Научная статья на тему 'Педагогическое мастерство преподавателя - стержневое звено профессиональной подготовки студентов технического вуза'

Педагогическое мастерство преподавателя - стержневое звено профессиональной подготовки студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING EXPERIENCE / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / THEORETICAL MODEL / PERFECTING THE SELF-CONSISTENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / AN INDIVIDUAL APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL SKILLS / SMART TECHNOLOGY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / КОНСТРУКТОРСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ / DESIGN AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / НАВЫКИ / SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торосян В.Ф.

Описана педагогическая деятельность преподавателя технического вуза, требующая от него умения создавать творческую атмосферу, в которой профессионально необходимые знания не просто усваиваются, а проходят через сознание студентов, позволяя им определить роль этого знания в своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торосян В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SKILL OF A TEACHER AS A CORE OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AT A TECHNICAL COLLEGE

The paper focuses on the educational activities of a technical college instructor, requiring an ability to form a creative atmosphere in which professional knowledge is not simply absorbed and passed through the minds of students, but allowing them to determine the role of knowledge in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Педагогическое мастерство преподавателя - стержневое звено профессиональной подготовки студентов технического вуза»

--© В.Ф. Торосян, 2012

В.Ф. Торосян

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ — СТЕРЖНЕВОЕ ЗВЕНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Описана педагогическая деятельность преподавателя технического вуза, требующая от него умения создавать творческую атмосферу, в которой профессионально необходимые знания не просто усваиваются, а проходят через сознание студентов, позволяя им определить роль этого знания в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, теоретическая модель, самосовершенствование, профессиональная подготовка, индивидуальный подход, педагогическое мастерство, интеллектуальные технологии, интеграция, конструкторские и технологические разработки, навыки, профессиональная коммуникация.

Современное общество ищет оригинально мыслящих личностей, проявляет интерес к созданию тех условий, которые способствуют выявлению творческих способностей, формированию индивидуального стиля деятельности. Эта проблема особенно важна в техническом вузе, поскольку он призван готовить специалистов высшей квалификации, обеспечивающих прогресс в разных сферах человеческой деятельности. Поэтому овладение профессиональной деятельностью, которое предполагает: освоение операционно-практической сферы выбранной специальности, выработку такого отношения к ней, которое придает самой деятельности личностный смысл, определяет включенность в нее будущего профессионала, является основой учебно-профессиональной позиции студентов.

Педагогическая деятельность требует от преподавателя технического вуза умения создавать творческую атмосферу, в которой профессионально необходимые знания не просто усваиваются, а проходят через сознание студентов, позволяя им определить роль этого знания в своей профессиональной деятельности. Большой вклад в разработку проблемы педагогической деятельности и мастерства преподавателей внесли исследования, выполненные под руководством Н.В. Кузьминой, которые позволили выделить ряд закономерностей педагогиче-

ской деятельности, определить критерии эффективности деятельности преподавателя, уточнить и апробировать теоретическую модель педагогической деятельности. В качестве такой модели выступает психологическая структура деятельности преподавателя, которая представляет собой взаимосвязь, систему и последовательность его действий, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В данной структуре находят отражение все умения, необходимые для решения педагогических задач, возникающих в процессе реализации целей педагогической системы, которые соответствуют основным функциональным компонентам данной структуры: гностическому, конструктивному, коммуникативному, организаторскому.

Педагогическая деятельность преподавателя технического вуза направлена на создание условий для самосовершенствования и не ограничивается только передачей знаний будущим инженерам. В ней сплетаются воедино стремление к сопереживанию и «безусловное принятие друг друга как ценностей» [2]. Все это требует от самого преподавателя необходимости собственного профессионального роста. Повышение педагогического мастерства преподавателя неразрывно связано с совершенствованием в его педагогической деятельности. Согласно педагогической закономерности цикличности, основными циклами развития педагога в процессе самостоятельной деятельности являются: освоение профессии; её совершенствование; утверждение и проверка системы работы; дальнейшее совершенствование; обобщение опыта; передача опыта; подведение итогов. Все это связано с поиском нового, с творчеством преподавателя. Связь между творческой активностью педагога и его мастерством подтверждается экспериментально.

Инновации в содержании инженерного образования и технологий обучения в техническом вузе предусматривают:

• широкую фундаментальную и профессионально-ориентированную подготовку:

• переход от дисциплинарно-информационного подхода к реализации междисциплинарных знаний, овладению методологией предмета, интеллектуальными основами, универсальным инструментарием профессиональной деятельности;

• активное использование в учебном процессе результатов и технологий научного поиска, повышение на этой основе эффективности самостоятельной творческой работы студентов, снижение аудиторной учебной нагрузки преподавателя и студентов;

• внедрение в учебный процесс интеллектуальных технологий, предусматривающих формирование знаний с целью получения нового интеллектуального продукта.

Все это преподаватель должен не просто осознать, но и видеть свое место в данном процессе. Усилия его должны быть направлены на важнейшие компоненты инженерного образования, которые обеспечивают формирование:

• интегративных способностей инженеров, в которых профессиональная готовность определяется умением быстро реагировать на потребности общества и пониманием хрупкости окружающей среды;

• аналитических способностей, которые характеризуются критическим мышлением, как результата интегрального понимания физических, математических, естественных и гуманитарных наук;

• способностей осуществлять проектирование и производство нововведений;

• способности понимания экономических, промышленных и международных условий, в которых осуществляется инженерная деятельность;

• способности самообразования, пополнения своих знаний и адаптация к быстрым технологическим изменения на мировом рынке.

В содержании подготовки студентов технического вуза особое значение отводится умению соединять теоретические знания с практической подготовкой. Преобладающими механизмами технической подготовки студентов становятся: интеграция технического образования с фундаментальной наукой и производством; подготовка на основе «погружения» в исследования; конструкторские и технологические разработки; развитие навыков профессиональной коммуникации, которая является ключевым средством профессиональной деятельности выпускника технического вуза. Введение конференц-недели (КН) с 2011-2012 учебного года в ТПУ — системы коммуникативных мероприятий студентов направленно на интегративное

формирование профессиональных инженерных компетенций и оценку динамики их формирования.

Принимая во внимание определение, что «индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма духовной и общественной жизни человека». [4] Целью педагогической деятельности преподавателя технического вуза должно быть развитие личности студента, как будущего специалиста и гражданина общества, которому нужно не только дать необходимый объем знаний, но и научить понимать, осмысливать «и самостоятельно пополнять их, предоставив при этом реальные возможности для интеллектуальной инициативы в обучении, равные права с преподавателем на активность, организовывать переход из позиции потребителя в позицию творца своих знаний и самого себя».

Основные положения, лежащие в основе индивидуального подхода в профессиональной подготовке студента технического вуза, на наш взгляд следующие:

• человек имеет право быть самим собой;

• воспитатель помогает ему развиться, усиливая его самостоятельность;

• каждый из нас может изменить только самого себя, а другому человеку он может помочь только через свой педагогический опыт (причем принять эту помощь или нет, тот, другой, должен решать сам).

Исключительно важное значение для формирования личности современного специалиста имеет общение преподавателя технического вуза и студента. Общение — сложный социальный процесс, выполняющий целый ряд важных функций, одна из которых — информационная. Общение, как педагогическое средство, должно быть направлено на формирование деловых и тесных взаимоотношений между наставниками и студентами, а в конечном итоге — на формирование настоящего специалиста. В творческом сотрудничестве со студентами поведение преподавателей бывает исключительно разнообразным: пунктуальным и строгим или предельно снисходительным — детерминировано индивидуальностью преподавателя.

В педагогической науке накоплен большой опыт использования педагогических технологий, направленных на самораз-

витие, которое позволяет человеку найти себя, быть востребованным, способным полнее реализовать свои возможности. В соответствии с принципами гуманистического подхода процесс развития полноценной личности студента технического вуза должен строиться как системное взаимодействие преподавателя и студента, при котором:

• преподаватель не формирует человека, стараясь отличить его в форме, задуманной ранее, а помогает студенту найти в себе положительное, что в нем уже есть, но искажено, забыто, спрятано;

• студент может научиться чему-либо лишь самообучаясь, т.е. учение — это не только усвоение знаний, умений и навыков, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта учащихся, связанного со всей его личностью;

• студенты становятся ответственными, независимыми, самостоятельными, умеющими давать себе адекватную самооценку, актуализировать свои потенциальные возможности.

При всём этом многообразии — логическим центром, определяющим воспитывающий и развивающий эффекты сотрудничества, всегда остается уважение к личности студента — то чувство равенства, которое отличает субъект-объектные отношения. Подобная слитность педагогических, организаторских, коммуникативных и собственно исследовательских «потенциалов» преподавателя высшей технической школы закономерно связана с той формой его взаимодействия со студентами, которая суть совместная творческая деятельность.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985. — 32 с.

2. Бодалев A.A. Психология общения. Избранные психологические труды М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.

3. Киверник Н.Ю. Педагогическое содействие формированию навыков профессионала в техническом университете: Труды 7-й Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной культуры специалиста XXI века в техническом университете». СПб.: Изд-во Поли-техн. Ун-та, 2007. С.145-154.

4. Беломестных Л.А. Введение в личностно-ориентированное обучение. — Томск: Изд-во ТПУ, 1996. — 140 с.

5. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 — 544 с.

6. Педагогические условия совершенствования учебного процесса в вузе: Межвузовский тематический сборник, — Барнаул: изд. Алтайск.ун-та, 1985. — 199с.

7. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990. — 112 с.

8. Слагаемые педагогического мастерства. М.И. Станкин.//СПО № 9, 1996.

9. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна. Киев: Виша школа, 1987. — 207 с.

10. Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции (16—18 мая 1989 г.) / Под ред. Н.В. Кузьминой. Ленинград; Усть-Каменогорск, 1989. 459 с. ГГШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Торосян В.Ф. — кандидат педагогических наук, доцент, torosjaneno@mail.ru, Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.