Научная статья на тему 'Развитие профессиональных умений будущих учителей географии в процессе прохождения производственной (педагогической) практики'

Развитие профессиональных умений будущих учителей географии в процессе прохождения производственной (педагогической) практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ / TEACHER PROFESSIONAL FUNCTIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеманаев В.А.

В статье рассматривается процесс формирования профессиональных умений будущих учителей географии в процессе прохождения производственной (педагогической) практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеманаев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTE PROFESSIONAL SKILLS FUTURE TEACHERS OF GEOGRAPHY DURING PASSAGE PRODUCTION (PEDAGOGICAL) PRACTICES

The article deals with the process of formation of professional skills of the future geography teachers in the process of passing production (teaching) practice.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных умений будущих учителей географии в процессе прохождения производственной (педагогической) практики»

УДК 378.147-388

В.А. Шеманаев

канд. пед. наук, доцент, кафедра географии и экологии, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования профессиональных умений будущих учителей географии в процессе прохождения производственной (педагогической) практики.

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональные функции учителя, профессиональные

умения.

V.A. Shemanaev, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

DEVELOPMENTE PROFESSIONAL SKILLS FUTURE TEACHERS OF GEOGRAPHY DÜRING PASSAGE

PRODUCTION (PEDAGOGICAL) PRACTICES

Abstract. The article deals with the process of formation of professional skills of the future geography teachers in the process of passing production (teaching) practice.

Keywords: teaching practice, teacher professional functions, professional skills.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования к профессиональной деятельности учителя, его квалификации. Данная тенденция имеет не только российский, но и общемировой, глобальный характер. Улучшение всей системы профессионального образования будет влиять на эффективность реализации общеобразовательными учреждениями ФГОС начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Роль учителя в современном российском образовании не снижается, а постоянно возрастает, так как учитель создает благоприятные условия для индивидуального развития личности и духовно-нравственного формирования обучающихся и способствует их социализации [6].

Поэтому вопросам его профессиональной подготовки всегда уделялось и уделяется серьезное внимание.

Педагогическая практика студентов - очень важный этап подготовки будущего учителя, ибо именно в ее процессе студенты получают необходимые умения и навыки будущей профессиональной деятельности. От того, как она будет организована и сколь ответственно к ней отнесутся сами студенты, во многом зависит результативность практики, а значит, и их подготовленность к многотрудной работе учителя [3].

Цели и задачи педагогической практики определяются на основе общих целей воспитания подрастающего поколения, которые стоят перед школой на данном этапе социально-экономического развития нашей страны. Они разрабатываются на основе требований современной методической и педагогической науки к комплексу профессионально-педагогических знаний, умений и навыков выпускника университета.

Главная цель педагогической практики - овладение студентами основными функциями педагогической деятельности учителя-предметника и формирование профессиональных черт личности учителя. Таким образом, студентам необходимо научиться осуществлять единство учебного и воспитательного процессов для реализации задач современного воспитания школьников [4].

Студенты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда учителя-воспитателя, знакомятся с содержанием и объемом его работы. В связи с этим они должны проводить учебно-воспитательную работу по всем направлениям: психолого-педагогическое

изучение отдельных учащихся и коллектива, планирование работы, проведение уроков и факультативных занятий, внеклассная работа по предмету, работа в качестве классного руководителя на основе комплексного подхода, работа с родителями учащихся, с учителями, социальными педагогами, психологами школы при необходимости могут включаться в методическую и исследовательскую работу. В условиях реализации ФГОС большое внимание уделяется продуктивному проектному обучению школьников, поэтому студенты должны овладеть данной технологией и апробировать её на практике [1]. Деятельность студентов в период практики можно представить как мини-модель учителя профессионала.

Спецификой педагогической практики является то, что студенты на определенный период становятся членами педагогических коллективов школ и, следовательно, подчиняются распорядку школы, руководствуются едиными требованиями к учащимся, следуют единому плану работы, традициям, соблюдают трудовую дисциплину, осуществляют единую принципиальную линию в отношениях с детьми. Как члены коллективов они принимают активное участие в организации педагогической деятельности: в педагогических советах (по мере необходимости), предметных методических объединениях, семинарах классных руководителей, конференциях изучают и обобщают опыт лучших учителей. Отношения студентов с учителями должны строиться на основе уважения, такта, взаимопонимания, творческого обсуждения педагогических проблем [2].

Первоочередной задачей педагогической практики, а также ее сложностью и спецификой является то, что студенты сознательно и комплексно должны применить весь арсенал полученных теоретических знаний, т.е. не только по своей специальности и психолого-педагогическому циклу, но и по общественным дисциплинам. Таким образом, педагогическая практика - это сложнейший процесс, в котором проявляется общая культура студента как будущего учителя и воспитателя.

Для успешного прохождения практики студентом большое значение имеет общая атмосфера в учебном учреждении и профессионализм учителей (уровень которого можно определить как по качеству и результатам работы, так и по личностным характеристикам).

Педагогическая практика в России носит постоянно усложняющийся творческий характер, что предполагает развитие у каждого студента исследовательских способностей. По мере адаптации студентов к условиям учебного учреждения расширяется степень их свободы в определении содержания и методов работы, графика работы, а также в оценке деятельности друг друга и самих себя [2]. Тот факт, что способность к анализу и оценке собственной педагогической деятельности вырабатывается у студентов именно в ходе педагогической практики, очень важен, т.к. если студент своевременно не прошёл через систему целенаправленной выработки этой способности в течение профессиональной подготовки, то в последующей профессиональной деятельности это будет сделать довольно сложно [2].

Таким образом, педагогическая практика является своего рода фундаментом для формирования основных умений и навыков будущих учителей географии.

1. Проектировочно-прогностические умения. Прогнозировать: обучение и воспитание личности ребенка, результаты определенных педагогических воздействий, возможные трудности в осуществлении учебно-воспитательного процесса; результаты методической работы. Ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности с детьми; методической работы. Планировать: работу с детьми, с родителями, с персоналом, методическую работу.

2. Организаторские умения. Организовать: учебно-воспитательный процесс; детей в различных видах деятельности; на занятиях, в труде; разнообразные формы работы.

3. Методические умения. Владеть методами и приемами работы с детьми; по развитию географических представлений; по развитию картографических умений; по развитию познавательного интереса; творческих способностей. Осуществлять индивидуальный подход к уча-

щимся. Создавать условия для полноценного развития, обучения и воспитания учащихся. Разрабатывать разнообразные формы и виды деятельности.

4. Коммуникативные умения. Целенаправленно организовывать общение и управлять им. Владеть педагогическим тактом. Создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества. Управлять своим поведением и настроением. Выражать четко и убедительно свои мысли. Моделировать общение с учащимися, с родителями, коллегами и т.д. Понимать внутреннюю психологическую позицию детей, принимать ее и своевременно реагировать на ее изменение.

5. Исследовательские умения. Ставить цели, задачи и разрабатывать соответствующий план учебно-воспитательного процесса на основе выявленных психологических особенностей учащихся и уровня их знаний и умений. Владеть исследовательскими методами в профессиональной деятельности: наблюдение, анкетирование, эксперимент, обработка и обобщение результатов. Изучать, обобщать и внедрять передовой опыт в практику работы.

6. Диагностические умения. Изучать: личность ребенка, коллектив учащихся, деятельность учащихся, условия и оснащенность учебно-воспитательного процесса. Анализировать: собственную деятельность, методическую работу, продукты деятельности учащихся. Владеть диагностиками по определению уровня сформированности знаний и умений. Документально оформлять результаты педагогического анализа. Составлять психолого-педагогическую характеристику на учащегося.

7. Прикладные умения. Эстетически и педагогически грамотно оформлять кабинет. Изготавливать дидактические материалы, средства обучения. Именно на практике студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности и в какой степени его личные качества соотносятся с профессией учителя. В условиях педагогической практики обеспечивается «перевод» теоретических знаний в элемент практической деятельности и осуществляется разнообразная многофункциональная образовательная подготовка.

В процессе педагогической практики происходит развитие творческой активности у студентов, формируются знания, умения и навыки, обеспечивающие их способность и готовность к осуществлению конкретной профессиональной педагогической деятельности.

Организация педагогической практики у студентов естественно-географического факультета специальности «География с дополнительной специальностью биология» Арзамасского филиала ННГУ ориентируется в современных условиях на взаимосвязь индивидуально-личностного, деятельностного, гуманистического, культурологического, этнографического и краеведческого подходов и профессиональной практической направленности. Реализация данных подходов основана на взаимодополняемости друг друга и направлена на формирование у будущих учителей географии профессиональных качеств [5].

С 2007 по 2012 гг. была выработана система работы кафедры географии и экологии по организации и проведению педагогической практики студентов-географов, которая была направлена на освоение студентами различных видов педагогической деятельности по определенной тематике.

Преподаватели кафедры географии и экологии Арзамасского филиала ННГУ и учителя географии города Арзамаса в течение нескольких лет работают над реализацией совместных методических тем в процессе прохождения студентами-географами педагогической практики:

1. Реализация краеведческого подхода в школьном географическом образовании (МБОУ СОШ № 2, 3, 10, 14, 16) (Косенкова Н.Н., Коротина А.И., Кузнецова Л.Д., Лебедева Н.Н., Шеманаев В.А.).

2. Методика изучения географии Нижегородской области (МБОУ СОШ № 1, 2, 5, 7, 10, 14, 16, Лицей) (Андреева Н.Д., Косенкова Н.Н., Тарасова Ж.П., Беспалова В.Б., Коротина А.И., Кузнецова Л.Д., Лебедева Н.Н., Ананьева С.Н., Шокурова Н.Г., Мельникова А.П., Шеманаев В.А., Любов М.С.).

3. Роль краеведческих музеев в географическом образовании (МБОУ СОШ 14, 16, Гимназия) (Кузьмина И.Е, Кузнецова Л.Д.. Лебедева Н.Н., Мельникова А.П., Савотченко Л.С.).

4. Методические аспекты преподавания географии (учителя географии МБОУ г. Арзамаса) (Шеманаев В.А.).

5. Географическое краеведение (учителя МБОУ г. Арзамаса) (Мельникова А.П., Любов М.С., Шеманаев В.А.).

6. Экологизация школьного географического образования (МБОУ СОШ № 1, 2, 5, 7, 10, 14) (Кончина Т.А., Лебедева Н.Н., Андреева Н.Д., Косенкова Н.Н., Тарасова Ж.П., Беспалова В.Б., Коротина А.И., Кузнецова Л.Д.).

Совместно с образовательными учреждениями г. Арзамаса преподаватели кафедры географии и экологии и студенты-географы проводили методические семинары-практикумы:

1. Методика изучения географии Нижегородской области (МБОУ СОШ № 10.) (Коротина А.И., Шеманаев В.А., Любов М.С., Мельникова А.П.).

2. Использование краеведческого материала на уроках географии (МБОУ СОШ № 14) (Кузнецова Л.Д., Мельникова А.П., Савотченко Л.С., Любов М.С., Шеманаев В.А.).

3. Этнокультурный и историко-географический потенциал малой родины в патриотическом воспитании школьников на уроках географии (МБОУ Лицей) (Ананьева С.Н., Шокурова Н.Г., Шеманаев В.А.)

4. Воспитательный потенциал содержания школьного географического образования (МБОУ СОШ № 2 им. А.С. Пушкина) (Косенкова Н.Н., Шеманаев В.А.)

В рамках координационного проекта «Сотрудничество вуз-школа» студенты-географы присутствовали на открытых уроках учителей географии г. Арзамаса, которые участвуют в инновационном процессе по апробации новых педагогических технологий обучения географии и реализации современных УМК (ГОС) по географии МБОУ СОШ № 10 (Коротина А.И. - Модульная технология обучения географии), МБОУ Лицей (Ананьева С.Н., Шокурова Н.Г. -Технология учебно-игровой деятельности), МБОУ СОШ № 16 (Скачкова Н.П. - Технология проектной деятельности школьников).

В рамках семинара-практикума «Методика изучения географии Нижегородской области» (МБОУ СОШ № 10) были проведены открытые уроки студентами 5 курса естественно-географического факультета специальности «География с дополнительной специальностью биология»: Пиюнкин Д.В. «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Нижегородской области» (8 кл.), Лепетова И.А. «Машиностроительный комплекс Нижегородской области» (9 кл.).

В процессе подготовки семинара-практикума решающим условием формирования у студентов-географов - высокой образованности, профессиональности, была четкая выраженная профессионально-педагогическая поддержка со стороны методистов по географии и учителей географии МБОУ Лицей.

В настоящее время кафедра общей педагогики, кафедра географии и экологии и учителя географии г. Арзамаса запланировали совместные методические темы в процессе прохождения студентами-географами педагогической практики по реализации ФГОС основного общего образования в процессе преподавания географии:

1. Проектная деятельность учащихся - методическая основа реализации ФГОС (Кузина И.В., Миронычева В.Ф., Шеманаев В.А., Скачкова Н.П., Ананьева С.Н.).

2. Формирование опыта творческой деятельности учащихся на уроках географии (Кузина И.В., Миронычева В.Ф., Шеманаев В.А., Косенкова Н.Н., Шокурова Н.Г.).

Однако нельзя не согласиться с тем, что необходимым условием выработки методических умений и навыков будущего учителя географии является отношение студентов-географов к педагогической деятельности, единство их теоретической и практической готовности к преподаванию географии в общеобразовательной школе.

Список литературы:

1. Миронычева В.Ф. Продуктивное проектное обучение на уроках литературы в 11 классе / Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 6. - С. 83-87.

2. Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя: учеб. пособие / Л.В. Загрекова [и др.]; под ред. Л.В. Загрековой. - Нижний Новгород: НГПУ, 2002. - 142 с.

3. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. - М., 2000. - 180 с.

4. Сысоева М.Е. Педагогическая практика: справочник: учеб.-метод. пособие. - М.: ЦГЛ, 2002. - 128 с.

5. Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя: учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов по специальности «География с доп. специальностью биология». Вып. № 4. - Арзамас: АГПИ, 2006. - 132 с.

6. Имидж современного учителя: гендерный аспект / Касаткина Е.С. [и др.] // Грани познания. - 2010. - № 2 (7). - С. 30-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.