УДК 373
Павлова Лариса Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ
Pavlova Larisa Nikolayevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Department for Vocational Education Teachers’ Training and Subjects Methodology, Chelyabinsk State Teachers’ Traning University
EDUCATIONAL MANAGEMENT AS AN OBJECT OF LABOR FUNCTION RESEARCH
Аннотация:
В статье рассматривается проблема исследования педагогического управления с позиции трудовой функции в аспекте профессионального стандарта педагога. Описана сущность педагогического управления, рассмотрено содержание управленческой компетенции преподавателя. Определен статус, структура и квалификационный уровень педагогического управления в профессиональной деятельности.
Ключевые слова:
педагогическое управление, управленческая компетенция, профессиональный стандарт, трудовая функция.
Summary:
This article examines a problem of the educational management as a labor function in the context of the professional standard of a teacher. The author describes an essence of the educational management, and considers content of the teachers’ managerial competence. The research defines a status, a structure and a qualification level of the educational management in the vocational activities of the teacher.
Keywords:
educational management, managerial competence, professional standard, labour function.
Актуальность проблемы рассмотрения профессиональной деятельности педагога основывается на необходимости формирования профессионального стандарта. Целью данной работы является описание трудовой функции «педагогическое управление».
На основе определения статуса педагогического управления в профессиональной деятельности преподавателя, его функций и содержания можем сформировать требования к профессиональному образованию и обучению педагогов, к качеству труда, к опыту практической работы педагога, определить особые условия допуска к работе. Описание данных позиций позволяет определить рамки профессионального стандарта, который является нормативным документом, содержащим конкретные трудовые функции. Нами рассмотрена одна из них, - «педагогическое управление».
Статус педагогического управления в профессиональной деятельности педагога определен нами в процессе научной исследовательской работы и описан в научных трудах. Под данным термином мы понимаем вид управления образовательной организации; практическую реализацию общепрофессиональной компетенции и специальной управленческой компетенции педагога, которые выражены в осуществлении данного цикла; реализацию в процессе управления образовательным учреждением и через функции управления ученическим коллективом.
Рассмотрение темы в данной статье ограничивается анализом педагогического управления с позиции профессиональной деятельности и не рассматривается как форма государственно-общественного управления образовательной организации.
На основе понятийного аппарата профессионального стандарта в рамках нашего исследования транслируются следующие положения. Область профессиональной педагогической деятельности представляется как «совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности» [1; 2]. Видом трудовой деятельности педагога является педагогическое управление, представляющее область профессиональной деятельности, состоящее из набора трудовых функций и соответствующих компетенций. В этой связи рассмотрим содержание педагогического управления и определим требуемые для выполнения данной трудовой функции умения и знания.
Трудовая функция «педагогическое управление» представляет собой составную часть вида трудовой педагогической деятельности, характеризуется интегрированностью набора трудовых действий. Реализация трудовой функции «педагогическое управление» определяется технологическим процессом, для выполнения которого требуется владение определенными профессиональными компетенциями. Педагогическое управление реализуется через функцию
профессиональной деятельности - управление. Это обусловливается позиционным определением указанного процесса, а именно: анализом, планированием, организацией, контролем педагога по отношению к ученическому коллективу.
Специфичность педагогического управления определяется его объектом - ученическим коллективом и предметом его деятельности - самоуправлением ученического коллектива; содержание педагогического управления - уровнем управления образовательного учреждения/организацией и содержанием специфики управления ученическим коллективом и самоуправлением педагогического коллектива.
Понятие «технология педагогического управления» относится к категории формы социального управления в виде профессиональной педагогической практики. Процесс педагогического управления ученическим коллективом идентичен процессу управления организацией. Технология педагогического управления представляется в виде комплекса задач и комплекса функциональных компонентов, параметров и условий реализации трудовой функции.
Трудовая функция «педагогическое управление» характеризуется цикличностью педагогической деятельности. Для каждого цикла управления педагогом коллективом студентов формируются свои задачи и определяются необходимые профессиональные условия. В структуру трудовой функции «педагогическое управление» входят организационно-педагогический элемент, психолого-педагогический элемент, социально-психологический элемент.
Определим квалификационный уровень для реализации трудовой функции «педагогическое управление». Под квалификационным уровнем понимается «совокупность требований к содержанию труда работника, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности, ответственности и самостоятельности трудовой деятельности» [3; 4].
Квалификация характеризуется готовностью педагога к качественному выполнению трудовой функции «педагогическое управление». Структура описания требований к выполнению трудовой функции в профессиональном стандарте представляет собой интегрированную компетенцию, необходимую для выполнения определенной трудовой функции.
Основой формирования трудовой функции «педагогическое управление» является парадигма образования как совокупность понимания сути образования в современном обществе, а также использование опыта комплексной практики образования человека в профессиональной педагогической деятельности. Необходимое эволюционное обеспечение профессиональной педагогической деятельности обусловлено сменой парадигмы профессионального образа педагога. Анализируя концептуальные подходы к образованию в историческом аспекте, мы пришли к заключению, что в педагогической деятельности всегда присутствует управленческая миссия в образовании человека. Результатом эволюции взглядов на образ педагога является изменения его профессиональных функциональных представлений: от эмпирической функции, педагогического руководства, педагогического менеджмента до педагогического управления. Ссужая проблему образа педагога в пространственном и во временном ракурсе, мы готовы говорить о его управленческой компетенции.
Термин «педагогическое управление» характеризуется ограничениями в научном и практическом смысле по отраслям педагогики и эмерджентными свойствами. Данному понятию присуще явление дублетности, поэтому может быть допущено параллельное использование терминов «педагогическое управление», «педагогическое руководство», «педагогический менеджмент», «организация образовательного процесса». Данное положение обосновано нами ранее в опубликованных научных статьях. Употребление данных терминов в отношении выполнения трудовой функции «педагогическое управление» характеризует необходимую и достаточную профессиональную компетентность педагога, в одном случае, как требование по уровню должности (по содержанию труда педагога) и/или определяет его квалификационный уровень (по параметрам сложности, нестандартности, ответственности и самостоятельности трудовой деятельности), в другом случае.
Сущность педагогического управления определяется функционированием ученического коллектива, с одной стороны, а с другой - понятием «механизм педагогического управления», смысл которого заключается в системности реализации трудовой функции «педагогическое управление» посредством определения эффективности цикла управления на каждом уровне развития ученического коллектива и/или личности обучающегося.
Осуществление подготовки педагогов к выполнению трудовой функции «педагогическое управление» лежит в области профессиональной управленческой компетенции.
Управленческая компетенция педагога формируется во время его практической деятельности. В свою очередь подготовка преподавателей органически вписывается в организацию методической работы образовательного учреждения, обеспечивает индивидуальное непрерывное самообразование и профессиональное образование, отработку педагогического мастерства, ретрансляцию новых идей, подходов, их прикладную переработку, конкретизацию, техно-логизацию, инновационность образовательного учреждения.
Программа педагогического управления ученическим коллективом (образовательная программа, воспитательная программа и прочее) может быть представлена как методический продукт
педагога, являться показателем готовности к управленческой деятельности и критерием профессиональной компетентности, составляющей которой является управленческая компетенция.
Для реализации трудовой функции «педагогическое управление» необходимо осуществление функций «педагог» и «руководитель». Данное положение определяет двойственную природу управленческой компетенции педагога, выраженную в соответствующем содержании управленческого характера педагогической деятельности. Оно обусловливает общепрофессиональные и специфические профессиональные умения педагога.
Наши исследования в области практики педагогической деятельности показали, что управленческая компетенция педагога представляет собой совокупность организационных и управленческих позиций. Организаторская компетенция способствует включению обучающихся в различные виды деятельности и обеспечивает организацию деятельности ученического коллектива. Из специальных компетенций педагога выделяем компетенцию в области управления - управленческую [5]. С целью смыслового определения и избегания путаницы в терминах обозначим данную компетенцию как «собственно управленческая компетенция». Термин отражает специфику, которая обуславливается профессиональными и личностными качествами педагога. Данное обстоятельство позволяет говорить об организаторской компетенции преподавателя и его собственно управленческой компетенции. Природу связи двух компетенций в форме объединения называем коньюгацией. Коньюгация указывает на сложность в практической и качественной реализации педагогического управления и дает нам право обозначать данные компетенции как управленческая компетентность педагога. В контексте с трудовой функцией употребляем термин «управленческая компетенция».
Заметим, что двойственность природы педагогического управления определяет разные подходы к оценке исполнения трудовой функции «педагогическое управление», как следствие, ее разделение по должности, уровню образования, экономической сферы.
Педагогическое управление как профессиональная трудовая функция в реализации организаторской компетенции педагога подразумевает формирование по педагогической должности, объектом управления которой является образовательный процесс, предметом - личность. Самоуправление проявляется в самостоятельности личности обучающегося. Оценка эффективности реализации трудовой функции «педагогическое управление» лежит в плоскости понимания качества образовательного процесса. Результатом педагогического управления будут качественные изменения личности, то есть уровень сформированности образовательной компетентности обучающегося. Собственно управленческая компетенция педагога заключается в осуществлении функций управления.
Трудовые действия педагога можно описать как систему и процесс через понятия «педагогическая технология» и «механизм педагогического управления». Необходимые умения трудовой функции характеризуются возможностью выполнения классического управления и проектирования их на ученический коллектив. Управленческая компетенция педагога как способность выполнения профессиональных обязанностей проявляется в осуществлении педагогического управления в виде программы педагогической деятельности (образовательной программы, программы воспитательной деятельности и других). Формирование управленческой компетенции возможно непосредственно в практической педагогической структуре и определяется условиями и спецификой функционирования образовательной организации. Показателем качества осуществления трудовой функции «педагогическое управление» будет уровень развития самоуправления ученического коллектива и/или личности обучающегося. Это обстоятельство свидетельствует о том, что для выполнения трудовой функции «педагогическое управление» требуется профессиональное педагогическое образование и обучение педагога практической деятельности по реализации данной функции посредством методического сопровождения.
Педагогическое управление относится к области профессиональной деятельности, основной целью которого является управление ученическим коллективом и личностью обучающегося в образовательном процессе по формированию соответствующих компетенций. Различия реализации данной функции определяются по педагогической должности, опыту практической работы, особыми условиями обучения. Поэтому педагогическое управление можно охарактеризовать как трудовую функцию с позиции требований профессионального стандарта педагога.
Трудовая функция «педагогическое управление» является универсальной, поскольку присуща различным педагогическим практикам и разным экономическим сферам.
Ссылки:
1. Макет профессионального стандарта. URL: http://www.asi.ru/upload_docs/news/Maket-PS2.pdf (дата обращения: 05.12.2013).
2. Там же.
3. Там же.
4. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих // Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. М., URL http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html (дата обращения: 25.04.2013).
5. Там же. С. 1.