Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение социально-профессионального становления курсантов в условиях модернизации военного образования'

Педагогическое обеспечение социально-профессионального становления курсантов в условиях модернизации военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / SOCIAL ACHIEVEMENT / SOCIAL AND PROFESSIONAL ACHIEVEMENT / PROVIDING / PEDAGOGIC PROVIDING / CONDITIONS OF EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтыков Олег Вадимович

В данной статье раскрываются педагогические аспекты обеспечения социально-профессионального становления курсантов в условиях реформирования военного образования в стране, освещаются условия его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic providing of cadets social and professional achievement in conditions of military education modernization

The article deals with the pedagogic providing aspects of cadets social and professional achievement in conditions of military education reforming in the state. The conditions of its effectiveness are covered in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение социально-профессионального становления курсантов в условиях модернизации военного образования»

источников информации, формулировать мысль в научно-публицистическом стиле, видеть в предметном поле причинно-следственные связи и т.д.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что внедрение компетентностной модели образования требует разного рода ресурсов и затрат как от управленческих структур, так и от курсанта и преподавателя. Это многоплановая работа, связанная с поиском оптимального баланса между традициями, богатым историческим опытом и инновациями, но лишь в этом случае новый взгляд на образование будет иметь не только теоретическое, но и практическое значение, а результаты обучения будут сопоставимы с целями.

Библиографический список

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 1926.

2. Белоусова Н.А. Естественно-научная компетентность специалиста в контексте повышения качества профессиональной подготовки // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 6. - С. 22-25.

3. Вербицкий А.А., КурылевА.С., ИльязоваМ.Д. Основная образовательная программа в контекст-но-компетентностном формате // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 66-71.

4. Загрекова Л.В., Николина В.В. Дидактика. -

М.: Высшая школа, 2007. - 384 с.

5. Концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации до 2030 года.

6. Носков М.В., Шершнева В.А. О дидактическом базисе современной высшей школы и математической подготовке компетентного инженера // Педагогика. - 2010. - № 10. - С. 38-44.

7. Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2012 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2003 г.).

8. Попков В.А.., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. - М.: Академия, 2004. - 192 с.

9. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 года № 352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2012 г.»

10. Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. -С. 98-103.

11. Шемет О.В. Дидактические основы компе-тентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 1621.

12. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентност-ный подход в образовании: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. - № 2. - С. 58-62.

УДК 355

Болтыков Олег Вадимович

Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, г. Кострома

boltyko v@mail. ш

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье раскрываются педагогические аспекты обеспечения социально-профессионального становления курсантов в условиях реформирования военного образования в стране, освещаются условия его эффективности.

Ключевые слова: социальное становление, социально-профессиональное становление, обеспечение, педагогическое обеспечение, условия эффективности.

В последние годы в исследованиях ученых, выступлениях общественных деятелей как нашей, так и других стран мира, указывается на возникновение новой культурно-исторической ситуации, которая характеризуется переходом от отраслевого общественного и промышленного производства к интегративному и нелинейному, к изменениям типа коммуникации на всех уровнях, к иным требованиям к личностным качествам специалистов. Все это определяет новый социально-педагогический идеал выпускников образовательных учреждений, заставляет переосмысливать понимание содержания социального становления

детей и молодежи, делает необходимым педагогическое обеспечение такого сложного и многогранного процесса.

Модернизация российского образования затрагивает и высшую военную школу, от которой требуется определение теоретических и технологических приоритетов в подготовке будущих офицеров, ориентированных не только на качественное выполнение своих прямых обязанностей, но и готовых выстраивать толерантные отношения с людьми, различными социально-профессиональными и этническими группами, обладающими гибкостью в способах мышления и действия, полипозицион-

© Болтыков О.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

61

ностью суждений, социальной грамотностью, способностью оперативно реагировать на перемены, рефлексировать, самоорганизовываться. Последнее обстоятельство возможно, если в процессе обучения и воспитания в военно-учебных заведениях достойное место занимает обеспечение социального взросления курсантов.

Анализ научной литературы и исследований позволяет констатировать, что различные аспекты проблемы формирования и становления личности нашли отражение в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.В. Байбородовой, Л.И. Божович,

Н.А. Гальмук, А.В. Грибанова, И.С. Кона, Е.Н. Ле-комцевой, И.А. Липского, М.Р. Мирошкиной,

А.В. Мудрика, М.И. Рожкова, Е.А. Царева, Л.Ф. Яруллиной и других. В них освещены вопросы влияния воспитательной системы школы, физкультурно-спортивной деятельности на социальное становление старшеклассников, рассмотрены особенности этого процесса в клубе по месту жительства, в системе среднего профессионального образования, в вузах МВД России, в ходе экономической подготовки в колледже, а также отражено влияние отдельных условий на формирование у студентов социально-профессиональных качеств личности, обеспечивающих их социальное взросление. В то же время процесс социального становления курсантов военного вуза и его педагогическое обеспечение не стали объектом специального изучения.

Проведенный нами контент-анализ понятия «социальное становление» свидетельствует о том, что данная категория изучается различными гуманитарными науками.

В философии становление - это переход от одной определенности бытия к другой, неразрывное развитие, выступающее в качестве связующего звена между прошлым, настоящим и будущим, совокупность социокультурных динамических циклов [11].

В социологии становление рассматривается как процесс и результат социализации, протекающий под влиянием внешних и внутренних факторов [4].

В педагогике вопросы становления личности в последнее время изучаются довольно интенсивно. При этом преимущественно раскрываются различные стороны профессионального становления будущего специалиста. Обобщив различные точки зрения и опираясь на подход А.И.Тимонина, мы можем говорить, что данный термин употребляется в трех значениях: как синоним категории «развитие»; как выражение процесса создания предпосылок, элементов предмета, возникающего на их основе; как характеристика начального этапа уже возникшего предмета, когда происходит переход от старого к новому, рост этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему [10].

Социальное становление в научных публикациях определяется и как процесс, и как результат.

В первом случае это явление характеризуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирование как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости человека на определенном отрезке жизненного пути, который свидетельствует о его способности осознавать себя в обществе, понимать занимаемое в нем положение, самостоятельно определять для себя цели, выстраивать маршруты для их достижения, а также подразумевается наличие комплекса социально значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремление к максимально возможному самосовершенствованию [9].

В психолого-педагогической литературе (М.А. Галагузова, И.С. Кон, Е.Н. Лекомцева,

А.В. Мудрик, М.И. Рожков и др.) сущность социального становления человека нередко раскрывается через его соотнесение с процессом социализации. В этом контексте социальное становление считается качественным показателем развития личности в процессе ее социализации, результатом ее очередного этапа и фундаментом для последующих позитивных изменений, благодаря которым расширяется, усложняется индивидуальный социальный опыт каждого человека.

Т.И. Зубкова считает, что социальное становление - результат накопления человеком социального опыта под влиянием случайных факторов (социализации), психофизиологического развития и специально созданной искусственной системы его передачи (социального воспитания) [3].

Т.А. Василькова раскрывает смысл социального становления личности через противопоставление формированию, которое она понимает как пассивный процесс, исключающий субъектное участие человека. В этой связи становление ею характеризуется как активное освоение подрастающим поколением социального опыта [2].

Как отмечают в своих исследованиях Е.Н. Ле-комцева и М.И. Рожков, социальное становление -это формирование человека как общественного существа через реализацию трех разнонаправленных потребностей: «быть как все» (тождество с окружающим миром), «быть личностью» (стремление к обособлению своего Я, к самоопределению), «быть другим» (поиск возможностей выхода за рамки собственного Я), формирование у него готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах [7].

Социальное становление на каждом возрастном этапе, как подчеркивает А.В. Мудрик, обеспечивается решением определенного круга естественнокультурных, социально-культурных и социальнопсихологических задач. Из этого можно сделать вывод о том, что социальное становление касается

всех сущностных сфер личности (потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, познавательной, морально-нравственной, действенно-практической, межличностно-социальной), характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности, независимости, самодостаточности, способностью принимать ответственные решения, реализовывать их на практике [6].

Таким образом, сложились разные взгляды на понятия «становление» и «социальное становление». Мы в своем исследовании опираемся на точку зрения И.А. Липского, который считает, что социальное становление входит в процесс социального развития человека и представляет собой поступательные изменения в направлении превращения его в субъект социальной деятельности и социального общения [5].

Следовательно, социальное становление курсантов - это сложный многогранный целенаправленный поэтапный процесс освоения личностью опыта социальных отношений, способствующего его социальному взрослению.

В этом контексте социально-профессиональное становление может рассматриваться как процесс развития у личности в учебно-воспитательной и практической деятельности определенного уровня способности и готовности к компетентному выполнению трудовых и социальных функций, профессиональных и гражданских обязанностей, необходимых и достаточных для эффективного исполнения квалификационных требований к военному специалисту.

Такими требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки военных специалистов провозглашены: а) общекультурные (способность использовать в воспитании подчиненных информацию о роли военной организации в становлении и развитии Российского государства, основах военной политики, концепции национальной безопасности; способность, используя методологию военно-научного познания, анализировать военно-политическую обстановку, военные и жизненные проблемы, отбирать и применять формы и методы управления, психологопедагогического воздействия на формирование личности военнослужащих, оказания им целесообразной помощи в трудных ситуациях повседневной и боевой обстановки); б) общепрофессиональные (способность проводить системный анализ проблем, процессов и явлений, связанных с профессиональной деятельностью, прогнозировать и анализировать результаты применения полученных знаний на практике и находить пути корректировки этих результатов, организовывать управление личным составом, оценивать их ресурсы, принимать управленческие решения, обеспечивать сохранность государственной тайны); в) специальные профессиональные (по видам деятельности

и, в частности, в обучении и воспитании, готовность организовывать мероприятия по воспитательной работе, по обеспечению морально-психологического климата, по поддержанию боевой готовности и боеспособности подразделений, по обучению личного состава, освоение методик индивидуальной воспитательной деятельности, умение проводить занятия по безопасности военной службы).

Успешность реализации указанных требований во многом зависит от качественного педагогического обеспечения, которое может рассматриваться как создание и целесообразное использование совокупности ресурсов и условий для реализации задач воспитания, обучения, развития.

Так как процесс социального становления это содействие курсантам в достижении результативности в учебной, военно-служебной и внеаудиторной деятельности за счет рационального использования педагогических средств, организации помощи и поддержки его участников, актуализации ресурсов личности, то такое обеспечение предполагает:

- во-первых, содействие формированию у молодых людей ценностного отношения к социальному устройству, человеческой жизни (Родина, государство, Вооруженные силы, прошлое и настоящее) (Н.Е. Шуркова), ощущения себя представителем социально-профессионального сообщества, а также расширение и обогащение у них опыта совместной деятельности;

- во-вторых, активизацию тех ресурсов образовательной среды военного вуза, которые способствуют формированию позитивной внутренней мотивации субъектов по аналогии с моделью трудовой мотивации Р. Хекмана и Г. Олдхэма, которая ориентирует на три составляющие: воспринимаемая значимость работы (деятельности); ощущаемая ответственность за результаты; знание этих результатов;

- в третьих, включение курсантов в процесс конструирования деятельности и общения, которое предусматривает непосредственное их участие в составлении планов воспитательной работы, в отборе форм и методов их реализации, в разработке правил взаимодействия, сценариев повседневной жизни.

Как свидетельствуют результаты нашей опытно-экспериментальной работы, эффективность педагогического обеспечения изучаемого феномена зависит от ряда условий: наличия программы развития субъектной позиции личности курсанта в учебной, внеаудиторной и военно-служебной деятельности; реализации интерактивных технологий в организации воспитательной работы с курсантами; ориентации на педагогизацию образовательной среды военного вуза.

Первое условие связано с пониманием субъекта в качестве носителя активности, с тем, что это -человек, познающий внешний мир и воздействующий на него с целью подчинения своим интересам, сознательно действующее лицо, строящее свои ви-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

63

тальные контакты с внешним миром (И.А. Зимняя,

В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.).

Для того чтобы педагогическое обеспечение социально-профессионального становления курсантов, как содействие приобретению ими нового опыта, приближению личности к определенному уровню социального развития, было эффективно, необходимы умение объективно оценивать ситуацию, личностные ресурсы, содержательные потенциалы, способность взаимодействовать, занимать нужную позицию, продуктивно сотрудничать.

Развитие такой активности предполагает проведение тренингов повышения коммуникативной компетентности, развития лидерских и организаторских качеств, профессионального общения, которые в рамках программы укладываются в такие этапы как: «Побуждение к действиям», «Изучение проблемы», «Принятие решения», «Коррекция навыков».

Второе условие направлено на активизацию деятельности самих субъектов реализации педагогического обеспечения через широкое использование таких технологий как игровые, проективные, рефлексивные, в основе которых лежит активный обмен мнениями, суждениями, информацией, диалог. Они служат, с одной стороны, средством актуализации и развития ценностно-смысловой сферы субъектов, обеспечивают проявление и согласование образовательных, профессиональных, жизненных ценностей, реализацию интеллектуальных, профессиональных, организаторских, лидерских, творческих возможностей, с другой - способом формирования отношений между субъектами на основе уважения личностного достоинства со стороны всех участников образовательного процесса. Кроме того, они помогают готовить курсантов к выполнению социальных ролей и функций в современном обществе, личностно-профессиональной социализации.

Третье условие опирается на понимание роли и места социальной среды в становлении личности, на что обращали внимание в своих работах

B.М. Басова, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Т.Г. Зеле-нова, И.С. Кон, А.Т. Куракин, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Б.Д. Парыгин, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, Ю.В. Сычев,

C.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и другие.

Способами создания такой среды мы избрали:

информирование, предполагающее повышение психолого-педагогической компетентности командиров, наставников, ориентированность в вопросах жизнедеятельности курсантов; нормирование, предусматривающее разработку и согласование основных норм общения и этики взаимодействия людей в данном микросоциуме; совместную деятельность как интеграцию различных ее видов и включение в нее всех участников образовательного процесса для решения поставленных воспитательных задач.

Полученные в ходе исследования эмпирические данные указывают на: положительную динамику в экспериментальных группах, как в личностном продвижении входящих в нее курсантов, так и в сравнении с показателями в контрольной группе; преобладание внутренней мотивации профессиональной деятельности над внешней; стремление к повышению собственного статуса и расширению кругозора, уверенности и ответственности за свои решения, самостоятельности и адекватности при их принятии.

Аналогично более высокие показатели прироста наблюдаются в экспериментальных группах по следующим показателям: социальная адаптация, социальная активность, автономность, нравственность.

Таким образом, проведенное исследование обнаруживает позитивную динамику в социальнопрофессиональном становлении курсантов при реализации предложенных условий педагогического обеспечения и использовании методики, базирующейся на личностной ориентированности, концептуальности, системности, гуманизме, активности, целенаправленности и состоящей из диагностического, прогностического, процедурно-организационного, реализационного, коррекционного, экспертно-оценочного этапов.

Библиографический список

1. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе. - М., 2006. - 120 с.

2. Василькова Т.А. и др. Социальная педагогика. - М., 2010. - 240 с.

3. Зубкова Т.И. Социализация, социальное воспитание, социальное развитие в теории социальной педагогики // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности. - Екатеринбург, 2005. - С. 11-19.

4. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И Лапина. - М., 1989. - 479 с.

5. Липский И.А. Социальное развитие человека // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. - М., 2008. - С. 13-21.

6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 2009. - 568 с.

7. Рожков М.И. и др. Социально-педагогическая деятельность. - Ярославль, 2009. - 445 с.

8. РыженковМ.И. Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2008. - 21 с.

9. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М., 2002. - 368 с.

10. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Кострома, 2008. - 42 с.

11. Философский энциклопедический словарь. -М., 2001. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.