Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение студента в образовательной среде медицинского вуза'

Педагогическое сопровождение студента в образовательной среде медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неволина В.В.

В статье проанализированы особенности современной образовательной среды медицинского вуза и выявлены ее профессиональные контексты. В результате выявлены условия эффективного педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента в среде медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение студента в образовательной среде медицинского вуза»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

7. Изучение самостоятельных частей речи или классов в русском языке, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами: имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие,

8. Выделение и правописание основных грамматических категорий существительного и прилагательного: род, число, падеж,

9. Различение и правописание главных и второстепенных членов предложения: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение.

Дидактический опыт проектирования и реализации учебного орфографического моделирования учащимися средней общеобразовательной школы показывает нижеследующее.

1. Осуществление организованного изучения исторически сложившейся системы единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется российское общество.

2. Систематическое и регулярное школьное изучение правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания слов, предложений или текстов.

3. Самостоятельное или принудительное соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам, приводящее школьников к успешному словесному моделированию объектов, процессов и явлений действительности.

4. Первоначальное знакомство учащихся средних общеобразовательных школ с частью науки о языке, изучающая написание и устанавливающая их единообразие в общении и изложении результатов познания.

5. Достижение школьниками хороших результатов в написании диктантов, изложений и сочинений о материальной или духовной действительности.

Вывод, следующий из изложенного выше, состоит в необходимости систематического и регулярного учебного орфографического моделирования учащимися средних общеобразовательных школ для повышения качества обучения подрастающего поколения нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Мухтаруллина Э.Т., Каримов М.Ф., 2018

УДК 37

В.В. Неволина

к.психол.н., доцент ОрГМУ г. Оренбург, РФ nevolina-v@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация

В статье проанализированы особенности современной образовательной среды медицинского вуза и выявлены ее профессиональные контексты. В результате выявлены условия эффективного педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента в среде медицинского вуза.

Ключевые слова:

педагогическое сопровождение, профессиональное саморазвитие, студент медицинского вуза.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

Педагогическое сопровождение как особая форма деятельности педагога нацелена на формирование среды, способствующей личностному росту обучающихся, студентов, а также детерминирующей процесс саморазвития личности. Считаем целесообразным исследовать образовательную среду медицинского ВУЗа, а также определить роль и функциональную значимость педагогического сопровождения в её создании. В современной педагогической науке даются различные трактовки понятия «педагогическое сопровождение», ставшего объектом многочисленных фундаментальных и прикладных исследований (Е.А. Александрова, О.А. Воскрекасенко, Л.А. Жилина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Михайлова, Р.В. Овчарова, А.Л. Уманский, В.А. Шишкина, П.А. Эльканова, С.М. Юсфин, М.В. Шакурова). Целью работы является не всестороннее рассмотрение педагогического сопровождения в медицинском вузе, так как оно включает в себя множество задач (к примеру, вопросы адаптации учеников): мы стремимся определить специфику педагогического сопровождения в формировании образовательной среды медицинского вуза.

Л.Б. Наумов так отмечает связь педагогического сопровождения, целей образования и резервов образовательной среды: «оптимизация высшего медицинского образования - это приведение системы образования к такому уровню, который может обеспечить каждому студенту стабильные максимальные результаты обучения и воспитания, близкие к их теоретическим пределам, наиболее экономным путём с минимальными затратами времени и усилий учащихся и педагогов». Роль образовательной среды в медицинском вузе сводится не только к традиционным целям «обучение и воспитание», но и может быть расширена в своём толковании до средства формирования ресурса профессионального саморазвития личности студента. Так организация образовательной среды направляет студентов на сознательное профессионально-личностное развитие, в ходе которого у студентов повышается субъектность, актуализирующая личностное самоутверждение. При надлежащем педагогическом сопровождении студентам предоставляются разнообразные возможности самореализации в процессе самостоятельной работы, а также новые информационные технологии, как неотъемлемый компонент профессионально-личностного развития, выводят его на новый уровень [1].

Обязательным требованием по организации личностно-развивающей среды является утверждение гуманистически направленных ценностных установок: доброжелательность, доверительность атмосферы (диалог, взаимодействие, сотрудничество), демократический стиль, доступность для общения всего преподавательского состава кафедры, а также каждого подразделения ВУЗа. Включенность вышеуказанных условий позволяет студенту осознать свою включенность в образовательный процесс и утвердить себя как полноценного субъекта образования. Инструментом педагогического сопровождения могут выступать различные дидактические приёмы, к примеру, обращение к значимым личностям в медицине. Наглядное представление учёных, известных деятелей медицины (портреты, биографические зарисовки и так далее) может служить не только вспомогательным учебным материалом, но и, благодаря своей информативности, историко-познавательной и эвристической ценности осуществить связь времён.

Апеллирование к идеализированному образу врача определяет осознанное отношение к личностному саморазвитию. Педагогу следует систематически обращать студентов к размышлениям об их соответствии этому образу. Продуктивность профессионального становления молодого специалиста определяется также степенью психологической готовности для выполнения практических навыков. Эта готовность может быть проверена через оценку адекватности мотивов в реальных условиях профессиональной деятельности. Педагог должен диагностировать наличие формируемых в образовательной среде профессиональных знаний, умений и компетенций, а также необходимых личностных качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности врача [2].

Определим условия, которым должна соответствовать образовательная среда, что формирование ресурса профессионального саморазвития будущего врача было успешным. Педагог должен постоянно поддерживать интерес студентов к избранной профессии и учебным предметам. От него требуется умение организованность учебного процесса и обеспеченность необходимыми учебными пособиями. В ходе педагогического сопровождения должно проходить стимулирование активности и самостоятельности студентов в выполнении заданий. Напрямую со спецификой педагогического сопровождения и поддержкикоррелирует требование по воспитанию уверенности в успешности овладения профессией и

-( «О )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

стремления к преодолению трудностей. Также формированию ресурсов профессионального саморазвития способствует удовлетворение запросов личности в развитии интеллектуальных, культурных и нравственных качеств. В образовательной среде должны быть созданы общественные образы студентов-медиков как интеллектуальных, разносторонне развитых личностей. Ресурсом профессионального саморазвития выступает также кадровый потенциал, представляющий собой сообщество профессорско-преподавательского и научного состава, административно-управленческого и технического персонала.

Нами определены условия формирования ресурса профессионального саморазвития личности студентов в интегративной среде медицинского вуза: тип взаимодействия «преподаватель-студент» определяет развивающуюся интегративную среду профессионального саморазвития, стимулирующую личностно-профессиональные способности и потребности студента-медика, продуктивная образовательная среда обеспечивает ориентацию на идеалы и образцы медицинского образования, в рамках которых целеполагающий вектор обучаемого направляется на выбор позитивного пути достижения профессионального саморазвития личности; преимущества саморазвития личности студента расширяются формированием здорового образа жизни.

Ресурс профессионального саморазвития студента в медицинском образовании наращивается, если создается развивающаяся интегративная среда профессионального саморазвития на основе взаимодействия «преподаватель-студент», стимулирующая личностно-профессиональные запросы и потребности студента. Это возможно при системном подходе к педагогическому сопровождению. Конструирующие возможности образовательной среды посредством педагогического сопровождения переходят из потенциального в актуальное состояние аккумуляции активности людей и компонентов среды (кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, методические, технологии, инновации и традиции), в процессе ее освоения и преобразования.

Список использованной литературы:

1. Артюхина, А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. Учебное пособие / А.И. Артюхина. - Волгоград. - 2006.- 122 с.

2. Васюк, А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: автореф. дис. канд. пс. наук / А.Г. Васюк. - Москва. - 1993.

© Неволина В.В., 2018

УДК 37.032

Пфейфер Л. Н.

учитель английского языка МБОУ СОШ №5 г.Усинск liubov71@mail.ru

ПСИХОДИДАКТИКА: ВЗГЛЯД НА ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация

Данная статья является взглядом автора на развитие личности ребенка через уникальность его умственного восприятия, умения использовать интернет технологии как информационного продукта в своей деятельности для получения определенного результата. Интернет технологии рассматриваются психодидактикой как инструменты развития личности ребенка.

Ключевые слова

Психодидактика, интернет технологии, познавательная функция, развитие личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.