Научная статья на тему 'Педагогические условия повышения интереса студентов к профессионально-физкультурному совершенствованию'

Педагогические условия повышения интереса студентов к профессионально-физкультурному совершенствованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТЫ / ИНТЕРЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL CONDITIONS / STUDENTS / INTEREST / PROFESSIONAL AND SPORTS IMPROVEMENT / PHYSICAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамгуллин Альфред Зирякович, Драндров Герольд Леонидович, Бурцев Владимир Анатольевич

Представлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие повысить эффективность формирования у студентов интереса к профессиональнофизкультурному совершенствованию при реализации компетентностного подхода к общему физкультурному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамгуллин Альфред Зирякович, Драндров Герольд Леонидович, Бурцев Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INCREASE OF INTEREST OF STUDENTS TO PROFESSIONAL SPORTS IMPROVEMENT

In article presents and discloses pedagogical conditions that increase the efficiency of formation of students' interest in physical education in the implementation of competence-based approach to a common sports education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия повышения интереса студентов к профессионально-физкультурному совершенствованию»

УДК 796.011

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНОМУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

А.З. Шамгуллин, Г.Д. Драндров, В.А. Бурцев

Представлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие повысить эффективность формирования у студентов интереса к профессионально-физкультурному совершенствованию при реализации компетентностного подхода к общему физкультурному образованию.

Ключевые слова: педагогические условия, студенты, интерес, профессионально-физкультурное совершенствование, физкультурное образование, компетентностный подход.

Одной из задач физического воспитания студентов при реализации компетентностного подхода является формирование интереса к профессионально-физкультурному совершенствованию с целью эффективного использования приобретенных компетенций в будущей профессиональной творческой физкультурно-спортивной деятельности. Решение этой задачи обеспечивается посредством создания в процессе физического воспитания в вузе педагогических условий, учитывающих основные психолого-педагогические закономерности и механизмы его возникновения, развития и функционирования.

Наиболее благоприятные возможности для успешного формирования у студентов физкультурной компетентности создаются при модульной организации образовательного процесса.

Модульный принцип организации общего физкультурного образования позволяет учесть индивидуальное своеобразие физкультурно-спортивных интересов студентов благодаря включению в свое содержание наряду с базовым, обязательным для всех модульным блоком вариативных модулей.

Модульное обучение приводит к усилению физической активности, студентов, способствует формированию умений применять усвоенные в процессе обучения знания для рациональной организации занятий физическими упражнениями, побуждает к активному поиску недостающих знаний в соответствии с индивидуальным своеобразием образовательных потребностей в сфере физической культуры.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что первым необходимым условием формирования у студентов интереса к физической культуре при реализации компетентностного подхода выступает модульная организация общего физкультурного образования.

К социальным факторам возникновения и развития интереса к физической культуре и спорту относятся: общение, социальное происхождение, содержание деятельности окружающих людей, средства пропаганды и агитации, традиции, спортивный престиж страны в виде спорта, мода, физкультурно-спортивная инфраструктура, спортивные семейные традиции, воздействие литературы, искусства, телевидения, кино, печати и т. д.

Под влиянием конкретных обстоятельств жизни изменяется место личности в системе общественных отношений, что приводит к изменению внутренней позиций в этой системе, к возникновению и развитию внутренних противоречий: между отдельными видами деятельности и общения; между мотивацией и осуществляемой человеком деятельностью: когда мотив опережает или отстает от деятельности; между уровнями развития мотивации к деятельности и владения способами ее выполнения; между мотивами и целями.

Разрешение этих противоречий осуществляется при активности самого человека и проявляется в переходе к новым видам деятельности или новым типам отношений с окружающими.

С другой стороны, неразрешимость этих противоречий приводит к внешним противоречиям во взаимоотношении с социальным окружением, и как следствие, к снижению интереса к физической культуре и спорту.

Содержание физкультурно-спортивной деятельности и социальная ситуация развития, складывающаяся в процессе ее выполнения, в отличие от субъективных факторов (склонностей и способностей) является более динамичной, быстро и легко изменяющейся во времени и управляемой извне. Поэтому их изменение выступает в качестве одного из наиболее эффективных способов управления развитием интереса к физической культуре.

Это касается, прежде всего, предоставления возможности сознательного выбора содержания занятий физической культурой с учетом индивидуального своеобразия склонностей и задатков двигательных способностей. В основе такого личностно ориентированного подхода к содержанию физкультурного образования лежит безусловное признание индивидуальности человека как неповторимого своеобразия черт и свойств психики, формирующегося на основе наследственных природных склонностей и задатков в процессе воспитания и самовоспитания [1].

Поэтому вторым педагогическим условием формирования у студентов интереса к физической культуре выступает включение в содержание общего физкультурного образования видов физических упражнений, которые обеспечивают удовлетворение индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта.

А.В. Козлов, Т.К. Тихонова и В.Г. Шилько обращают внимание на создание в процессе занятий физическими упражнениями ситуаций достижения успеха как условия формирования у студентов интереса к занятиям по предмету «Физическая культура» [4, 5].

Существенным признаком спорта является соревновательная деятельность, выступающая для ее участников как ситуация достижения успеха и позволяющая удовлетворить потребность во внешнем самоутверждении. Поэтому спорт является одним из наиболее привлекательных для студентов форм организации занятий физической культурой. Участие в спортивной деятельности обогащает человека духовно, обеспечивая его успешную социализацию через приобретение опыта соперничества и сотрудничества.

Значимым для повышения эффективности формирования интереса студентов к физической культуре является эмоциональная сторона процесса спортивной деятельности, проявляющаяся в переживании чувства удовлетворенности от осязаемого положительного эффекта спортивной тренировки, будь то победа на соревнованиях или даже небольшая победа над собой.

С учетом вышеизложенного нами было сформулировано третье педагогическое условие формирования у студентов интереса к физической культуре - вовлечение студентов в соревновательную деятельность в учебное и во внеучебное время.

Гуманизация общего физкультурного образования выступает как современная тенденция его развития, обусловленная как демократизацией общества, так и внутренним развитием самой системы физкультурного образования.

В условиях гуманизации на первый план выходит решение проблемы усиления образовательной направленности физкультурной деятельности и обеспечения физкультурной грамотности студентов. В связи с этим ставится вопрос о необходимости перехода к воспитанию личности через освоение ценностного потенциала физической культуры.

Известно, что любая первичная (естественная) потребность в процессе развития может перерасти в интерес. Существенная роль в этом процессе принадлежит когнитивным факторам - условием возникновения и формирования интересов выступает осознание потребностей, осознание и понимание объективно-существующих связей между переживаемыми потребностями, с одной стороны, и способствующими удовлетворению этих потребностей предметами и деятельностью с этими предметами, с другой.

Существенная роль когнитивного компонента в структуре интереса заключается в том, что знания: обеспечивают самооценку своих возможностей на основе их соотнесения с предметом деятельности, формируют представления личности о себе, о возможных изменениях

условий деятельности и последствий, об ожидаемых оценках других людей; детерминируют процесс выбора между различными возможными действиями, определяют степень активности в конкретных ситуациях поведения и деятельности с учетом субъективных критериев достижения цели, регулируют конкретные действия человека на достижение целей [3].

Учитывая значимость знаний для формирования интереса, мы в качестве четвертого педагогического условия формирования у студентов интереса к физической культуре сформулировали положение о приоритетной направленности учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» на решение образовательных задач.

Педагогический контроль определяется в научно-методической литературе как механизм реализации обратной связи в управлении образовательным процессом. Педагогический самоконтроль физкультурно-спортивной деятельности осуществляется через рефлексивные процессы самопознания, самоанализа, самооценки и самоопределения, он побуждает к данному виду деятельности, позволяет корректировать его содержание и уровень проявляемой двигательной и психической активности.

Для повышения эффективности стимулирующей функции педагогического контроля предлагают предъявлять высокие требования к достигаемым результатам, но таким образом, чтобы ученики знали, что у всех у них открыта дорога к успеху.

Педагогический контроль должен стимулировать человека к саморазвитию и самореализации. В связи с этим большое значение придается объективности оценивания; отказу от диктата и мелочной опеки; созданию стимулов к получению знаний и к активной творческой деятельности; оцениванию, как деятельности студентов, так и динамики ее развития; учету индивидуального своеобразия личности каждого студента с целью создания условий для ее самореализации.

Для создания каждому студенту ситуации достижения успеха рекомендуется при педагогическом контроле физической подготовленности ориентироваться наряду с абсолютными показателями, на динамику их изменения на определенном этапе занятий физическими упражнениями.

Результаты научных исследований говорят о возможности развития интереса к занятиям физической культурой на основе применения рейтинговой системы педагогического контроля.

Рейтинг студента рассматривается в педагогической литературе как сумма баллов, набранная за определенный период времени по заранее установленным правилам, которые не изменяются в течение этого времени.

Определение рейтинга осуществляется через применение рейтинговой системы оценивания. Она представляет совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата,

реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [2].

Эффективность реализации стимулирующей функции рейтинговой системы оценивания предполагает:

1) оперативность поступления информации по каналам обратной

связи;

2) объективность оценивания;

3) конкретность педагогических целей;

4) соответствие индивидуальным учебным возможностям студентов.

Эффект «заработной платы», присущий рейтинговой системе оценивания, делает процесс развития наблюдаемым в реальном времени и поэтому стимулирует студента к систематической учебной работе в течение всего семестра. Состязательность по показателям рейтинга создает условия для переживания чувства удовлетворения от достигаемых результатов обучения, выступая стимулом повышения учебной активности.

Для того, что применения рейтингового контроля способствовало повышению интереса студентов к занятиям физической культурой, необходимо соблюдать ряд обязательных требований. К ним относятся: применение метрической шкалы измерений; интегрирование показателей отдельных критериев с учетом их значимости в физической культуре личности; учет индивидуальных темпов развития физических качеств; взаимосвязь и единство контроля и самоконтроля; гласность результатов контроля; минимальная задержка обратной информации.

В связи с изложенным, мы сформулировали пятое педагогическое условие формирования у студентов интереса к физической культуре -мониторинг физкультурной компетентности студентов на основе системы рейтингового контроля.

В качестве механизма формирования мотива, как компонента интереса, выступает процесс смыслообразования, как специфически направленная форма отражения реальности. Изменение мотивов меняет не значение целей и действий, а их смысл для человека. Поэтому формирование мотивов, осуществляется путем изменения системы отношений человека к различным сторонам жизни.

Формирование интереса должно осуществляться через формирование отношений, который рассматривается в отечественной педагогике как базисный психологический механизм воспитания.

Формирование положительного отношения студентов к физической культуре может проводиться на основе известных в психологии механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз». Действие механизма «снизу вверх» осуществляется в основном через изменение внешних условий, способствуют актуализации формируемого отношения, самостоятельному принятию решения о реализации связанных с ним действий. Действие механизма «сверху вниз» состоит в предъявлении человеку в «готовом виде» отношений, которые должны быть переведены из внешне воспринимаемых во внутренне принятые.

Для этого в конкретных ситуациях физкультурно-спортивной деятельности осуществляется формирование интереса как актуального психического состояния к ее различным сторонам, обеспечивающего ее высокие количественные и качественные характеристики. Для формирования интереса к физической культуре как свойства личности необходимо создавать условия для стабилизации этого состояния, определяющего соответствующий фон деятельности в подавляющем большинстве жизненных ситуаций.

Управление психическим состоянием интереса и воспитание интереса как свойства личности неразрывно связаны как действие и его результат. Для того чтобы психическое состояние интереса стало свойством личности, его надо вызывать изо дня в день в процессе каждого занятия физическими упражнениями, применяя для этого комплекс психолого-педагогических воздействий, направленных на формирование благоприятных отношений.

Решение этой задачи может быть осуществлено через мотивационный тренинг личностной причинности, суть которого заключается в формировании у человека понимания того, он сам является причиной и источником своего поведения и деятельности и их последствий. Для этого следует относиться к человеку как к «источнику», в этом случае он начинает воспринимать себя как причину своих действий.

Тренинг личностной причинности направлен на развитие у человека способностей к целеполаганию, планированию и самоанализу. Его суть заключается в оказании занимающимся помощи:

• в самоанализе своих сильных и слабых сторон;

• в постановке перед собой реально достижимых, соответствующих своим возможностям целей;

в планировании конкретных действий для достижения этих

целей;

• в обучении пониманию, действительно ли поведение приближает

к цели.

Важной предпосылкой реализации стимулирующей функции цели является ее субъективное принятие спортсменом. Чем яснее и глубже осознание, понимание и переживание человеком стоящих перед ним целей,

тем интенсивнее побуждение к их достижению. Слишком отдаленные, долговременные цели не всегда принимаются человеком, поскольку возникают сомнения в их реальности. При этом, чем труднее и серьезнее цель, тем больше усилий прилагают человек для ее достижения.

Таким образом, формирование интереса к физической культуре предполагает реализацию шестого педагогического условия -формирование у студентов личностного смысла занятий физической культурой.

Таким образом, можно заключить, что в условиях традиционной практики физического воспитания не наблюдается существенного повышения интереса студентов к физической культуре, к учебным занятиям по предмету «Физическая культура». В качестве причин сложившейся ситуации выступают присущие традиционной практике физического воспитания противоречия между:

индивидуальным своеобразием способностей и интересов студентов в области физической культуры и одинаковым для всех содержанием общего физкультурного образования;

• высокой значимостью соревновательной мотивации в физической активности студентов и отсутствием условий для ее удовлетворения в процессе физического воспитания в вузе;

• высокой значимостью физкультурной образованности в физической активности студентов и доминированием непосредственной направленности физического воспитания на оздоровление, физическое развитие и развитие физических качеств;

• высоким воспитательным потенциалом стимулирующей функции педагогического контроля и отсутствием условий для ее реализации из-за несоответствия его содержания задачам физического воспитания, субъективизма, низкой оперативности и слабой дифференциации оценивания учебных достижений студентов.

Результаты исследований, выполненных отечественными учеными, показывают, что включение в содержание физического воспитания видов физических упражнений с учетом индивидуального своеобразия потребностей студентов способствует формированию внутренних процессуальных мотивов занятий физической культурой.

Включение студентов в соревновательную деятельность содействует формированию процессуальных (связанных с потребностями в психической активности в форме соревновательного стресса и в общении в форме сотрудничества и соперничества) и результативных (связанных с потребностью в достижении успеха, личностном саморазвитии и самореализации) мотивов занятий физической культурой.

Для формирования когнитивного компонента интереса к физической культуре необходимо уделять внимание вооружению студентов знаниями о физической культуре как виде человеческой

деятельности, о себе как субъекте этой деятельности, о ценностях современной физической культуры.

Рейтинговый контроль вооружает студентов знаниями о степени и причинах рассогласования между целями и результатами физкультурно-спортивной деятельности, об уровне своих возможностей и возможностей своих товарищей уровня и динамики развития физической культуры. Поэтому он выступает значимым фактором формирования у студентов результативных мотивов занятий физическими упражнениями, связанных с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении и личностном саморазвитии.

Вооружение студентов знаниями о значимости результатов физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностно-значимых целей способствует формированию результативных мотивов занятий физическими упражнениями, связанными с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, личностном саморазвитии самореализации.

Таким образом, основными педагогическими условиями повышения эффективности процесса формирования у студентов интереса к физической культуре при реализации компетентностного подхода к общему физкультурному образованию являются:

1) модульная организация обучения дисциплине «Физическая культура»;

2) включение в содержание физического воспитания видов физических упражнений, которые обеспечивают удовлетворение индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта. Реализация этого условия обеспечивает формирование мотивационного компонента интереса и, прежде всего, внутренних процессуальных мотивов занятий физической культурой;

3) организация и включение студентов в соревновательную деятельность в избранном виде физических упражнений. Реализация этого условия способствует формированию как процессуальных (связанных с потребностями в психической активности в форме соревновательного стресса и в общении в форме сотрудничества и соперничества), так и результативных (связанных с потребностью в достижении успеха, личностном саморазвитии и самореализации) мотивов занятий физической культурой;

4) приоритетность решения образовательных задач физического воспитания. Реализация этого условия обеспечивает формирование когнитивного компонента интереса к физической культуре, обогащая его знаниями о физической культуре как виде человеческой деятельности, о себе как субъекте этой деятельности, о ценностях современной физической культуры, которые могут быть присвоены личностью;

5) применение системы рейтингового контроля уровня и динамики развития физкультурной компетентности. Реализация этого условия

способствует формированию мотивационного компонента интереса к физической культуре (результативных мотивов занятий физическими упражнениями, связанными с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении и личностном саморазвитии), когнитивного компонента (знания о степени и причинах рассогласования между целями и результатами физкультурно-спортивной деятельности, об уровне своих возможностей и возможностей своих товарищей);

6) формирование личностного смысла занятий физической культурой через осознание их значимости в личной жизни. Реализация этого условия способствует формированию мотивационного компонента интереса к физической культуре (результативных мотивов занятий физическими упражнениями, связанными с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, личностном саморазвитии самореализации), когнитивного компонента (знания о значимости результатов физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностно-значимых целей).

Список литературы

1. Гилазиева С.Р. Формирование физкультурно-спортивной компетентности будущих менеджеров: автореф. дис. ...канд. пед наук. Челябинск, 2004. 22 с.

2. Драндров Г.Л. Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к творческому обучению двигательным действиям: дис. .д-ра пед. наук. Омск, 2002. 464 с.

3. Погодин В.В. Дидактические условия формирования компетентности в области физической культуры учащихся

профессиональных училищ: автореф. дис.....канд. пед. наук. Ульяновск,

2007. 23 с.

4. Тихонова Т.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис. .канд. пед. наук. М., 2000. 154 с.

5. Шилько В.Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С. 50-52.

Шамгуллин Альфред Зирякович, ст. преп., уо1с1ег 196НатаИ.ги, Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Драндров Герольд Леонидович, д-р пед. наук, проф., зав кафедрой, 2его1с149атаИ. ги, Россия, Чувашская Республика, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Бурцев Владимир Анатольевич, канд. пед. наук, доц., уо1с1ег 196НатаИ.ги, Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INCREASE OF INTEREST OF STUDENTS TO PROFESSIONAL SPORTS IMPROVEMENT

A.Z. Shamgullin, G.L. Drandrov, V.A. Burtsev

In article presents and discloses pedagogical conditions that increase the efficiency of formation of students' interest in physical education in the implementation of competence-based approach to a common sports education.

Key words: pedagogical conditions, students, interest, professional and sports improvement, physical education, competence approach.

Shamgullin Alfred Ziryakovich, senior teacher, volder1968@,mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Drandrov Gerold Leonidovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, head of Department, gerold49@mail.ru, Russia, Republic of Chuvashia, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University I.Y. Yakovlev,

Burtsev Vladimir Anatolyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.