Научная статья на тему 'Педагогический труд: общие представления и основные подходы к оценке труда учителя'

Педагогический труд: общие представления и основные подходы к оценке труда учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2576
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРУД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицына Елена Владимировна

Автор статьи обращает внимание на специфические особенности учительского труда, отличающего его от труда вообще (сущность педагогической деятельности – в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других»), и требующего в силу этого особой поддержки и особого подхода к оценке его качества и эффективности. В оценке труда учителя должны быть учтены современные требования к качеству образования и его соответствия требованиям стандарта, динамика развития обучающихся в процессах обучения и воспитания, динамика сохранности здоровья, эффективность управления качеством образовательной среды, использования внутренних и внешних ресурсов образования, – делает вывод автор статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический труд: общие представления и основные подходы к оценке труда учителя»

ФГОС второго поколения

С. Г Воровщиков, И. В. Таврель: 5-е изд., пераб. и доп. М.: «5 за знания», 2011.216 с.

17. О совершенствовании реализации национально-регионального компонента областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области: Информационно-методическое письмо к Приказу Главного управления образования и науки Челябинской области от 01.10.01 № 01-160.

18. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.454 с.

19. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников // Народное образование. 1982. № 10. С.106-111.

20. Татьянченко Д. В. Общеучебные умения: очарование очевидного / Д. В. Татьянченко, С.Г Воровщиков. Челябинск: ЦНТИ, 1996. 86 с.

21. Татьянченко Д. В. Развитие общеучебных умений школьников / Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщиков // Народное образование. 2003. № 8. С.115-126.

22. Ткаченко М. О., Сальникова С. В. Стартовая диагностика уровня сформированности УУД у первоклассников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С. 3-9.

23. Усова А. В. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. 80 с.

24. Фридман Л. М. Формирование у учащихся общеучебных умений / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. Мн.: ИПК образования, 1995. 32 с.

25. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Эл. ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. URL: http://eidos-institute.ru/joumal/2012/0302.htm (Дата обращения: 1.10.2013).

26. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. 73 с.

27. Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного об-

учения и самореализации учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 2. URL: http://www.eidos.ru/

journal/2012/0329-10.htm (Дата обращения: 1.10.2013).

28. Шамова Т. И. Избранное. М.: Центральное издательство, 2004. 320 с.

29. Шарова Л. Е. Мониторинг универсальных учебных действий (УУД) на логопедических занятиях младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С. 14-18.

30. Щукина Г И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

31. Экспериментальная программа развития умений и навыков учебного труда школьников (I-X классы): Проект. М., 1980.

УДК 371.1

Е. В. Синицына

J ^

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРУД: ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТРУДА УЧИТЕЛЯ

Л__________________________________________г

Аннотация. Автор статьи обращает внимание на специфические особенности учительского труда, отличающего его от труда вообще (сущность педагогической деятельности - в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других»), и требующего в силу этого особой поддержки и особого подхода к оценке его качества и эффективности. В оценке труда учителя должны быть учтены современные требования к качеству образования и его соответствия требованиям стандарта, динамика развития обучающихся в процессах обучения и воспитания, динамика сохранности здоровья, эффективность управления качеством образовательной среды, использования внутренних и внешних ресурсов образования,- делает вывод автор статьи.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательная деятельность, педагогический труд, профессиональная компетентность педагога.

Abstract. The author draws attention to the specific characteristics of the teaching profession that distinguishes it from working at all (the essence of educational activities - in the transition activities «for himself» in activity «for the other»), and thereby requiring special support and special treatment to assess the quality and effectiveness. In the evaluation of a teacher should be taken into account modern requirements to the quality of education and its compliance with the standard, the dynamics of the students in learning and education, the dynamics of preservation of health, the effectiveness of the quality management of the educational environment, the use of internal and external resources, education,- concludes the author.

Keywords: educational activities, educational activities, educational work, the professional competence of the teacher.

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/5

37

ФГОС второго поколения

Педагогический труд - достаточно специфичный объект приложения человеческих усилий, талантов, упорства и, несомненно, требует наличия определенной склонности, «задатков». Д. И. Менделеев еще в начале XX века высказал совершенно справедливую, на наш взгляд, мысль: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».

В современных условиях развития образования, во всем мире существенно возрастают роль педагогической деятельности и требования к качеству труда учителя [4,5].

Совершенствование педагогического ресурса в системе образования практически во всех концептуальных и программных документах РФ последних лет рассматривается как одно из приоритетных направлений развития системы образования. В этой связи становится актуальным разработка новых механизмов поддержки педагогического труда [3]. В основных стратегических программных документах, определяющих перспективы развития образования (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2009 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., Государственная программа развития системы образования города Москвы на период 2012-2016 гг.) предусмотрена разработка новых средств поддержки и повышения качества профессиональной деятельности педагогов.

Это предполагает разработку и внедрение новых стимулов в управлении эффективностью педагогического труда, стимулирования процесса развития педагогических кадров. В этой ситуации важна качественная оценка труда учителя, что требует обновления и разработки технологий как оценочной, так и самооценочной деятельности.

Т И. Шамова подчеркивала, что оптимальное сочетание оценки и самооценки эффективности педагогической деятельности позволят повысить качество внутришкольного управления, а учителю грамотно определить направления профессионального саморазвития. «Одним из путей повышение качества занятия является обучение преподавателя самоанализу» [8, с.287].

В исследованиях профессиональной деятельности работников образования используются понятия «педагогическая деятельность», «образовательная деятельность», «педагогический труд», которые представляют интерес в нашей работе. В истории отечественной педагогики работа в сфере образования именовалась с использованием терминов: «преподавание», «обучение», «воспитание», «развитие» и т.п. В середине 80-х годов в исследования профессиональной деятельности учителя стали употреблять термин «педагогическая деятельность».

Сущность и особенности педагогической деятельности исследованы в работах Ю. К. Бабанского, В. А. Кан-Калик, И. Ф. Козлова, И. Я. Лернера, Б. Т. Лихачева, В. А. Мижерикова, Э. И. Моносзона, В. А. Мудрик, Н. Д. Никандрова, В. Д. Симоненко, В. А. Сластенина, А. С. Роботовой и др. «Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [6, с.10]. Рассматривая педагогическую деятельность, Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич отмечают: «Предмет педагогической деятельности учителя - образование детей. Оно осуществляется через деятельности обучения и воспитания, имеющих общую цель - развитие ребенка» [1, с.27].

Исследуя сущность, структуру, особенности, виды педагогической деятельности В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов подчеркивают, что как и любая другая она имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. «Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности» [7, с.16].

В электронном словаре по психотехнике педагогический труд рассматривается как «целенаправленная творческая деятельность с целью воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей» [9]. Уже в этом определении выделяются особенности педагогического труда: целенаправленность, творческий характер, воспитывающее и обучающее воздействие на других, указываются объекты воздействия - люди, на которых направлены эти специфические виды деятельности. Характеризуя педагогическую деятельность В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко дают развернутое определение «педагогического труда». «Педагогический труд - профессиональная задача педагога. Компонентами педагогического труда являются цели, мотивы, способы, результаты. Эффективное использование способов (разъяснение, убеждение, внушение, личный пример, организация видов учебной деятельности и т.д.) применительно к каждой конкретной ситуации и каждой индивидуальности зависит от профессионально-психологических качеств педагога, его мастерства и способностей. Педагогический труд

38

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/5

ФГОС второго поколения

основывается на широкой эрудиции педагога, его этической и психологической культуре, такте, умении индивидуально работать с учащимися, создавать атмосферу сотрудничества» [7, с.35]. Раскрывая специфические для профессии учителя виды деятельности, авторы выделяются необходимые качества личности человека обязательные в профессии учителя, которые должны исследоваться при оценке качества педагогического труда. Это немаловажно, так как для педагогического труда не достаточно психолого-педагогических, философских знаний или знаний по социальному управлению, методологии и другим наукам - когнитивная и технологическая составляющие профессиональной компетентности педагога. «Педагогическая профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [7, с.40]. Огромную роль в воспитании обучающихся играет личность учителя - личностная составляющая, уровень его духовно-нравственной, волевой, социальной и гражданской зрелости, что определяет характер отношений, деятельности и поступки -поведенческая составляющая профессиональной компетентности педагога.

А. С. Роботова, рассматривая педагогическую деятельность, отмечает: «Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - её совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Её сущность -в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменение обучаемого» [2, с.6]. В оценке педагогического труда учителя важно учитывать эффективность его деятельности по осуществлению взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении качества образования.

Труд учителя - профессиональная образовательная деятельность, оценка качества которой во

многом влияет на перспективы его развития. В этих условиях для учителя должны быть разработаны критерии оценки педагогического труда, с возможностью не только проанализировать результаты, оценить эффективность педагогических усилий, но и спрогнозировать, предупредить возможные риски в профессиональной деятельности. Правильное оценивание труда учителя, позволит разработать эффективную систему управления его профессиональным развитием. В оценке труда учителя должны быть учтены современные требования к качеству образования и его соответствия требованиям стандарта, динамика развития обучающихся в процессах обучения и воспитания, динамика сохранности здоровья, эффективность управления качеством образовательной среды, использования внутренних и внешних ресурсов образования.

Литература

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ро-стов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

2. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред.

A. С. Роботовой. М.: «Академия», 2006. 208 с.

3. Виноградова И. Ю., Давыдова Н. Н. Разработка модели организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 48-55.

4. Жегин П. А. Проблематика работы с педагогическим персоналом ведущих образовательных систем в отечественных и зарубежных источниках // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 3. С. 26-28.

5. Митрофанов К. П. Основные тенденции развития педагогического образования в мире // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 2. С. 33-36.

6. Общая и профессиональная педагогика / Под ред.

B. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. 368 с.

7. Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

8. Шамова Т. И. и др. Управление образовательными системами. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 384 с.

9. Словарь по психотехнике. [Эл. ресурс] URL: http:// psihotesti.ru/gloss/tag/pedagogicheskiy_trud/ (Дата обращения: 1.10.2013).

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/5

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.