Научная статья на тему 'Педагогический рисунок геометральным методом на основе пропорционирования'

Педагогический рисунок геометральным методом на основе пропорционирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический рисунок геометральным методом на основе пропорционирования»

№ 84». оказывают значительное влияние на качество профессиональной деятельности педагогов и различные другие стороны (.на властные отношения и отношения контроля; отношение к педагогической работе; межличностные отношения внутри групп; межгрупповые отношения; технологии, мотивацию и т.д.) Мы считаем, что критериями сформированности организационной культуры у педагогических работников следует считать а) объем теоретических знаний и сложность практических умений в освоении тех • нологии эффективной организационной культуры; б) харашер потребности в применении данной технологии на практике; в) адекватность самооценки педагогом себя как субъекта профессиональной деятельности, использующего технологию эффективной организационной культу-оы для реализации требований образовательного процесса.

Успешную реализацию комплексной программы во многом обеспечили высокая степень совместимости стратегии и методов формирования эффективной организационной культуры. При этом руководство учреждения придерживалось следующих подходов: игнорировалась культура, препятствующая эффективному выполнению выбранной стратегии; система управления подстраивалась под существующую в учрежде-

нии культуру; осуществлялась попытка изменить ооганизационную культуру в соответствии с выбранной стратегией. Реализация данной комплексной программы позволила достичь существенных положительных внутренних и внешних изменений, связанных с качеством профессиональной деятельности педагогов.

Таким образом, методы формирования эффективной организационной культуры представляют собой важный компонент управления дошкольным образовательным учреждением, являются одним из условии качества профессиональной деятельности педагогов.

Библиографический список

1. Виханский О.С Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 1999. - 528 с.

2. КарташоваЛ.В., Никонова Т.В., Соламан-дина Т.О. Поведение в организации: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 1999 - 220 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сре-д.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

4. Управление персоналом организации: Учебник.' под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд. цо-п.и перераб. - М.: ИНФРА-М - 638 с.

Ю.Ю. Наумов

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РИСУНОК ГЕОМЕТРАЛЬНЫМ МЕТОДОМ НА ОСНОВЕ ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ

Применение на уроках ИЗО педагогического рисунка по методикам А.Е. Терентьева, H.H. -Ростовцева А.В Карлсона [6; 5, с. 140-143; L с. 48-51] - важнейшая составляющая повышения качества обучения. Однако овладение навыками работы по jtomj наглядному методу требует от учителя постоянной тренировки. Проведенное нами исследонание на уроках ИЗО в сельских школах показало, что на первых ступенях обучения изобразительным навыкам педагогический рчеунок мало эффективен, что не умаляет его достоинства в последующем. Детям, не умеющим от руки проводить и использовать в рисунке основополагающие линии (горизонталь и вертикаль), анализировать пропорциональные отношения предметов, построения, выполнен-

ные «на глаз» с использованием овалов различной формы и величины, представляются сложными, а для некоторых невыполнимыми

Чтобы сделать этот метод более простым в применении учителем и понятным для учеников, мы его преобразовали. Схематическая основа педагогического рисунка была до предела упрощена, в основу взят геометральный метод построения и прием - пропорционирование Отсюда возникло название метола - педагогический рисунок геометральным методом на основе про-порционирования, сокращенно - ПРГМ [4].

В отличие от традиционного педагогического рисунка с помощью предлагаемого нами метода, используя прием - пропорционирование, учитель может разъяснять построение рисунка

58

Вестник КГУ им H.A. Некрасова 2007, Том 13

©Ю.Ю.Наумов, 2007

Педагогический рисунок геометральных методом на основе пропорционирования

на доске, начиная с самых простых элементов: точки, линии (горизонтали, вертикалч\ отрезка, фигуры и т.п. (рис.1).

На уроках рисования ПРГМ может использоваться следующим образом: после организационного момента учитель объявляет тему урока (цели, задачи), используя доступную нарядность (пособие, предмет: игрушка, кувшин и т.п.), знакомит детей с объектом, который они будут учиться изображать. Так как школьники еще не знакомы со способами построения изображения, преподаватель показывает один из них, используя геометральный метод на основе пропорционирования. Учитель подробно разъясняет ученикам т.^строение рисунка на доске с помощью простых отрезков (горизонтальных вертикальных), а дети повторяют эти построения л своих альбомах. Перед учащимися раскрывается последовательное решение той или иной задачи - построение изображения. Неосознанное подражание исключается, при нем у ученика не может правчльно выйти ни один отрезок или фигура, которую он строит в альбоме вслед за учителем. Отрезки, фигуры рисуются с обязательной связью с тем объектом, который изображается, связь эту обеспечивает учитель, направляя внимание детей на общую форму, пропорции рисуемого предмета (или его изображения; и на производимые построения на доске. При выполнении первых же заданий шко 1ьники начинают видеть конструктивные особенности, формообразующие элементы в рисуемом объекте. Используя метод пропорционирования, учитель показывает на доске указкой, как нужно пользоваться карандашом при соизмерении рисуемых отрезков, фигур Дети учатся соизмерять высоту, ширину изображаемых объектов. Стоит отметить, что все элементы изображения берутся в отношении к общей форме намеченного объекта. Навыки пропорционирования у школьников начинают развиваться с первых же упраж нений, важность такого умения для развития "налитического мышления, воображения, наблюдательности и творческой самостоятельности отмечали Л. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, У. Хогарт, П.П. Чистяков и многие другие художники - педагоги.

Рисуя простые линии, дети одновременно учатся делить отрезки на равные части, что способствует развитию глазомера. ИзоОражаемые отрезки, объединяясь, образуют простые фигу

ры и, в кочечном итоге (за 30 минут), в альбомах ребят получается изооражение ооъехта из реального мира (животное, дом, кувшин, портрет и т.п.). Получившийся рисунок учащиеся на этом же уроке начинают творчески перерабатывать, выполнять в цвете. Этот метод повышаем интерес школьников к изобразительному искусству с первых уроков, и они начинают учиться элементарным изобразительным навыкам с ин тересом.

Применяя »тот активный метод, преподаватель выступает в роли поводыря, а ученики следуют за ним с дним путем, но результат все равно носит творческий характер - у детей получаются эмоционально разные рисунки, хотя и нарисованные вслед за учителем. Мы рекомендуем применять этот метод как вспомогательное средство обучения непосредственно перед рисованием с натуры (натюрморта, портрета и т.п.), темы заданий должны быть родственными. Связь педагогических рисунков с натурным рисованием обеспечивает осознанное активное отношение детей к работе.

С помощью этих первых осознанны:: подражательных упражнений в ребенке развиваются рисовальные навыки, моторика руки, конст-рулсгивно-пространственное мышление, чувство пропорций и зрительная память. Дети учатся соизмерять высоту, ширину изображаемых объектов. Ценность подобного рисования на первых ступенях обучения отмечали Л.Н. Толстой, Е.А. Кондахчан, A.B. Карлсон и др.

Исследования психологов Л .В. Занкова, П.И-. Зинченко A.A. Смирнова и др. по проблеме активизации ооучения показывают, что схематизация на первой стадии обучения значительно повышает эффективность уроков. Поэтапное схематичное построение педагогического рисунка помогает акгивизировать мыслительную деятельность школьников. Целостное восприятие объекта изображения служит отправной точкой для изучения деталей, т.е. основой, из которой вычленяются части изображения.

Описанный метод (ПРГМ) можно классифицировать (по И.Я Лернеру) как разновидность информационно-рецептивного метода, который требует различных средств (словесных, наглядных, практических), но «во всех случаях его дидактическая сущность - предъявление готовой информации учителем, с одной стороны, и ее осознанное восприятие и запоминание учаши-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювьнология. Соииокинетика, № 4, 2007

мися - с другой» [2, с. 96].

Разработанные нами и изданные методические пособия [4, с. 3] используются учителям! ИЗО в различных общеобразовательных школах Краснодарского и Ставропольского краев, Новосибирска, Махачкалы и др. школ. Результаты проведенного эксперимента на базе СОШ №6 ст. Саратовской и ДШИ г. Горячий Ключ и по-ожительные отзывы от многих j чителей рисования из различных регионов свидетельствуют об эффективности ПРГМ.

Библиографический список 1. Карлсон A.B. Дщактика и методика на уроках рисования -JI. 1959.

2. Jlepnep И Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

3. Медиатека педагогического опыта. Изобразительное искусство. Наумов Ю.Ю. Портрет. Мужской и женский портрет в фас: 5 класс. -Брянск ФГУ «Информрегистр», 1 CD регистрационное свидетельство № 10522, 2007.

4. Наумов Ю.Ю., Денисенко В. И. Поэтапное рисование животных i оометральным методом на основе пропорционирования. - Краснодар, КубГУ, 2004.

5. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 2000.

6. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.

Т.Г. Станкевич МЕТОДИКА ОЦЬ ШВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОВАРИАН 1НЫХ ТЕСТОВЫХ 3 ЧХАНИЙ

Преамбула. В работе предлагается методика оценивания качества пооготовки обучающихся при использовании многовариантных тестовых заданий, которые позволяют на основании характеристик: коэффициента полноты ответа, логита полноты ответа, а также ло-гита уровня знаний, рассчитанного с учетом оолей верных, неверных и неполных ответов повысить объективность контроля.

На современном этапе ралвития образовательного процесса по-прежнему качество образования остается одной из основных характеристик, определяющих конкурентоспособность как отдельной личности, так и национальной системы образования, в целом. Повышение требований, предъявляемых к специалистам, актуализирует проблему качества образования, в том числе и за счет разработки новых моделей и технологий оценивания.

В настоящий момент нет единой, обоснованной точки зрения в отношении категории «качество подготовки» обучаемых. Между тем, как отмечает М.Б. Челышкова «...пришла пора перейти от ело в к делу, от рассуждений, что такое качество подготовки, к его непосредственной

оценке и контролю за его достижением» [4, с. 420]. Таким образом, можно считать наиболее ценными те определения качества подготовки, которые поддаются оп ¡рационализации. Процедура операционализации предполагает доведение определения до уровня, на котором понятие «качество подготовки» выражается правилами измерения и конкретными измеряемыми элементами. «Проводить оценку качества подготовки учащихся с различным уровнем подготовки, по-видимому, не имеет смысла, поскольку они уже отличаются по объему усвоенных знаний, умений, навыков. Зато вполне правомерно одинаковому уровню подготовки поставить в соответствие различное качество». Под качеством подготовки следует понимать совокупность существенных характеристик знаний и умений, способствующих дифференциации обучаемых с одинаковым уровнем подготовки.

В данной работе предлагается методика обработки многовариантных тестовых заданий на основе теории 1ЯТ [2] с использованием характеристик ответов, учитывающих доли верных, неверных и неполных ответов в каждом тестовом задании, коэффициента полноты ответа (КПО*) и логита полноты ответа, что позволяет

60

Веегник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007. Том 13

© Т.1. Станкевич, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.