Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации контрольно-аналитической деятельности в образовательной организации'

Педагогические условия реализации контрольно-аналитической деятельности в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ОТМЕТКА / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМООБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурдастых Е. Н., Дмитриев Е. Л.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с контролем и педагогической оценкой учебных достижений обучающихся в процессе их профессиональной подготовки. Обосновывается необходимость своевременного комплексного контроля в педагогическом процессе. Авторы статьи представляют анализ существующей системы контрольно-аналитической деятельности в образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку будущих специалистов, отмечая ее недостаточную проработанность, отсутствие комплексного подхода в данном вопросе и единой аналитической базы данных. Представленные педагогические условия реализации контрольно-аналитической деятельности в образовательной организации это комплекс мер, по разработке, применению и дальнейшему анализу учебных достижений обучающихся, осуществляемых на разных уровнях от администрации учебного заведения, ведущих педагогов до самих обучающихся и их родителей. Комплексный подход к реализации контрольно-аналитической деятельности позволяет задействовать в данном процессе всех субъектов образования, получая наиболее полные и объективные результаты качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурдастых Е. Н., Дмитриев Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации контрольно-аналитической деятельности в образовательной организации»

УДК 378.146

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2019 Е. Н. Бурдастых1, Е. Л. Дмитриева2

1канд. пед. наук, доцент кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологии e-mail: burdastyhel@mail.ru 2канд. биол. наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин и безопасности жизнедеятельности e-mail: sv-dmitr@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются вопросы, связанные с контролем и педагогической оценкой учебных достижений обучающихся в процессе их профессиональной подготовки. Обосновывается необходимость своевременного комплексного контроля в педагогическом процессе. Авторы статьи представляют анализ существующей системы контрольно -аналитической деятельности в образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку будущих специалистов, отмечая ее недостаточную проработанность, отсутствие комплексного подхода в данном вопросе и единой аналитической базы данных. Представленные педагогические условия реализации контрольно-аналитической деятельности в образовательной организации - это комплекс мер, по разработке, применению и дальнейшему анализу учебных достижений обучающихся, осуществляемых на разных уровнях - от администрации учебного заведения, ведущих педагогов до самих обучающихся и их родителей. Комплексный подход к реализации контрольно-аналитической деятельности позволяет задействовать в данном процессе всех субъектов образования, получая наиболее полные и объективные результаты качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: контроль, педагогическая оценка, отметка, контрольно -оценочная деятельность, система оценивания, управление контрольно-оценочной деятельностью, образовательный процесс, самообразование, мониторинг качества образовательной деятельности.

Ярко выраженная инновационная направленность деятельности большинства образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку будущих специалистов, обусловила необходимость проведения анализа и оценки внедряемых новшеств как со стороны руководителей, так и со стороны рядовых педагогов.

Взаимозависимость основных компонентов (объект, предмет, задачи и принципы осуществления) контроля и анализа как наиболее значимых управленческих видов деятельности позволяет нам объединить их в контрольно-аналитическую деятельность в образовательной организации.

Субъектами контрольно-аналитической деятельности в профессиональной образовательной организации являются ее административно-управленческий корпус и педагоги. Исходя из этого на первый план выходит вопрос о сформированности контрольно-аналитических умений и навыков руководителей и преподавателей, а также о необходимости выявления условий эффективной реализации контрольно -аналитической деятельности в образовательном учреждении.

К сожалению, по результатам наблюдений, мы можем отметить, что зачастую педагогические работники профессиональных учебных заведений не готовы в полной мере осуществлять данную деятельность на научно обоснованном качественном уровне. Пробелы имеются как в знаниевой составляющей, так и в деятельностном аспекте.

Кроме того, практика показывает, что в большинстве образовательных организаций часто не разработана концепция контрольно-аналитической деятельности педагогов и администрации, не созданы организационно-педагогические условия для ее эффективной реализации в образовательном учреждении.

Педагогический контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся выступают в качестве неотъемлемых составляющих педагогического процесса. Исторический анализ систем обучения показал, что практически в каждой из них в той или иной форме присутствовали и педагогический контроль, и оценка достижений в учебной деятельности обучающихся. Претерпевали изменения используемые педагогами в разные исторические эпохи формы и методы контроля, средства и шкалы оценивания результатов учебной деятельности обучающихся. Однако полностью контроль никогда не исключался из структуры педагогического процесса.

Вопросы оценивания знаний и умений обучающихся и сегодня остаются актуальными. Педагоги разных школ, направлений, систем ведут жаркие споры о необходимости оценки в современной системе образования, ее роли и значении для обучающихся, о ее качественном содержании и выполняемых функциях. Во-первых, для педагога важно понять, что должна показывать оценка: должна ли она быть критерием качества образовательной деятельности или индикатором успешности обучающегося в процессе профессиональной подготовки? А во-вторых, можно ли рассматривать оценку как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения?

Практический опыт показывает, что снижение внимания к контролю со стороны педагогов и администрации образовательного учреждения или его полное исключение из педагогического процесса, как правило, приводит к снижению качества обучения, уменьшению мотивационной составляющей со стороны обучающихся.

Внедряемые в настоящее время инновации в образовательный процесс обусловили необходимость поиска новых подходов, методов и технологий педагогического контроля. Знаниевый подход в обучении и контроле достижений обучающихся изжил себя. Сегодня на первый план выходит необходимость проверки и оценки формируемых компетенций обучающихся, уровня их профессионально -личностного развития, степени готовности к выполнению профессиональных функций в изменяющихся реалиях современного производства и сферы услуг. Все это обусловливает изменения в концепции контрольно-оценочной деятельности всей образовательной организации в целом и поиске новых подходов на уровне каждого отдельно взятого педагога с учетом специфики преподаваемой им дисциплины.

В современной образовательной организации необходимо исключить формальный подход к контролю и оценке достижений обучающихся. Контроль призван выполнять не только диагностическую функцию, но и иметь обучающую и развивающую направленность, переходить в самоконтроль и самооценку самим обучающимся, нести полезную информацию как для педагога, так и для самого студента. Недопустимо использовать контроль и оценку для устрашения или унижения личности.

Бурдастых Е. Н., Дмитриева Е. Л. Педагогические условия реализации контрольно-аналитической

деятельности в образовательной организации

Важными положениями о контрольно-оценочной деятельности, о результатах достижений обучающихся, их сущности, критериям, по которым их можно было бы оценить, разработке инструментария, который обеспечил бы объективность оценки, обогатили педагогические и психологические исследования В.П. Беспалько, Б.П. Битинас, В.И. Михеева, В.М. Полонского.

Педагогическая оценка должна быть объективным показателем успешности студентов вузов, выступать существенным мотивационным фактором для дальнейшего профессионального развития будущих специалистов, отражать степень готовности студентов к качественному выполнению своих функций в той или иной профессии. И здесь возникают определенные трудности. Перед преподавателями встает вопрос, как оценить степень готовности студентов к профессиональной деятельности, уровень их конкурентоспособности на рыке труда, мобильности и способности к переподготовке и повышению квалификации. В сложившейся ситуации будет недостаточно ограничится лишь проверкой и оценкой знаний или профессиональных умений. В сфере услуг и производства сегодня наблюдаются настолько быстрые изменения и обновления, что профессиональные знания и умения достаточно быстро устаревают, теряют свою актуальность и значимость. И здесь на первый план выходит способность специалиста к переобучению, самообразованию и умение самостоятельно работать в информационном пространстве. Именно эти умения важно не только сформировать, но и проверить и оценить на этапе профессиональной подготовки будущих специалистов. Контрольно -оценочная деятельность должна побуждать профессионала к постоянному росту и самосовершенствованию. Оценка также должна выступать в качестве рейтингового фактора, помогая будущему специалисту сориентироваться в профессиональном сообществе и своем месте в нем.

Контроль, как необходимый компонент учебного процесса, должен носить систематический характер и реализовываться во всех его функциях, не ограничиваясь собственно контролирующей. Реализация функций контроля на практике делает его более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. Цель контроля знаний и умений повышает ответственность за выполняемую работу не только обучающихся, но и педагога, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества, коллективизм.

Педагогическая оценка деятельности обучающихся направлена в первую очередь на соотнесение достигнутых результатов, а также на формирование учебно -познавательной мотивации обучающихся. Оценка - это прежде всего индикатор достижений обучающихся, который позволяет и педагогу и самому студенту понять направление дальнейшей работы по совершенствованию знаний, умений и навыков, определить перспективы дальнейшего профессионального развития будущих специалистов. Кроме того, педагогу важно всегда помнить о мощном мотивационном потенциале педагогической оценки. Она оказывает существенное влияние на самооценку студента, во многом определяя уровень его профессиональных притязаний, особенности и способы дельнейшей учебной работы и систему отношений между всеми участниками образовательного процесса. Под влиянием этих сдвигов ускоряются или замедляются темпы психического развития, происходят качественные преобразования в структуре интеллекта, личности и познавательной деятельности обучающегося.

Количественным выражением оценки является отметка. До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе допускается синонимическое понимание этих терминов. Так, почти всегда, когда имеется в виду отметка, речь идет о «выставлении оценок», о «системе

оценок», о «нормах оценок» и т. п. Между тем «оценка» и «отметка» - понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные.

Отметка условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков обучающихся в цифрах или так называемых баллах.

Как показывает анализ исследований, процесс обучения только тогда является эффективным, когда между этапами обучения имеется внутренняя связь, обеспечивается логическая последовательность, когда на каждом последующем этапе происходит закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний и навыков, которые составили содержание обучения на предыдущем этапе, то есть реализуется идея преемственности. Поэтому очень важно знать на каждом этапе обязательный уровень подготовки обучающихся. Уровень овладения предметами базового компонента на каждом последующем этапе во многом определяется, насколько он усвоен в предшествующий период обучения. В этой связи целесообразна и важна работа по внедрению единой технологии контрольно -оценочной деятельности, которая обеспечит педагога адекватной, корректной, объективной и достоверной диагностической оценкой уровня подготовки обучающихся.

Рассмотрев различные подходы к определению понятия «условия», мы можем сказать, что это, как правило, совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения, существования или изменения какого-либо объекта [Голуб 2007]; условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается [Гузеев 2016].

Проанализировав большое количество литературных источников, мы пришли к выводу, что понятие «организационно-педагогические условия» не раскрывается в педагогических словарях и энциклопедиях, лишь рассматривается в рамках диссертационных исследований.

Мы в своем исследовании взяли за основу определение организационно-педагогических условий, сформулированное Н.И. Войтиной. Она рассматривает организационно-педагогические условия эффективной контрольно-аналитической деятельности в образовательном учреждении как совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей контрольно-аналитической деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты и смысла этой деятельности, ее упорядоченности, целенаправленности и предметной продуктивности [Войтина 2001].

Мы считаем, что эффективная реализация контрольно-аналитической деятельности возможна при обеспечении следующих организационно-педагогических условий:

• система контрольно-аналитической деятельности обеспечивает комплексную реализацию ведущих функций образовательного процесса на основе актуализации субъектной позиции личности;

• в рамках образовательного учреждения осуществляется целенаправленная подготовка преподавателей и руководителей к качественной реализации контрольно-аналитической деятельности;

• система контрольно-аналитической деятельности реализуется на основе единой информационной базе данных, созданной по основным направлениям данной контрольно-аналитической деятельности в блоках.

Остановимся на каждом из выделенных условий более подробно.

Учебно-воспитательный процесс в учреждениях, реализующих программы подготовки бакалавров, направлен на реализацию трех основных функций: образовательную, воспитательную и развивающую.

Бурдастых Е. Н., Дмитриева Е. Л. Педагогические условия реализации контрольно-аналитической

деятельности в образовательной организации

Образовательная функция влечет за собой усвоение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. И здесь контрольно-аналитическая деятельность должна быть направлена отслеживание степени сформированности этих знаний, умений и навыков, а именно: необходимо обратить внимание на такие показатели, как качество содержания, осознанность знаний, полнота и глубина знаний, логика изложения, действенность.

Для будущего специалиста знания сами по себе не представляют большой ценности. Гораздо важнее умение их применять в практической деятельности. Профессиональное обучение в большей степени ориентировано на человека, хорошо владеющего специальными профессиональными умениями. Однако процесс формирования умения не возможен без предварительного теоретического изучения вопроса. Поэтому можно говорить о том, что профессиональные знания, умения и навыки взаимообусловливают друг друга и выступают базой для профессионального становления личности.

Формирование умений осуществляется в процессе упражнений. При этом важны упражнения не как отдельно взятые действия, а выстроенные в определенной системе. Многократное выполнение тех или иных упражнений влечет за собой формирование профессиональных навыков.

И если контроль знаний обучающихся возможен в рамках теоретических занятий (опрос, контрольная работа, тестирование и т.д.), то проверка сформированности умений и навыков предполагает выполнение практических заданий. И здесь оценивается не только правильность выполнения, но и степень самостоятельности, быстрота, качество предметной деятельности, а также такие характеристики, как умение организовать свое рабочее пространство, способность к рационализаторству и творчеству.

Образовательная функция обучения тесно связана с развивающей функцией. Важно отследить динамику изменения психофизиологических характеристик обучаемого (мышления, речи, сенсорной и двигательной, эмоциональной, мотивационной и других сфер личности). С точки зрения психолого-педагогических условий развитие личности осуществляется более успешно при включении обучающегося в активную и разнообразную деятельность. Существует целый ряд систем обучения, ориентированных в первую очередь на развитие личности обучающегося, это так называемые развивающие системы обучения. Практически всегда учение влечет за собой развитие личности. Однако при специальном отборе содержания образования и применении определенных дидактических методов и приемов, работающих на зону ближайшего развития личности, процесс развития осуществляется более интенсивно.

Во время учебной деятельности между педагогом и обучающимся и в студенческой среде складывается определенная система общения и взаимодействия. Система совместной деятельности, содержание обучения и применяемая система методов и технологий обучения способствуют формированию нравственно-этических, эстетических качеств личности, учебно-профессиональной мотивации, усваиваются нормы социального поведения. Практически любой образовательный процесс обладает мощным воспитательным потенциалом.

В процессе контрольно-оценочной деятельности одновременно рассматриваются все три вышеназванные функции, а не отдельно каждая. Примером могут служить карты анализа учебных занятий.

В качестве второго условия мы выделили подготовку педагогов к процессу реализации контрольно-оценочной деятельности.

Содержание такой подготовки предполагает:

- теоретические сведения о сущности, содержании и методах осуществления контрольно-аналитической деятельности;

- умения и навыки осуществления контрольно-аналитической деятельности;

- формирование готовности работников образовательных организаций к осуществлению контрольно-аналитической деятельности посредством определенной совокупности методов, средств и форм обучения.

Следующим условием, при котором контрольно-аналитическая деятельность будет наиболее эффективна, является наличие единой информационной базы данных, созданной по основным направлениям контрольно-аналитической деятельности в блоках.

Мы считаем, что контрольно-аналитическая деятельность будет оптимальной и эффективной только при наличии определенной информационной базы данных. Эта база должна формироваться в определенной системе и на протяжении определенных отрезков времени. Хранение данной информации будет оптимальным в упорядоченных блоках. Сбор информационной базы должен осуществляться посредством педагогического мониторинга.

Проводя мониторинг, мы можем не просто фиксировать состояние системы в тот или иной момент времени, но сравнивать аналогичные показатели в разные временные отрезки, отмечая для себя наличие либо отсутствие положительной динамики в развитии. В образовательном процессе педагогический мониторинг в качестве объекта исследования может касаться самих обучающихся, динамики их развития и профессионального становления. Кроме того, мониторинг может касаться вопросов эффективности управления в образовательной организации, эффективности внедряемых инновационных процессов, качества методической работы и образовательной деятельности педагогов, уровня воспитанности обучающихся, их здоровья и посещаемости т.д.

Таким образом, мы считаем, что контрольно-аналитическая детальность будет осуществляться более эффективно благодаря непрерывно поступающей информации о состоянии и развитии образовательного процесса, качественного анализа поступающей информации и оперативному принятию управленческих решений, позволяющих своевременно корректировать работу образовательной организации.

Библиографический список

Голуб С.Б. Методика активного профессионального обучения в учебном заведении инновационного типа - колледжа: метод. рекомендации. Магнитогорск, 2007. 26 с.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 2016. 112 с.

Войтина Н.И. Организационно-педагогические условия эффективной контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.