Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе'

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / REPRESENTATION ACTIVITIES / RURAL SCHOOL / COGNITIVE ACTIVITY / TUITION METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов Юрий Юрьевич

Разработана методическая система активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе, включающая: авторскую программу; комплекс средств, методов обучения; пособия по педагогическому рисунку геометральным методом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A methodic system has been developed including: an authorized programfor activization of cognitive activity of 5-6 form pupils in the lessons at rural school; including a set of means and methods of tuition; practical aids on pedagogical drawing by geometral method.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе»

УДК 372.8

Наумов Юрий Юрьевич

Кубанский государственный университет denisenko vit@yandex. т

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Разработана методическая система активизации познавательной деятельности учащихся 5—6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе, включающая: авторскую программу; комплекс средств, методов обучения; пособия по педагогическому рисунку геометральным методом.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, сельская школа, познавательная активность, методы обучения.

щ щ елью нашего исследования является

I I разработка методической системы

Д 1 активизации познавательной деятель-

ности учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе, ее теоретическое и экспериментальное обоснование.

В результате несоответствия уровня общеобразовательной и эстетической подготовки учащихся сельских школ требованиям школьной программы 5-6 классов, на уроках изобразительного искусства остаются не реализованными образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения. Это обстоятельство определяет актуальность нашего исследования.

Сельские школы, как правило, недостаточно оснащены оборудованием, наглядными пособиями, муляжами, что негативно отражается на качестве обучения на всех видах занятий. Учителя изобразительного искусства вынуждены сами находить или создавать материальные средства обучения. Практика показывает, что для реализации принципа наглядности обучения этого явно недостаточно.

Неподготовленные учащиеся при самостоятельном рисовании с натуры не проявляют познавательной активности. Краткий наглядный инструктаж в начале урока не уберегает их от механического «срисовывания» натуры. В свое время П.П. Чистяков, сталкиваясь с этой проблемой, выражал опасение, что в будущем в школах бездумное рисование с натуры может стать повсеместным [1, с. 59]. Нерешенность этой проблемы на практике ведет к нарушению принципа активности и сознательности обучения.

В.С. Кузин [3, с. 65], Н.Н. Ростовцев [9, с. 191], Б.М. Неменский [8, с. 8] предлагают использовать следующую структуру уроков: а) организационная часть - 2-3 мин.; б) сообщение новых знаний -

8-10 мин.; в) самостоятельная практическая работа учащихся - 25-30 мин.; г) сообщение задания на дом - 3-5 мин.; д) завершение урока - 2-3 мин.

Из предлагаемого распределения времени урока видно, что объяснительно-иллюстративный метод играет немаловажную роль в учебном процессе. Осуществление этого метода требует от учителя различных средств (словесных, наглядных, практических). Многие методисты рекомендуют применять в первой половине урока педагогический рисунок как прием, входящий в объяснительно-иллюстративный метод обучения. Из приведенного плана также видно, что во второй половине урока доминирующим становится исследовательский метод, при осуществлении которого учащиеся должны самостоятельно решать поставленные задачи на различных видах занятий. В.И. Загвязинский так характеризует этот метод: «После анализа, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно» [2, с. 73]. Исследовательский метод рассчитан на самую сложную продуктивную деятельность учащихся. Зачастую этот метод применяется с первых же уроков в 5-6 классах, т.к. многие программы, поурочные планы рассчитаны на условия, что учащиеся в пятом классе уже готовы к творческой деятельности.

Н.Н. Ростовцев пишет: «В пятом-шестом классах учащиеся уже ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стремятся обогащать художественные образы в своих работах» [9, с. 160]. Однако

© Наумов Ю.Ю., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

43

в сельских школах фактический уровень подготовленности учащихся, перешедших в пятый класс, не соответствует предполагаемому уровню. На уроках школьники зачастую не получают даже элементарных изобразительных навыков.

Возникает противоречие между выдвигаемыми в пятом классе задачами обучения изобразительному искусству и низким уровнем подготовленности школьников. Л.С. Выготский и М.А. Данилов отмечали, что это противоречие препятствует реализации целей и задач всего обучения. Когда «требование намного превышает возможности ученика, тогда оно просто-напросто не воспринимается им, так как ученик не способен его осознать - выделить известное и неизвестное ему в этом требовании и, следовательно, определить свое поведение» [10, с. 40-41]. Часто на практике это противоречие вообще не берется во внимание, что ведет к нарушению дидактических принципов научности, систематичности и последовательности обучения.

На уроках изобразительного искусства в сельских школах зачастую возникает парадоксальная ситуация - пятиклассники еще не владеют элементарными изобразительными навыками, а им предлагается самостоятельно творить, создавать по воображению сложные композиции. В этом случае нарушается принцип доступности и по-сильности обучения. Л.С. Выготский, В.С. Кузин,

Н.Н. Ростовцев отмечают, что в этом возрасте школьника уже не устраивают рисунки, выполненные только на основе интуиции. Начиная с пятого класса, у многих учащихся из-за недостатка изобразительных навыков вообще пропадает интерес к изобразительной деятельности.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в сельской школе мы разработали методическую систему, которая включает в себя:

- авторскую программу «Изобразительное искусство в сельской школе (5-6 классы)»;

- комплекс методов, приемов обучения;

- методические пособия по педагогическому рисунку геометральным методом.

В основу создания комплекса методов взята систематизация И.Я. Лернера, в которой методы обучения представлены в следующей последовательности: 1) объяснительно-иллюстративные методы; 2) репродуктивные методы; 3) методы проблемного изложения; 4) эвристические методы; 5) исследовательские методы.

Методы первой и второй категорий нацелены на репродуктивную деятельность, методы третьей категории (проблемного изложения) двойственны и имеют переходное значение от репродуктивной к продуктивной деятельности, методы четвертой и пятой категории нацелены на продуктивную деятельность [5, с. 114].

На основе трудов В.С. Кузина [3; 4] мы разработали программу «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы». В предложенной последовательности уроков чередуются алгоритмические и творческие задания, репродуктивные и продуктивные методы и приемы обучения. Такой подход помогает ученикам овладеть азами изобразительной грамоты, научиться осознанному рисованию с натуры, по памяти, представлению и воображению, развить конструктивно-пространственное и образное мышление.

Так как учащиеся сельских школ в пятых классах на первых занятиях еще не готовы к выполнению проблемно-поисковых и исследовательских заданий, мы предлагаем начинать обучение изобразительному искусству с ознакомительных уроков, на которых ведущими являются репродуктивные методы. План ознакомительных уроков отличается от традиционного плана уроков, особенность его заключается в том, что учащиеся выполняют задания не самостоятельно, а по заданному алгоритму, посредством которого дети учатся элементарной изобразительной грамоте. Ориентировочной основой деятельности учащихся служит педагогический рисунок геометраль-ным методом [6], а также поэтапные инструкции, в которых наглядно показано, в какой последовательности необходимо выполнить рисунок.

Отметим некоторые особенности предложенной нами программы. Например, к непосредственному рисованию с натуры натюрморта в пятом классе ученики приступают после ознакомительного урока, на котором получили элементарные знания, умения и навыки построения кувшина. Рисование портрета начинается с ознакомления учащихся с пропорциями головы (ребенка, мужчины, женщины, пожилого человека), школьники выполняют репродуктивные задания вариативного характера. Следующий урок проводится на эту же тему по традиционному плану, учащиеся самостоятельно рисуют соседа по парте, применяя знания, полученные на прошлом занятии. Первые уроки «рисования на темы» упрощены, начинаются с посильных творческих

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

заданий, интересных для детей тем (рисование животных, создание мультипликационных персонажей). Каждое задание предполагает вариативность, дифференцированный подход, по которому уровень сложности заданий корректируется в зависимости от начальных знаний и умений школьников.

Темы уроков выстроены по блоковому принципу, в каждой четверти доминирует одна какая-либо тематика: в первой четверти - «Анималистический жанр», во второй четверти - «Натюрморт», в третьей - «Портрет», в четвертой - «Пейзаж». Все виды занятий взаимосвязаны и раскрывают основную тему четверти. При таком построении уроков исключено поверхностное обучение. Темы уроков разноплановые, т.е. раскрывают разные аспекты основной темы, поэтому учащиеся, выполняя задания, не теряют интерес к урокам в течение всего обучения. Последовательность тем не случайна. Например, в начале первой четверти пятого класса дети учатся посредством геометрических фигур рисовать дома, автомобили и т.п., используя прием пропорцио-нирования, а в конце четверти посредством дугообразных линий, различных овалов учатся рисовать животных «на глаз». В конце второй четверти предусмотрена новогодняя тематика рисунков, индивидуальное и коллективное творчество: оформление открытки-плаката. В школах на новогодних мероприятиях принято проводить конкурсы на лучший поздравительный плакат. Ознакомлению с темой «Портрет» посвящена третья четверть, так как это самая большая (10 уроков) и продуктивная четверть. Темы занятий третьей четверти - «Мужской и женский портрет» - можно связывать с праздниками «День защитника отечества» и «Международный женский день». Тема «Пейзаж» предлагается в последней четверти, так как в это время года можно проводить занятия на свежем воздухе. В пятом классе дети учатся рисовать объекты без перспективных положений, а в шестом классе - в перспективе.

Взаимодействие видов занятий, репродуктивных и продуктивных методов, связь тем уроков делает уроки интересными, эффективными, в этом случае успешно реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи обучения.

Нами был проведен эксперимент (2002-

2009 гг.) на базе сельских школ Краснодарского края (№6 ст. Саратовской, №8 ст. Бакинской, .№10 ст. Первомайской, №17 пос. Лесная Сказка) [7]. Проведенная экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования в том, что познавательная и творческая активность, интерес к изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов в сельских школах значительно повышаются, если в процессе обучения изобразительному искусству применяется научно обоснованная методическая система.

Библиографический список

1. Вопросы истории теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. - М.: Просвещение, 1972.

2. Загвязинский. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. -М.: Академия, 2004.

3. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. -Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1977.

4. КузинВ.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. - 4-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом “ОНИКС 21 век”», 2005. - 304 с.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

6. Наумов Ю.Ю. Педагогический рисунок гео-метральным методом на основе пропорциони-рования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2007. -№4. - С. 58-60.

7. Наумов Ю.Ю. Экспериментальная проверка эффективности организации учебной и творческой изобразительной деятельности учащихся 5-6-х классов сельских школ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - №5. - С. 37-41.

8. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / Под руководством Б.М. Не-менского. - М.: Просвещение, 2005.

9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 2000.

10. Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 200 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.