенциала профессиональной, педагогической, социально-культурной, общественной деятельности УДО, представленной в модели приоритетных ценностей внешкольного воспитания; обоснование содержания, форм, методов, адекватных этим специфическим воспитательным ценностям; разработку критериев и показателей воспитательной результативности и адекватной им системы мониторинга и диагностики качества воспитания (ребенка, взрослого);
- организацию и стимулирование рефлексии и саморефлексии воспитательной результативности модели воспитания конкретного УДО, ее субъектов (педагогических работников) и определение на их основе перспективности модели;
- определение специфических управленческих функций всех субъектов воспитания и образовательной деятельности учреждения с учетом их реального объекта управления (объект педагогического управления
для руководителя - педагогический коллектив, его воспитание; для педагога дополнительного образования - детская общность, обучающиеся; для методиста - организация взаимодействия всех субъектов воспитания в общей и специфической деятельности образовательного учреждения).
Педагогическое управление моделями предполагает, что процедуры формирования и согласования целей носят коллегиальный, демократический характер; цели, как правило, генерируются и утверждаются в ходе обсуждения, с участием заинтересованных лиц.
Существенной характеристикой педагогического управления становится общественная составляющая, ценность которой - в вовлечении всех участников образовательного процесса в многообразную управленческую деятельность в качестве активных заинтересованных субъектов. Вовлечение должно осуществляться не по административному принципу, а на добровольной, самодеятельной основе, с учетом индивидуального потенциала и в интересах повышения авторитета учреждения в социуме, усиления его влияния на ребенка и взрослого. Самоуправление становится органичным блоком педагогического управления, условием качества воспитания педагогического работника и обучающегося.
Основные субъекты модели - активные участники управления с учетом должностей, профессионального опыта, образования. Субъекты педагогического управления: руководители учреждения, его основных структур; педагогические работники с учетом их профессии, занимаемых должностей, опыта, личных качеств (педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, социальные педагоги, инструкторы); творческие педагогические сетевые общности, специально создаваемые научно-методические структуры.
Руководитель учреждения дополнительного образования - субъект педагогического управления, воспитатель, обладающий позитивными нравственными качествами, имеющий четкую гражданскую позицию, способный создавать коллектив и направлять его в позитивное русло развития; человек глубоких знаний, носитель культурных ценностей, твердого характера, способный быть образцом. Особо значимый качествен-
ный показатель педагогического управления моделями - воспитание нового руководителя образовательного учреждения в «собственной образовательной среде», из числа педагогов нового мышления.
Специфичен потенциал педагога дополнительного образования как субъекта модели воспитания в УДО. Воспитательная специфичность - в его новой полисубъектной позиции: педагога-творца, увлеченного специалиста-профессионала, воспитателя, организатора детского объединения, гражданина. Значительна роль в системе педагогического управления методиста УДО. Методист, как правило, должен быть педагогом-профессионалом с опытом работы, он организатор взаимодействия субъектов модели, аналитик воспитательных ценностей, традиций и инноваций, исследователь. Ядром системы педагогического управления должны быть опытные, творческие педагоги и специалисты в определенных образовательных областях (техническое образование, художественное, экологическое, музыкальное и т. д.).
Основные структуры, реализующие цели, назначение, содержание педагогического управления: научно-методические советы из числа опытных педагогов; сетевые творческие объединения, методические объединения, школы педагогического мастерства, экспертные советы, создаваемые на основе приказов руководителя, решений педагогических советов, на добровольной основе. Формы организации педагогического управления: создание, проведение мастер-классов по проблемам реализации воспитательного потенциала модели; смотров педагогического мастерства; творческие встречи, круглые столы, «Школа молодого руководителя»; встречи с наставниками, тематические вечера, социально-педагогические семинары, тренинги.
Основа педагогического управления моделями внешкольного воспитания в системе дополнительного образования - культурные общечеловеческие ценности, поэтому субъект педагогического управления должен хорошо ориентироваться в системе образовательных культурных, интеллектуальных, духовно-нравственных ценностей детства и молодежи, их культурных запросах. Куль -тура педагогического управления - это сово-
купность ценностных ориентаций, символики, традиций и других ценностей, лежащих в основе взаимоотношений между педагогами, воспитанниками, родителями, организаторами образования. Цель педагогического управления - обеспечить организованность совместной деятельности педагога и воспитанника - среды их личностного роста и развития; базы и основы воспитания. Педагогическое управление моделями внешкольного воспитания - это организация взаимодействия «педагог - учащийся» в микровоспитательных средах, структурах модели (например, при разработке коллективного проекта, программы, организации мероприятия, смотра и т. д.).
Научно-методическое обеспечение эффективности функционирования модели воспитания и выявление ее перспективности в конкретных условиях (образовательного учреждения, региона, ближайшего социума и т. д.) - важный блок содержания педагогического управления. Оно включает:
- вооружение педагогических работников современными междисциплинарными знаниями о воспитании и образовании, инновационными технологиями, обеспечивающими эффективность воспитания в образовательной деятельности;
- социально-педагогическую рефлексию профессиональной и общественной деятельности педагога (коллективную и саморефлексию);
- творческое осмысление традиций воспитания и педагогических инноваций;
- разработку основ воспитательной системы;
- организацию сетевого взаимодействия с родственными учреждениями, структурами социума.
Разработка системы мониторинга и диагностирования результатов функционирования модели воспитания в образовательной и общественно значимой деятельности учреждения - важная составляющая педагогического управления. Педагогическая диагностика воспитания является инновационным блоком системы научно-методического обеспечения эффективности и перспективности модели. В системе педагогической диагностики реализации модели воспитания определился комплекс традиционных и инновационных видов и форм кон-
кретной целевой воспитательной направленности (анкетирование, тестирование, деловые игры, мониторинг, рефлексия, педагогическое наблюдение, самоанализ и самооценка и др.), которые важно рассматривать как органичную составляющую совместной образовательной деятельности педагогического работника и обучающегося, в которой в определенной динамике реализуется субъектная позиция воспитанника (показатель его личностного роста), формируется и развивается личностно-профессиональная позиция педагога-воспитателя [9].
Результатами педагогического управления перспективными моделями внешкольного воспитания в УДО являются:
- создание инновационных воспитательных систем, отвечающих потенциалу УДО и повышению их роли в системе непрерывного, открытого образования, общественного воспитания;
- формирование воспитательных пространств (макро- и микро-) во взаимодействии УДО с воспитательными нишами социума (культурные, научные, экономически правовые, общественные объединения, образовательные инновационные комплексы);
- разработка инновационных проектов, программ личностного роста воспитанника, развития личностно профессиональной позиции педагога;
- развитие социально, культурно, профессионально значимой общественной деятельности учреждения как базы социального воспитания;
- включенность коллектива учреждения в опытно-экспериментальную, инновационную деятельность, связанную с оптимизацией процесса воспитания на основе новейших научных достижений, потребностей, жизненных реалий, позитивных достижений учреждения и массовой практики;
- формирование современного педагогического управленческого мышления.
Педагогическое управление ориентировано на проверку-экспертизу воспитательной эффективности, социальной направленности
модели воспитания и перспективности ее функционирования в системе внешкольного образования. Педагогическое управление моделями внешкольного воспитания в деятельности УДО можно рассматривать как инновацию в теории и практике воспитания.
Библиографический список
1. Алиева Л. В. Модели внешкольного воспитания; научные подходы и анализ современной практики // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 30-35.
2. Алиева Л. В. Воспитание - основа и перспектива развития системы дополнительного образования детей // Вопросы воспитания. -2014. - № 3 (20). - С. 14-21.
3. Беляев Г. Ю. Актуальные модели воспитания: век XXI // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 5 (20). - С. 26-39.
4. Буйлова Л. Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Ин-т педагогики социальной работы, 1998. - 20 с.
5. Золотарева А. В. Интегративно-вариатив-ный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т, 2007. - 36 с.
6. Логинова Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: Ин-т общего образования, 2004. - 44 с.
7. Модели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность: сб. научно-методических статей / под науч. ред. Л. В. Алиевой. - М.: ФЦТТУ, 2013. - 113 с.
8. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. -С. 25-29.
9. Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования: сб. методических рекомендаций / под науч. ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. - М.: Институт теории и истории педагогики РАО, 2013. - 72 с.
10. Щетинская А. И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа. - М.: Новая школа, 1997. - 48 с.
_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ_
Alieva Ludmila Vladimirovna
Dr. Sci. (Pedag.), Professor, the chief scientific worker of the laboratory of the theory of education, Institute of Strategy and Theory of Formation by Russian Academy of Science, [email protected], Moscow
PEDAGOGICAL MANAGEMENT AS THE CONDITION FOR REALIZATION OF THE PERSPECTIVE MODELS OF THE EXTRA-CURRICULAR EDUCATION OF CHILDREN
Abstract. This article represents the system of the extra-curricular education of children by the scientifically and empirically substantiated perspective models of training in the activities of the establishments of the additional formation (EAF); their effective functioning is determined by management. Taking into account contemporary approaches to management, the specific character of its object - the model of upbringing - the definition is given to pedagogical management as the condition for the qualitative realization of the models of extra-curricular and extra-scholastic education. The characteristic of pedagogical control is represented as the scientific methods guarantee of effectiveness for the realization of Model; the dynamic, organic unit block of a model - the special type of the system of extra-scholastic extra-curricular education (its designation, the basic content, form and the methods of administrative activities, position of its subjects); the basic indices of the result for the pedagogically controlled model of education are designated.
Keywords: education, formation, the model of extra-curricular and extra-scholastic education, additional formation, management, pedagogical management, criteria, monitoring, diagnostics, position, subject, object.