Научная статья на тему 'Применение маркетинговых инноваций в контрольно-оценочной деятельности педагога'

Применение маркетинговых инноваций в контрольно-оценочной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плужникова Ирина Ивановна, Берестова Варвара Владимировна, Макаренко Юлия Петровна

В настоящее время с переходом образования на личностно-ориентированное обучение возник вопрос изменения существующих методик контроля и оценивания знаний обучающихся профессионального образования. В данной статье выделены особенности контрольно-оценочной деятельности педагога, понятие маркетинговых инноваций в образовании и применение инноваций в оценочной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плужникова Ирина Ивановна, Берестова Варвара Владимировна, Макаренко Юлия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение маркетинговых инноваций в контрольно-оценочной деятельности педагога»

само по себе немаловажно, и электронного помощника. В то же время электронные приложения могут быть неплохим дополнением в программе изучения курса.

- Как у любого события, у научного прогресса есть последствия, которые не всегда положительно сказываются на изменении полярности интересов в современном обществе. Отрицая данный прогресс, существует риск того, что общество пытающееся предотвратить проблемы, связанные с повсеместным использованием гаджетов, не сможет в полной мере оценить все возможности, которые перед ним открывает мир инноваций.

Список литературы

1. Исмагилова Г.К., Крикунов Е.В. Мобильные приложения как современное средство изучения английского языка // Международный научный журнал «Инновационная наука», 2017. № 4. С. 175-176.

2. Касаткина Н.Н. Использование мобильных технологий в изучении иностранных языков // Ярославский педагогический вестник, 2016. № 4. С. 43-47.

3. Максимова О.А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве // Вестник Челябинского государственного ун-та, 2013. № 22. С. 6-10.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. С. 272.

5. Пэлфри Дж. Дети цифровой эры / Дж. Пэлфри, У. Гассер. М., 2011. 368 с.

6. Фенина Н.Г., Пузанова Т.С. Условия формирования осознанного отношения студентов к изучению иностранного языка в профессиональных целях / Человек и общество на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов. Выпуск 29. Воронеж. ВГПУ, 2005.

7. Miangah T., Nezarat A. Mobile-Assisted Language Learning // International Journal of Distributed and Parallel Systems, 2012. № 1. Pp. 309-319.

8. Stockwell G. Using mobile phones for vocabulary activities: Examining the effect of the platform. Language Learning & Technology, 2010. 14 (2), Pp. 95-110.

ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИННОВАЦИЙ В КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

12 3

Плужникова И.И. , Берестова В.В. , Макаренко Ю.П.

1Плужникова Ирина Ивановна - доцент, кандидат технических наук, кафедра экономики, управления и права; 2Берестова Варвара Владимировна - магистрант; 3Макаренко Юлия Петровна - магистр, кафедра экономики, управления и права, Профессионально-педагогический институт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: в настоящее время с переходом образования на личностно-ориентированное обучение возник вопрос изменения существующих методик контроля и оценивания знаний обучающихся профессионального образования. В данной статье выделены особенности контрольно-оценочной деятельности педагога, понятие маркетинговых инноваций в образовании и применение инноваций в оценочной деятельности педагога.

Ключевые слова: инновация, маркетинговые инновации, контроль, оценка, оценочная деятельность, профессиональное образование.

В настоящее время с переходом образования на личностно-ориентированное обучение возник вопрос изменения существующих методик контроля и оценивания знаний обучающихся профессионального образования.

Образование в России - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения профессиональным навыкам, получения компетенций и опыта, профессионального развития, являющимся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, общества и государства. Образование обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров по всем направлениям с целью удовлетворения потребностей личности и общества. Необходимость в качественном образовании стоит на первом месте и зависит от грамотного контроля и оценки образовательного процесса. В связи с изменениями государственных стандартов образования и устаревания методик, профессиональное образование как никогда нуждается в новых инновационных и эффективных методиках контрольно-оценочной деятельности преподавателей [1].

В основу контрольно-оценочной деятельности педагога входит умение устанавливать контакт со студентами, учитывая его уровень развития, психологические и творческие способности, а также мотивы обучения; строить педагогический процесс в зависимости от личности обучающихся, в том числе использовать в общении оптимальные педагогические средства коммуникации. К тому же грамотный педагог обязан уметь использовать в своей работе как общепринятую социальную, так и индивидуальную шкалу оценивания обучения. Зачастую преподаватели оценивают деятельность обучающегося, сопоставляя ее с оценкой личности в целом. Такое формальное отношение негативно отражается на формирование у студента установки на обучение: у «сильных» студентах создается завышенный уровень притязаний, а у «слабых» студентов - представление о бесполезности его усилий в обучении.

Проверка знаний, осуществляющая в основном контролирующую функцию, значительно влияет на управление процессом обучения и на выявление его эффективности. Контрольно-оценочная деятельность выполняется для выведения сравнительных результатов и выработки общественно значимых нормативов.

Оценочная деятельность (педагогическое или ученическое) является неотъемлемым элементом в образовательном процессе и образовании в целом, целью которого является не только измерение результата образовательной деятельности, но и его улучшение. В связи с этим оценивание необходимо рассматривать как составляющую деятельности не только преподавателя, но и студента. Контрольно-оценочная деятельность является непрерывным процессом, основная цель которого состоит в улучшении учебной деятельности студентов, и педагогу следует тщательно продумывать использование современных методик оценивания в своей работе [2]. Контрольно-оценочная деятельность преподавателя является стимулом и объединяет в себе свойства поощрения и наказания. Но чтобы правильно влиять отметками на студентов необходимо учитывать их действие и эффект в различных ситуациях.

На данный момент преподаватели используют основные типы контрольно -оценочной деятельности:

1. Социальная нормативная ориентация: в основе критериев заложены общезначимые сравнения и социальные нормы. Контрольно-оценочная деятельность заключается в сравнении результата обучения одного студента с результатами другого или всех обучающихся. Результаты выводятся по общепринятым нормам, допустим, если допущена одна ошибка, то оценка «4», если две ошибки - оценка «3» и так далее. При данной методике совершенно не учитываются внутреннее состояние обучающегося,

включенность в процесс обучения, усилия и старания. Каждый студент, как «сильный», так и «слабый», оценивается по одной шкале, всем даются одинаковые задания, при этом «сильных» хвалят всегда, а вот «слабых» достаточно редко.

2. Индивидуальное нормативное оценивание: в основе критериев заложены индивидуальные, личностные качества, которые сравниваются «с самим собой», благодаря чему можно с легкостью выделить личностные успехи и достижения, либо их отсутствие. Данная методика контрольно-оценочной деятельности позволяет рассматривать и анализировать недостатки, выявлять причины, которые мешают или ухудшают продвижение обучающегося. Отличительным плюсом является то, что преподаватель ругает «сильных» студентов за ухудшения результатов, а «слабых» хвалит за повышение качества и развитие, а также дает разные задания по сложности для каждого студента. Но минусом является то, что процесс обучения может затянуться и студент не успевает получить необходимые общие и профессиональные компетенции, от чего время обучения получается различным. [4]

Так как изменения происходят достаточно часто, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты диктуют новые правила, педагогу необходимо переосмыслить педагогическую деятельность, перенести акцент с предметных знаний и умений на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий студентов, что, соответственно, повлечет за собой изменения в контрольно-оценочной деятельности. Требуются внедрения маркетинговых инновационных методик.

Маркетинговая инновация (в педагогике) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности деятельности педагога, либо усовершенствованная стратегия или методика, существующая ранее; привнесение новых или улучшение методик, концепций и стратегий образовательной и оценочной деятельности [3].

Инновационная методика контрольно-оценочной деятельности предполагает оценивать не только достижения в учебной деятельности, но и личностную инициативу студентов, творческую и научную деятельность во всех сферах. Для этого требуется поменять систему контроля и оценивания деятельности студентов, частично отказаться от отметок и поставить в приоритет самооценивание результата самим студентом. Привнесение данных изменений содействует индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации к обучению, а также разрешит многие негативные моменты в профессиональном обучении.

Контрольно-оценочная деятельность должна выстраиваться таким образом, чтобы студенты включались в систему оценивания, получая навык и умение к самооценке и взаимооценке. Самооценка и оценочная самостоятельность является одним из ключевых способов решения многочисленных проблем образования, формирование самооценки происходит еще в раннем возрасте, поэтому педагогу среднего и высшего образования придется подготовиться к тому, что не все студенты смогут сразу правильно проводить оценочную деятельность над своей работой.

Сущность маркетинговых инновационных изменений:

1. Происходит оценивание любой деятельности, особенно успешной, а фиксируется отметкой решение полностью поставленной задачи, то есть умения и навыки по применению знаний;

2. Студент и преподаватель определяют оценку в диалоге, тем самым происходит внешняя оценка и самооценка;

3. За каждую проделанную работу выставляется отдельная оценка;

4. Оценки за итоговые работы по теме выставляются в обязательном порядке преподавателям, оценивается овладение умениями и знаниями по теме. Студент не может отказаться от данной оценки, но может исправить ее пересдачей.

5. Внедрение новых оценок по трехбалльной шкале: «хорошо» - усвоение основных базовых знаний и умений, которые соответствуют

государственным стандартам; «отлично» - программный уровень функциональной грамотности; «превосходно» - необязательный максимальный уровень (мотивационных);

6. Студенты могут самостоятельно выбирать уровень сложности контрольных заданий, а также сложность домашнего задания (студент сразу может определить необходимую для него оценку и выполнить задания по своим силам);

7. Итоговая аттестация студентов всей дисциплины происходит по накопительной системе оценок (рейтинговая система) - происходит повышение учебной мотивации и ответственности, происходит соревновательный момент между сокурсниками, формирование адекватной самооценки.

Главная задача педагога колледжа - научить студентов самостоятельно оценивать свои знания и умения, ведь адекватная самооценка обучающихся - залог успешного обучения и грамотного студента.

Таким образом, маркетинговые инновации в контрольно-оценочной деятельности привносят изменения в оценочной деятельности не только педагога, но и самих обучающихся. Новая методика - это:

■ Безотметочное обучение;

■ Развитие оценочных учений и знаний;

■ Формирование адекватной самооценки у обучающихся;

■ Дифференциация не только по процессу обучения, но и по результату;

■ Возможность студентам увидеть свои достижения в сравнении с самим собой; Проблемы методики:

■ Дорабатывать формы отслеживания результатов достижения обучающихся;

■ Необходимо разработать критерии оценивания обучающихся;

■ Необходимо взаимодействие преподавателей различных дисциплин в разработке единой контрольно-оценочной деятельности.

Список литературы

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2.

2. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. Нарва, 2009.

3. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. М.: Маркет ДС, 2008. 200 с.

4. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1386 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)» (Зарегистрирован в Минюсте России 28.11.2014 № 34994).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.