ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Л.Н.Павлова
В статье дана характеристика содержания и реализации педагогической деятельности и педагогического управления на основе компетентностного подхода с целью обоснования идеи модификации профессиональной деятельности. Ключевые слова: педагогическое управление, педагогическая деятельность, управленческая деятельность, управленческая компетенция педагога.
Teacher management and educational activities: the content and implementation. The article provides a description of the content and implementation of teaching and teacher competency-based management approach in order to support the idea of modifying career Keywords: pedagogical management, educational activities, administrative activities, managerial competence of the teacher.
Актуальность проблемы педагогического управления обозначена потребностью модификации педагогической деятельности, в основе которой лежит компетентносный подход. Основанием использования представленного терминологического аппарата является диссертационное исследование автора.
Содержание педагогической деятельности обозначено в требованиях квалификационной характеристики должностей работников образования, отраженные в профессиональных и специальных компетенциях. В практическом применении компетенции выражаются в функциональных обязанностях педагогических работников, тем самым, обеспечивая возможность демонстрации профессиональной компетентности.
В нормативных документах профессиональная компетентность педагога (педагогическая деятельность) определена как совокупность профессиональных компетенций: управленческой, коммуникативной, аналитическая [4, с.1]. Управленческая компетенция педагога состоит из функционального компонента, методического и личностного компонентов.
Следовательно, содержание педагогической деятельности определяется профессиональными компетенциями, т.е уровнем подготовленности и реализации педагога к профессии; содержание педагогического управления определяется компонентами, составляющую компетенцию. Из этого следует, что содержание педагогической деятельности условно неизменная составляющая профессии; содержание педагогического управления определяется набором, компонентов управленческой компетенции, которые могут находится в различной зависимости друг от друга и разного уровня затребованности при реализации указанной компетенции.
В свете идеи исследования нас интересует из разряда основных элементов педагогической компетентности организаторская компетенция педагога. Реализация данной
компетенции обеспечивает включение обучающихся в различные виды деятельности и организацию деятельности ученического коллектива, превращающая его из объекта в субъект воспитания. Из специальных компетенций педагога выделяем компетенцию в области управления [1,с. 1]. Берем за основу следующее положение: педагогическая компетентность состоит из педагогических компетенций. Из этого следует, что педагогическое управление является составляющей профессиональной компетентности педагога и проявляется через организаторскую профессиональную компетенцию и управленческую специальную компетенцию педагога. Отсюда двойственная природа педагогического управления.
Понятие «педагогическое управление» нами определено как целенаправленное педагогическое воздействие с целью качественных изменений ученического коллектива, характеризующееся необратостью и направленностью на развитие личности каждого обучающегося. По содержанию педагогическое управление включает целеполагание, конструирование управляющих воздействий и их реализацию [2, с.33]. Таким образом, педагогическое управление является проявлением управленческой компетенции педагога.
Под педагогической компетентностью мы понимаем вид профессиональной компетентности, представленный как комплекс компетенций, необходимый при осуществлении образовательного процесса, который реализуется через педагогическую деятельность в образовательном учреждении. Управленческая компетенция педагога определяется организационной структурой управления образовательного учреждения и содержанием профессиональной компетентности педагога. Теперь мы можем понимать как на практике реализуется двойственная природа указанной компетенции. С одной стороны, педагог естественным образом реализует управленческие функции в аспекте управления образовательным учреждением на основе методических, творческих, профессиональных объединений, с другой стороны, выполняет функции управления ученическим коллективом.
Таким образом, педагогическое управление является качественно специфической разновидностью управления образовательного учреждения, направленного на процессы внутриколлективного регулирования и выражается содержательной характеристикой управленческой компетенции педагога.
На основании вышеизложенного сделали следующие выводы.
1. Педагогическая деятельность является видом профессиональной компетентности; педагогическое управление - видом управления образовательного учреждения.
2. Педагогическая деятельность является практической реализацией профессиональной компетентности, выраженная уровнем готовности и осуществления педагогом функциональных обязанностей; педагогическое управление является практической реализацией специальной управленческой компетенцией педагога, выраженная в осуществлении цикла управления.
3. Педагогическая деятельность охватывает все образовательное пространство; педагогическое управление реализуется в процессе управления образовательным
учреждением и через функции управления ученическим коллективом. Определив основополагающие различия по содержанию понятий, мы составили характеристику различий реализации педагогической деятельности и педагогического управления с последующей целью определения поля их реализации (таблица №1).
Таблица №1
Характеристика различий реализации педагогического управления и педагогической
деятельности
№ п/п Основания для сравнения Педагогическая деятельность Педагогическое управление
1. Категория понятия Система профессиональной деятельности Вид управления образовательным учреждением
2. Э мпирическая форма Профессиональная компетентность педагога Управленческая компетенция педагога
3. Объект деятельности Личность обучающегося , ученический коллектив Ученический коллектив
4. Предмет деятельноси Качество образования обучающихся Самоуправление ученического коллектива, самоуправление педагогов
5. Концептуальные положения Педагогическая деятельность направленная на формирование образовательных компетентностей обучающихся; педагогическое руководство ученическим коллективом Переход из одного функционального состояния (педагогическое управление) в другое (ученическое самоуправление): перераспределение функциональной нагрузки управления образовательным учреждением
6. Инструментарий деятельности Педагогические технологии Механизм педагогического управления. Технология педагического управления.
7. Показатель результативности Качество обраовательного процесса; качественные изменения ученического коллектива, личности обучающегося и педагога. Качественные изменения ученического коллектива, личности обучающегося и педагога.
8 Оценка эффективности Уровень сформированности образовательной компетентности обучающихся Уровень развития самоуправления ученического коллектива и личности обучающегося
9 Показатель реализации Уровень реализации професиональной компетентности Уровень реализации управленческой компетенции
Основания для выявления различий реализации педагогической деятельности и педагогического управления следующие: категория понятия, эмпирическая форма, объект деятельности, предмет деятельноси, концептуальные положения, инструментарий деятельности, показатель результативности оценка эффективности. Категории понятий
«педагогическая деятельность» и «педагогическое управление» соотносятся как система деятельности к виду деятельности. Эмпирической формой педагогической деятельности выступает профессиональная компетентность педагога; педагогического управления — управленческая компетенция педагога. Объектом педагогической деятельности является личность обучающегося в образовательном процессе и ученический коллектив; объектом педагогического управления — ученический коллектив и личность обучающегося как участник коллектива. Качество образования обучающихся лежит в области педагогической деятельности Педагогическое управление характеризуется возможностью перехода в самоуправление ученического коллектива. В основе концептуального положения педагогической деятельности лежит формирование образовательных компетентностей у обучающихся. Основной идеей педагогического управления в силу его специфики определяем переход из одного функционального состояния (педагогическое управления) в другое (ученическое самоуправление). В процессе развития ученического самоуправления происходит перераспределение функциональной нагрузки управления образовательным учреждением. Педагогические технологии выполняют инструментарную функцию педагогической деятельности. Педагогическое управление реализацуется через механизм и соответствующей ему технологию педагического управления [3, с.24]. Показателем результативности будет качество обраовательного процесса и качественные изменения коллектива, выраженные в уровне развития самоуправления ученического коллектива. Оценкой эффективности для педагогической деятельности служит уровень сформированности образовательной компетентности обучающихся; для педагогического управления — уровень реализации управленческой компетенции педагога.
Педагогическое управление считаем видом управления образовательного учреждения. Данное управление трактуется как «управление ученическим коллективом с целью его качественного изменения», когда как педагогическая деятельность представляет собой педагогический процесс с целью образования личности обучающегося. Исходя из этого, оценкой реализации педагогического управления является уровень развития самоуправления ученического коллектива; оценкой педагогической деятельности является уровень сформированности образовательной компетентности обучающихся. Следовательно, показателем реализации педагогической деятельности будет уровень образовательной компетентности обучающихся; для педагогического управления - уровень развития самоуправления ученического коллектива и личности обучающегося
Таким образом, понятие «педагогическая деятельность» шире понятия «педагогическое управление», значит, поле реализации педагогической деятельности «поглощает» поле реализации педагогического управления.
Педагогическая деятельность и педагогическое управление реализуется на основе программно-целевого принципа. Ориентиром для педагогической деятельности является программное обеспечение. Например, программа развития образовательного учреждения, учебная
программа по предмету, программа факультатива и пр. Иллюстрацией выполнения функции педагогического управления ученическим коллективом служат программы воспитательной деятельности (программа работы руководителя ученического коллектива, программа воспитательной работы педагога дополнительного образования, программа деятельности педагога и т.п.). В программных и методических документах образовательного учреждения, чтобы избежать разночтений в выполнении функций педагогического управления (в связи с указанными выше причинами), должны быть определены: содержание управленческой компетенции педагога образовательного учреждения, выраженной в функционльных обязанностях педагога, а так же критерии деятельности и критерии результативности педагогического управления.
Как следствие определения данной позиции, существует потребность образовательного учреждения в модели педагогического управления, в определении позиции педагогического управления в общей концепции образовательного учреждения. Таким образом, стратегия управления образовательным учреждением позволит определить пути развития (изменения) профессиональных и специальных компетенций педагогов, соотнеся их со спецификой образовательной системы учреждения.
Реализуется педагогическая управленческая компетенция на основе программного метода управления ученическим коллективом, который обеспечивается через программу деятельности педагога с ученическим коллективом или воспитательную программу ученического коллектива. Методическое обеспечение программно - целевого принципа управления состоит в определении: показателей развития ученического коллектива (психологического, педагогического, физиологического, уровня развития самоуправления и т.п.); условий определения сроков реализации программы; условий сопоставимости в случае использования количественных показателей; последовательности отслеживания результатов, связанных с анализом деятельности педагога и развития ученического коллектива. Выполнение программы педагогического управления ученическим коллективом позволит определить уровень профессиональной компетентности педагога в сфере управления и эффективность реализации управленческой компетенции педагога.
Исследуя феномен педагогического управления в 29 образовательных учреждениях г.Челябинска, мы пришли к выводу, что использование педагогами программно-целевого метода управления ученическим коллективом, который позволяет применять механизм педагогического управления ученическим коллективом, базирующейся на целостности процесса взаимодействия управляющей и управляемой подсистем на основе педагогической технологии управления соответствующей уровню развития ученического коллектива. В результате чего стал возможен переход от педагогического руководства (направленная педагогическая деятельность по отношению к ученическому коллективу) к педагогическому управлению ученического коллектива. Это означает проявление модификации педагогической деятельности (видоизменение деятельности), проявляющуюся в развитии практики возможной реализации принципа государственно-общественного управления образовательным учреждением и модернизацию
условий образовательного процесса с целью реализации компетентностного подхода в профессиональной деятельности педагога.
Литература:
1. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 762. [портал]. URL: http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok. html
2. Павлова Л.Н. Теория и практика педагогического управления развитием школьного детского коллектива: монография. Челябинск: Изд-во «Образование». 2008. 132 с
3. Павлова Л.Н. Употребление понятия «механизм педагогического управления» в педагогике: необходимость и обоснованность// Материалы международной научно-практической конференции «Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы». Челябинск: Цицеро. 2009. С. 23-25.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 788(квалификация (степень) «бакалавр»). - Режим доступа: http://sgpa.ucoz.ru/fgos/pravo/050100-bakalavr.doc