Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение художенственно-творческой деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством'

Педагогическое сопровождение художенственно-творческой деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ / ART-CREATIVE ACTIVITY / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / HEIGHT LEVEL OF ACTIVITY / TEXTILE DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлякова Н. В.

В статье рассматриваются особенности педагогического сопровождения художественно-творческой деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством, в частности художественным текстилем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTICLE IS ABOUT SPECIFICITY OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE OF STUDENT'S ARTCREATIVE ACTIVITY ON THE LESSONS OF ARTS AND CRAFTS, SPECIFICALLY TEXTILE DESIGN

The article discusses the features of pedagogical support of artistic and creative activities of students in the classroom arts and crafts, in particular artistic textiles.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение художенственно-творческой деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством»

10. Карпов, А.Н. Руководство совершенствованием профессиональной компетентности учителей в структуре деятельности заместителя директора школы: автореф. дис. ...канд. наук. - СПб., 1994.

Статья поступила в редакцию 28.06.10

УДК 378.147

Н.В. Козлякова, асп. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: lespua@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ХУДОЖЕНСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

В статье рассматриваются особенности педагогического сопровождения художественно-творческой деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством, в частности художественным текстилем.

Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, педагогическое сопровождение, повышение эффективности, художественный текстиль.

Деятельность художника декоративно-прикладного искусства по сути своей объединяет ремесло (опыт народных промыслов) и академизм (профессиональная подготовка художников). Основу творчества студентов художественно-графического факультета составляет деятельность, направленная на приобретение профессиональных навыков. Своеобразие художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства состоит в том, что ее можно формировать на определенном предметном материале (объекте). Продуктивность отдельных этапов художественно-творческой деятельности существенно изменяется при наличии педагогического сопровождения действий обучаемого; совместной работе педагога и студента.

Структура совместной деятельности имеет центральный компонент - общую цель, под которой понимается идеально представленный будущий результат: законченное произведение декоративно-прикладного искусства, в частности художественный текстиль. Общая цель разбивается на ряд конкретных задач, которые постепенно решаются в течение семестра: выбор тематического задания; подбор необходимого изобразительного материала - точка отсчета творческой деятельности; разработка эскиза и выполнение в текстильном материале. Третьим важным компонентом деятельности являются совместные действия - ряд элементов, направленных на выполнение текущих, достаточно простых операций: выборка швов, подготовка текстильного материала к вышиванию и т.д. Существует и четвертый компонент совместной деятельности, который В.Б. Блок определил как «комплекс художественного впечатления (сопереживание, сораздумье и сотворчество). Это активная творчески-созидательная деятельность учителя и ученика, восстанавливающая связи между художественно-условным отображением действительности и самой художественно-творческой деятельностью, т.е. между самой жизнью и художественным образом» [1, с. 468].

Таким образом, в комплекс сотворчества включаются такие компоненты, как:

- активность творчески-созидательной деятельности студента и педагога;

- сопоставление своего впечатления с общепринятыми критериями оценочной деятельности в совместном восприятии результата работы;

- умение видеть (предвосхищать) «взгляд со стороны», содержащий в себе элементы критичности, умение учиться на ошибках, постоянный анализ и осмысление ценности сотворчества на профессиональном поприще, является высокой степенью рефлексии и слагаемых творческого успеха.

Интересной особенностью художественно-творческой деятельности является то, что процесс этот не всегда придерживается планомерности и непрерывности поиска нового художественного образа. Основываясь на работах психологов и педагогов, изучающих эту проблему, отмечаем, что творческая продуктивность сочетается с периодом спада творческой активности.

Для студентов, молодых художников, не обладающих достаточным опытом творческой работы и запасом знаний, умений, навыков по созданию образа художественного текстиля характерны определенные трудности, возникающие на пути к достижению цели или решению задач, состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

Этого же мнения придерживаются педагоги, психологи, художники и искусствоведы, изучающие проблему модного пространства в области декоративно-прикладного творчества. Так, например, М. Килошенко, подробно изучая процесс, содержание и результат творческой работы, отмечает, что этапы творческого процесса представляют собой чередование осознанных и неосознаваемых психологических состояний.

Для нас является важным изучение опыта организации творческого процесса студентов на занятиях по декоративноприкладному искусству, как одному из видов художественного творчества. Во-первых, это дисциплинирует как работу педагога, так и студента. Во-вторых выделяет опорные точки творческого действия, целенаправляя его. В-третьих, облегчает индивидуальный подход к каждому студенту, выделяя «творческую доминанту» в его учебном процессе. Рассмотрим каждый из этапов более подробно (табл 1.).

На первом, подготовительном этапе, проявляется желание субъекта изменить в какой-либо мере окружающую действительность. Для художника, прежде всего, обновление предметов материального мира, которые подвергаются естественному старению, отличаются функциональной неприспособленностью, отсутствием образности и др. Этот этап характеризуется приложением сознательных усилий для поиска вариантов решения, ставится цель, задачи. Привлекается весь имеющийся интеллектуальный, эмпирический, деятельностный запас опыта. В процессе подготовки проводится пробно-поисковое, пилотажное исследование будущего предмета (эскизирование, изготовление предмета из макетных материалов), которое является упрощенной формой основного. Оно применяется для выборки методов дальнейшей работы, уточнения ее содержания, определения необходимого времени, детализации образа, идеи, придания основной структуры.

Главным побудителем является вдохновение. Как психологическое явление вдохновение характеризуется огромной внутренней сосредоточенностью индивида на объекте творчества; строгой избирательностью внимания, оптимальной и продуктивностью эвристической деятельности; относительной легкостью, с которой рождаются и материализуются художественные образы [2, с. 38]. Вдохновение в совокупности с первым инсайтом (внезапным пониманием, принятием решения дальнейших действий) формируют идеальную, в представлении субъекта, художественную идею. Определяется доминанта - элемент наибольшего значения для решения поставленной задачи.

Табл. 1

Педагогическое сопровождение содержания этапов художественно-творческой деятельности_______________

Название этапов Содержание Психологич-е Педагогич-е

состояние сопровождение

1. Подготовка (побуждение). Первый инсайт. Пилотажное исследование будущего предмета; выборка методов дальнейшей работы; уточнение ее содержания; определение необходимого времени; детализации образа, идеи, придание основной структуры. Вдохновение. Положительная эмоциональная настроенность на идеальный результат. Помощь в формулировании основных целей выполняемой работы. Стимулирование фантазии.

2. Фрустрация (неудача, торможение) Возникновение психологического барьера в связи с отсутствием идеального, для субъекта деятельности, варианта решения задачи Состояние подавленности, переживание неудачи (раздражение, апатия). Помощь в альтернативных поисках средств и способов решения. Отбрасывание несущественного и второстепенного. Мотивационное направление студента.

3. Инкубация Период покоя, сознательное прекращение работы над проблемой. Период умственного отдыха. Постановка новой задачи не связанной с поиском предыдущего решения или имеющей опосредованное отношение.

4. Второй инсайт (озарение). Внезапное нахождение нового решения проблемы. Фиксирование «внутреннего образа» в сознании. Значительные положительные эмоции удовлетворения, облегчения. Гибкое приспособление к ситуации с учетом новых данных.

5. Разработка и воплощение идеи. Проверка истинности инсайта: воплощение идеи в материале или возвращение на второй и третий уровни. Положительные эмоции в случае успеха или отрицательные при неудаче. Учет новых данных, постановка новых вопросов, проблем в традиционной ситуации.

Второй этап - фрустрация, характерен для студентов, молодых художников, не обладающих достаточным опытом творческой работы и запасом знаний, умений, навыков по созданию художественного образа. Фрустрация - психологическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач, состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи [3, с. 422]. Продолжительность этого этапа индивидуальна для каждой личности. В этом случае педагогическое сопровождение творческого процесса наиболее значимо, поскольку появившаяся преграда (ощущение некорректной формулировки задачи, отсутствие решения) может остановить дальнейшую работу. Помощь педагога заключается в определении барьера и путей его преодоления через реорганизацию деятельности:

- введение альтернативных средств и способов решения;

- определение и отбрасывание несущественного и второстепенного;

- варьирование свойств ситуации, т.е. соотнесение условий с требованиями задачи;

- выделение частных, конкретных действий;

- мотивационное направление студента.

Третий этап - «инкубация», период покоя, когда прекращается сознательная работа над проблемой. При качественном прохождении первого, подготовительного этапа «инкубационный» период может быть достаточно коротким или отсутствовать вообще. Такой же результат можно прогнозировать при условии верно подобранных педагогических воздействий на втором этапе. Ошибки, совершенные на выше описанных ступенях, могут заблокировать появление необходимых решений даже при наличии «ключевой» информации. Можно предполагать, что задача, над решением которой безрезультатно мучился субъект, «была вытеснена» в бессознательную область и там, в течение некоторого времени решалась в процессе интуитивного мышления. Когда же решение было найдено, оно перешло в сознание, и этот момент переживается человеком

как внезапное озарение [4, с. 45]. В данном случае педагог может поставить новую кратковременную задачу не связанную с поиском предыдущего решения или имеющую опосредованное отношение. Легкое задание восстановит веру студента в собственные силы, даст возможность переключить внимание, возродить мотивацию.

Четвертый этап - второй инсайт, кульминационная точка творческого процесса, где существенную роль играет интуитивное мышление. Интуиция - вид мышления, процесс которого не осознается и протекает в бессознательной области, однако результат открывается в форме внезапного озарения. Наиболее важное значение играет прижизненная интуиция - сконцентрированный опыт человека в решении различных проблем, глубокого проникновения в их сущность [4, с. 45].

Инсайт как прямое усмотрение ответа в первые секунды (повторение первого этапа) не всегда фиксируется автором на каких-либо носителях (бумага, текстиль, пластик и т.д.), но, тем не менее, он закрепляется в сознании, формирует внутренний образ. На новом качественном уровне возрождается замысел, активизируются технологические умения и навыки, стимулируется воображение. Педагогическое сопровождение творческого процесса должно быть осторожным, на уровне гибкого приспособления к ситуации с учетом новых данных (идей) предлагаемых студентом.

Пятый этап - разработка и воплощение идеи. Завершающий этап творческого процесса, в котором происходит проверка истинности инсайта. Если студенту достаточно накопленных знаний, умений навыков, он способен воплотить мысленный образ в материальный объект (картину, объемно-пространственную композицию и т.д.). Если исходные предпосылки для художественного творчества не соответствуют фактическим, то субъект возвращается на уровень фрустрации или инкубации.

Таким образом, знание особенностей протекания творческого процесса, психологическое состояние субъекта деятельности в области декоративно прикладного искусства помогают педагогу подобрать различные формы, методы и средства обучения для достижения наиболее полных результатов.

Библиографический список

1. Блок, В.Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность) // Сост. К.В. Сельченок // Психология художественного творчества: Хрестоматия. - Мн.: Харвест, 1999.

2. Эстетика: Словарь / под общ. ред. А.А. Беляева [и др.]. - М.: Политиздат, 1989.

3. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

4. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

Статья поступила в редакцию 14.05.10

УДК 372.08

Е.В. Каерова, зав. каф. ВГУЭС, E-mail: ekaerova@yandex.ru,

Л.В. Матвеева, канд. пед. наук, доц. ВГУЭС, г. Владивосток, E-mail: ludmila.matveeva@vvsu.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСТАНОВЛЕНИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА

В работе рассмотрены современные понятия инновационной деятельности, позволяющие сформировать профессиональные компетенции в установлении обратной связи в процессе коммуникации во время занятий у будущих специалистов спортивно-оздоровительного сервиса.

Ключевые слова: компетентность, обратная связь, инновационная деятельность, образовательная программа, развивающее обучение, педагогические условия.

В настоящее время необходимость получения профессионального образования в области спортивно-

оздоровительного сервиса не вызывает сомнений. Россия готовится к проведению крупномасштабных спортивных мероприятий, среди них: XXII Олимпийские зимние игры 2014г. в г. Сочи, Универсиада студентов 2013г. в г. Казани, которые требуют грамотных специалистов в области сервиса, спорта и здоровья.

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020г. отмечается, что «в ближайшее десятилетие, Россия, как и мировые спортивные державы, перейдёт к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и управления» [1, с. 2].

Современные реформы, в области физической культуры и спорта, вносят изменения и в область профессионального образования. Появляются новые широкопрофильные специальности, отражающие тенденции развития современной спортивной и оздоровительной индустрии. Образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной с другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворить потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны. Поэтому сейчас интенсивно происходят инновационные преобразования в национальной системе физкультурно-спортивного образования и воспитания молодежи.

Область профессиональной деятельности специалиста по спортивно- оздоровительному сервису включает в себя процессы предоставления спортивно- оздоровительных услуг, соответствующих современным стандартам и удовлетворяющих требования потребителей.

Адекватной реакцией системы образования на социальный заказ общества является переход к компетентностно-ориентированному образованию. Большое значение в этой связи приобретает внедрение в учебный процесс образовательных программ, дающих возможность сформировать у будущих специалистов профессиональные компетенции, необходимые для осуществления конкретной деятельности. Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции

Анализируя состояние исследований в этой области, можно отметить, что многие учёные занимаются проблемой подготовки современного специалиста, владеющего ключевы-

ми компетенциями. Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя, Е.В. Бонда-ревская, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и другие авторы используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).

А.В. Хуторской рассмотрев перечень ключевых компетенций, основывается на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности, позволяющих учащемуся «овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе». Он отмечает, что разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. При этом каждая учебная дисциплина должна учитывать необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций [2].

К.В. Шапошников понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [3, с. 13].

Объектами профессиональной деятельности специалиста по спортивно- оздоровительному сервису являются: потребители спортивно- оздоровительных услуг, потребности и ключевые ценности современного потребителя; объекты спорта, туризма, отдыха, досуга, связанные с формированием и предоставлением спортивно- оздоровительных услуг; набор спортивно-оздоровительных услуг, объединенных в специализированный продукт активного отдыха, туризма и рекреации.

Учитывая это, можно предположить, что в основе деятельности специалиста спортивно-оздоровительного сервиса лежат «субъект-субъектные» отношения, которые предполагают общение (коммуникации).

В педагогической науке к настоящему времени накоплен определённый потенциал знаний в этой области. Так Л.Д. Столяренко рассматривает коммуникативную компетентность «как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми»[4]. Г.М. Андреева - «как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий»[5]. Ю.М. Жуков и Л.А. Петровская определяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.