Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации технологии адаптации курсантов к профессиональнослужебной деятельности'

Педагогические условия реализации технологии адаптации курсантов к профессиональнослужебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ADAPTATION TO PROFESSIONAL PERFORMANCE / THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов Павел Иванович, Козачок Александр Иванович, Ревков Игорь Владимирович

Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию на практике педагогической технологии адаптации курсантов младших годов обучения к профессионально-служебной деятельности с учетом особенностей образовательной среды военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов Павел Иванович, Козачок Александр Иванович, Ревков Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CADETSADAPTATION TO PROFESSIONAL OFFICE ACTIVITY

In this statement the pedagogical conditions providing successful, realization in practice of pedagogical technology adaptation cadets of younger years teaching to professional and office activity taking into consideration features of the educational circle of the military higher education institution are proved.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации технологии адаптации курсантов к профессиональнослужебной деятельности»

RATING MODEL OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION TEACHING STAFF

ACTIVITY

P.I. Obraztsov, A.I. Kozachok, A.V. Lesnichiy

The issues of rating the results of military higher education institution teaching staff professional activity under the conditions of strategic changes in the higher education system and solving the problems of improving the educational organizations personnel are considered. The application of the assessment system on the basis of the rating method is proposed.

Key words: teacher, military higher education institution, rating, model.

Obraztsov Pavel Ivanovich, doctor of pedagogical sciences, head of department, fdpo@Mniv-orel.ru, Russia, Orel, Orel State University,

Kozachok Aleksandr Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor,kaiakadem@rambler.ru, Russia, Orel, The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation,

Lesnichiy Andrey Vladimirovich, competitioner, 58154@,mail.ru, Russia, Orel, Orel State University

УДК 355.0357

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

П.И. Образцов, А.И. Козачок, И.В. Ревков

Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию на практике педагогической технологии адаптации курсантов младших годов обучения к профессионально-служебной деятельности c учетом особенностей образовательной среды военного вуза.

Ключевые слова: адаптация к профессионально-служебной деятельности, педагогическая технология, педагогические условия.

Практическая реализация современных педагогических технологий требует формирования специальной адаптивной образовательной среды, базирующейся на реализации теоретических моделей лежащих в ее основе педагогических процессов и их целей [1]. Не исключением является и педагогическая технология адаптации курсантов младших годов обучения

к профессионально-служебной деятельности, цель которой в ускорении процесса адаптации в первые годы обучения в военном вузе за счет улучшения личных психолого-физиологических характеристик курсантов и минимизации факторов дезадаптации посредством формирования конструктивно взаимодействующих микрогрупп внутри воинского коллектива.

Педагогическая технология адаптации к профессионально-служебной деятельности представляет собой комплекс последовательных педагогических действий, в ходе которых параллельно решаются задачи эффективного приспособления к новой сфере жизнедеятельности, к новому стилю обучения в военном вузе и среде профессионального общения, к опыту самоорганизации, последовательно переходящему в целенаправленное саморазвитие.

При разработке педагогической технологии адаптации к профессионально-служебной деятельности учитывалось, что она реализуется как систематическая, целенаправленная, сознательно проектируемая педагогическая деятельность.

Реализация в образовательном процессе военного вуза модели адаптации к профессионально-служебной деятельности обусловлена соблюдением соответствующих педагогических условий:

- готовность преподавателей, командного состава и курсантов к практическому применению педагогической технологии адаптации к профессионально-служебной деятельности;

- стимулирование самостоятельной подготовки курсантов к достижению высоких показателей в профессионально-служебной деятельности;

- целенаправленное управление профессионально-служебной деятельностью курсантов как на этапе плановых учебных занятий и выполнения обязанностей по службе, так и в период их самостоятельной работы с использованием психолого-педагогических рекомендаций;

- реализация комплексной диагностики и регулярного мониторинга процесса адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности.

Первое условие - готовность преподавателей, офицеров и курсантов к практическому применению педагогической технологии адаптации к профессионально-служебной деятельности значительным образом определяет эффективность процесса подготовки курсантов, что было наглядно продемонстрировано на примере курсантов с признаками дезадаптации и низким уровнем профессиональной мотивации. Педагогическое наблюдение показало, что разрешение проблем, обозначенных на констатирующем этапе диагностики адаптационного процесса курсантов, в ходе направленного педагогического воздействия

может носить как позитивный, так и негативный характер, ускоряя либо замедляя процесс адаптации к профессионально-служебной деятельности. Например, педагог может вынести неверное решение по поводу конкретного конфликта, возникшего между курсантами (по причине недостаточности информации о нем, отсутствия свидетелей конфликта и прочих), применить несоответствующий объективной социально-психологической ситуации метод психолого-педагогического воздействия, при этом не сгладив межличностный конфликт, а усугубив его и одновременно снизив свой авторитет в глазах курсантов. Таким образом, преподаватель расширяет проблемную сферу, дополнительно провоцируя потенциальное дезадаптивное поведение курсантов не только в сфере межличностных отношений, но и в сфере отношений «командир-подчиненный». В этой связи профессиональная готовность преподавателя к реализации технологии адаптации к профессионально-служебной деятельности, достаточная квалификация и опыт педагогической работы значительным образом влияют на результаты ее применения.

Готовность курсантов к активному сотрудничеству с другими субъектами, участвующими в процессе реализации педагогической технологии адаптации к профессионально-служебной деятельности.

В данном направлении оценивается адаптационный потенциал каждого курсанта. Применяемая в военном вузе градация курсантов по типам адаптационного потенциала предусматривает отнесение каждого респондента к одной из четырех групп: военнослужащие с высокими адаптационными способностями, военнослужащие с удовлетворительными адаптационными способностями, военнослужащие с низкими адаптационными способностями и курсанты с неудовлетворительными адаптационными способностями [2]. Активное трансформирующее психолого-педагогическое воздействие осуществляется по отношению к курсантам экспериментальных групп, чьи адаптационные способности дают основания для прогнозирования неблагоприятного развития адаптационного процесса, возможности коррекции их дезадаптивного поведения и деструктивных взаимоотношений с другими курсантами, командирами и преподавателями.

Последовательная работа по обеспечению адаптации к профессионально-служебной деятельности военнослужащих с низкими и неудовлетворительными показателями предусматривает оценку обусловленности дезадаптации субъективным переживанием условий службы или же психопатологическими отклонениями в развитии личности с последующей выработкой командирами психолого-педагогических рекомендаций. Для повышения среднего уровня успеваемости экспериментальных групп и устранения факторов дезадаптации в индивидуальных и межличностных сферах психолого-педагогическое воздействие было направлено на формирование первичных микрогрупп с

учетом данных о межличностных линиях напряженности взаимоотношений между курсантами.

Направленное воздействие на устранение межличностных конфликтов, существенно затрудняющих процесс адаптации курсанта в воинский коллектив, осуществлялось с помощью первоначальной ориентировочной оценки уровня конфликтности. Далее автором последовательно в процессе проведения учебных занятий реализовывалась гибкая педагогическая тактика поочередной оценки заслуг курсантов в присутствии друг друга. Эффективное разрешение межличностного конфликта в экспериментальной группе стало возможным благодаря применению метода проведения межгрупповых соревновательных методов обучения с соотнесением оппонентов к одной учебной микрогруппе. При этом в состав микрогруппы дополнительно входили 1-2 курсанта, характеризующихся высоким адаптивным потенциалом, компромиссным поведением и не имеющих отрицательных выборов в целом по группе. Применение указанных методов педагогической работы позволило повысить качественные показатели, характеризующие успешность обучения курсантов, улучшить их оценки и усвояемость учебного материала.

Стимулированию процессов коллективной взаимопомощи на учебных занятиях и при решении служебных задач в экспериментальных группах была отведена особая роль, так как данное направление педагогической работы позволяет не только снизить уровень дезадаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности, но и сгладить выявленные в процессе констатирующей диагностики линии межличностной напряженности благодаря развитию взаимовыручки и коллективизма в воинских коллективах курсантов экспериментальных групп.

Взаимная активность преподавателя и обучающегося наиболее полно определяется в рамках педагогического взаимодействия, которое включает в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, собственную активность обучающегося, проявляющиеся в ответных действиях, в самообучении и самообразовании. Сообразно с этим различные аспекты управления познавательной деятельностью обучающихся в рамках реализации модели профессиональной адаптации нами будут рассматриваться именно с позиций "субъект-субъектных" отношений. В этих условиях важно учитывать не только групповой характер обучения, но и возможность индивидуального формирования у обучающихся личностных качеств, а также компонентов профессиональной адаптации на основе интегрального взаимодействия по единому замыслу офицеров курсового звена и профессорско-преподавательского состава кафедр при ведущей роли последних.

Поощрение активной самостоятельной работы курсантов также способствовало уменьшению значимости причины недостатка времени как фактора дезадаптации курсантов к учебной деятельности. Накопленный опыт направленного психолого-педагогического воздействия на процесс адаптации курсантов младших курсов позволяет сформулировать следующие рекомендации, учет которых позволит повысить эффективность индивидуальной воспитательной работы (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления индивидуальной психолого-педагогической

работы с курсантами для ускорения адаптационного процесса

Основание для проведения педагогической работы Направление индивидуального педагогического воздействия Проблемная сфера Конечная цель психолого-педагогической работы

Снижение среднего балла успеваемости курсантов Учебно-воспитательная работа по предупреждению низкой успеваемости Учебная сфера Ускорение адаптации к учебной деятельности

Снижение показателей эмоциональной комфортности в экспериментальной группе В Укрепление эмоционально-волевой сферы Индивидуальна я морально-нравственная сфера Наращивание индивидуального адаптационного потенциала

Индивидуальные явления дезадаптации, смещение напряженности в досуговую сферу Развитие коммуникативного потенциала курсантов Индивидуальна я морально-нравственная, досуговая, служебная, учебная Улучшение отношений с сослуживцами и офицерами, адаптация в коллектив

Высокая доля курсантов, констатирующих обусловленные высокими физическими и учебными нагрузками трудности адаптации Адаптация курсантов к высоким физическим и учебным нагрузкам Учебная, служебная, индивидуальная физическая и морально-нравственная Наращивание личностного морально-нравственного и физического потенциала, повышение работоспособности

Случаи несправедливого отношения сослуживцев и мл.командиров Развитие морально-нравственного потенциала Индивидуальна я морально-нравственная Формирование положительных морально-нравственных качеств для наращивания индивидуального адаптационного потенциала

Получение тревожных известий из дома, наличие курсантов, недовольных положением в коллективе, сложившейся ситуацией и личностным восприятием Направленная педагогическая работа с курсантами, склонными к реакциям тревоги Индивидуальна я морально-нравственная Предупреждение негативных эмоциональных состояний в процессе социально-психологической адаптации

Целенаправленное управление заключается в выборе соответствующих форм и методов педагогической работы при реализации педагогической технологии в каждом конкретном случае и осуществлялся с учетом характера управляемости факторов, затрудняющих привыкание курсанта к обучению в военном высшем учебном заведении. В этой связи целесообразно выделить внешние трудности военной службы (новый ритм жизни, строгий распорядок дня, ограничения личной свободы, необходимость подчиняться), объективно не поддающиеся процессу управления со стороны командно-педагогического состава, и внутренние (низкий уровень физической подготовленности, образования, моральная распущенность, несовпадение представлений о курсантской жизни реальному положению дел, сложившихся и требуемых привычек, норм поведения, нравственных установок и ценностей, потребностей и возможностей), управление которыми может принести ощутимый практический эффект.

В целях осуществления направленной ориентированной на результат педагогической работы по каждой проблемной сфере была установлена целевая аудитория с указанием конкретных курсантов экспериментальных групп и их микросоциальных объединений (табл. 2).

Определение управляемого критерия адаптации к профессионально-служебной деятельности на данном этапе разработки учебно-воспитательных мероприятий позволяет повысить эффективность контроля результативности проводимой психолого-педагогической работы в экспериментальных группах и акцентировать внимание на динамике интегральных показателей, характеризующих управляемые критерии в каждом проблемном секторе адаптационного процесса. Целенаправленное управление профессионально-служебной деятельностью курсантов как на этапе плановых учебных занятий и выполнения обязанностей по службе, так и в период их самостоятельной работы с использованием психолого-педагогических рекомендаций составляет основу реализации предложенной технологии в педагогической практике.

Необходимость реализации комплексной диагностики и регулярного мониторинга процесса адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности обосновывается тем, что своевременная диагностика не только дает представление об уровне развития профессиональных качеств будущих военных специалистов, но и выявляет успешность реализации других педагогических условий. Промежуточные диагностические срезы при проведении опытно-экспериментальной работы позволяют корректировать направленный психолого-педагогический процесс воздействия на адаптацию курсантов и служат практически мотивированным подтверждением эффективности проводимых мероприятий в рамках реализации мероприятий педагогической технологии.

Таблица 2

Пример планирования педагогической работы в разрезе

_проблемных сфер_

Проблемная сфера/фактор дезадаптации Целевая аудитория Управляем ый критерий адаптации Формы и методы направленного психолого-педагогического воздействия

1. Индивидуальная морально-нравственная

1.1 Индивидуальная морально-нравственная / изоляция в коллективе Изолянты: в экспериментальн ых группах не выявлено Эмоциона льная комфортн ость Принятие других Поручение коллективного выполнения заданий с 1-2 сокурсниками, физические упражнения в парах и микрогруппах, стимулирования участия в ролевых ситуациях и командных спортивных соревнованиях

1.2 Индивидуальная морально-нравственная / отрицание в коллективе Курсанты, получившие отрицательные выборы и отметившие затруднения во взаимоотношения х в коллективе (Э1(21), Э1(16), Э2(4), Э2(11)) Адаптивн ость в микрогру ппе Принятие других Определение и раскрытие потенциала положительных качеств курсанта, распределение прав и обязанностей, мотивированный периодический акцент внимания коллектива на заслугах и положительных чертах курсанта

1.3 Индивидуальная морально-нравственная / низкое самовосприятие готовности к военной службе Курсанты: (Э1(24), Э2(9)) Самовосп риятие Эмоциона льная комфортн ость Наставничество, беседы о перспективах и преимуществах военной службы, психологическая поддержка, демонстрация фильмов, положительно мотивирующих курсантов на военную службу, адекватное распределение обязанностей службы

При этом сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп имеет важное прикладное значение в процессе дальнейшего формирования педагогической технологии адаптации. Это обстоятельство подтверждает необходимость реализации комплексной диагностики и регулярного мониторинга процесса адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности как обязательного условия практического применения педагогической технологии. Данное условие существенным образом влияет на эффективность деятельности, как курсантов, так и преподавателей. Диагностика предоставляет возможность субъектам учебно-воспитательного процесса судить об уровне

эффективности протекания образовательного процесса или о его недостатках.

Для проверки педагогических условий был проведен педагогический эксперимент с участием 100 курсантов в четырех оцененных на однородность с использованием методов математической статистики учебных группах - двух экспериментальных и двух контрольных. В исследовательской работе, носящей конструктивный преобразующий характер, принимали участие преподаватели ведущих кафедр, офицеры учебных подразделений и курсанты младших курсов.

В процессе исследования были уточнены варьируемые (подлежащие изменению) и не варьируемые условия проведения эксперимента. В число варьируемых условий эксперимента вошли следующие:

- в экспериментальных группах реализована система форм и методов активизации профессионально-служебной деятельности курсантов и эффективной воспитательной работы, целенаправленно проводимой профессорско-преподавательским и командным составом курсов по единому замыслу, а в контрольной такая возможность не предусмотрена;

- в экспериментальных группах реализован комплекс психологических, педагогических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование ценностного ядра и мотивации у курсантов с учетом требований профессионально-служебной деятельности;

- в экспериментальных группах предусмотрено широкое применение активных методов обучения, а в контрольной группе - традиционных;

- в экспериментальных группах на основе комплексной методики оценки адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности осуществлялся постоянный мониторинг личностных новообразований, способствующих адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности, в контрольной его нет.

В качестве не варьируемых условий эксперимента вошли:

- изучение одинаковой для контрольных и экспериментальных групп дозы учебной информации;

- постановка одинаковых для всех групп дидактических задач, решаемых в ходе занятий;

- одинаковое время длительности обучения;

- одинаковые формы и виды пред- и постэкспериментального контроля с использованием ПЭВМ;

- один и тот же преподаватель в контрольных и экспериментальных группах;

- обеспечение групп средствами обучения, адекватными по количеству и содержанию.

По результатам анкетирования курсантов с применением рейтинговой методики оценки адаптивности на заключительном этапе исследования (рисунок) можно сделать вывод о том, что за исключением второй контрольной группы индивидуальный адаптационный потенциал курсантов всех групп в течение первого года обучения увеличился, что свидетельствует об эффективной реализации педагогической технологии адаптации курсантов младших годов обучения к профессионально-служебной деятельности и достижении ее главной цели.

Сравнение рейтингового коэффициента адаптивности на констатирующем и итоговом диагностических этапах

При этом прослеживается существенное увеличение данного показателя в экспериментальных группах, что свидетельствует в целом об успешности апробации разработанной педагогической технологии не только в отношении смягчения процесса адаптации курсантов, но и в целом о качественном улучшении их индивидуальных психологических качеств. По итогам проведения педагогического эксперимента следует отметить, что максимальная динамика наблюдается по экспериментальным группам. Максимальное значение темпа роста прослеживается по второй экспериментальной группе, которая на этапе констатирующей диагностики характеризовалась минимальным значением рейтингового коэффициента. Анализируя поэтапное изменение коэффициента, отметим, что в относительном выражении во втором полугодии адаптационный потенциал курсантов практически не изменился, что является результатом направленности психолого-педагогической работы на смягчение внешних проявлений дезадаптации курсантов и разрешение конкретных конфликтов в учебных группах.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать ряд практических рекомендаций по совершенствованию педагогической и воспитательной работы по таким направлениям, как учет адаптационных способностей курсантов в индивидуальной и коллективной работе офицеров и преподавателей; повышение уровня профессиональной

мотивации курсантов младших годов обучения; развитие навыков и умений самостоятельной работы в контексте решения квазипрофессиональных и служебных задач; совершенствование работы по организации служебной деятельности курсантов.

Список литературы

1. Гульчевская В.Г. Педагогические технологии в квалификационной характеристике современного учителя: монография. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. 96 с.

2. Бушин И.Ф. Особенности воспитательной работы с курсантами Академии ФСО России: науч.-практ. рекомендации. Орел: Академия ФСО России, 2007. 201 с.

3. Технологии профессионально ориентированной подготовки военных специалистов в вузе: монография / П.И. Образцов [и др.]; под ред. П.И. Образцова. Орёл: Академия ФСО России, 2013. 278 с.

Образцов Павел Иванович, д-р пед. наук, проф., fdpo@univ-orel.ru, зав. кафедрой, Россия, Орел, Орловский государственный университет,

Козачок Александр Иванович, канд. пед. наук, доц., kaiakadem@rambler.ru, Россия, Орел, Академия ФСО России,

Ревков Игорь Владимирович, соискатель, revkov_igor@,mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CADETSADAPTATION TO PROFESSIONAL

OFFICE ACTIVITY

P.I. Obraztsov, A.I. Kozachok, I.V. Revkov

In this statement the pedagogical conditions providing successful, realization in practice of pedagogical technology adaptation cadets of younger years teaching to professional and office activity taking into consideration features of the educational circle of the military higher education institution are proved.

Key words: adaptation to professional performance, the pedagogical technology, pedagogical conditions.

Obraztsov Pavel Ivanovich, doctor of pedagogical sciences, head of department, fdpo@univ-orel.ru, Russia, Orel, Orel State University,

KozachokAleksandrIvanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, kaiakadem@rambler.ru, Russia, Orel, The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation,

Revkov Igor Vladimirovitch, competitioner, revkovjgor@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.